- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка на тему Устное изложение. Трясогузкины письма (3 класс)
Конспект урока русского языка на тему Устное изложение. Трясогузкины письма (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Слобоцкая И.Н. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Перспективная начальная школа
Урок русского языка
Тема: Р/р. Устное изложение
«Трясогузкины письма»
Подготовила учитель
начальных классов
МБОУ Красночабанской
СОШ №14
Зимовниковского района
Ростовской области
Слобоцкая И.Н.
Тема урока: Устное изложение «Трясогузкины письма». Цель: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:
Планируемые результаты:
Предметные: - продолжить работу над пониманием основной мысли, выраженной в тексте; -развивать и закреплять умения детей делить текст на части и составлять план текста для устного пересказа; - развивать устную речь школьников: умения своими словами пересказывать текст, передавая смысл каждой его части с опорой на план текста
Метапредметные: познавательные: - ориентироваться в тексте, выделять и осмысливать необходимую информацию; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным основаниям, делать умозаключения; коммуникативные: - участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять и контролировать друг друга; делиться своими открытиями регулятивные: - ставить и решать учебную задачу под руководством учителя; - осуществлять самоконтроль Личностные: - развивать способность иметь собственное мнение и выражать свои мысли. -
Ход урока
I. Организационный этап урока - Ребята, покажите с помощью смайликов, с каким настроением вы пришли на урок. Ну что ж, сегодня прекрасный зимний день! У всех хорошее предпраздничное настроение. Да и урок не совсем обычный. К нам пожаловала очень интересная гостья и принесла чуточку весеннего тепла. Встречайте, кто - же это? ІІ. Мотивация урока. Постановка темы и цели урока
Пробегает по дорожке
На коротких тонких ножках.
Часто хвостиком трясёт,
И под крышею живёт,
Комары её закуска.
Это птичка - …
(Трясогузка)
С ледоходом прилетает,
Чёрным хвостиком мотает,
Чёрный с белым хвостик узкий
У изящной ….
(Трясогузки)
(П.Смолин) - Ребята, о ком же сегодня мы будем говорить на уроке? - Но ведь у нас урок русского языка - урок развития речи, и трясогузка, как очень умная и заботливая птичка, не может помешать нам овладевать искусством правильной, красивой и грамотной речи. - Предположите, чем же мы будем заниматься на уроке русского языка? (Мы познакомимся с произведением, в котором говорится об очень интересном случае из жизни трясогузки. Определим тему, основную мысль текста. Составим план текста.) - Совершенно верно, ребята. -А какие цели мы для себя поставим на уроке? - Сегодня на уроке развития речи мы продолжим работу над определением основной мысли, выраженной в тексте; научимся делить текст на части, составлять план текста для устного пересказа и своими словами пересказывать текст, передавая смысл каждой его части с опорой на составленный план текста. ІІІ. Подготовка к усвоению новых знаний. - Ребята, а что вы уже знаете о трясогузке из передач, энциклопедий или других источников? - Посмотрите на иллюстрацию. - Это маленькая птичка из отряда воробьиных. Живёт на берегу реки, пруда или маленького ручейка. Трясогузки - большие чистюли. Они купаются, моются, как большие пляжницы. С наступлением холодов многие птицы отправляются в тёплые края. Не забывают это делать и трясогузки, но ранней весной домой возвращаются безошибочно. Трясогузка - мама строит гнездо на земле и старается делать это в каком - либо укрытии. А если же укрытия нет, строит гнездо где получится, и мастерит его одним только своим клювом так добротно и надёжно, что диву даёшься. И вот какой интересный случай произошел весной с гостьей, пожаловавшей сегодня к нам на урок. - Откройте учебники: упр.29 стр. 63-64. Послушайте текст «Трясогузкины письма» по Н. Сладкову.
IV. Открытие новых знаний
а) Словарно-фразеологическая работа.
- Значение какого слова вы хотели бы выяснить? (древоточец)
- К какому источнику информации необходимо обратиться? (в Толковый словарь)
б). Беседа по содержанию с выборочным чтением текста. Анализ текста. - А вам приходилось видеть трясогузку? - Знаете, как она выглядит? _ Найдите в тексте и прочитайте описание этой птички. («трясогузка - тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком»). - Почему птичка облюбовала для гнезда почтовый ящик? - Почему её прозвали Почтальоном? - Как вела себя трясогузка, когда приходил почтальон? - Как относились к трясогузке жители дома, хозяева почтового ящика? - Какие фрагменты текста подтверждают ваш ответ? - Как вы понимаете смысл названия текста? - Оно соответствует теме или основной мысли текста? (Оно соответствует его основной мысли: люди с вниманием и заботой относятся к птичке и ласково называют разные бумажки, из которых она строит гнездо, - трясогузкиными письмами)
Физкультминутка
в) Составление плана текста и обсуждение готового плана. Работа в парах. - Поделите текст на части по смыслу. - Сколько смысловых частей у вас получилось? - Придумайте название для каждой части текста и запишите план в тетрадь. Примерные названия частей плана могут быть такими: 1.Старый почтовый ящик и дятел. 2.Почему трясогузку назвали «Почтальон». 3.Тревожная жизнь трясогузки. 4.Новые заботы. 5.Как оберегали трясогузку. 6. Птичья семья покидает гнездо. г). Подготовка к пересказу текста: -Ребята, внимательно послушайте текст ещё раз, обратите внимание на последовательность изложения событий в тексте. - Теперь перечитайте текст вполголоса. д). Пересказ текста. Работа в парах - Закройте страницу учебника листком бумаги и перескажите текст своими словами соседу по парте, опираясь на план. V. Первичное закрепление нового материала. Творческое задание. Обсуждение. - Составь короткое описание трясогузки (3 - 4 предложения): внешний вид, повадки с иллюстрацией для размещения в иллюстрированном словаре. VІ. Итог урока. Рефлексия:
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли мы этой цели?
- Что показалось сложным на уроке?
- Оцените свою работу на уроке:
- Если у вас всё получилось, вы довольны собой, возьмите этот знак (зелёный кружок)
- Если не всё получалось - такой знак: (жёлтый кружок)
- Если остались вопросы и нужна помощь учителя, возьмите такой знак: (красный кружок) VІІ. Домашнее задание: составить синквейн: «Трясогузка» VІІІ. Организованный конец урока
Используемые источники информации: Методическое пособие «Русский язык» 3 класс Авторы: Н.А.Чуракова, М.Л.Каленчук, О.В.Малаховская, Т.А.Байкова. Москва. Академкнига/Учебник Материалы сайтов:
1.Загадки про трясогузку | Загадки
neposed.net›…zagadki/zagadki-o…zagadki…zagadki…
2. Трясогузка белая: Юный натуралист-орнитолог
allforchildren.ru «Юный орнитолог» Трясогузка белая