- Преподавателю
- Начальные классы
- Календарно-тематическое планирование УМК Перспектива
Календарно-тематическое планирование УМК Перспектива
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Барсукова О.В. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование «Музыка» (Е.Д. Критская)-33 часа
№ урока
Дата
Тема урока
Тип урока
Элемент содержания
Планируемые результаты
научится
Получит возможность научиться
Тема полугодия первого: «Музыка вокруг нас».
1.
«И Муза вечная со мной!»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (Урок-путешествие) Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза - волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор - исполнитель - слушатель.
-
П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
-
Д.Кабалевский «Песня о школе».
-
И.Якушенко «Пестрая песенка»
- размышлять об истоках возникновения музыкаль-ного искусства. - правилам поведения на уроке музыки. Правилам пения. - наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; - с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования - обогащение индивидуального музыкального опыта; - пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; - расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума; - воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать 2
Хоровод муз.
Комбинированный урок.
(Урок- экскурсия) Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с понятием "хор", "хоровод", с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют, веселятся. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Хоровод- древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Колыбельная песня - это музыка, которая становится частью жизни.
- р.н.п. «Во поле береза стояла»
- греческий танец «Сиртаки»
-
молдавская хороводная песня-пляска «Хора».
- музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов; - использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.
- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений; - передавать настроение музыки в пении; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - давать определения общего характера музыки. 3
Повсюду музыка слышна.
Комбинированный урок.
(Урок - игра) Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора», Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.
- определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; - принимать участие в элементарной импрови-зации и исполнительской деятельности. - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движе-нии, игре на инструментах; - приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятель-ности через сочинение, исполнение, слушание; - исполнять, инсценировать песни.
4
Душа музыки - мелодия.
Урок обобщения и систематизации знаний.
(Урок-путешествие) Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Мелодия - главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа. Опираясь на простые жанры - песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие "шаги" в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- "солдатики" маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса. П.Чайковский:
- «Сладкая греза», «Вальс»,
- «Марш деревянных солдатиков».
- понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия - главная мысль музыкального произведения. - выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; - определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); - откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. - определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. 5
Музыка осени.
Комбинированный урок Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.
- П.И.Чайковский «Осенняя песнь»
- Г.Свиридов «Осень»
- В.Павленко «Капельки»
- Т.Потапенко «Скворушка прощается»
- различать тембр музыкального инструмента - скрипки и фортепиано; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. - участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов 6
Сочини мелодию.
Урок закрепления нового материала.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально - поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, кто хочет научиться новому. - проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость; - ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многооб-разии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; - ценить отечественные народные музыкальные традиции; - найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песенки на стихи А.Барто «Золотая осень» и песенки «Дождь идет»; - владеть элементами алгоритма сочинения мелодии; - самостоятельно выполнять упражнения; - владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. 7
«Азбука, азбука каждому нужна…»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
-
Д.Кабалевский «Песня о школе»
-
А. Островский «Азбука»
- моделирования опыта музыкально-творческой деятельности; - понимания истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; - взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни; 8
Музыкальная азбука.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков. Музыкальная азбука - взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
-
В. Дроцевич «Семь подружек»
-
«Нотный хоровод»
- узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковы-сотности мелодии движением рук.
- Ориентироваться в нотном письме
как графическом изображении типичных интонационных оборотов
(вопрос - ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.) 9
Обобщающий урок 1 четверти.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.
- определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель», - узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни.
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собствен-
ные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности; - задавать вопросы; - отвечать на вопросы;
- умение выражать свои мысли.
10
Музыкальные инструменты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа - свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска.
-
«Полянка» (свирель),
-
«Во кузнице» (рожок),
-
«Как под яблонькой» (гусли)
-
«Пастушья песенка» (французская народная песня)
- ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; - находить сходства и различия в инструментах разных народов. - название русских народных инструментов - свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала. - распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. 11
«Садко». Из русского былинного сказа.
Комбинированный урок
Наблюдение народного творчества
Знакомство с народным былинным сказом "Садко". Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен - колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
-
Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли)
-
Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»
- внимательно воспринимать информацию; - внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
- различать жанры народных песен - колыбельные, плясовые, их характерные особенности; - определять на слух звучание народных инструментов; - воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
12
Музыкальные инструменты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Музыкальные инструменты.
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли - арфа - фортепиано.
-
И.С.Бах «Шутка»
-
К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».
-
Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент)
- сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - определять названия профессиональных инструментов - флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов; - передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. 13
Звучащие картины.
Комбинированный урок.
Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах "звучит" народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.
- К.Кикта «Фрески Софии Киевской»
- Л.Дакен «Кукушка»
- сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.
- узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; - самостоятельную музыкальную творческую деятельность;
14
Разыграй песню.
Комбинированный урок.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки
- планировать свою деятельность; - выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. - учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
- оценивать собственную музыкально -творческую деятельность
15
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
- «Тихая ночь» - международный рождественский гимн
- «Щедрик»- украинская народная колядка
- «Все идут, спешат на праздник» - колядка
- С.Крылов - «Зимняя сказка»
- приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
- учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; - образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники - Рождество, названия рождественских песнопений - колядки. -
16
Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти.
Комбинированный урок.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре - балет. Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы - Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен.
П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:
-
«Марш»
-
«Вальс снежных хлопьев»
-
«Па- де-де»
-
«Зимняя песенка»А.Бердыщев
- понимать степень понимания роли музыки в жизни человека. - узнавать освоенные музыкальные произведения, - - давать определения общего характера музыки; - накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; - учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности;
Тема второго полугодия: «Музыка и ты» 17
Край, в котором ты живешь.
Урок изучения и закрепления новых знаний. Сочинения отечественных композиторов о Родине.Региональные музыкальные традиции Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие "Родина" - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь. Однако у каждого вида искусства - свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
-
В.Степанова «Добрый день»
-
А.Шнитке - «Пастораль»
-
Г.Свиридов - «Пастораль»
-
В.Алексеев «Рощица»
-
А.Бердышев «Приезжайте в тундру»
- понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов; - оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
- выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности - скрипки;
- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
- использовать музыкальную речь
как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.
18
Художник, поэт, композитор.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь. Однако у каждого вида искусства - свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, "услышанной сердцем", очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.
- И. Кадомцев « Песенка о солнышке, радуге и радости»
- И.Никитин «Вот и солнце встает»
- воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.
- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства. 19
Музыка утра.
Интонационно - образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Э.Григ «Утро»
-
П.Чайковский «Зимнее утро»
-
В.Симонов «Утро в лесу»
- понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь
- по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения. - выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
20
Музыка вечера.
Комбинированный урок.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация - источник элементов музыкальной речи. Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
- В. Гаврилин «Вечерняя музыка»
- С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»
- Е. Крылатов «Колыбельная Умки»
- В.Салманов « Вечер»
- по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения. - сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. - формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;
- выражать собственные мысли,
настроения и чувства с помощью
музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах; - получения новых знаний через постижение основных средств музыкальной выразительности;
21
Музыкальные портреты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
- В.Моцарт « Менуэт»
- С.Прокофьев «Болтунья»
- сравнивать музыкальные и речевые интонации,
- определять их сходство и различия;
- выявлять различные образы - портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи.
- вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки,
- соединять слуховые впечатления детей со зрительными. 22
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Комбинированный урок. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры - драматизации. Развитие музыки в исполнении. Знакомство со сказкой и народной игрой "Баба-Яга". Встреча с образами русского народного фольклора.
- П.Чайковский «Баба Яга»
- « Баба - Яга» - детская песенка
- воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
- передавать в собственном испол_
нении (пении, игре на инструмен_
тах, музыкально_пластическом дви_
жении) различные музыкальные
образы. 23
Музы не молчали.
Комбинированный урок. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
- А.Бородин «Богатырская симфония»
- «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня)
- «Учил Суворов»
- определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках. - внимательно слушать.
- определять характер музыки и передавать ее настроение, описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу, - передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний;
24
Мамин праздник.
Комбинированный урок. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки
- В.Моцарт «Колыбельная»
- И.Дунаевский «Колыбельная»
- М.Славкин « Праздник бабушек и мам»
- И.Арсеев «Спасибо»
- передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать; - выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями.
- воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
- передавать в собственном испол_
нении (пении, игре на инструмен_
тах, музыкально_пластическом дви_
жении) различные музыкальные
образы. 25
Обобщающий урок.
Урок обобщения и систематизации знаний. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.
- определять названия изученных жанров музыки; названия изученных произведений и их авторов; - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; - исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
- приобретать (моделировать) опыт
музыкально - творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. 26
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Урок изучения и закрепления новых знаний
Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
- «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня.
- участвовать в коллективном музицировании на элементарных и музыкальных инструментах.
- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
27
Музыкальные инструменты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Музыкальные инструменты. Встреча с музыкальными инструментами - арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.
- И.Бах «Волынка»
- П.Чайковский « Сладкая греза»
- Л.Дакен «Кукушка»
- «Тонкая рябина» - гитара
- Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин
- И.Конради - «Менуэт» - лютня
- сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.
- сопостовлять внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов - лютня, клавесин, гитара. 28
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
Урок обобщения и систематизации знаний. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку "Чудесная лютня". Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.
- сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, - размышлять о возможностях музыки в передаче чувств. Мыслей человека, силе ее воздействия.
- обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне. 29
Музыка в цирке.
Комбинированный урок. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
- А.Журбин « Добрые слоны»
- И.Дунаевский « Выходной марш»
- Д.Кабалевский «Клоуны»
- О.Юдахина « Слон и скрипочка»
- определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец - марш. - узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей.
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. 30
Дом, который звучит.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры. Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах "встречаются" песенная, танцевальная и маршевая музыка.
- Н.Римский-Корсаков опера «Садко»
- ( фрагменты)
- Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок»
- ( «Золотые рыбки»)
- вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
- накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; - расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни современного социума; - формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;
31
Опера-сказка.
Урок закрепления знаний.
Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики - мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе - хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
- М.Коваль «Волк и семеро козлят»
- М.Красев «Муха - цокотуха»
- назвать понравившееся произведения, дать его характеристику; - сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.
- определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной;
сольной, хоровой, оркестровой);
- участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности;
- слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию.
32
«Ничего на свете лучше нету».
Комбинированный урок. Музыка для детей. Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы.
- Г.Гладков «Бременские музыканты»
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотеку) 33
Обобщающий урок. (Урок-концерт.) Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. -понимать триединство: композитор исполнитель слушатель, - осозновать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.
- оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
- размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениямсоздавать собственные исполнительские интерпретации.
- сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
- различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.
- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства