«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания русского языка в начальных классах»

Введение Одной из главных целей современного образования, обеспечивающей эффективную интеграцию ребенка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Человек может успешно жить и полноценно действовать в обществе, если он способен самостоятельно выйти за пределы «стандартного набора» знаний, умений и навыков, и научиться принимать самостоятельные решения. Поэтому одной из социально значимых целей современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, то есть развивать у учащихся способность и потребность искать находить решение возникающих учебных и внеучебных задач, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию. И, поскольку творчество - это создание объективно или субъективно нового, для детей важна личная новизна их творческой деятельности на каждом уроке учебного процесса, в том числе и на уроке русского языка. Но, несмотря на то, что есть материалы научных исследований, раскрывающих лингвистические, методические и психологические основы развития речи школьника, большинство учителей испытывают трудности в организации учебного процесса, так как речь современных учеников невыразительна, однообразна или засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, письменные творческие работы указывают на бедность лексического запаса, заторможенность умений владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов. В таких условиях применение учебно-методических комплексов, направленных на развитие познавательных и творческих способностей, жизненно необходимо в сегодняшней школе. Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

  • снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;
  • отсутствие нравственного ориентира.
Проблема. В процессе обучения учащиеся не всегда способны к творчеству, а педагог не всегда уделяет должное внимание развитию данных способностей у детей. В результате этого учащиеся мало интересуются творческими работами (изложениями, сочинениями), в то время как эти занятия способны значительно развить художественный вкус, творческое мышление, воображение и многие другие качества, необходимые для формирования личности, способной принимать нестандартные решения, умеющей творчески мыслить. В связи с этим возникла необходимость в целенаправленной работе по развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка. Следовательно, цель моей работы: развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания русского языка в начальных классах. Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:
  1. научить способности видеть проблему там, где её не видят другие;
  2. научить способности находить разные способы решения проблемы и альтернативные доказательства;
  3. научить способности доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла;
  4. научить способности строить принципиально новый способ решения проблемы, являющийся комбинацией известных проблем.
В итоге работы, я ожидаю получить такой результат, ученики смогут видеть проблему там, где ее не видят другие; смогут находить разные способы решения проблемы и альтернативные доказательства; смогут дорабатывать детали, совершенствовать первоначальный замысел; смогут строить принципиально новый способ решения проблемы, являющийся комбинацией известных проблем.

Основная часть Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные УУД. Выделение условий развития универсальных учебных действий в образовательном процессе позволило сформулировать общие рекомендации по формированию УУД в ходе образовательного процесса с учетом специфики учебных предметов, которые закреплены в следующих документах: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа». В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Важной целью образования в данных условиях становится подготовка учеников к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью, направленной на развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся, учитывая их психологические способности. Использование средств ИКТ и Интернета уже в начальной школе приводит к повышению познавательной активности учащихся, к эффективности обучения за счёт изменения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов. Во многих случаях использование современных средств ИКТ и IT-технологий даёт возможность дифференциации процесса обучения школьников за счёт использования средств и технологий выбора заданий разного уровня, организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим школьникам и возврату к недостаточно изученному материалу отстающим ученикам. Учитывая возможные факторы индивидуализации и дифференциации обучения, средства ИКТ, обоснованно применяемые в урочной и внеурочной деятельности младших школьников, могут способствовать организации личностно-ориентированного обучения, а значит и росту их познавательного интереса. Основной целью работы учителя по развитию творческих способностей учащихся начальных классов с использованием ИКТ является создание условий, обеспечивающих: мотивацию к образованию и развитию личности школьника, её интеллектуального и духовного начала; гуманное отношение к обучаемому. Процесс информатизации нашей школы обеспечил оснащение её современной компьютерной техникой, предоставил доступ к компьютерам педагогам и учащимся. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным. Нестандартные способы организации уроков возбуждают интерес и живое участие школьников. Методическим средством организации может стать использование мультимедийных презентаций, которые вызывают любопытство детей, побуждают к обмену впечатлениями - общению, т.к. это яркие, зримые образы, музыка, дикторские тексты, что существенно обновляет методику проведения уроков. В соответствии с современными требованиями, представляется невозможным использование ИКТ на всех этапах урока сразу, это приведет к информационной и учебной перегрузке, а также физиологически не оправдано для учащихся начальной школы. Учителю, который использует на своих уроках новые информационные технологии необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, пер­сональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»). Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7-10 лет - 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ - не более 3-4 уроков в неделю. Использование на уроках электронных презентаций Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. Электронную презентацию можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску - как технические средства, позволяющие показать презентацию в классе. Создание и применение на уроке электронных презентаций сегодня весьма актуально. Это значит, что урок с использованием таких средств должен быть привычным и удобным и для учащихся, и для учителя, не отвлекать внимание школьников на внешнее оформление. Необходимо оговориться, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не один раз, а систематически. Что же нового дает использование мультимедийных презентаций? Во-первых, удобство демонстрации. Во-вторых, методические преимущества: Возможность остановить, детально рассмотреть зрительный ряд, вернуться к предыдущим слайдом, компьютер выступает в роли доброжелательного, терпеливого собеседника, помогает организовать наблюдение, «учит видеть». В-третьих, решение дидактических задач, что приводит к прочности усвоения материала и быстрому его усвоению, повышается заинтересованность, развивается коммуникативный потенциал личности. Целями использования презентации на уроке могут быть:

  1. актуализация знаний;
  2. сопровождение объяснения нового материала;
  3. первичное закрепление знаний;
  4. обобщение и систематизация знаний.
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно дополнить слайдами, но не в виде простого текста. Они могут быть представлены как небольшой видеоряд, фотографии демонстрационных опытов, проведённых ранее, рисунки из учебника, требующие комментария и т. д. Для того чтобы учащиеся лучше вспомнили изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причём их оформление не стоит резко менять под новый фон - так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, так как при этом теряются эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдёт в русле «угадай следующий слайд (ответ)». Первичное закрепление материала обычно проводят в виде беседы или выполнения заданий. В первом случае материал, предъявляемый для вопросов, может быть оформлен на слайдах презентации. Кроме него и самих вопросов уместно также предложить некий обобщённый материал по ответам учащихся.
Можно предложить школьникам для повторения и дальнейшего самостоятельного комментирования несколько слайдов презентации, использовавшейся при объяснении нового материала, но это должен быть наиболее значимый материал. Во втором случае предпочтительнее использовать индивидуальные карточки, а на слайде презентации показать правильное решение. Если презентация предусмотрена на всех этапах урока, то части её лучше выделить различным фоном, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как единое целое. Важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не сделать его монотонным и однообразным. Обобщению и систематизации знаний, как правило, посвящают отдельный урок. Кажется, что нет смысла проводить его с использованием электронной презентации, если при изучении обобщаемой темы (обычно не менее 5 уроков) этот вид наглядности ни разу не использовался. В этом случае учащиеся будут обращать больше внимания на форму, а не на содержание урока. В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы. На уроках русского языка использование ИКТ, презентаций является особенно необходимым при подготовке к написанию сочинений. Так при знакомстве с творчеством художника, можем видеть, сравнить несколько картин, можем более подробно рассмотреть картину, которую будем описывать, с разных сторон, с разных точек зрения. Вместе с этим можно вывести на экран различные упражнения по подготовке к написанию сочинения. Например, вставить готовый текст описание, а затем его же, только с пропущенными словами, чтобы ребята могли его восстановить. Такая форма работы расширяет кругозор ребят, даёт возможность образно мыслить, при глубоком, подробном рассмотрении можно даже почувствовать цвет и запах картины, т.е. развивает творческие способности учащихся. Соответственно и результат выше, чем без использования ИКТ. В перечисленных типах уроков презентации созданы учителем, однако, для развития творческих способностей, ученик тоже может участвовать в создании презентации. Однако хотелось бы остановиться на некоторых трудностях:
  1. Новейшие технические средства, хорошая техническая база в школе, оснащенность каждого кабинета - вот, что дает возможность более эффективного обучения.
  2. При работе с компьютерами трансформируются взаимоотношения учитель - ученик, исчезает целостная система обучения, на учителя возлагается трудоемкая работа……
  3. Сложность заключается лишь в том, как организовать и распределить рабочее время учителя, потому что провести урок с использованием ИКТ - самое простое и приятное дело. А найти часы (и минуты!) на осуществление подготовительного этапа - самого важного в этом процессе - вот основная проблема
Использование современных информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка способствует повышению познавательной активности и творческих способностей подрастающего поколения. И все-таки, несмотря на увлечённость всеобщей школьной компьютеризацией, информационно-коммуникационные технологии не должны стать самоцелью, это всего лишь дополнительное средство, с помощью которого возможно реализовать новые формы сотрудничества учителя и ученика в целях их совместного творчества и личностного развития. А потому выходит, что какими бы техническими ресурсами ни укомплектовывали школы, - без живого, творческого подхода к преподаванию не обойтись.

УСЛОВИЯ В нашей школе требования к кадровым, материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования выполняются. Все учителя начальных классов прошли курсы по повышению квалификации по ФГОС, имеют большой стаж работы 25 - 35 лет, с высшей категорией один учитель, остальные имеют первую категорию. В школу поступил полный комплект оборудования для начальных классов: компьютеры, интерактивная доска, проектор, принтер, цифровой микроскоп, документ-камера, программные продукты, системы PROLog и PROClass, конструкторы и др. Для работы с системой PROClass не хватает знаний, а получить консультацию в нашей школе не у кого, поэтому в этой системе использую только предложенные тесты. Наша школа участвует в проекте «Школа цифрового века». Учителя получили возможность получать электронные методические газеты и журналы по выбору через интернет. Хотя в моем классе 3 ученика, один из них с ОВЗ - нарушение речи. По рекомендации СОКБ имени Калинина рекомендованы занятия с логопедом, но такового у нас в школе нет, поэтому занятия с логопедом не проводятся. С детьми с ОВЗ проводятся только индивидуальное обучение. В школе также нет психолога, детей с ОВЗ рассматривает только ПМПК, не возможно своевременно выявить одаренных детей.


Выводы Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя. Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно - популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы. Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности. В результате работы мною были выделены следующие особенности и преимущества использования ИКТ на уроках русского языка: 1) повышение эффективности учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока; 2) усиление наглядности; 4) осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью); 5) расширение объёма предъявляемой учебной информации; 6) улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве), улучшение качества образования. 7) повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы; 8) включение учащихся в коллективную деятельность в парах; 9) повышение интереса ребенка к изучению предмета (и к учению в целом); 10) активизация творческих способностей ученика, включение школьников в современное пространство информационного общества, развитие личности. Таким образом, применение компьютера на уроках русского языка в начальной школе представляется целесообразным и перспективным. Однако существуют недостатки и проблемы применения ИКТ: - нет компьютера в домашнем пользовании некоторых учащихся; - недостаточная компьютерная грамотность учителя; - отсутствие контакта с учителем информатики; - отсутствие необходимого оборудования в классе (доступа к сети Интернет).



Информационное обеспечение обучения

Основные источники

  1. Брылова М.Н. Применение компьютерных технологий на уроках русского языка. Начальная школа. № 11 2009г.
  2. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» № 2 2009г.
  3. Козлова В. В., Кондакова А. М. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; - М. : Просвещение, 2011
  4. Колесникова Ю.А. Первое место - компьютеру. «Начальная школа. Плюс до и после» № 7 2007г.
  5. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М. : Просвещение, 2013
Нормативные документы
  1. Закон РФ об образовании
  2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
  3. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
  4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 марта 2002 г. № 199/13 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе».Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов общего образования, член коллегии А.В. Баранников
  5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.

Интернет ресурсы:
  1. Бердникова А. Н. Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании
  2. mon.gov.ru - cайт Министерства образования и науки РФ
  3. samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области
  4. pravoteka.ru/pst/908/453593.html
  5. festival.1september.ru/articles/521181/

© 2010-2022