• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Интегрированный урок по литературе и ИЗО на тему С. Есенин Береза Выбор и применение выразительны х средств для реализации собственного рисунка березы (2 класс)

Интегрированный урок по литературе и ИЗО на тему С. Есенин Береза Выбор и применение выразительны х средств для реализации собственного рисунка березы (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ СОШ с. Виахту







Интегрированный урок литературы и ИЗО



Тема: «Произведения выдающихся представителей русской литературы: С.Есенин «Берёза»; Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла

в рисунке берёзы».

(2 класс, образовательная система «Школа России»)

(с использованием мультимедийных средств)



Выполнила: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Мальцева И.Н.





Г.Шадринск

2014 г.



Цель урока: Раскрытие образа берёзы посредством художественно-литературного слова и изобразительных средств.

Задачи урока:

Обучающие: познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина; тренировать учащихся в наблюдении над средствами художественной выразительности; активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения; раскрыть авторское отношение к берёзе; познакомить с творчеством великих русских художников; продолжить работу по овладению основ художественной грамоты: формой, линией, цветом.

Развивающие: способствовать развитию образно - чувственного мышления, развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, умения анализировать; развивать умение в смешивании цвета, (умение пользоваться палитрой); развивать умение учащихся представить образ берёзы, нарисованный поэтом и отобразить его на альбомном листе с помощью красок (гуаши).

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову, вызвать интерес к урокам литературы и изо.

Тип урока: интегрированный

Ведущий метод: продуктивный

Оборудование: учебник «Родная речь» 2 класс под редакцией Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкого; слайды; фонограмма песни «Во поле берёза стояла»; творческие работы учащихся; альбом; гуашь.

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)

  2. Актуализация знаний учащихся

- С творчеством, какого поэта мы познакомились на предыдущем уроке?

Слайд 2 (портрет С.Есенина)

  1. Опрос домашнего задания.

- Обратите внимание на иллюстрации к стихотворению С.Есенина «Поёт зима -аукает», которые вы подготовили дома.

беседа по рисункам:

- Как вы думаете, соответствуют ли данные иллюстрации стихотворению Есенина? (Да, соответствуют - изображен зимний лес, воробьи у замерзшего окна, …)

- Подберите строчки из стихотворения к первой иллюстрации. (Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает…)

- Как изобразила Катя «мохнатый лес», какие деревья здесь присутствуют? (Сосны, ели, березы…)

- Да, даже в сосновом или еловом лесу встречаются другие деревья - об одном из которых пойдет речь на нашем уроке.

- Кто желает рассказать стихотворение С. Есенина «Поет зима, аукает» наизусть?

(выразительное чтение стихотворения наизусть по цепочке - 2-3 чел)

Проверка Д.З. показала, что вы хорошо знаете текст стихотворения и умеете ориентироваться в его содержании.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня у нас необычный урок - мы продолжим изучение творчества Есенина и проиллюстрируем данное произведение. А название этого произведения вы скажете сами.

  1. Подготовка к восприятию нового.

- Посмотрите на эти картины природы. Слайд 3

Что изображено на иллюстрациях? (природа зимой)

- Одно из этих деревьев стало символом России, многие поэты и писатели

обращались к её образу, называя русской красавицей.

О нём сложено много песен, былин, сказок, стихотворений. Оно - символ женственности и плодородия у многих народов.

Найдите название этого дерева в разноцветном списке деревьев. Слайд 4 (названия деревьев)

- С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке? Слайд 5 (берёза, Есенин)

Россия всегда ассоциировалась с берёзой.

На «зелёные святки» в России девушки проводили обряд «заламывания» берёзы: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали их бусами и платками для помощи, чтобы быстрее выйти замуж. Отсюда, возможно, и слова в русской народной песне «Я пойду, пойду, погуляю, белую берёзу «заламаю»

Девушки водили хоровод под эту песню и плели венки из берёзовых веточек.

На фоне мелодии песни «Во поле берёза стояла…» проводится беседа:

- Берёзу считают русским деревом. Её часто называют нежными, женственными словами. Слайд 6 (матушка берёза, красавица леса, белоствольная красавица,)

- Сейчас мы с вами сплетём венок, но не из цветов и берёзовых листочков, а из эпитетов.

Берёза какая? (белая, стройная, кудрявая, нежная, тонкая, белоствольная, грустная, застенчивая, задумчивая, плакучая)

Посмотрите, какой венок из эпитетов у нас получился. Слайд 7 (эпитеты)

Многие художники с удовольствием изображают березы на своих полотнах. Например, Слайд 8 (Репродукции картин с изображением берёз)

Кто помнит, каким цветом было выделено слово «береза» в нашем разноцветном списке деревьев? (белым).

- Как вы думаете, почему? (у берёзы ствол белый)

Обратите внимание, какие краски использует художник для передачи цвета ствола дерева, веток (оттенки серого, черный, белый, оттенки коричневого) Это вам пригодится, в процессе рисования березы на уроке.

Создать образ березы можно не только красками, но и выразительным словом.

Физминутка для глаз.

  1. Работа со стихотворением С.Есенина «Берёза»

Сядьте удобно, закройте глаза. Послушайте, как описывает берёзу С.Есенин в своём стихотворении.

(чтение стихотворения учителем)

- Какие картины вы себе представили? (Береза в снегу, снег переливается, блестит на солнце, пушистые ветки от снега…)

Построфное чтение стихотворения учениками:

- Уточним детали, которые помогли автору наиболее точно передать внешнее описание дерева.

Откройте учебники с. 196. Прочитайте 1 строфу стихотворения.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

- Почему берёза «принакрылась» снегом, а не «накрылась», не «закрылась»

Слайд 9 (принакрылась снегом) (слегка припорошена, снег легкий, пушистый…)

- Как красками покажете, что береза принакрылась снегом? (снег неровный, ветки в снегу не полностью, точечное изображение снежинок, с промежутками…)

- Кого напоминает берёза? (берёзу автор сравнивает с человеком, женщиной, которая накинула на себя что-то вроде пуховой шали или платка)

- С чем сравнивается снег? (снег сравнивается с серебром, так как он блестит, переливается).

- Красива ли берёза в серебряном снегу? (Очень)

-Мы можем сказать, что берёза, как девушка принарядилась, принакрывшись снегом.

Физминутка

(дети поют караоке на песню «Во поле берёза стояла», выполняя плавное

покачивание)

- Прочитайте 2 строфу стихотворения

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

- Что напоминает снег на ветках, с чем поэт его сравнивает? (снег похож на кайму, на бахрому)

- Что такое кайма? Бахрома? Слайд 10, 11.

По определению в словаре С.И. Ожегова: ( Демонстрация словаря)

(Кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

Бахрома - тесьма, для обшивки чего-либо, ряд свободно свисающих кистей, нитей.)

- Как вы заметили на слайдах, кайма и бахрома - это украшения не только одежды, но и посуды, домов и других предметов окружающей обстановки.

Берёза у Есенина - это девушка, которая принарядилась, набросив на себя красивый платок с блестящей каймой и белой бахромой.

Под снежной каймой автор подразумевает заснеженные ветки, а белая бахрома - небольшие веточки на больших ветвях. Слайд 12 (веточка берёзы с «бахромой»)

Обратите внимание, как будете рисовать ветки березы по отношению к стволу, к другим веткам? Слайд 13

- Как нарисуете снежную кайму и бахрому? (кайму - в виде сплошной белой полосы; бахрому - прерывистыми, неровными, свисающими вниз пушистыми тоненькими линиями).

- Прочитайте 3 строфу стихотворения

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

- Как вы понимаете данные выражения? Слайд 14

(сонной тишине горят снежинки золотом огне)

(В сонной тишине - вокруг ни звука, ни движения, полный покой.

Горят снежинки - горят, значит, сверкают; золотой огонь - солнечный свет)

- Тишину можно передать словом, прочувствовать, но очень сложно нарисовать. Поэтому в вашей работе будет изображен только образ одинокой березы.

Есенин, полюбовавшись ветками, описывает всё дерево.

-Прочитайте 4 строфу стихотворения

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

На протяжении всего стихотворения поэт сравнивает снег с серебром и золотом.

- Чем золото отличается от серебра? (Цветом) Слайд 15

- Как вы думаете, когда снег похож на серебро, а когда на золото? (в разное время суток, при разном освещении)

- В первой строфе снег похож на серебро. В третьей - на золото. В четвёртой снег опять уподобляется серебру.

- Какие краски вы возьмете, если захотите показать золотые или серебристые отблески и переливы? (желтая, красная, белая)

- Как вы понимаете выражение «заря… обсыпает ветки новым серебром» (заря изменяет цвет снега на ветках). Слайд 16(берёза на заре)

5. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Есенин описал в своём стихотворении берёзу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня.

  1. - Каково его отношение к берёзе? Какие чувства он выразил в этом стихотворении? (Есенин любовался берёзой, восхищался её красотой)

  2. Практическая работа (рисование березы по представлению) Слайд 2

- Для получения более точного цвета краски используйте палитру, чаще промывайте кисть водой. Помните о том, что гуашь - непрозрачная краска и перекрывает предыдущий слой.

Выставка работ

Как вы думаете, какая работа наиболее удачно иллюстрирует описание Есенинской березы.


  1. Домашнее задание. (На доске)

- Подготовить беглое чтение стихотворения С.Есенина «Береза» (для всех учеников)

- Подумать над интонационным ударением для выразительного чтения стихотворения (для средних и сильных учащихся)

- Сочинить своё четверостишие о берёзе (для сильных учащихся)

  1. Итог урока.

- Чему научились вы сегодня на уроке? (Передача образа березы словом, красками, звуком…)

- Что запомнилось больше всего?

  1. Рефлексия.

(Сегодня на уроке я работал …)


© 2010-2022