- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК Перспектива
Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК Перспектива
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова Н.В. |
Дата | 24.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
| Иванова Надежда Валерьевна, учитель высшей квалификационной категории. Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «К.Г.Паустовский «Барсучий нос».
|
Цель урока: способствовать сознательному усвоению форм родного языка на основе изучения литературного произведения К.Г.Паустовского « Барсучий нос».
Задачи:
1) формировать навыки правильной читательской и речевой деятельности;
2) совершенствовать умения работать с текстом;
3)развивать мышление и творческие способности учащихся;
4)воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, любовь к природе.
Универсальные учебные действия:
Универсальные: Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;
Регулятивные: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;
Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
Коммуникативные: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки, презентация.
Ход урока.
-
Самоопределение к деятельности
-
Постановка решения учебной задачи.
Определение цели и задач. На доске: студия репортаж корреспондент зрители - Прочитайте слова. Что вы представили? - Как вы думаете, что будем делать на уроке? Чему будем учиться? - Сегодня наш класс - это телевизионная студия. А урок литературного чтения мы проведём в виде телепередачи. - Название какой телепередачи вы бы взяли для нашего урока?
На экране: (слайд 1)
«Розыгрыш»
«Телепузики»
«Люби всё живое»
«Галилео»
«В мире животных» - Почему выбрали это название? (выслушиваются мнения детей) - Вы правы. Это передача «Люби всё живое». Именно так называется раздел, который мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения. Что значит для вас «любить все живое»? - На нашем необычном уроке мы будем учиться передавать содержание текста в виде репортажа. За основу репортажа возьмём рассказ К.Паустовского «Барсучий нос», работу над которым мы начали на прошлом уроке.
III. Решение учебной задачи.
-
Работа над осмыслением слова репортаж.
-
А что такое репортаж? Откуда вы взяли эту информацию? (дети читают выдержки из словарей)
Репортаж - это сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печать, по радио, телевидению. (С.И. Ожегов) - Кто главное действующее лицо любого репортажа? (Корреспондент, репортёр, который ведёт репортаж) - Всегда ли в репортаже участвует один человек? - Обратимся к тексту рассказа «Барсучий нос». Кто герои нашего будущего репортажа? (Мальчик, взрослый, барсук) - Как по-другому можно назвать мальчика, взрослого? Кто они в рассказе? (участники, очевидцы, герои, свидетели) На доске: (дополнение к словам) очевидцы - Все ли слова вам понятны? (Если нет, объяснить вместе с детьми используя словарь) Как образовано слово «очевидцы»? (очи и видеть). Что означает слово «очи»? (глаза) (устаревшее) Как в русском языке называют такие слова? (сложные)
2. Работа над подготовкой репортажа.
-
Определение роли и действий участников.
- Работа с карточкой № 1 (индивидуально) - Выберите из предложенного материала тот, который подходит к каждому участнику. - Проверим. Какова роль и действия корреспондента, очевидцев? - Есть ли в их роли, действиях общее? (Знание текста, правильное, последовательное изложение событий; речь точная, выразительная)
-
Работа над языком текста.
2). Работа в парах по рядам
Перед выполнением задания повторим правила работы в группах:
-
Уважай своего товарища.
-
Умей каждого выслушать.
-
Не согласен - предлагай!
3 ряд (пары) Подберите действия каждому герою рассказа
Итог: Вы отлично справились с заданием. Я хочу вас похвалить за хорошее знание авторского текста и активную работу. Кастинг прошёл успешно.
Физкультминутка. 3. Отбор текстового материала. Работа в группах. - Переходим к самому важному этапу подготовки репортажа. Для этого разделимся на группы. Каждая группа отбирает материал в соответствии с ролью в репортаже. - Но перед этим ещё раз повторим: О чём наш репортаж? Сформулируйте его тему. Как можно его назвать?
«Случай на рыбалке»
«Неожиданный визит»
«Неожиданная встреча»
«Как барсук картошкой лакомился» - К какому виду пересказа будет близок наш текст? Почему? - От какого лица будет вестись повествование?
Итак: 1 группа - отбирает материал для корреспондента (дополнительная карточка: Как можно начать репортаж, чтобы он сразу же заинтересовал зрителей, захватил бы их внимание?)
2 группа - очевидцы. Отбирают материал для очевидца - мальчика.
3 группа - очевидцы. Отбирают материал для очевидца - взрослого. - Чтобы легче подготовить рассказ, выпишите на листок ключевые слова из материала текста. Можно воспользоваться материалом карточек. 4 группа - зрители в нашей студии. Они готовят вопросы к героям репортажа. 5 группа - эксперты. Кто такие эксперты? Внимательно слушают рассказы и дают комментарий, оценку. При возникновении трудностей воспользуйтесь подсказкой. (План комментирования. Карточка №3). Во время подготовки вы можете пользоваться символами (ладошка). Красная - нужна помощь. Синяя - готовы.
Правила работы в группе (см. выше).
4. Выступление детей. - Мне так хочется вместе с вами поучаствовать в вашем проекте, иметь свою роль. С вашего позволения я буду ведущей телепередачи. - Итак, внимание! Тишина в студии! Мотор! - Здравствуйте, уважаемые телезрители! - С вами вновь передача «Люби всё живое». У нас в студии ученики 3 Б. -Эпиграфом нашей передачи я взяла слова Микаэла Налбандяна, армянского литературного деятеля « Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять».
На экране: (слайд 2) «Люби всё живое»,на слайде эпиграф) И к вам первый вопрос: - Как вы понимаете эти слова? - Для чего надо «изучать книгу природы и правильно понять» её? - Наши корреспонденты из 3Б подготовили для вас интересный репортаж. Я передаю им слово: (можно включить звуковое оформление)
На экране: (слайд 2) «Мещерский край» (Дети пересказывают текст по группам в следующей последовательности: Корреспондент очевидец-мальчик очевидец-взрослый) - Спасибо за репортаж. - Слово экспертам. Что вы можете сказать о подготовленном репортаже? - Как вы думаете, зачем мы рассказали эту историю в нашей передаче? - Какие вопросы хотели бы задать зрители? Задавая вопросы, помните о теме нашей передачи. Примерные вопросы:
- Есть ли виновники страданий барсука или это случайность?
- Взрослые могли помочь беде барсука?
- Могут ли люди предупредить такие случаи, когда животные попадают в беду?
Приложение 1
Карточка №1
корреспондент
начинает репортаж
отвечает на вопросы
хорошо знает порядок событий и место
вовремя задаёт вопросы
умеет чётко излагать события
ведёт репортаж
речь точная, правильная, выразительная
очевидцы
Индивидуальные карточки для выбора действий барсука (работа у доски один ученик)
сунул нос; дрожал от жадности; холодил нос; как будто просил; расковырял пень; прибежал на запах; сел и заплакал; прыгнул к сковороде; шумел в траве; голосил на весь лес.
Карточки №2
1 ряд
_______________ с глазами, похожими на две маленькие луны
мелкие, как иглы _____________
_______________ , похожие на горы розового снега
_______________ , похожий на свиной пятачок
_______________ чёрная, как дёготь
2 ряд
Окуни _________________________________________
Вода __________________________________________
Плотва ________________________________________
Звёзды ________________________________________
Воздух _________________________________________
Облака _________________________________________
3 ряд
Хорошо переносил
Замечал
Хотелось крикнуть
Не поверил
Согласился
Опоздал
Рассказывал
Придумывал
Пробрались
Услышал первый
Помахал
Разбудил
Карточка №3. План комментирования ответа.
Оценка эксперта.
-
Все ли понятно, правильно?
-
Последовательность событий, действий рассказчиков
-
Речь (точность, использование ключевых слов, эпитетов, сравнений, выразительность)
-
Своё мнение, пожелания