Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Иванова Надежда Валерьевна, учитель высшей квалификационной категории.

Урок литературного чтения

в 3 классе

Тема: «К.Г.Паустовский «Барсучий нос».


Цель урока: способствовать сознательному усвоению форм родного языка на основе изучения литературного произведения К.Г.Паустовского « Барсучий нос».

Задачи:

1) формировать навыки правильной читательской и речевой деятельности;

2) совершенствовать умения работать с текстом;

3)развивать мышление и творческие способности учащихся;

4)воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, любовь к природе.

Универсальные учебные действия:

Универсальные: Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;

Регулятивные: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;


Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

Коммуникативные: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки, презентация.

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности

  2. Постановка решения учебной задачи.

Определение цели и задач. На доске: студия репортаж корреспондент зрители - Прочитайте слова. Что вы представили? - Как вы думаете, что будем делать на уроке? Чему будем учиться? - Сегодня наш класс - это телевизионная студия. А урок литературного чтения мы проведём в виде телепередачи. - Название какой телепередачи вы бы взяли для нашего урока?

На экране: (слайд 1)

«Розыгрыш»

«Телепузики»

«Люби всё живое»

«Галилео»

«В мире животных» - Почему выбрали это название? (выслушиваются мнения детей) - Вы правы. Это передача «Люби всё живое». Именно так называется раздел, который мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения. Что значит для вас «любить все живое»? - На нашем необычном уроке мы будем учиться передавать содержание текста в виде репортажа. За основу репортажа возьмём рассказ К.Паустовского «Барсучий нос», работу над которым мы начали на прошлом уроке.

III. Решение учебной задачи.

  1. Работа над осмыслением слова репортаж.

  • А что такое репортаж? Откуда вы взяли эту информацию? (дети читают выдержки из словарей)

Репортаж - это сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печать, по радио, телевидению. (С.И. Ожегов) - Кто главное действующее лицо любого репортажа? (Корреспондент, репортёр, который ведёт репортаж) - Всегда ли в репортаже участвует один человек? - Обратимся к тексту рассказа «Барсучий нос». Кто герои нашего будущего репортажа? (Мальчик, взрослый, барсук) - Как по-другому можно назвать мальчика, взрослого? Кто они в рассказе? (участники, очевидцы, герои, свидетели) На доске: (дополнение к словам) очевидцы - Все ли слова вам понятны? (Если нет, объяснить вместе с детьми используя словарь) Как образовано слово «очевидцы»? (очи и видеть). Что означает слово «очи»? (глаза) (устаревшее) Как в русском языке называют такие слова? (сложные)
2. Работа над подготовкой репортажа.

  • Определение роли и действий участников.

- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы правильно подготовиться к репортажу? - Нам надо точно определить роли, действия каждого участника

- Работа с карточкой № 1 (индивидуально) - Выберите из предложенного материала тот, который подходит к каждому участнику. - Проверим. Какова роль и действия корреспондента, очевидцев? - Есть ли в их роли, действиях общее? (Знание текста, правильное, последовательное изложение событий; речь точная, выразительная)

  • Работа над языком текста.

- Посмотрим, насколько вы готовы участвовать в нашем проекте. Проведём кастинг, т.е. отбор, и выявим лучших знатоков содержания рассказа К. Паустовского «Барсучий нос». 1).У доски два ученика. а). Воспроизведите правильный порядок сцен рассказа (один ученик у доски с картинным планом) б). Барсук - главный герой рассказа, и нам важно знать, что с ним происходило.(один ученик выбирает действия в соответствии с сюжетом рассказа). - Как ты понимаешь значение слова «голосил»?

2). Работа в парах по рядам

Перед выполнением задания повторим правила работы в группах:

  1. Уважай своего товарища.

  2. Умей каждого выслушать.

  3. Не согласен - предлагай!

На прошлом уроке мы говорили об удивительном языке текста. - Паустовский - мастер художественного слова. Какие средства художественной выразительности использует автор в рассказе? (Сравнение, эпитеты) Карточки №2 1 ряд (пары) Подберите к сравнениям предмет из текста и запишите его. 2 ряд (пары) Используя текст рассказа, добавьте недостающий эпитет.

3 ряд (пары) Подберите действия каждому герою рассказа

Итог: Вы отлично справились с заданием. Я хочу вас похвалить за хорошее знание авторского текста и активную работу. Кастинг прошёл успешно.

Физкультминутка. 3. Отбор текстового материала. Работа в группах. - Переходим к самому важному этапу подготовки репортажа. Для этого разделимся на группы. Каждая группа отбирает материал в соответствии с ролью в репортаже. - Но перед этим ещё раз повторим: О чём наш репортаж? Сформулируйте его тему. Как можно его назвать?

«Случай на рыбалке»

«Неожиданный визит»

«Неожиданная встреча»

«Как барсук картошкой лакомился» - К какому виду пересказа будет близок наш текст? Почему? - От какого лица будет вестись повествование?

Итак: 1 группа - отбирает материал для корреспондента (дополнительная карточка: Как можно начать репортаж, чтобы он сразу же заинтересовал зрителей, захватил бы их внимание?)

2 группа - очевидцы. Отбирают материал для очевидца - мальчика.

3 группа - очевидцы. Отбирают материал для очевидца - взрослого. - Чтобы легче подготовить рассказ, выпишите на листок ключевые слова из материала текста. Можно воспользоваться материалом карточек. 4 группа - зрители в нашей студии. Они готовят вопросы к героям репортажа. 5 группа - эксперты. Кто такие эксперты? Внимательно слушают рассказы и дают комментарий, оценку. При возникновении трудностей воспользуйтесь подсказкой. (План комментирования. Карточка №3). Во время подготовки вы можете пользоваться символами (ладошка). Красная - нужна помощь. Синяя - готовы.

Правила работы в группе (см. выше).

4. Выступление детей. - Мне так хочется вместе с вами поучаствовать в вашем проекте, иметь свою роль. С вашего позволения я буду ведущей телепередачи. - Итак, внимание! Тишина в студии! Мотор! - Здравствуйте, уважаемые телезрители! - С вами вновь передача «Люби всё живое». У нас в студии ученики 3 Б. -Эпиграфом нашей передачи я взяла слова Микаэла Налбандяна, армянского литературного деятеля « Природа - это книга, которую надо прочитать и правильно понять».

На экране: (слайд 2) «Люби всё живое»,на слайде эпиграф) И к вам первый вопрос: - Как вы понимаете эти слова? - Для чего надо «изучать книгу природы и правильно понять» её? - Наши корреспонденты из 3Б подготовили для вас интересный репортаж. Я передаю им слово: (можно включить звуковое оформление)

На экране: (слайд 2) «Мещерский край» (Дети пересказывают текст по группам в следующей последовательности: Корреспондент  очевидец-мальчик очевидец-взрослый) - Спасибо за репортаж. - Слово экспертам. Что вы можете сказать о подготовленном репортаже? - Как вы думаете, зачем мы рассказали эту историю в нашей передаче? - Какие вопросы хотели бы задать зрители? Задавая вопросы, помните о теме нашей передачи. Примерные вопросы:

  1. Есть ли виновники страданий барсука или это случайность?
  2. Взрослые могли помочь беде барсука?
  3. Могут ли люди предупредить такие случаи, когда животные попадают в беду?
lV. Рефлексия. - А сейчас мы проведём голосование. - Кто считает, что в этой истории виноваты люди, поднимите красную карточку. Кто считает, что это случайность - зелёную. Если вы затрудняетесь ответить - карточки поднимать не надо. - Поднимите зелёную карточку те, кто из сегодняшней передачи извлёк урок? Кому она помогла посмотреть на окружающий мир по-другому? У каждого из нас своё мнение. Но, я думаю, что сегодня все извлекли урок из нашей передачи. В любом случае, мы должны помнить, что природа - живой организм. Природа умеет чувствовать, и этому есть немало примеров. Помните, вы не одни на этой планете. Поделитесь своими впечатлениями с родными, друзьями. Спасибо. До новых встреч в эфире.

Приложение 1

Карточка №1

корреспондент

начинает репортаж

отвечает на вопросы

хорошо знает порядок событий и место

вовремя задаёт вопросы

умеет чётко излагать события

ведёт репортаж

речь точная, правильная, выразительная

очевидцы

Индивидуальные карточки для выбора действий барсука (работа у доски один ученик)

сунул нос; дрожал от жадности; холодил нос; как будто просил; расковырял пень; прибежал на запах; сел и заплакал; прыгнул к сковороде; шумел в траве; голосил на весь лес.

Карточки №2

1 ряд

_______________ с глазами, похожими на две маленькие луны

мелкие, как иглы _____________

_______________ , похожие на горы розового снега

_______________ , похожий на свиной пятачок

_______________ чёрная, как дёготь

2 ряд

Окуни _________________________________________

Вода __________________________________________

Плотва ________________________________________

Звёзды ________________________________________

Воздух _________________________________________

Облака _________________________________________

3 ряд

Хорошо переносил

Замечал

Хотелось крикнуть

Не поверил

Согласился

Опоздал

Рассказывал

Придумывал

Пробрались

Услышал первый

Помахал

Разбудил

Карточка №3. План комментирования ответа.

Оценка эксперта.

  1. Все ли понятно, правильно?

  2. Последовательность событий, действий рассказчиков

  3. Речь (точность, использование ключевых слов, эпитетов, сравнений, выразительность)

  4. Своё мнение, пожелания



© 2010-2022