- Преподавателю
- Начальные классы
- Три занятия, объединённых одной темой: Аленький цветочек
Три занятия, объединённых одной темой: Аленький цветочек
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Медведева Н.В. |
Дата | 30.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Аленький цветочек (три занятия , объединённых одной темой)
Цель: подготовка детей 6-7 лет к школе
Задачи: развитие речи, моторики, внимания, мышления, памяти; первичное знакомство с окружающим миром растений, рыб; умение аккуратно выполнять предложенное задание; первичное знакомство с тетрадью; умение ориентироваться в пространстве; развивать любовь к сказкам, литературе.
Иллюстрации к уроку: ,из сказки « Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова, к сказке Александра Сергеевича Пушкина « Сказка о мертвой царице и семи богатырях», книги со сказками, иллюстрация рыб, цветов,рыбка из компакт диска, фазы роста цветка, комнатные, дикорастущие растения.
Раздаточный материал: тетрадные листы по математике с показами узоров( рис.1), узор для повторения по клеточкам - « Аленький цветочек»(рис.2), листы для работы для каждого ребенка с заданиями( рис.3), материал для аппликации (рис.4). , простой карандаш, ножницы, клей, семена фасоли.
Ход урока
1.занятие ( развитие мелкой моторики руки и развитие речи)
Орг.момент:
- Здравствуйте юные волшебники и волшебницы.
Сегодня урок совсем необычный,
Загадочный и увлекательный.
Нам в сказку придется сейчас погрузиться,
И помогать всем обязательно.
Поэтому слушаем и смотрим внимательно, выполняем аккуратно и ничего не боимся. И так вперед к приключениям!
1. Загадка
Зеленеет и растет,
И всю жизнь лишь воду пьет.
Место жительства - горшок,
А зовут его … (Цветок)
2.Знакомство с группами цветов.
Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой « Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова. Именно в этой сказке нам предстоит помогать героям. Но для этого нам нужно отгадать загадку природы.
- А только ли цветы растут в горшках?
-Какие еще вы знаете цветы? ( иллюстрации цветов комнатных и дикорастущих)
-На какие группы мы можем разделить наши цветы? ( комнатные и дикорастущие)
-Кто же мне поможет открыть книгу со сказками. Для этого нам нужно определить к какой группе относятся цветы, которые выросли у нас на доске. ( Дети помогают учителю распределить цветы по группам)
3. Развитие речи и мелкой моторики руки
- Жил- был купец. И было у него три дочери. Самая любимая была у него Настенька. Однажды стал купец собираться в путь за новыми товарами и спрашивает он у дочерей, что им из дальних стран привезти?
А была у дочерей волшебная тетрадь. В ней они всегда искали ответы на любой вопрос. Вот взяла старшая дочь волшебную тетрадь в клеточку, правильно ее положила перед собой( дети открыли и правильно положили тетради перед собой) и задала ей вопрос, что её нужнее всего. А нам предстоит помочь старшей дочери. Поставили пальчик на первую строчку. Взяли наши волшебные карандаши
-Как мы будем прописывать показ?( с проговариванием и показом в воздухе)
-Какая по высоте вертикальная черточка?
-Сколько клеточек нужно отступить и в какую сторону?
Повторить несколько раз. Самостоятельная работа детей.
-И подсказала ей волшебная тетрадь, что нужно волшебное зеркало.( фото 1, 2)
4. Физ.минутка с развитием речи
- Поставьте руки, как будто вы смотрите в зеркало (две ладошки вместе). И скажем волшебные слова, чтобы купец нашел зеркало . А помогут нам слова из сказки А.С Пушкина.
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Повторить несколько раз с разной интонацией и мимикой
5. Развитие речи и мелкой моторики руки( продолжение)
-Вот и средняя дочь решила спросить у волшебной тетради, что ей нужнее.
- Поставили пальчик на вторую строчку.
- В чем сходство и различие с первой строчкой? ( различие- вертикально занимает две клеточки, сходство- пишется сверху вниз, вправо отступаем одну клеточку)
Проговаривание с показом в воздухе несколько раз. Самостоятельная работа.( фото 3)
Попросила привезти «…золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в тёмную ночь, как среди дня белого.»
- Вот дошёл черед и до младшей Настеньки. Она тоже спросила у волшебной тетради, что ей привезти.
- Поставьте пальчик на третью строчку. Что заметили. Чем похоже и чем отличаются вторая и третья строчки? ( сходство- отступаем вправо одну клеточку, высота две клеточки, различие- палочка с наклоном)
-Поставим в верхний правый угол, с наклоном вниз в левую нижнюю клеточку. С проговариванием и прописыванием в воздухе. Повторить несколько раз. Самостоятельная работа
- И попросила Настенька у отца «..привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете.» Да вот беда. Не знает купец ,как цветок этот выглядит . Нужно нам ему помочь.
Посмотрите на цветочек в вашей волшебной тетради. Вам необходимо скопировать по клеточкам и повторить рисунок.( фото 4)
Самостоятельная работа детей.
- Вот и отправился в путь купец. Долго странствовал он по морям и океанам. Старшей и младшей нашел он подарки, а Настеньке ни как не мог найти. Пока от путешествовал, заблудился. А тут поднялся сильный ветер, волны стал высотой с дом. Смыла волна купца за борт. Очнулся он на острове необычном. А куда идти не знает. Видит - птица необычная, говорящая. Спросил у нее ,куда идти.
-Если сумеешь запомнить скороговорку «Про Греку и рака» покажу дорогу в дворец.
- Давайте ребята поможем купцу.
6. Физ.минутка с развитием речи, внимания, памяти.
Ехал( держим руль) Грека( показать на себя) через( мах рукой вперед) реку( волнистое движение правой рукой).
Видит( смотрим в бинокль) Грека( показать на себя) в реке( волнистое движение левой рукой) рак(большой палец соприкасается с остальными пальцами).
Сунул( движение руки вниз) Грека ( показать на себя) руку( показать на левую руку) в реку( волнистое движение правой рукой).
Рак (большой палец соприкасается с остальными пальцами)за руку( показать на левую руку) Грека ( показать на себя) - цап( хлопок в ладоши).
Повторить несколько рас с последующим увеличением темпа.
7. Развитие речи и мелкой моторики руки( продолжение)
Показала птица дорогу к дворцу. А путь сложный, по лесенкам, через горы.
-Поставьте пальчик на пятую строчку. Поможем купцу добраться до дворца. Дорога у него трудна- сначала лесенка, потом гора.( С проговариванием и показом в воздухе несколько раз) Самостоятельная работа.
-Вот и дорожка ко дворцу. Проведите по этой дорожке купца. Будьте внимательны. Иначе заблудиться купец.
Самостоятельная работа.(фото 5)
8.Итог урока
И увидел купец цветочек аленький возле дворца. А что же дальше случилось?
Сейчас мы с вами отдохнем.
Потом опять сюда придем.
Героям будем помогать
И сказку будем продолжать.
2.занятие(знакомство с окружающим миром, развитие речи, внимания, мышления, логического мышления)( Практическое занятие)
Ход урока
1. Орг.момент
-О чем говорили на прошлом занятии?
-Хотите узнать, чем все закончилось?
-Что увидел отец у дворца?
- А знаете, как появляется и растет цветок?
2.Игра « Найди закономерность»
-Что нужно сделать сначала, чтобы вырос цветок?
- Нужно ли за ним ухаживать?
- Кто знает , как ухаживать за растением?
-Что произойдет потом?
-Найдите и правильно расставьте картинки по порядку.
Один из детей выполняет задание на доске.
3.Практическое занятие
У меня на столе есть два горшочка и семена фасоли. Сегодня мы с вами их посадим. Но ухаживать за ними будем по-разному.
-Кто мне подскажет, какие необходимы условия, чтобы у нас из семени выросло растение?
4. Развитие восприятия и внимания
Найти и обвести три элемента -капелька, солнце, листок
5.Практическое занятие( продолжение)
Высаживаем семена( фото 6- 9)
- Давайте с вами поможем нашим семенам превратиться в красивые растения
6. Физминутка
На окне в горшочках
На окне в горшочках ( дети сидят на корточках)
Поднялись цветочки.(медленно встают)
К солнцу потянулись, ( тянутся на носочках, поднимая руки над головой- к солнышку)
Солнцу улыбнулись. ( руки разводят в стороны, ладонями вверх, улыбаясь соседу)
К солнышку листочки ( повороты вправо-влево, руки на поясе)
Повернут цветочки,
Развернут бутоны, ( руки над головой, в виде закрытых бутонов
В солнышке утонут. )( раскрываем ладошки в разные стороны)
Н. Нищева( фото 10)
Опыт № 1
В первом горшке семя сажаем во влажную землю и поливаем, а во втором земля сухая.
Пройдет немного времени и мы узнаем, в каком горшке появиться быстрее росток. Но первый горшок будем поливать каждый день, а второй -через два дня.
Опыт № 2
Поменяется ли цвет цветка, если на него не будут падать солнечные лучи?
Мы с вами будем наблюдать за нашими растениями . А потом сравним.
7. Развитие логического мышления
Игра « Какой предмет лишний»
Из предложенных предметов определи лишний и докажи почему.
-Где можно использовать эти предметы?
-Для чего они нужны?
8. Развитие внимания и понимания речи
-Хотите узнать, вернулся ли купец с подарками домой?
Чтение отрывка из сказки «Аленький цветочек»
- Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая.
И, проговорив таковы слова, он подошёл и сорвал аленький цветочек. В ту же минуту, безо всяких туч, блеснула молния и ударил гром, индо земля зашаталась под ногами-и вырос, как будто из-под земли, перед купцом: зверь не зверь, человек не человек, а так какое-то чудище, страшное и мохнатое, и заревел он голосом диким:
- Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моём саду мой заповедный, любимый цветок? Я хранил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни. Я хозяин дворца и сада, я принял тебя, как дорогого гостя и званого, накормил, напоил и спать уложил, а ты эдак-то заплатил за моё добро? Знай же свою участь горькую: умереть тебе за свою вину смертью безвременною!..
И несчётное число голосов диких со всех сторон завопило:
- Умереть тебе смертью безвременною!......
…..Встала она со постели пуховой и видит, что все её пожитки и цветочек аленький в кувшине позолоченном тут же стоят, раскладены и расставлены на столах зелёных малахита медного, и что в той палате много добра и скарба всякого, есть на чём посидеть-полежать, есть во что приодеться, есть во что посмотреться. И была одна стена вся зеркальная, а другая стена золочёная, а третья стена вся серебряная, а четвёртая стена из кости слоновой и мамонтовой, самоцветными яхонтами вся разубранная; и подумала она: "Должно быть, это моя опочивальня".
9. Итог урока
-Понравилась вам сказка?
- О чем еще узнали?
-А знаете, ведь купец ещё про какие диковины невиданные не успел рассказать дочерям!
- Хотите узнать о каком чуде вам купец расскажет, за то ,что из беды его выручали и всегда помогали?
3.занятие(аппликация из геометрических фигур и компакт диска « Чудо -рыбка», знакомство с окружающим миром)
Ход урока
1.Орг.момент
-А видел купец в морях и океанах рыб виданных и не виданных.
-А каких рыб вы знаете?(Ирга « Угадай, кто я?») загадки о рыбах
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба.)
Средь морей и океанов
За сто верст я чую запах,
В море день и ночь верчусь.
И, как гончая собака,
По следам добычи мчусь. (Акула.)
Я живу в подводной тине,
Страшен с виду я небось:
Пасть да хвост, а между ними
Только игл колючих горсть. (Ерш.)
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щука)
Не человек, не зверь, а с усами.
(Сом)
Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни! (золотая рыбка)
2.Знакомство с окружающим миром, подготовка к практической работе.
- А сегодня с вами мы будем делать Чудо -рыбу.
-А из каких частей состоит наша рыбка?
-Чем покрыта вся поверхность тела рыбки?
-Что находиться на голове?
-С помощь какой части тела рыбка может перемещаться в воде?
- Посмотрите на нашу рыбку, которая к нам приплыла .
Перед вами находятся диски- это тело рыбы. Начнем с головы. Приклеим глаз.
- Из каких геометрических фигур он состоит?
-Одинаковые они или разные? Выложите на диске этот элемент.
- Какой еще орган находится на голове?
- Для чего он служит?
3..Практическая работа с элементами показа выполнения работы( фото 12 -16)
Приклеим глаз, вырезаем и приклеиваем рот.
-Перед вами полоски с кружками. Вам необходимо вырезать эти круги. Затем сложить пополам, одну часть промазать клеем, и приклеить по линии вниз. Сгиб повернут в стороны головы. В ходе выполнения практического задания проводим физ.минутки.
4.Физ.минутка
Для глаз
в руке у учителя большая рыбка. Дети следят за движением только глазами, голову нельзя поворачивать. Движения могут быть разными. Затем учитель предлагает закрыть глаза и посмотреть на рыбку на доске. Опять закрывают глаза и следят за движением рыбки в руке учителя.
Веселые рыбки
По морю плыли рыбки( волнистые движения руками).
Ныряли в глубину( дети зажав нос имитируют нырок вниз).
И много интересного( встают руки в стороны)
Увидели( бинокль) внизу(голова наклон вниз).
Зубастая акула( показывают руками пасть акулы)
Им помахала хвостиком(повороты нижней части тела в право-влево),
А кит большой( потянулись наверх) и синий
Обрызгал их водой( отряхиваются как после купания)( фото 11)
После выполнения первого ряда, второй выполняем аналогично. Повторяем пять раз. Приклеиваем хвост
5. Итог урока
-Наши рыбки без воды не могут прожить. Давайте представим, что наша доска- это большое море. Выпустим наших рыб в море!
-Понравилось ли вам наша сказка?
-А чем же закончится наша сказка, мы узнаем завтра.
Приложение
фото 1
фото 2
фото 3
фото 4
фото 5
фото 6
фото 7
фото 8
фото 9
фото 10
фото 11
фото 12
фото 13
фото 14
фото 15
фото 16