• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Методическая тема учителя «Формирование у младших школьников интереса к родной и иноязычной культуре (Германия) через обучение их проектной деятельности»

Методическая тема учителя «Формирование у младших школьников интереса к родной и иноязычной культуре (Германия) через обучение их проектной деятельности»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая тема начальной школы МОУСОШ УИНЯ № 3:

«Инновационная деятельность начальной школы в МОУСОШ УИНЯ № 3».


Методическая тема учителя начальных классов

Сухановой М. В.:

«Формирование у младших школьников интереса к родной и иноязычной культуре (Германия) через обучение их проектной деятельности».
Цель: Формировать у учащихся межкультурную компетенцию, т. е. овладение учащимися умением сравнивать, сопоставлять две культуры (родную и иноязычную) на культурно-контрастной основе.
Задачи: Образовательные:

  • Дать младшим школьникам теоретические и практические знания о методе проектов;
  • Научить ориентироваться в разных областях как родной, так и немецкой культуры.
Развивающие:
  • Развивать у учащихся интерес к изучению культуры другой страны;
  • Прививать навыки самостоятельной работы младших школьников по сбору нужной информации;
  • Создавать условия для раскрытия индивидуальных способностей каждого учащегося;
  • Раскрывать творческие и коммуникативные способности детей;
  • Развивать навыки работы в группе.

Воспитательные:
  • Формировать у младших школьников межкультурную компетенцию;
  • Воспитывать уважительное отношение к культуре, к людям другой страны.


Актуальность: В настоящее время МОУСОШ № 3 является школой с углублённым изучением немецкого языка. Поэтому одной из задач начальной школы является межкультурное обучение и образование (поликультурность, открытость). Исходя из этого, тема «Формирование у младших школьников интереса к родной и иноязычной культуре» является очень актуальной. А так как в Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, то в связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования. Следовательно, работу по теме будет актуально вести, обучая детей проектной деятельности. Продолжительность работы - 2 года



Задачи по годам:

Год

Задачи

Предполагаемый результат

Демонстрация 2009-2010















2010-2011

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Разработать программу для достижения необходимого результата по данной методической теме.
  3. Дать детям первичные понятия о том, что такое проектная деятельность
  4. Обучить детей приёмам поисковой деятельности.






  1. Продолжить развивать у детей исследовательские навыки.
  2. Научить детей делать презентации в электронном виде
  1. Должен быть выработан стойкий интерес к изучению как родной, так и иноязычной культуры (Германии).

  1. Должен быть накоплен разнообразный материал по темам проектов
  1. Презентации результатов проектной деятельности в различных видах.
  2. Аттестация










Выступление по теме на педсовете.

Содержание работы:
  1. Введение.
  2. Погружение детей в обозначенную проблему.
  3. Знакомство учащихся с работой над проектами и их тематикой.
  4. Промежуточные результаты.
  5. Приложение («Банк проектов»)



1. Введение. Культура в целом и национальная культура в частности являются органической частью культурного наследия человечества. Новый курс российской образовательной политики, направленный на демократизацию и гуманизацию процесса обучения и воспитания, учитывает особенности функционирования и развития различных культур. Взаимодействие людей в обществе связано с толерантностью человека к той или иной культуре и сферой её распространения. Важной сферой распространения культуры является образование. В ст. 28 - 30 «Конвенции о правах ребёнка» отмечено, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к культуре, самобытности, языку и национальным ценностям страны, в которой проживает ребёнок, и в то же время, к культуре и языку других народов. Цель любой школы определяется как подготовка ребёнка «к сознательной жизни в современном обществе в духе терпимости и дружбы между всеми народами».Культурологическая подготовка призвана готовить учащихся к ориентации в современном мире, способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур. Даже не осознавая того, все мы ежедневно участвуем в межкультурной коммуникации, поскольку наше общество состоит из множества различных субкультур - социальных, возрастных, этнических, религиозных. И очень часто конфликтуем, испытываем «культурный шок» - шок от нового, другого, странного, непонятного. А причина культурного шока проста: наша собственная (доминирующая) культура задает определенную схему для понимания мира, поэтому мы рассматриваем обычаи своей группы как универсальные, нормы, роли и ценности как безусловно верные и приемлемые. И вдруг - столкновение с другими ролевыми моделями и стилями жизни, в которых на многие вопросы есть другие ответы. Исходя из этого, формулируется важнейшая цель современного образования - научить уважению и пониманию природы других людей, их интересов и мнений, чужих культур, ценностей и верований. А ценности толерантности и эмпатии базируются на культурном механизме принятия. Обучение анализу и принятию других ценностей и смыслов осуществляется на основе модели диалога культур, это путь к формированию диалогового, креативного мышления, ведь сравнивать и выбирать - значит творить. Естественно, что понимание особенностей одной культуры обостряется на фоне другой или иных, с которыми идет постоянное сопоставление или диалог. Диалог культур способствует формированию более объемной картины мира, развитию рефлексии, навыков управления своим поведением и поведением других. Я работаю в школе с углублённым изучением немецкого языка, и наши ученики ежегодно выезжают в Германию, где живут в немецких семьях и учатся в немецких школах. Поэтому диалог культур - немецкой и русской очень гармонично вписывается в содержание моей темы. Работа в контексте диалога культур способствует формированию у моих учеников нового стиля мышления - гибкого, масштабного, толерантного, креативного. Психологи утверждают, что дети, обучающиеся в поликультурной, насыщенной, изменчивой среде, приобретают значительный опыт культурных контактов, а значит, имеют в своем арсенале больший ранг возможностей преодоления жизненных проблем. Это означает, что обучение в формате реального диалога культур способствует реальному личностному росту учащихся, поскольку приобретаемый в подобном образовательном процессе когнитивный и коммуникативный опыт способствует повышению адаптивных возможностей личности в целом. Так формируется поликультурная компетентность, закладывающая навыки критического мышления, способность к изменению своей ценностной системы, общую готовность к мобильной перестройке, что очень существенно в условиях современного мира. Тем самым культурно-ориентированный подход в образовании смыкается с компетентностным подходом в образовании. Главной ключевой компетентностью, определяющей качество образования, должна стать способность к учебной самостоятельности. Учебная самостоятельность - это умение учиться, умение расширять свои знания, способности по собственной инициативе. В основе умения учиться лежат рефлексивные действия, а это основа для формирования потребности самоизменения и саморазвития у учеников. В современных условиях нестабильности и перемен линия самообразования, начала которой закладываются именно в младшем школьном возрасте, становится главной в планировании своей сначала учебной, а затем и профессиональной деятельности. Я считаю, что применение деятельностного подхода в обучении, применение метода проектов в урочной и внеурочной деятельности вырабатывают навыки самопознания - способность анализировать, понимать и оценивать свою внутреннюю жизнь, поведение и действия, свои способности и возможности, цели и средства их достижения. Ведь в конечном итоге главная цель образования - помощь человеку (и маленькому, и большому) стать самим собой, помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
  • теоретические (анализ и синтез содержания научно-литературных источников);
  • эмпирические (анкетирование, самооценка, беседа);
  • экспериментальные (контрольный этап).

Работа запланирована на 2 года.

Предполагаю, что проведённая работа будет способствовать формированию интереса не только к родной, но и к немецкой культуре, а также повышению уровня нравственной воспитанности школьников, развитию их творческих способностей и активизации познавательной деятельности.

2.

На начальном этапе было проведено анкетирование учащихся по вопросу «Что вы знаете о Германии?». В силу того, что дети уже в течение полутора лет изучали немецкий язык, вполне естественно, что минимальный запас знаний был. В частности: географические названия, обитателей флоры и фауны, некоторых писателей. А вот вопросы, связанные конкретно с немецкой культурой, вызвали затруднение. Поэтому, продолжая работу, я выделила несколько областей культуры, по которым мы будем работать с детьми в этом учебном году:

  • Литература (народные сказки);

  • История;

  • Праздники;

  • Лучшие товары;

  • Искусство.

Все темы решили изучать в сравнении двух культур: русской и немецкой.

3.

Следующим этапом я сообщила учащимся, что при работе над указанными темами мы будем использовать проектную деятельность. В связи с этим было проведено несколько обучающих занятий, где дети получили необходимый запас теоретических знаний.

Для проведения работы я определила для себя виды деятельности, через которые можно достигнуть желаемого результата. Определились следующие пути:

  • Урочная деятельность;

  • Внеурочная деятельность;

  • Кружковая работа.

Через урочную деятельность запланированы следующие проекты:

  1. «Что в имени твоём?» (окружающий мир)

  2. «По одёжке встречают» (окружающий мир»)

  3. «Сказка ложь, да в ней намёк» (литературное чтение)

Через внеурочную деятельность запланированы следующие проекты:

  1. «Во саду ли, в огороде»

  2. «Эх, разгуляй!»

Через работу кружка запланированы следующие проекты:

  1. «Это - фантастика!»

  2. «Красота спасёт мир»

  3. «SOS»

4.

Промежуточные результаты на момент написания работы.

Так как в моей методической теме заявлено формирование интереса к изучению культуры именно через обучение школьников проектной деятельности, то и диагностику я проводила по двум направлениям, а именно:

  • как изменились самостоятельные, организационные, информационные, коммуникативные умения учащихся в процессе работы над проектами и

  • насколько изменились знания детей в различных областях двух культур. Кроме того, была проведена самооценка учащихся в виде рефлексии (я хочу…, мне интересно…).

Методическая тема учителя «Формирование у младших школьников интереса к родной и иноязычной культуре (Германия) через обучение их проектной деятельности».

Выводы

Таким образом, по прошествии полугода работы по теме я пришла к выводу, что поставленные задачи начинают реализовываться. В частности:

  • удалось повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; значительно выросли организационные, информационные, коммуникативные умения учащихся, необходимые как при работе над проектами, так и в дальнейшем обучении;

  • расширились знания в области немецкой культуры



© 2010-2022