Конспект урока по русскому языку на тему Что рассказало слово (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Класс: 2-а

  • Тема урока: «Что рассказало слово».

  • Цель урока:показать роль слова в речевом общении

Задачи урока: воспитывать интерес к предмету, уважение к родному языку, коммуникативные

качества личности; речевой этикет;

- развивать речь, мышление, воображение, наблюдательность, умение добывать

информацию, используя словари;

- продолжить работу над изучением лексического значения слова;

-организовать самооценку учащимися знаний и уменийпри выполнении заданий. Планируемые результаты образования:

Регулятивные: целеполагание - переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; планирование - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнение заданий в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос, контроль и оценка своих знаний; Познавательные: общеучебные - осмысление роли слова в общении;самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение; предметные - уточнять названия нашей страны (Россия, Российская Федерация);

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - предлагать помощь в сотрудничестве; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, овладение умениями слушать и вступать в диалог, продуктивносотрудничать с одноклассниками при работе в группе.

Личностные: нравственно-этическая ориентация - осознавать гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества. УУД: личностные - формирование положительной мотивации к изучению родного языка.

Тип урока: комбинированный
Необходимое оборудование:

Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер, видеопроектор.

Мультимедийная презентация, видеоклип

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Организационный этап.

Включение в деловой ритм.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Устное сообщение учителя.

Доброе утро. Меня зовут Светлана Георгиевна.

-Поднимите руку, ребята, у кого есть старший брат.

- Встаньте, те у кого есть младшая сестрёнка.

- А кто из вас самый добрый, улыбнитесь.

- Спортсмены, потопайте, пожалуйста.

- Талантливые ребята - похлопайте.

- У кого есть настоящий друг, пожмите руку своему соседу.

- А кто знает много слов, поднимите руки.

Вот и познакомились, замечательные вы, ребята, умные, талантливые, добрые.

Подготовка класса к работе.



Эпиграф «Человек нашёл слова для всего,

что обнаружено им во Вселенной»

С. Маршак

Как вы понимаете эти слова?

Познавательные:

- Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме

Коммуникативные:

-Планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные:

-Мотивационная установка на предстоящую работу.

2

Мотивация к учебной деятельности. Перед вами три полоски. - Если вы пришли на урок добрыми, с хорошим настроением. Поднимите белую полоску. - Волнуетесь, неуверенно шли на урок, поднимите синюю полоску. - А если вы готовы к любым трудностям, поднимите красную полоску. - Что они вам напоминают?

Флаг России.

Игра «Собери флаг»

- Как можно назвать то местечко, где родился и вырос человек?

- У каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это - его малая Родина.

- Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.

Показ



Дети выкладывают из деталей флаг

Понятия малая Родина, Родина

Коммуникативные:

способность к связной логически целесообразной форме речи, умение рассуждать.

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению, осуществление учебной деятельности и взаимодействие с её участниками.

Регулятивные:

-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы и исправлять ошибки.

3



4

Постановка темы,

целей и задач урока.



Актуализация знаний.



Звучащее, грамотное,

Пишут, читают, произносят.

С помощью него общаются.

-Как вы думаете, что это? (слово)

Слово может нам что-нибудь рассказать?

Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

Какие же задачи стоят перед нами на этом уроке?

- Давайте отгадаем слово, с которым будем работать сегодня на уроке.

- Отгадки не выкрикиваем, а рисуем в воздухе, и только один ученик выходит к доске.

Загадки

Эта буква нам важна:

Слову «Родина» нужна,

«Речь Родная», «Русский» тоже

Без нее прожить не сможет.

Буква нужная, поверь!

Эта буква -... (буква «Р»)

«Отечество», «Общество», «Отрадный», «оборона», «олимпиада», «орден», «отец», «она», «он» и «оно»

Знают дети все давно,

Что слова здесь с буквы... («О»)

«Сон», «Симфония», «Страна»,

«Символ», «Сеть», «Село», «Стена».

Что за буква это, дети,

Встретилась нам в строчках этих? (Буква «С»)

Букву эту надо знать,

Чтобы слово прочитать,
Смех, смекалка, столица и семья,
эту букву знаю я. (Буква «С»)

«История», «истина», «истоки»

На всё в мире слов найдёшь ТЫ ответ!

Только внимательно посмотри
И запомни букву…(И)



Произносите не вдруг вы
Это слово - эту букву!
О себе рассказ начнёте,
Вот ее и назовёте! (Я)

Учитель: Прочитайте слово, которое у нас получилось.

Запишите это слово. Что оно означает?

Работа со словарём

- Что же такое слово?

СЛОВО . 1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.2.Речь, способность говорить. Дар слова.3.Разговор, беседа, что-нибудь сказанное. 4. Мнение, вывод. 5.Обещание.

Работа с учебником. С.4

Подчеркните самое важное о слове. Формулируют тему урока. Формулируют цель и задачи..


Отгадываю загадки






(дети читают РОССИЯ)



Личностные: взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Познавательные:

самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели.

Коммуникативные:

- Взаимодействуют друг с другом в сравнении и обсуждении.Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.

Регулятивные:

- Осуществляют взаимоконтроль, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.

Прочитайте (Нет в мире краше Родины нашей ). Запишите, пожалуйста.

Как вы понимаете эти строки?

- Должен ли человек знать про свою страну? Почему? Что вы знаете о своей Родине?


Ответы детей.

Познавательные:

- логическое решение проблемы, построение логической цепи размышлений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Регулятивные:

-планирование, прогнозирование поставленных задач.

5

Первичное усвоение новых знаний.



Физминутка Изучение нового материала

- Вот она, какая Россия, широкая и великая!

Посмотрите на карту. Россия - самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде. И везде живут люди. Как можно одним словом назвать жителей России? (Россияне).

Дерево кончается

Где-то в облаках,

Облака качаются

На его руках.

Эти руки сильные

Рвутся в вышину,

Держат небо синее,

Звезды и луну.

Всё это красивая милая Земля

Лес, поля бескрайние,

Дом, моя семья.


Работа с картой.

Ответы детей.

Россияне.

Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

Коммуникативные: умение высказывать собственную точку зрения, развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

Познавательные: умение анализировать информацию, структурировать полученные знания, установка на поиск решения проблем.

Личностные: понимание особой роли России в мировой истории; воспитывать чувство гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории.

6

Первичная проверка понимания. - Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, своей улице, школе, к своим родителям и своему родному городу.

Историки установили, что свое название город унаследовал от крохотной деревушки Отрадное из 10 дворов, которая весной 1920 года была основана выходцами из соседнего села Черновка на берегу реки Большой Кинель. Существует легенда, что для разметки нового населенного пункта сюда прислали бузулукского землемера Степана Фроловича Бокова. Перед началом работ он вышел на берег реки Большой Кинель, осмотрел окрестности и произнес: «Красота-то какая! Тишина, покой… Прямо отрада!». «Отрада, отрада!» - подхватили мужики. Вот так маленькая деревушка и получила свое название.

- Был ли в ОТРАДНОМ Путин Владимир Владимирович

- А кто он? (президент нашей страны)

- Хотите чтобы президент узнал о вас, о городе Отрадном, о том как вы любите Россию.

- Давайте напишем письмо

Путину В.В.

Запись предложения.

Запишите и подчеркните слова, отвечающие на вопрос. С чего начинается любовь к Родине?


Познавательные:

расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования;

формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей творческой деятельности;

Регулятивные:

- Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий.

7

Первичное закрепление. Работа в группах

Самооценка

Работа в группах (5 учащихся)

Письмо президенту

1.О стране

2. О малой Родине

3. О семье

4. О себе

- Если вы считаете, что ребята достойно рассказали в письме о России, поднимите флаг.

- Можно отправить письмо 2-ой группы, поднимите флаг

Вставляют слова в письмо президенту

Дети составляют рассказ о семье. (Дерево с колокольчиками)

Зачитывают письма президенту

Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

Регулятивные:

- Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи.

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Чтение стихотворения:

Берегите Россию - нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.

Берегите Россию - нет России другой!

С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждый человек на Земле должен иметь свою большую и малую Родину.

Игра «Да» «Нет»

- Много слов в русском языке?

- Мы знаем все значения слов?

-Слово обозначает предмет, действие, признак предмета?

- Слово - это дар?

- Вывод?

- А о чем рассказало слово Россия вам сегодня на уроке?

Дети слушают стихотворение. Анализируют урок.

Личностные:

понимание особой роли России в мировой истории; чувство гордости за принадлежность к данной стране.


1.Доброе утро. Меня зовут Светлана Георгиевна.

-Поднимите руку, ребята, у кого есть старший брат.

- Встаньте, те у кого есть младшая сестрёнка.

- А кто из вас самый добрый, улыбнитесь.

- Спортсмены, потопайте, пожалуйста.

- Талантливые ребята - похлопайте.

- У кого есть настоящий друг, пожмите руку своему соседу.

- А кто знает много слов, поднимите руки.

Вот и познакомились, замечательные вы, ребята, умные, талантливые, добрые.


2.Перед вами три полоски. - Если вы пришли на урок добрыми, с хорошим настроением. Поднимите белую полоску. - Волнуетесь, неуверенно шли на урок, поднимите синюю полоску. - А если вы готовы к любым трудностям, поднимите красную полоску. - Что они вам напоминают?

Флаг России.

Игра «Собери флаг»

- Как можно назвать то местечко, где родился и вырос человек?

- У каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это - его малая Родина.

- Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.

3.Звучащее, грамотное,

Пишут, читают, произносят.

С помощью него общаются.

-Как вы думаете, что это? (слово)

Слово может нам что-нибудь рассказать?

Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

Какие же задачи стоят перед нами на этом уроке?

- Давайте отгадаем слово, с которым будем работать сегодня на уроке.

- Отгадки не выкрикиваем, а рисуем в воздухе, и только один ученик выходит к доске.

6.Учитель: Прочитайте слово, которое у нас получилось.

Запишите это слово. Что оно означает?

Работа со словарём ВОЗЬМИТЕ жёлтенькие листочки

- Что же такое слово?

СЛОВО . 1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.2.Речь, способность говорить. Дар слова.3.Разговор, беседа, что-нибудь сказанное. 4. Мнение, вывод. 5.Обещание.

Работа с учебником. С.4

Подчеркните самое важное о слове.

4.Загадки

Эта буква нам важна:

Слову «Родина» нужна,

«Речь Родная», «Русский» тоже

Без нее прожить не сможет.

Буква нужная, поверь!

Эта буква -... (буква «Р»)

«Отечество», «Общество», «Отрадный», «оборона», «олимпиада», «орден», «отец», «она», «он» и «оно»

Знают дети все давно,

Что слова здесь с буквы... («О»)

«Сон», «Симфония», «Страна»,

«Символ», «Сеть», «Село», «Стена».

Что за буква это, дети,

Встретилась нам в строчках этих? (Буква «С»)


Букву эту надо знать,

Чтобы слово прочитать,
Смех, смекалка, столица и семья,
эту букву знаю я. (Буква «С»)

5.«История», «истина», «истоки»

На всё в мире слов найдёшь ТЫ ответ!

Только внимательно посмотри
И запомни букву…(И)



Произносите не вдруг вы
Это слово - эту букву!
О себе рассказ начнёте,
Вот ее и назовёте! (Я)


7.Прочитайте (Нет в мире краше Родины нашей ). Запишите, пожалуйста.

Как вы понимаете эти строки?

- Должен ли человек знать про свою страну? Почему? Что вы знаете о своей Родине?


Изучение нового материала

- Вот она, какая Россия, широкая и великая!

Посмотрите на карту. Россия - самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде. И везде живут люди. Как можно одним словом назвать жителей России? (Россияне).

8.Дерево кончается

Где-то в облаках,

Облака качаются

На его руках.

Эти руки сильные

Рвутся в вышину,

Держат небо синее,

Звезды и луну.

Всё это красивая милая Земля

Лес, поля бескрайние,

Дом, моя семья.


9.- Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, своей улице, школе, к своим родителям и своему родному городу.

Историки установили, что свое название город унаследовал от крохотной деревушки Отрадное из 10 дворов, которая весной 1920 года была основана выходцами из соседнего села Черновка на берегу реки Большой Кинель. Существует легенда, что для разметки нового населенного пункта сюда прислали бузулукского землемера Степана Фроловича Бокова. Перед началом работ он вышел на берег реки Большой Кинель, осмотрел окрестности и произнес: «Красота-то какая! Тишина, покой… Прямо отрада!». «Отрада, отрада!» - подхватили мужики. Вот так маленькая деревушка и получила свое название.

- Был ли в ОТРАДНОМ Путин Владимир Владимирович

- А кто он? (президент нашей страны)

- Хотите чтобы президент узнал о вас, о городе Отрадном, о том как вы любите Россию.

- Давайте напишем письмо

Путину В.В.

10.Работа в группах (5 учащихся)

Письмо президенту

1.О стране

2. О малой Родине

3. О семье

4. О себе

Если вы считаете, что ребята достойно рассказали в письме о России, поднимите флаг.

- Можно отправить письмо 2-ой группы, поднимите флаг

- Понравилось письмо 3-ей группы

- О чём рассказали слова?

-

11.Чтение стихотворения:

Берегите Россию - нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.

Берегите Россию - нет России другой!

С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждый человек на Земле должен иметь свою большую и малую Родину.

Игра «Да» «Нет»

- Много слов в русском языке?

- Мы знаем все значения слов?

-Слово обозначает предмет, действие, признак предмета?

- Слово - это дар?

- Вывод?

- А о чем рассказало слово Россия вам сегодня на уроке?

Россия - Российская Федерация. В основе названия Россия - Русь. Русь - название Киевского гос-ва. Это название гос-ва употребляется во всех памятниках русск. письменности XI- XIV вв. В XV-XVI вв. в русск.употребление входит название Росия, возникшее еще в X в. в Византии, где превращение русь в рось было обусловлено фонетическими особенностями греч. языка, а окончание -ия было обычным для греч. названий стран. С XVIII в. в употребление входит написание Россия. Совр. офиц. название Российская Федерация принято 25 декабря 1991 г.

Родина - Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь, возникновения чего-нибудь 2) Родина - Отечество, родная страна

Синонимы: колыбель, отечество, отчизна, родина Ожегов


Отечество - Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит

Синонимы: колыбель, отечество, отчизна, родина

1) Страна - Местность, территория

2) Страна - См. государство

Синонимы: государство, держава, земля, страна, царство, край, местность, сторона


© 2010-2022