Обобщение опыта

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опытаОбобщение опытаОбобщение опытаОбобщение опытаОбобщение опытаОбобщение опытаОбобщение опытаОбобщение опытаОбобщение опытаОбобщение опытаОбобщение опытаОбобщение опытаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразоватеьная школа№6»

г.Краснокаменск

Забайкальского края







«Читательская компетентность

как основа успешности обучения

учащихся начальной школы».



(обобщение опыта работы)






учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Игумновой Натальи Валерьевны

2014г




«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот,

кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться»

Э.Тоффлер

Условия возникновения, становления опыта Я работаю учителем начальных классов 24 года. С 2009г преподаю по УМК «Перспективная начальная школа». За данный период мною накоплен материал, направленный на формирование читательской компетентности младших школьников. Опыт работы по теме: «Формирование читательской компетентности основа успешности обучения учащихся»обобщён на уровне школы. В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что в наш век научно-технического прогресса,где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Чтение-это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Научить детей читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения в начальной школе, это и средство, и одно из условий успешного обучения в основной школе. «Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированность духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания»[ 9 ] Читательская компетенция участвует в формировании ключевых компетенций. Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. [9]. Многолетнее изучение процесса чтения показывает, что учащиеся начальных классов, выполняющие, но не перевыполняющие норматив по беглости чтения, при переводе в основную школу сталкиваются с серьезными трудностями при восприятии и анализе текста. Эти трудности выражаются в следующем: объем текстов, предназначенных для чтения при выполнении домашней работы намного увеличивается, по сравнению с начальной школой, соответственно увеличивается и количество времени, затрачиваемое на домашнюю работу. Это однозначно сказывается на сокращении или даже отсутствии свободного времени, предназначенного для отдыха. Проблема детского чтения, вернее, потеря интереса детей к этому важному для человека способу получения знаний - одна из самых актуальных в наше время. [ 8 ].

Актуальность и перспективность опыта Обусловлена рядом противоречий: между возрастающей в условиях информационной усложнённости необходимостью много читать и отсутствием интереса школьников к чтению; между существующей в современных условиях необходимостью формирования читательской компетентности и несовершенством педагогических условий, при которых формируется эта компетентность. Следовательно, технологичная разработка механизмов формирования читательской компетентности является важной для современной школы, так как способствует мотивации к изучению предметовмладшими школьниками, а также проявлению интереса к собственной познавательной деятельности.

Теоретическая база опыта Проблему формирования читательской компетентности, а в частности навыка беглого правильного осознанного чтения рассматривали в своих работах И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев. Они представили методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенности его развития в начальной школе. Технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения у учащихся раскрыли А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева.Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, изучив взгляды учёных на эту проблему, пришла к выводу о необходимости разработки оптимальных методов и форм работы с учётом возможностей и психологических особенностей младших школьников, гарантирующих качество образования.Существует ряд причин, влияющих на низкий уровень развития навыков беглого правильного чтения, а именно: природный темп деятельности, регрессия, отсутствие антиципации, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития оперативной памяти. Необходимо с первых дней ребёнка в школе выявлять эти причины и проводить работу по их устранению Комплекс упражнений учитывает психофизиологическую природу чтения, активно влияет на основные параметры чтения (осмысление, темп).

Новизна опыта. Новизна опыта состоит в том, что современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя - поиск средств и методов развития читательских компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы.

Адресность опыта Опыт по формированию читательской компетентности приемлем для творчески работающих учителей, имеющих определённый опыт педагогической практики. Он может быть использован на различных уроках и на разных этапах обучения, а также во внеурочной деятельности, и в работе с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности и различный уровень подготовки. Предложенная технология обучения детей может быть использована родителями для совершенствования навыков чтения. Оптимальность опыта состоит в том, что требует минимальных трудозатрат для подготовки со стороны учителя и учащихся. Срок обучения: Процесс становления читателя - младшего школьника - сложная задача, которая осуществляется поэтапно. Формирование читательской компетентности происходит в течение первых 4 лет обучения

Технология опыта Моя задача состоит в том, чтобы формировать читательские компетенции у детей, привить интерес к книге, ввести ученика в мир знаний, используя различные формы и методы работы. Работая в начальной школе в этом направлении, ставлю перед собой Цель - формирование читательской компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Задачи: Научить: осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текстов интересную и полезную информацию; самостоятельно выбирать книги для чтения; работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; самостоятельно выбирать книги для чтения. В Федеральном компоненте государственного стандарта литературное чтение обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования младшего школьника. Предмет «Литературное чтение»: значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении; является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением - умением учиться; закладывает основу формирования учебной деятельности - систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется: - владением техникой чтения, - приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, - знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, - сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания От достижения цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности. Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в УМК «Перспективная начальная школа» - сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию» [ 8 ]

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ



Моя работа по формированию читательской компетентности реализуется по следующим направлениям:

1

Формирование навыка чтения

2

Начитанность

3


Умения работать

с книгой

4.

Навыки и умения собственно читательской деятельности








определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.



разносторонняя работа с текстом

знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения

умение правильно прочитывать слова;

  • понимать смысл текста;
  • выразительно читать;
  • выдерживать оптимальный темп чтения.

технология формирования типа правильной читательской деятельности

(Т П Ч)

1. Работа с текстом до чтения

2. Работа с текстом во время чтения

3. Работа с текстом после чтения

чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д

использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают

со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской библиотеки.


ведение читательских дневников, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

















Набрав в 2009 г очередной первый класс, я выявила, что из 20 учащихся 9 человек читали целыми словами, 5 человек слово+слог, 2 человека читали по слогам, 4 человек знали буквы. На диаграмме представлены результаты первичного обследования детей при поступлении в первый класс. (по методике Л.А. Ефросининой)

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения: беглость, осознанность, правильность, выразительность. Считаю, что овладение навыком чтения для каждого первоклассника - это необходимое условие для дальнейшего продвижения в других предметных областях. Поэтому в 1 классе использовала различные упражнения для развития осознанности, правильности, выразительности чтения, упор делала на формирование скорости чтения. (Приложение 1,2,3]. К концу первого класса 10 человек читали выше нормы, 10 человек в норме Второй год работы с детьми был посвящен активным и продуктивным способам совершенствования читательской самостоятельности. Особое внимание уделялось развитию оперативной памяти. Это было связано с тем, что во втором классе ребенок при чтении предложения из 8-10 слов, дочитав до середины, часто забывает первое слово, в результате чего не может уловить смысл предложения - увязать все слова воедино. Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников стали зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко. Они состояли из наборов по шесть предложений в каждом. Каждое предложение было длиннее предыдущего на 1-2 буквы (первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв; в последнем предложении последнего набора - 46 букв). Время работы со всеми наборами - примерно два месяца. За это время оперативная память второклассников развивалась настолько, что каждый ребенок мог легко запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Ученик легко улавливал смысл, читать ему становилось интересно, процесс обучения чтению шел гораздо быстрее. (Приложение 4) К концу 3класса интерес к самостоятельному чтению детских книг по собственному выбору в соответствии с поставленной учителем целью у большинства детей стал устойчивым. В читательском кругозоре, кроме заданной обучением широты (от 50 до 70 книг авторов и 10 тем чтения), наметилась известная глубина, проникновение в смысл книги. писатель - произведения (Что написал Б. Житков? - Рассказы «Про слона», «Мангуста», «Кружечка под елочкой», «Беспризорная кошка»); писатель - тема (О чем пишет Б. Житков - О животных); тема - писатели (Кто пишет о животных? - Б. Житков, Е. Чарушин, Ю. Дмитриев, Н. Сладков, В. Бианки, Э. Шим и др.); писатель - темы (О чем пишет Б. Житков? - О животных, о смелых людях, о технике). Развитие читательской памяти и кругозора позволило детям в случае необходимости действовать в мире книг уверенно, со знанием дела, то есть проявлять читательскую компетентность. Полученные результаты дали возможность сделать вывод: несмотря, на то, что количество уроков внеклассного чтения сократилось вдвое, интерес к чтению книг у учащихся не только сохранился, но и закрепился, значительно повысился уровень сформированности основ читательской компетентности. Четвертый год обучения принято считать важнейшим рубежом в формировании главного результата современного образования - умения учиться. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения - использование письменных текстов как основного ресурса самообразования. В своей работе я использую такие формы как читательский дневник. Читательский дневник - не обязательное условие для всех учащихся, однако мои учащиеся все ведут дневник с большим удовольствием. Ученики фиксируют информацию о прочитанных дома произведениях и в форме отзыва формулируют своё отношение, описывают свои впечатления, оценивают содержание, язык, структуру произведения. Один раз в четверть (обычно на последнем уроке) совместно с учащимися анализирую читательские дневники и ставлю им за ведение дневника оценку. Дети выполняют презентацию прочитанных книги (Приложение 5 ) За годы начального обучения учащиеся постепенно узнают: виды доступной литературы (книги художественные, научно-познавательные, справочные, детские газеты, журналы периодическую печать); возможные темы чтения (о Родине и ее героях; о борьбе за счастье людей; о Великой Отечественной войне; о ребятах-сверстниках и их делах; о жизни в других странах; о природе, животных, растениях; о религии и суевериях; о науке и технике - машинах, вещах, о космосе; о путешествиях, приключениях, фантастике, волшебстве; об артистах, музыкантах, художниках, писателях; о том, что можно сделать самому, и т. п. Разумеется, книги этой тематики пронизаны вопросами добра и зла, милосердия и сострадания, словом, вопросами нравственно-эстетическими, столь важными для начинающего читателя); виды библиотечно-библиографической помощи, рас считанной на детей от шести до десяти лет: книжная выставка, плакат, рекомендательный указатель, картотека, каталог; внешние приметы, которые позволяют читателю ориентироваться в любой книге и в группе книг, а именно:

иллюстрации, заглавие, фамилия автора, содержание или оглавление, подзаголовок, предисловие, послесловие, возрастные пометы, издательство, серия и т. п.;

5) правила гигиены чтения и сохранности книг. Действуя с книгами и среди книг, и первоклассники, и дети, завершающие начальное обучение (разумеется, по-разному), приобретают умения:

1) ставить для себя цель обращения к книгам;

выбирать книгу в наиболее полном соответствии с поставленной целью;

осознавать содержание избранной книги, максимально используя возможности, которыми располагают к моменту деятельности с книгой. Учитывая читательские интересы учащихся, в своей практике применяю различные формы и методы работы: - Создание проблемно-поисковые ситуаций, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. - Беседы-дискуссии, которые учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. - Использование приема устного словесного рисования. - Словарная работа, особенно при чтении сложных текстов. - Элементы драматизации. - Создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. - Литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ; - Использование ИКТ для создания презентаций по творчеству писателей, по основному содержанию произведений; - Личный пример учителя - Тесное сотрудничество со школьным библиотекарем. По литературному чтению итоговыми уроками изучения творчества какого-либо писателя или поэта (или темы), являются читательские конференции, на которых ребята презентуют прочитанные книги по плану. (Приложение 6) Одной из эффективных и любимых младшими школьниками форм организации читательской деятельности является кукольный театр. Я веду кружок «Театр-Петрушка», мои учащиеся с удовольствием играют спектакли за ширмой, изготавливают кукол. Работа проводится совместно с родителями. Форма работы над текстом произведением с использованием кукольного театра представлена в приложении 7,8,9 Необходимым звеном в формировании читательской компетентности является просвещение родителей по данной проблеме. В рамках этой работы проведены родительские собрания на темы: 1 класс - «Детская книга», «Привитие интереса к чтению», 2 класс - «Семейное чтение. Круглый стол», «Что читать детям. Новые поступления в школьной библиотеке» 3 класс - «Семейное чтение. Книги, прочитанные летом», «Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка», «Защита читательских формуляров», 4 класс: «Семейное чтение. Анализ произведения. Отзыв о прочитанном произведении», «Как хорошо уметь читать!»)
Обеспечение связи школы с семьей - очень важная проблема, которую решает современная школа. И здесь занятия в кукольном театре играют положительную роль. В процесс занятий через детей вовлекаются родители, которые помогают ребенку изготовить игрушки для представления. Таким образом, кукольный театр сближает родителей и детей в совместной работе. Работая по теме: «Формирование читательской компетенции» я собрала методическую копилку, в которую входят блоки: - виды работ с текстом - памятки по работе с текстом; (Приложение 10) - рекомендации родителям; - мультимедиа - презентации по литературному чтению. Результаты деятельности Проведенная мною в течение нескольких лет работа по теме «Формирование читательской компетентности основа успешности обучения учащихся», дала свои результаты. Мои ученики научились самостоятельно выбирать книги для чтения, знают жанры литературного творчества умеют извлекать из текстов интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, повысился темп чтения, развилась оперативная память и творческое мышление. Мои выпускники успешны в обучении в среднем звене образования. По результатам классно - обобщающего контроля учащиеся 5а класса подтвердили уровень обученности, имеющийся на конец 4 класса. За I полугодие 5 класса дети показали высокое качество знаний по устным предметам.

Качество знаний учащихся 5а класса по предметам за полугодие 2013- 2014г


2013-2014г

Iполугодие

Кол-во учащихся в классе

Русский язык

Литература

Математика

Иностранный язык

География

Биология

История

Обществознание

5класс

28 чел.

50%

86%

46%

57%

68%

68%

86%

100%
У детей повысился уровень чтения. Все учащиеся активно посещают школьную библиотеку. Это является первым осознанным шагом, при формировании читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.





Литература


1 Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. - М.: Просвещение, 1997.

2 Артоболевский Г.В. Художественное чтение.- М.; Просвещение 1978.

3 Герцен А.И. Литературные работы, связанные со служебной деятельностью в Вятке и Владимире. Собр. соч. т.1 - М.; Просвещение, 1954.

4 Горецкий В.Г., Оморокова М.И. Вопросы методики чтения в начальной школе. - М.; Просвещение, 1984.

5 Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. - 1994. - №6.

6 Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа. - 2001. - №7.

7 Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. - 2005. - №7.

8 Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников - М.: 1997.

9 Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. - 1990. - №3 - с. 16 -21

10 Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. - М.: Просвещение, 2006.























Приложение 1

Упражнения для развития беглости (скорости) чтения.


  1. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.

Обобщение опыта

(Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка.)

2. Чтение столбиков

(Дети читают слова в столбиках)

3."Кто быстрее?»

У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти заданное предложение.

5. Различные виды чтения:

а) чтение шепотом, затем громко, потом про себя;
б) хоровое чтение;
в) чтение в парах;
г) жужжащее чтение.

Поле чтения формируется при чтении слогов-столбиков, слов-столбиков. Во втором классе ребёнок должен уже видеть и читать глазами второе слово.

Вот одно из упражнений для расширения поля зрения, на развитие внимания, памяти, которое провожу с учениками 2 класса.

На доске записаны слова:

коньки
Волга
карандаш
чулан
листья
сахар
вьюга
Мурзик
хлеб

Дети читают слова, затем слова закрываю и задаю такие вопросы:

- Назови слова по порядку, как запомнил.
- Назови 4-х сложные слова.
- Назови слова с ь знаком.
- Назови слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща и т. д.
- Сколько съедобных слов?
- Сколько слов написано с большой буквы? Почему?
- Сколько слов, называющих явления природы?

Эти упражнения занимают 5-6 минут и помогают развить беглость чтения. Кроме того, они вносят в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.







Приложение 2

Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения.

1. Назови предметы одним словом:

а) липа, береза, ель, сосна;
б) лошадь, корова, свинья, овца;
в) чиж, грач, сова, ласточка.

2. Какое слово лишнее и почему?

а) лук, огурец, морковь, яблоко;
б) гриб, ромашка, ландыш, василёк;
в) ель, сосна, кедр, осина.

3. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

а) колос, рота, ваза;
б) кора, лото, боксёр;
в) молоко, небо, тарелка.

4. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог:

а) змея, рама;
б) пуговица, молоток, лама.

5. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:

а) насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;
б) обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

6. Найди слово в слове.

Гроза, поднос, ярмарка, газета.

7. Составь предложения (3-4) на тему «В школе» («На реке», «Дежурные»).


Приложение 3


Упражнения для формирования правильности чтения.

1. Чтение слов, отличающихся одной буквой:

а) мел - мель - мыл - мыль - мал- мял;
б) мышка - мошка - мишка - миска.

2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Куст - стук, сосна - насос, мех - смех, мышка - камыш, марка - рамка, марш - шрам, масло - смола, мошкара - ромашка.

3.Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания:

а) приехал, пришёл, пришил, принёс, припев;
б) красное, белое, голубое, чёрное;
в) кукла, мама, папа, лапа, ложка.



Приложение 4


п/п

Предложения

Число букв



Время экспозиции

Набор №1

1.

Пёс бежит

8

4

2.

Шлёт гонца

9

4

3.

Сел у берега

10

5

4.

Царь забылся

11

5

5.

Кашу заварит

11

5

6.

Подставил лоб

12

6

Набор № 2

1.

Хвать - поймала

12

6

2.

Ест за четверых

13

6

3.

Толоконный лоб

13

6

4.

Ждут, бывало с юга

14

7

5.

Чудо видят наяву

14

7

6.

И на терем набрела

15

8

Набор № 3

1.

А приданое готово

15

8

2.

Спит себе на соломе

16

8

3.

Королевич зарыдал

16

8

4.

Рать побитая лежит

16

8

5.

Ветер далее побежал

16

8

6.

Ветер по морю гуляет

17

8

Набор № 4

1

Ядра - чистый изумруд

17

8

2.

Ночью землю освещает

18

7

3.

Град на острове стоит

18

7

4.

Не спокойно синее море

19

7

5.

Горе! Смерть моя пришла

19

7

6.

В муху князь оборотился

20

7

Набор № 5

1.

Месяц под косой блестит

20

6

2.

Старуха пряла свою пряжу

21

6

3.

Из скорлупок льют монету

21

6

4.

Спит царевна вечным сном

21

6

5.

В синем небе звёзды блещут

22

6

6.

Бьётся лебедь средь зыбей

22

6

Набор № 6

1.

Шлёт за ним гонца с поклоном

23

5

2.

Царь ступил на двор широкий

23

5

3.

Добро! Будет старуха царицей

24

5

4.

С башни князь Гвидон сбегает

24

5

5.

Что, батька, так рано поднялся?

24

5

6.

Царь хватил его жезлом по лбу

24

5

Набор № 7








Набор №7

1.

Лишь хвостом по воде плеснула

25

4

2.

^_, .

А поп, завидя Балду, вскакивает

25

4

3.

Братья милую девицу полюбили

25

4

4.

Только поп один Балду не любит

25

4

5.

Видит - море слегка разыгралось

26

4

6.

А лебедь там уж гуляет по волнам

26

4

Набор № 8

1.

Вьётся вьюга

11

5

2.

Он горько плачет

14

7

3.

Видно, на море не тихо

17

8

4.

И в светлицу входит царь

20

10

5.

Видят холм в широком поле

21

10

6.

Князю прибыль, белке честь

22

10

Набор № 9

1.

Живёт Балда в поповом доме

22

7

2.

Долго у моря ждал он ответа

22

7

3.

Смотрит: коршун в море тонет

23

7

4.

Он за ним с мольбой погнался

23

7

5.

Сел Балда на кобылку верхом

23

7

6.

Поп ни ест, ни пьёт, ночи не спит

24

7

Набор № 10

1.

Стало на сердце у попа веселей

25

5

2.

Поклонись ей, выпроси уж избу

24

5

3.

Она бьёт их, за чупрун таскает

24

5

4.

Окажи своё усердье и проворье

25

5

5.

Пришёл невод с травой морскою

25

5

6.

Море вздуется бурливо, закипит

25

5

Набор № 11

1.

Вынырнул подосланный бесёнок

26

4

2.

Испугался старик, взмолился

24

4

3.

Хочу быть владычицей морскою

25

4

4.

Чёрт ли сладит с бабой гневной?

25

4

5.

Князь Гвидон зовёт их в гости

24

4

6.

Море вдруг всколыхалося вокруг

27

4

Набор № 12

1.

Попляши-ка ты под нашу балалайку

27

4

2.

Не гонялся бы ты поп за дешевизной

28

4

3.

Лошадь запряжёт, полосу вспашет

27

4

4.

Не дождался, к старухе воротился

27

4

5.

Да понадеялся он на русский авось

28

4

6.

Ступай к морю, говорят тебе честью

28

4

Набор № 13

1.

Хвостик поджал, совсем присмирел

28

4

2.

Чай, теперь твоя душенька довольна

29

4

3.

Глядит вокруг изумлёнными глазами

30

4

4.

И трубит уже молва: дочка царская жива

31

4

5.

Дядька впереди идёт и ко граду их ведёт

32

4

6.

Вдруг сердито под крыльцом пёс залаял

32

4

Набор № 14

1.

И соседям то и дело наносил обиды смело

32

4

2.

Воеводы не дремали, но никак не успевали

33

4

3.

Елисей, не унывая, к ветру кинулся, взывая

33

4

4.

И кричит: «Кирикуку. Царствуй лёжа на боку»

33

4

5.

Ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море

34

4

6.

Да версту проскакал, так что пыль столбом

34

4

Набор № 15

1.

Вот идёт, и поднялась пред ним гора крутая

34

4

2.

Снег валится на поля, вся белёшенька земля

35

4

3.

Тут же на берег она бочку вынесла легонько

35

4

4.

В руки яблочко взяла, к алым губкам поднесла

36

4

5.

Белка в нём живёт ручная да чудесница, какая!

36

4

6.

Засветила богу свечку, затопила жарко печку

37

4

Набор № 16

1.

И стоят в глазах царя тридцать три богатыря

36

5

2.

Семь торговых городов да сто сорок теремов

36

5

3.

Шмелем князь оборотился, полетел и зажужжал

37

5

4.

Коли красная девица, будь нам милая сестрица

37

5

5.

Дверь тихонько заперла, под окно за пряжу села

38

5

6.

Пёс бежит и ей в лицо жалко смотрит, грозно воет

38

5

Набор № 17

1.

Сказка - ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок

39

5

2

Вкруг шатра, в ущелье тесном рать побитая

лежит

39

6

3.

Царь Салтан сидит в палате, на престоле и в венце

39

6

4.

Царь к востоку войско шлёт, старший сын его ведет

40

6

5.

Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы

41

7

6.

И в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы

42

7

Набор № 18

1.

Пошёл он ко своей землянке, а землянки нет уж и следа

42

7

2.

Лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море

43

7

3.

Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились

44

7

4.

Снова восемь дней проходят, люди в страхе дни проводят

45

8

5.

Так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют

46

8

6.

Пошёл Балда в ближний лесок, поймал двух зайцев и в мешок

46

8
































Приложение 5



Обобщение опытаОбобщение опыта

Читательские дневники моих учеников


Обобщение опытаОбобщение опыта

Читательская конференция по творчеству Г.Х Андерсена








Приложение 6






























Приложение 7


План подготовки кукольного спектакля. 1. На нескольких уроках внеклассного чтения, школьники знакомятся с литературным произведением. Чем лучше понят и проработан текст в начале, тем легче будет потом. Необходимо, чтобы дети задумались, зачем автор написал это произведение, что он хотел сообщить своим читателям? Каждому герою выдаётся подробнейшая характеристика, тщательно подбираются голоса, учитывая высоту и тембр; распределяются роли между детьми и начинается выразительное проговаривание по ролям. Выписываются слова каждого действующего лица отдельно и раздаются листки ребятам. С ними они приходят на все репетиции. 2. Начинается работа по созданию кукол, декораций, реквизита. Это очень ответственный этап в работе над постановкой: куклы и декорации должны получиться правдивыми и выразительными. Детям особенно нравятся перчаточные куклы. Они просты в изготовлении и пластичнее в движениях, чем бумажные или картонные. Вся эта работа выполняется на уроках труда. 3. Куклам необходима сцена-ширма. В театрах используется много разнообразных ширм. Но цель у них одна - скрыть кукловода от публики, чтобы создать иллюзию самостоятельного движения кукол. Как правило, для изготовления сцены-ширмы привлекаются родители (связь школы с семьей). 4. По афишам и пригласительным билетам публика составляет представление о коллективе и спектакле. Дети объединяются в группы по 2-3 человека и рисуют афиши. Они стараются выполнить работу качественно: пойдет на суд зрителей. Постепенно выделяется группа детей, которые с большим удовольствием постоянно оформляют афиши, декорации (выполняется работа на уроках рисования), 5. Начинаются репетиции. Для выработки хорошей дикции и выразительности речи используется набор скороговорок, пословиц, стишков. Все это есть в арсенале любого учителя начальных классов. Кроме того, разучиваются с детьми статические и динамические упражнения для артикуляции (за материалом обращаются к книгам по логопедии). 6. Шумовое и музыкальное оформление: подбирается музыка из музыкальных записей и с успехом иллюстрируется куклами. Выделяются дети, имеющие хороший музыкальный слух. С ними разучиваются небольшие мелодии. (Работа идет на уроке музыки).























Приложение 8


Работа над художественным произведением на уроках чтения в начальной школе с использованием кукольного театра как формы организации читательской деятельности младших школьников
Гуси-лебеди Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше: - Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезем. Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братика на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам. Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на .крылья и унесли. Вернулась Маша, глядь - братца нету! Ахнула она, кинулась туда, сюда - нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кликала - братец не откликается. Стала Mania плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна. Выбежала Маша в чистое поле, глянула по сторонам. Видит - метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли ее братца, бросилась догонять их. Бежала, бежала, видит - стоит в поле печка. Маша к ней: - Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? - Подбрось в меня дровец,- говорит печка,- тогда скажу! Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила. Печка сказала, в какую сторону бежать. Побежала Маша дальше. Видит - стоит яблоня, вся румяными яблочками увешана, ветки до самой земли склонились. Маша к ней: - Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? - Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись стоять тяжело! Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала. Бежит Маша дальше и видит: течет молочная речка - кисельные берега. Маша к ней: - Молочная речка - кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?- Упал в меня камень, - отвечает речка,-мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону - тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели. Отломила Маша большую ветку, сдвинула камень. Зажурчала речка, сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать. Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Стала на опушке и не знает, куда теперь идти, что делать. Смотрит - сидит под пеньком еж. - Ежик, ежик,- спрашивает Маша,- не видал ли ты, куда гуси-лебеди полетели? Ежик говорит: - Куда я покачусь, туда и ты иди! Свернулся он клубочком и покатился между елками, между березками. Катился, катился и прикатился к избушке на курьих ножках. Смотрит Маша - сидит в той избушке Баба-яга, пряжу прядет. А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет. Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и побежала домой. Немного спустя глянула Баба-яга в окно: нету мальчика! Кликнула она гусей-лебедей: - Скорей, гуси-лебеди, летите в погоню! Взвились гуси-лебеди, закричали, полетели. А Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Глянула назад - увидела гусей-лебедей... Что делать? Побежала она к молочной речке - кисельным берегам. А гуси-лебеди кричат, крыльями хлопают, нагоняют ее... - Речка, речка,- просит Маша,-спрячь нас! Речка посадила ее с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала. . 1уси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала. А гуси-лебеди увидали ее - воротились, летят навстречу. Подбежала Маша к яблоне: - Яблонька, яблонька, спрячь меня! Яблонька заслонила ее ветками, прикрыла листочками. Гуси-лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшку и пролетели мимо. Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила ее и опять пустилась бежать. Бежит она, несет братца, уж недалеко и до дома... Да на беду гуси-лебеди снова увидали ее и ну за ней! Гогочут, налетают, крыльями над самой головой машут, того и гляди Ванюшку из рук вырвут... Хорошо, что печка рядом. Маша к ней: - Печка, печка, спрячь меня! Печка ее спрятала, заслонкой закрыла. Гуси-лебеди к печке подлетели и давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали. Покружились они, покружились, покричали, покричали да так ни с чем вернулись к Бабе-яге... А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Прибежала домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села. Тут скоро отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли

Урок № 1 Тема: Слушаем сказку "Гуси-лебеди". Предварительная работа: учащиеся под руководством учителя изготавливают персонажей сказки (Машу, Ванюшку, отца с матерью, стаю гусей-лебедей, печку, яблоню, ежа) и декорации (избушку на курьих ножках, дом, поле, лес, реку, лошадь с телегой) и устанавливают их на подставки. Цели занятия Воспитательные-формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила подвижной игры; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, слушать другого, не перебивая); воспитывать чувство ответственности за свои поступки; понимание, что хорошо, а что плохо. Обучающие - совершенствовать общую моторику; активизировать употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, предлога "между", наречий "слева" и "справа"; . Развивающие - развивать у детей слуховое внимание, умение отгадывать загадки, осмыслять события сказки. Оборудование: -фигурки персонажей сказки - Маша, Ванюшка, стая гусей-лебедей, печка, яблоня, еж, отец с матерью; -декорации: дом, лесная поляна, лес, лошадь с телегой, избушка на курьих ножках, а в ней Баба-яга.. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Знакомство со сказкой. Сегодня вы будете слушать русскую народную сказку "Гуси-лебеди"(чтение сказки). 3. Подумай и ответь. Учитель задаёт детям вопросы по содержанию сказки. Куда уехали отец с матерью? Что перед отъездом велели Маше родители? Что сделала Маша после отъезда отца с матерью? Кто унес братца Ванюшку? Что сделала Маша, когда увидела, что братец исчез? Кого увидела Маша в поле? Что спросила Маша у печки? О чем попросила Машу печка? Помогла ли Маша печке? А как печка помогла Маше? Кого еще встретила в поле Маша? О чем яблоня попросила Машу? У кого еще спрашивала Маша, куда гуси-лебеди полетели? Чем Маша помогла речке? Кто в дремучем лесу привел Машу к Ванюшке? Где сидел Ванюшка? Что сделала Маша, когда увидела братца? Кого послала Баба-яга в погоню за Машей и Ванюшкой? Кто прятал Машу с Ванюшкой от гусей-лебедей? Назови их по порядку. Успели ли Маша с Ванюшкой вернуться домой до приезда родителей? Когда Маша поступила плохо, а когда хорошо? Как ты думаешь, если бы Маша не стала помогать печке, яблоне и речке, показали бы они ей, куда гуси-лебеди полетели? А ты помогаешь другим? Вспомни, кому ты помог. Расскажи об этом. 4.Подвижная игра "Баба-яга". Учитель предлагает детям принять участие в подвижной игре "Баба-яга": на полу линией отмечено место избушки на курьих ножках; выбирается ребенок на роль Бабы-яги, при помощи считалки: Баба-яга, Костяная нога, С печки упала, Ногу сломала. "Баба-яга" садится на корточки в "избушку" и изображает, что спит, а все остальные дети в это время еще раз хором произносят дразнилку про нее. Когда прозвучит последнее слово, "Баба-яга" просыпается и бежит догонять детей. Пойманный ребенок становится ее помощником - гусем-лебедем и уходит вместе с ней в избушку, где они находятся, пока дети вновь произносят дразнилку. После этого "Баба-яга" и ее помощник - первый гусь из стаи гусей-лебедей - выбегают из избушки и ловят детей. Пойманных игроков приводят в избушку на курьих ножках, и они пополняют стаю гусей-лебедей. Когда "гуси-лебеди" и "Баба-яга" переловят всех детей, игра заканчивается. 5. Загадки. На столе фигурки персонажей сказки: печка, яблоня, еж и гуси-лебеди. Обобщение опыта Когда загадки будут отгаданы: - Кто из этих сказочных персонажей помогал Маше найти братца Ванюшку. Кто первым, вторым, третьим и четвертым показывал Маше, куда полетели гуси-лебеди? 6. Назови ласково. На столе кукла Маша Ребята назовите Машу ласковыми именами - например, Машенька, Машечка, Машуня. Затем выставляется фигурка Вани. Учитель предлагает дать ему ласковые имена: Ванечка, Ванюша, Ванюшка, Ванюшечка. Аналогично дети подбирают ласковые названия к словам "печка", "яблоня", "река", "еж". 7. Подведение итогов занятия. Положительная оценка работы детей.








Урок № 2 Тема: Рассказываем сказку "Гуси-лебеди". Цели Воспитательные - формировать у детей умение соблюдать очередность, участвуя в коллективном пересказе и подвижной игре; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Обучающие-совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику; учить детей четко произносить и отличать на слух разные звукоподражания; закреплять лексико-грамматические умения и навыки (образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме, подбирать глаголы к существительным); совершенствовать связную речь детей; Развивающие-развивать у детей слуховое и зрительное внимание, формировать фонематический слух на уровне звука и слова; учить детей отгадывать загадки; развивать реакцию и двигательные навыки во время игры с мячом. Оборудование: -фигурки персонажей сказки - Маша, Ванюшка, стая гусей-лебедей, печка, яблоня, речка, еж, отец с матерью ; - декорации: дом, лесная поляна, лес, лошадь с телегой, избушка на курьих ножках, а в ней Баба-яга, река ; Ход урока: 1. Организационный момент. Психологический настрой: "Встали дети, встали в круг, слева друг и справа друг". Учитель сообщает ученикам, что сейчас они будут придумывать друг для друга ласковые имена. Один из учащихся ласково называет имя того, кто стоит от него справа. Ребенок поворачивает голову направо и ласково называет своего соседа. Названный ученик в свою очередь произносит имя следующего ребенка, стоящего от него справа. Когда все дети назовут своего соседа справа, они могут садиться на свои места. 2. Совместный пересказ. Учитель предлагает детям провести коллективный пересказ сказки "Гуси-лебеди". Каждый ребенок говорит по 2-3 предложения. Учитель жестом дает детям понять, чья очередь продолжать рассказ. Сам он (учитель) последовательно выставляет декорации и фигурки персонажей, совершая с ними описываемые в сказке действия. Если у кого-либо из детей во время пересказа возникают затруднения, задаёт ему наводящий вопрос или начните следующую фразу сам. 3.Подвижная игра с мячом "Кто что делает". Учитель предлагает детям поиграть в подвижную игру с мячом. Учащиеся становятся в кружок. Правила игры: учитель будет бросать им мяч и одновременно называть имя одного из героев сказки "Гуси-лебеди", ребенок, поймавший мяч, должен бросить его обратно, назвав при этом какое-либо действие, совершенное названным героем. Например, взрослый бросает мяч и говорит: "Гуси-лебеди", а ребенок возвращает мяч взрослому, добавляя глагол: "Летят". Возможные варианты сочетаний: - отец с матерью - уехали, вернулись, гостинцы привезли; -Маша-посадила Ванюшку на лужок, побежала искать братца, спросила у печки, куда полетели гуси-лебеди, подбросила в печку дровец, подняла яблоне ветки, сдвинула в речке камень, несет Ванюшку; - Ванюшка-сидит на травке, летит с гусями-лебедями, играет золотыми яблочками; - гуси-лебеди - летят, гогочут, кружат, догоняют или подхватили Ванюшку; - печка-печет, показала, куда гуси-лебеди полетели, спрятала; - яблоня - растет, показала, куда гуси-лебеди полетели, спрятала; - речка-течет, журчит, показала, куда гуси-лебеди полетели, спрятала;- ежик - фыркает, катится, показал дорогу; - Баба-яга-пряжу прядет, кличет гусей-лебедей, послала вдогонку гусей-лебедей. 4. Узнай по голосу. На столе фигурки гусей-лебедей, печки, яблони, речки и ежа. Учитель знакомит детей со звукоподражаниями: гуси-лебеди кричат- "га-га-га"; печка пышет жаром- "пых-пых-пых"; яблоня шелестит листочками- "ш-ш-ш" (звук произносить длительно, на одном дыхании); речка бежит по камешкам- "с-с-с" (звук произносить длительно, на одном дыхании); еж фыркает - "ф-ф-ф" (звук произносить длительно, на одном дыхании). Учитель предлагает детям самим звукоподражать героям сказки. 5. Слушай и показывай. Учитель показывает детям демонстрационный рисунок "Похожие слова" . Просит внимательно слушать и показывать на картинках те предметы, которые сейчас будут названы. Затем спрашивает одного из детей: "Где дом? (Ребенок показывают соответствующее изображение.) Где дым? (Ребенок показывает.)" Аналогично по картинкам задайте вопросы другим детям к парам созвучных слов: "трава-дрова", "яблоко - яблоки", "пирожок - рожок", "печка-речка". 7. Подведение итогов занятия. Положительная оценка работы детей.

Урок № 3 Тема: изучение сказки "Гуси-лебеди". Цели занятия Воспитательные-учить детей согласовывать свои действия при проведении коллективной инсценировки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей; учить школьников понимать эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестикуляции. Обучающие - совершенствовать мимику и общую моторику детей; стимулировать использование прилагательных, характеризующих разные эмоциональные состояния человека, в речи детей; развивать у детей понимание сложносочиненных, сложноподчиненных предложений и предложений с однородными членами; совершенствовать чувство ритма. Развивающие - развивать слуховое и зрительное внимание детей, умение вслушиваться в речь взрослого; развивать связную речь детей. Оборудование: -фигурки персонажей сказки - Маша, Ванюшка, стая гусей-лебедей, печка, яблоня, речка, еж, отец с матерью ; -декорации: дом, лесная поляна, лес, лошадь с телегой, избушка на курьих ножках, а в ней Баба-яга; - большое настенное зеркало. Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Детям: "Встали на дорожке, подровняли ножки". (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) -какую русскую народную сказку вы рассказывали на прошлом занятии. - Сегодня вы все вместе будете показывать спектакль по сказке "Гуси-лебеди". Распределите между детьми роли Маши, Ванюшки, родителей, печки, яблони, речки, ежа и гусей-лебедей . 2. Инсценировка сказки. Учитель помогает детям провести инсценировку сказки, выступая одновременно в качестве чтеца от имени автора и режиссера: подсказывает декоратору, куда поставить нужную декорацию; указывает на артиста, чья очередь говорить; если необходимо, подсказывает слова его роли. 3. Психогимнастика. 4. Учитель предлагает детям изобразить перед зеркалом с помощью мимики и жестикуляции разные эмоциональные состояния человека (для этого дети встают в ряд перед настенным зеркалом или получают индивидуальные зеркала). Учащиеся разучивают мимические позы, выражающие разные настроения: - печаль - губы сжать, уголки губ опустить вниз; брови слегка свести к переносице, уголки бровей слегка опустить, голову опустить, руки безжизненно свесить вдоль туловища; - радость - широко улыбнуться, глаза слегка прищурить, всплеснуть руками; - страх-рот приоткрыть, глаза расширить, брови поднять до предела, выставить перед собой руки; - злость - оскалиться, нахмурить брови, наморщить нос, руки согнуть в локтях и сжать кулаки. Учитель: какая Баба-яга (злая), предлагается ребятам изобразить ее. Аналогично изображаются все остальные персонажи сказки. Задание: мимикой поочередно изображать разные эмоции: печаль, радость, злость, страх, радость. 5. Слушай внимательно. 6. Учитель предлагает детям слушать вас внимательно и найти ошибки, если они будут. Если что-то сказано неправильно, дети должны качать головой из стороны в сторону и хором говорить: "Нет, нет, нет". Если же ошибок нет, кивают головами и повторяют: "Да, да, да". Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да.) Налетели гуси-лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет.) Маша печке помогла-дровец в нее подбросила. (Да, да, да.) Маша яблоньке помогла-яблочки на нее повесила. (Нет, нет, нет.) Маша кисельной речке-молочные берега помогла: камень сдвинула. (Да, да, да.) Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да.) Схватила Маша Ванюшку и скорей побежала домой. (Да, да, да.) Видит Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет.) Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей: печка, яблоня, речка и Баба-яга. (Нет, нет, нет.) Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом села. (Да, да, да.) 5. Урок гусиного языка. Предлагается детям научиться говорить на гусином языке. Для этого нужно все повторять вслед за гусями-лебедями. Индивидуальное задание одному из детей произнести: "Га-га (пауза), га". Ребенок сначала слушает, а потом повторяет, копируя ритмический рисунок. Остальные дети следят за правильностью ответа своего товарища, а педагог уточняет у них, верно ли отвечающий ребенок повторил гусиные слова. Дайте задание следующему ребенку повторить другую фразу на гусином языке: "Га-га(пауза), га-га". Гусиные высказывания для остальных детей будут звучать так: га (пауза), гага; га-га (пауза), га-га (пауза), га; га (пауза), га-га (пауза), га; га-га (пауза), га (пауза), га-га. Если дети правильно воспроизводят ритм, скажите им, что теперь они в совершенстве овладели гусиным языком. 6.Подведение итогов занятия. Благодарность за работу. На формирующем этапе проведена система уроков по изучению сказки "Гуси - лебеди". На уроках внеклассного чтения учащиеся совершенствовали общую, мелкую, артикуляционную моторику; учились четко произносить и отличать на слух разные звукоподражания; совершенствовали связную речь, дикцию (используется набор скороговорок, пословиц, стишков), интонацию, темп речи, чувство ритма. Ученики познакомились с литературоведческими понятиями "пьеса", "жанр" (и его виды), "драматург", "театр".













Приложение 9



Обобщение опыта







Обобщение опыта




Приложение10


Памятки для формирования читательской компетенции обучающихся начальной школы

ПАМЯТКА №1 Пересказ текста

1. Читай текст неспешно, внимательно, проговаривая новые слова.

2. Обрати внимание на количество абзацев.

Помни, это микротемы, важные для понимания смысла текста.

3. Составь простой план по абзацам текста.

4. Выдели ключевые слова, необходимые для передачи смысла каждого абзаца.

5. Подготовься к пересказу текста на основе плана и ключевых слов.

6. Перескажи текст, исключив ненужные подробности. .

7. Старайся, чтобы твоя речь была убедительной, понятной и интересной для слушателей.

8. Подготовься к ответам на вопросы по содержанию текста.

ПАМЯТКА №2 Культура устной речи

"Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст".

1. Будь вежлив и внимателен в разговоре, не перебивай собеседника, выслушай его. Если не понял или прослушал, скажи; "Извините, мне не ясно",- и попроси повторить и разъяснить сказанное.

2. Не вмешивайся в разговоры старших, попроси разрешения сообщить известное тебе по интересующему вопросу.

3. Говори только то, что знаешь.

4. Не будь многословным, излишние подробности никому не интересны.

5. Не говори слишком громко, стараясь перекричать собеседника.

6. Подбирай слова, которые лучше выражают мысль.

7. Следи за своими манерами, не размахивай руками во время разговоров, не употребляй грубых выражений, кличек, прозвищ.

ПАМЯТКА №3 Рецензия на ответ товарища

I.Понравился ли ответ? Оцени доступность информации и интерес к ней.

2,Проведена ли основная мысль в ответе?

3.Доказательно ли, последовательно ли звучал ответ?

4.Насколько правильны и самостоятельны примеры?

5.Культура речи (нет ли речевых и грамматических ошибок?). б.Сделано ли обобщение, выводы.












© 2010-2022