- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по математике для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа по математике для обучающихся с ОВЗ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мавлютова Э.З. |
Дата | 02.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка ……………………………………………………………………………………………………….3-4
2.Общая характеристика учебного предмета « Математика»…………………………………………………………………..5
3.Описание места учебного предмета « Математика» в учебном плане……………………………………………………… 6
4 Базовые, личностные, предметные результаты освоения учебного предмета……………………………………………..7-9
5.Содержание учебного предмета ……………………………………………………………………………………………….10
6.Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы ……………………………………………11
7.Описание материально - технических ресурсов, учебно - методического обеспечения образовательной деятельности ………………………………………………………………………………………………………………………………………12
8. Приложение 1………………………………………………………………………………………………………………..13-17
Календарно - тематическое планирование
9.Приложение 2……………………………………………………………………………………………………………………18
График проведения контрольных работ
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ Салаватская КШ на 2015-2016 учебный год, программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы) под редакцией И.М. Бгажноковой. и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 года. Для реализации программного содержания используется учебник «Математика» 1 класс, Т.В. Алышева, М. «Просвещение», 2012. в 2 частях. Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательных способностей. Процесс обучения опирается на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, с помощью чего формируются элементы абстрактного мышления. Через математическое содержание формируются и коррегируются и такие формы мыслительной деятельности, как сравнение, анализ, синтез. У учащихся с ОВЗ (нарушениями интеллекта) недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их математике (счёту). У детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счёт, переход к абстрактному счёту практически недоступен. В процессе обучения детей с ОВЗ необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые, прежде всего, явились бы действенными, практически направленными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности. Обучение математике таких детей организуется на практической наглядной основе. Уроки необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся. На уроках математики дети считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах 10, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами, знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины, единицами стоимости, геометрическими фигурами. Занятия на уроках математики продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: русским языком, рисованием и ручным трудом. Цель обучения: - преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере учащихся с нарушением интеллекта, а также их подготовка к трудовой деятельности, коррекция интеллекта и личности учащихся, социальная адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Общая характеристика учебного предмета Начальный курс математики создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, целью которых является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе образовательных отношений. Важнейшей отличительной особенностью учебного предмета «Математика» с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной общеобразовательной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», еще и такой содержательной линии, как «Работа с информацией». Кроме того, следует отметить, что данная рабочая программа содержит материалы для проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами. Учебные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно.
Описание места учебного предмета « Математика» в учебном плане
В соответствии с учебным планом курс учебного предмета «Математика» в 1 классе изучается в объеме 4 часов в неделю.
Базовые, личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты: У учащегося могут быть сформированы: -положительное отношение к учебе в школе, к предмету «Математика»; -представление о причинах успеха в учебе; общее представление о моральных нормах поведения; -осознание сути новой социальной роли - ученика: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; -элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; -элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика. Учащийся получит возможность для формирования: -положительного отношения к школе; -первоначального представления о знании и незнании; -понимания значения математики в жизни человека; -первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности; -первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; -понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни; -бережного отношения к демонстрационным приборам; Базовые результаты: Учащийся может научиться: -принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; -адекватно воспринимать предложения учителя; -проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; -осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; -оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; -составлять план действий для решения несложных учебных задач; -выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; -осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя математическую терминологию. Учащийся получит возможность научиться: -принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя; -в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; -выполнять учебные действия в устной и письменной речи; -осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя; -адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; -выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; -фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; -анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально. Предметные результаты: Учащийся может научиться: -различать понятия «число» и «цифра»; -читать и записывать числа в пределах 20 с помощью цифр; -понимать отношения между числами («больше», «меньше», «равно»); -применять таблицу сложения в пределах 20; -выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20; -восстанавливать сюжет по серии рисунков; -составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ; -понимать структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом; -составлять простые задачи по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению; -понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между и др.); -распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, кривая, замкнутая или незамкнутая линия, отрезок, треугольник, квадрат; -изображать точки, прямые, кривые, отрезки;
Содержание учебного предмета Числа, величины. Название, обозначение чисел от 1 до 9. Счет предметов по одному и равными группами по 2, 3. Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соотношение количества, числительного, цифр. Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно. Число 10. Число и цифра. Десять единиц - 1 десяток. Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания чисел в пределах 10. Таблица сложений чисел в пределах 10. Название, обозначение, десятичный состав чисел 11-20. Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1-10 с рядом чисел 11-20. Числовой ряд 1 -20, сравнение чисел (больше, меньше, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания. Название компонентов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование). Единица (мера) стоимости: рубль. Обозначение: 1р. Монеты: 1р., 5р., 10р., 20р. Размен и замена. Точка, Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1-2 точки. Единицы (меры) длины: сантиметр, дециметр. Обозначение: 1см, 1дм. Соотношение: 1дм=10см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины. Единицы (меры) массы, емкости: килограмм, литр. Обозначение: 1кг, 1л. Единица времени: сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя - семь суток, порядок дней недели. Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам. Количество контрольных работ: 4.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
В 1 классе безотметочное обучение. Оно призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Уровень обученности определяется в процессе выполнения диагностических работ (мониторинг за уровнем развития).
Описание материально - технических ресурсов,учебно - методического обеспечения образовательной деятельности
- Алышева, Т.В. Математика: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях. - 2-е издание / Т.В. Алышева. - Москва «Просвещение», 2011.
- Математика: Коррекционно - развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 - 2 классов начальной школы /Автор-сост. А.А. Шабанов. - Волгоград: Учитель, 2006г.
- Перова, М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе/М.Н.Перова. - М.: Просвещение, 2003.-351с.
- Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 1996.-324с.
- Гаврина, С.Е. Учимся считать и решать примеры/С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина. - Ярославль: Академия развития, 2006г.
- Колесникова, Е.В. Я запоминаю цифры. Рабочая тетрадь для детей 4-6 лет/Е.В.Колесникова Е.В.- М.:ТЦ Сфера, 2007.-48с.
- Гаврина, С.Е. Учимся решать задачи/С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина. - М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Математика
-
№ урока
Дата
Д /Ф
К/Ч
Тема
Примечание
1 семестр
1
2.09
1
Цвет, назначение предметов
2
3.09
1
Круг
Шаблон «Гусеница»
3
7.09
1
Большой - маленький
Группировка предметов
4
8.09
1
Одинаковые, равные по величине
Наложение предметов
5
9.09
1
Слева - справа
«Буги-вуги»
6
10.09
1
В середине, между
7
14.09
1
Квадрат
шаблоны, построение по точкам
8
15.09
1
Вверху-внизу, выше-ниже, верхний-нижний, на, над, под
«Муха»
9
16.09
1
Длинный - короткий
ленточки, палочки, карандаши
10
17.09
1
Внутри - снаружи, в, рядом, около
передвижные картинки
11
21.09
1
Треугольник
рисование по точкам
12
22.09
1
Широкий - узкий
ленточки
13
23.09
1
Далеко - близко, дальше - ближе, к, от
14
23.09
1
Прямоугольник
шаблоны
15
28.09
1
Высокий - низкий
упражнения
16
29.09
1
Глубокий - мелкий
упражнения
17
30.09
1
Впереди - сзади, перед, за
Инсценировка
18
1.10
1
Первый - последний, крайний, после, следом, следующий за.
Упражнения в построении
19
5.10
1
Толстый - тонкий
упражнения
20
6.10
1
Сутки. Рано - поздно
Таблица «Сутки»
21
7.10
1
Сегодня, завтра, вчера, на следующий день
22
12.10
1
Быстро - медленно
упражнения
23
13.10
1
Тяжёлый - лёгкий
упражнения
24
14.10
1
Много - мало, несколько
Счетный материал
25
15.10
1
Один - много, ни одного
Счетный материал
26
19.10
1
Давно - недавно. Молодой - старый
27
20.10
1
Больше - меньше, столько же, одинаковое(равное) количество
упражнения в сравнении
28
21.10
1
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ
упражнения в сравнении
29
22.10
1
Число и цифра 1
раздаточный материал
30
26.10
1
Число и цифра 2
раздаточный материал
31
27.10
1
Плюс, прибавить
Магнитные цифры
32
28.10
1
Равно, получится
Магнитные цифры
33
29.10
1
Минус, вычесть
Магнитные цифры
34
2.11
1
Знакомство с понятием «задача»
Счетный материал
35
3.11
1
Решение задач
Счетный материал
36
5.11
1
Шар
37
9.11
1
Число и цифра 3
Счетный материал
38
10.11
1
Числовой ряд 1,2,3. Состав числа 3
Числовой луч
39
11.11
1
Контрольная работа за 1 семестр
40
12.11
1
Работа над ошибками
2 семестр
41
23.11
1
Решение примеров в пределах 3
Счетный материал
42
24.11
1
Сложение - арифметическое действие
Счетный материал
43
25.11
1
Вычитание - арифметическое действие
Счетный материал
44
26.11
1
Решение задач изученного вида
Счетный материал
45
30.11
1
Закрепление изученного материала
46
1.12
1
Куб
47
2.12
1
Состав числа 4. Число и цифра 4
раздаточный материал
48
3.12
1
Числовой ряд в пределах 4
Числовой луч
49
7.12
1
Состав числа 4
«Домик числа 4»
50
8.12
1
Решение задач изученного вида
Счетный материал
51
9.12
1
Решение примеров в пределах 4
Счетный материал
52
10.12
1
Сложение в пределах 4
Счетный материал
53
14.12
1
Вычитание в пределах 4
Счетный материал
54
15.12
1
Закрепление изученного материала
55
16.12
1
Брус
56
17.12
1
Число и цифра 5
раздаточный материал
57
21.12
1
Числовой ряд в пределах 5
Числовой луч
58
22.12
1
Увеличение и уменьшение на 1
Счетный материал
59
23.12
1
Решение задач изученного вида
Счетный материал
60
24.12
1
Решение примеров в пределах 5
Счетный материал
61
28.12
1
Состав числа 5
«Домик числа 5»
62
29.12
1
Сложение в пределах 5
Счетный материал
63
30.12
1
Вычитание в пределах 5
Счетный материал
64
11.01
1
Закрепление изученного материала
65
12.01
1
Точка, линии
66
13.01
1
Овал
шаблоны
67
14.01
1
Число и цифра 0
68
18.01
1
Решение примеров в пределах 5
Счетный материал
69
19.01
1
Число и цифра 6
раздаточный материал
70
20.01
1
Числовой ряд 1-6
Числовой луч
71
21.01
1
Увеличение и уменьшение на 1
Счетный материал
72
25.01
1
Решение примеров изученного вида
Счетный материал
73
26.01
1
Решение задач изученного вида
Счетный материал
74
27.01
1
Состав числа 6
«Домик числа 6»
75
28.01
1
Сложение в пределах 6
Счетный материал
76
1.02
1
Вычитание в пределах 6
Счетный материал
77
2.02
1
Построение прямой линии через 1,2 точки
78
3.02
1
Число и цифра 7
раздаточный материал
79
4.02
1
Числовой ряд в пределах 7
Числовой луч
80
8.02
1
Увеличение числа на 1 в пределах 7
Счетный материал
81
9.02
1
Уменьшение числа на 1 в пределах 7
Счетный материал
82
10.02
11.02
2
Решение задач изученного вида
Счетный материал
83
15.02
1
Состав числа 7
«Домик числа 7»
84
16.02
1
Контрольная работа за 2 семестр
85
17.02
1
Работа над ошибками
86
18.02
1
Закрепление изученного материала
87
22.02
1
Сутки, неделя
работа по плакату
88
24.02
1
Отрезок
89
25.02
1
Число и цифра 8
раздаточный материал
3 семестр
90
7.03
1
Числовой ряд в пределах 8
Числовой луч
91
9.03
1
Решение примеров
Счетный материал
92
10.03
1
Решение задач
Счетный материал
94
14.03
1
Состав числа 8
«Домик числа 8»
95
15.03
1
Наибольшее и наименьшее число
97
16.03
1
Решение примеров изученного вида
Счетный материал
98
17.03
1
Закрепление изученного материала
99
21.03
1
Построение фигур
100
22.03
1
Число и цифра 9
раздаточный материал
101
23.03
1
Числовой ряд в пределах 9
Числовой луч
103
24.04
1
Решение примеров изученного вида
Счетный материал
104
28.03
1
Состав числа 9
«Домик числа 9»
105
29.03
1
Решение примеров изученного вида
Счетный материал
106
30.03
1
Закрепление изученного материала
107
31.03
1
Мера длины - сантиметр
линейка
108
4.04
1
Число 10
раздаточный материал
109
5.04
1
Числовой ряд от 1 до 10
Числовой луч
110
6.04
1
Состав числа 10
«Домик числа 10»
111
7.04
1
Решение примеров в пределах 10
Счетный материал
113
18.04
1
Меры стоимости
монеты
114
19.04
1
Мера массы - килограмм
весы
115
20.04
1
Мера ёмкости - литр
литровая банка
116
21.04
1
Число 11
абак
117
25.04
1
Число 12
абак
118
26.04
1
Число 13
абак
119
27.04
1
Число 14
абак
120
28.04
1
Число 15
абак
121
4.05
1
Число 16
абак
122
5.05
1
Число 17
абак
123
11.05
1
Число 18
абак
124
12.05
1
Число 19
абак
125
16.05
1
Число 20
абак
126
17.05
1
Контрольная работа за 3 семестр
127
18.05
1
Работа над ошибками
128
19.05
1
Закрепление
129
23.05
1
Итоговая контрольная работа
130
24.05
1
Работа над ошибками
131
25.05
1
Повторение
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
График проведения контрольных работ
по математике
-
Дата
Название
11.11.15г.
Контрольная работа за I семестр
16.02.15г.
Контрольная работа за II семестр
17.05.15г.
Контрольная работа за III семестр
23.05.15г.
Итоговая контрольная работа