Рабочая программа по математике для обучающихся с ОВЗ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ:


1.Пояснительная записка ……………………………………………………………………………………………………….3-4

2.Общая характеристика учебного предмета « Математика»…………………………………………………………………..5

3.Описание места учебного предмета « Математика» в учебном плане……………………………………………………… 6

4 Базовые, личностные, предметные результаты освоения учебного предмета……………………………………………..7-9

5.Содержание учебного предмета ……………………………………………………………………………………………….10

6.Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы ……………………………………………11

7.Описание материально - технических ресурсов, учебно - методического обеспечения образовательной деятельности ………………………………………………………………………………………………………………………………………12

8. Приложение 1………………………………………………………………………………………………………………..13-17

Календарно - тематическое планирование

9.Приложение 2……………………………………………………………………………………………………………………18

График проведения контрольных работ









Пояснительная записка


Рабочая программа по математике составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ Салаватская КШ на 2015-2016 учебный год, программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы) под редакцией И.М. Бгажноковой. и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 года. Для реализации программного содержания используется учебник «Математика» 1 класс, Т.В. Алышева, М. «Просвещение», 2012. в 2 частях. Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательных способностей. Процесс обучения опирается на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, с помощью чего формируются элементы абстрактного мышления. Через математическое содержание формируются и коррегируются и такие формы мыслительной деятельности, как сравнение, анализ, синтез. У учащихся с ОВЗ (нарушениями интеллекта) недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их математике (счёту). У детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счёт, переход к абстрактному счёту практически недоступен. В процессе обучения детей с ОВЗ необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые, прежде всего, явились бы действенными, практически направленными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности. Обучение математике таких детей организуется на практической наглядной основе. Уроки необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся. На уроках математики дети считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах 10, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами, знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины, единицами стоимости, геометрическими фигурами. Занятия на уроках математики продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: русским языком, рисованием и ручным трудом. Цель обучения: - преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере учащихся с нарушением интеллекта, а также их подготовка к трудовой деятельности, коррекция интеллекта и личности учащихся, социальная адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.













Общая характеристика учебного предмета Начальный курс математики создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, целью которых является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе образовательных отношений. Важнейшей отличительной особенностью учебного предмета «Математика» с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной общеобразовательной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», еще и такой содержательной линии, как «Работа с информацией». Кроме того, следует отметить, что данная рабочая программа содержит материалы для проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами. Учебные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно.











Описание места учебного предмета « Математика» в учебном плане


В соответствии с учебным планом курс учебного предмета «Математика» в 1 классе изучается в объеме 4 часов в неделю.





























Базовые, личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.


Личностные результаты: У учащегося могут быть сформированы: -положительное отношение к учебе в школе, к предмету «Математика»; -представление о причинах успеха в учебе; общее представление о моральных нормах поведения; -осознание сути новой социальной роли - ученика: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; -элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; -элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика. Учащийся получит возможность для формирования: -положительного отношения к школе; -первоначального представления о знании и незнании; -понимания значения математики в жизни человека; -первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности; -первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; -понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни; -бережного отношения к демонстрационным приборам; Базовые результаты: Учащийся может научиться: -принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; -адекватно воспринимать предложения учителя; -проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; -осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; -оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; -составлять план действий для решения несложных учебных задач; -выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; -осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя математическую терминологию. Учащийся получит возможность научиться: -принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя; -в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; -выполнять учебные действия в устной и письменной речи; -осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя; -адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; -выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; -фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; -анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально. Предметные результаты: Учащийся может научиться: -различать понятия «число» и «цифра»; -читать и записывать числа в пределах 20 с помощью цифр; -понимать отношения между числами («больше», «меньше», «равно»); -применять таблицу сложения в пределах 20; -выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20; -восстанавливать сюжет по серии рисунков; -составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ; -понимать структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом; -составлять простые задачи по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению; -понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между и др.); -распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, кривая, замкнутая или незамкнутая линия, отрезок, треугольник, квадрат; -изображать точки, прямые, кривые, отрезки;






Содержание учебного предмета Числа, величины. Название, обозначение чисел от 1 до 9. Счет предметов по одному и равными группами по 2, 3. Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соотношение количества, числительного, цифр. Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно. Число 10. Число и цифра. Десять единиц - 1 десяток. Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания чисел в пределах 10. Таблица сложений чисел в пределах 10. Название, обозначение, десятичный состав чисел 11-20. Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1-10 с рядом чисел 11-20. Числовой ряд 1 -20, сравнение чисел (больше, меньше, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания. Название компонентов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование). Единица (мера) стоимости: рубль. Обозначение: 1р. Монеты: 1р., 5р., 10р., 20р. Размен и замена. Точка, Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1-2 точки. Единицы (меры) длины: сантиметр, дециметр. Обозначение: 1см, 1дм. Соотношение: 1дм=10см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины. Единицы (меры) массы, емкости: килограмм, литр. Обозначение: 1кг, 1л. Единица времени: сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя - семь суток, порядок дней недели. Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам. Количество контрольных работ: 4.



Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.


В 1 классе безотметочное обучение. Оно призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Уровень обученности определяется в процессе выполнения диагностических работ (мониторинг за уровнем развития).
















Описание материально - технических ресурсов,учебно - методического обеспечения образовательной деятельности

  1. Алышева, Т.В. Математика: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях. - 2-е издание / Т.В. Алышева. - Москва «Просвещение», 2011.
  2. Математика: Коррекционно - развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 - 2 классов начальной школы /Автор-сост. А.А. Шабанов. - Волгоград: Учитель, 2006г.
  3. Перова, М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе/М.Н.Перова. - М.: Просвещение, 2003.-351с.
  4. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 1996.-324с.
  5. Гаврина, С.Е. Учимся считать и решать примеры/С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина. - Ярославль: Академия развития, 2006г.
  6. Колесникова, Е.В. Я запоминаю цифры. Рабочая тетрадь для детей 4-6 лет/Е.В.Колесникова Е.В.- М.:ТЦ Сфера, 2007.-48с.
  7. Гаврина, С.Е. Учимся решать задачи/С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина. - М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006г.















ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Математика

№ урока

Дата

Д /Ф

К/Ч

Тема


Примечание

1 семестр

1

2.09

1

Цвет, назначение предметов

2

3.09

1

Круг

Шаблон «Гусеница»

3

7.09

1

Большой - маленький

Группировка предметов

4

8.09

1

Одинаковые, равные по величине

Наложение предметов

5

9.09

1

Слева - справа

«Буги-вуги»

6

10.09

1

В середине, между

7

14.09

1

Квадрат

шаблоны, построение по точкам

8

15.09

1

Вверху-внизу, выше-ниже, верхний-нижний, на, над, под

«Муха»

9

16.09

1

Длинный - короткий

ленточки, палочки, карандаши

10

17.09

1

Внутри - снаружи, в, рядом, около

передвижные картинки

11

21.09

1

Треугольник

рисование по точкам

12

22.09

1

Широкий - узкий

ленточки

13

23.09

1

Далеко - близко, дальше - ближе, к, от

14

23.09

1

Прямоугольник

шаблоны

15

28.09

1

Высокий - низкий

упражнения

16

29.09

1

Глубокий - мелкий

упражнения

17

30.09

1

Впереди - сзади, перед, за

Инсценировка

18

1.10

1

Первый - последний, крайний, после, следом, следующий за.

Упражнения в построении

19

5.10

1

Толстый - тонкий

упражнения

20

6.10

1

Сутки. Рано - поздно

Таблица «Сутки»

21

7.10

1

Сегодня, завтра, вчера, на следующий день

22

12.10

1

Быстро - медленно

упражнения

23

13.10

1

Тяжёлый - лёгкий

упражнения

24

14.10

1

Много - мало, несколько

Счетный материал

25

15.10

1

Один - много, ни одного

Счетный материал

26

19.10

1

Давно - недавно. Молодой - старый

27

20.10

1

Больше - меньше, столько же, одинаковое(равное) количество

упражнения в сравнении

28

21.10

1

Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ

упражнения в сравнении

29

22.10

1

Число и цифра 1

раздаточный материал

30

26.10

1

Число и цифра 2

раздаточный материал

31

27.10

1

Плюс, прибавить

Магнитные цифры

32

28.10

1

Равно, получится

Магнитные цифры

33

29.10

1

Минус, вычесть

Магнитные цифры

34

2.11

1

Знакомство с понятием «задача»

Счетный материал

35

3.11

1

Решение задач

Счетный материал

36

5.11

1

Шар

37

9.11

1

Число и цифра 3

Счетный материал

38

10.11

1

Числовой ряд 1,2,3. Состав числа 3

Числовой луч

39

11.11

1

Контрольная работа за 1 семестр

40

12.11

1

Работа над ошибками

2 семестр

41

23.11

1

Решение примеров в пределах 3

Счетный материал

42

24.11

1

Сложение - арифметическое действие

Счетный материал

43

25.11

1

Вычитание - арифметическое действие

Счетный материал

44

26.11

1

Решение задач изученного вида

Счетный материал

45

30.11

1

Закрепление изученного материала

46

1.12

1

Куб

47

2.12

1

Состав числа 4. Число и цифра 4

раздаточный материал

48

3.12

1

Числовой ряд в пределах 4

Числовой луч

49

7.12

1

Состав числа 4

«Домик числа 4»

50

8.12

1

Решение задач изученного вида

Счетный материал

51

9.12

1

Решение примеров в пределах 4

Счетный материал

52

10.12

1

Сложение в пределах 4

Счетный материал

53

14.12

1

Вычитание в пределах 4

Счетный материал

54

15.12

1

Закрепление изученного материала

55

16.12

1

Брус

56

17.12

1

Число и цифра 5

раздаточный материал

57

21.12

1

Числовой ряд в пределах 5

Числовой луч

58

22.12

1

Увеличение и уменьшение на 1

Счетный материал

59

23.12

1

Решение задач изученного вида

Счетный материал

60

24.12

1

Решение примеров в пределах 5

Счетный материал

61

28.12

1

Состав числа 5

«Домик числа 5»

62

29.12

1

Сложение в пределах 5

Счетный материал

63

30.12

1

Вычитание в пределах 5

Счетный материал

64

11.01

1

Закрепление изученного материала

65

12.01

1

Точка, линии

66

13.01

1

Овал

шаблоны

67

14.01

1

Число и цифра 0

68

18.01

1

Решение примеров в пределах 5

Счетный материал

69

19.01

1

Число и цифра 6

раздаточный материал

70

20.01

1

Числовой ряд 1-6

Числовой луч

71

21.01

1

Увеличение и уменьшение на 1

Счетный материал

72

25.01

1

Решение примеров изученного вида

Счетный материал

73

26.01

1

Решение задач изученного вида

Счетный материал

74

27.01

1

Состав числа 6

«Домик числа 6»

75

28.01

1

Сложение в пределах 6

Счетный материал

76

1.02

1

Вычитание в пределах 6

Счетный материал

77

2.02

1

Построение прямой линии через 1,2 точки

78

3.02

1

Число и цифра 7

раздаточный материал

79

4.02

1

Числовой ряд в пределах 7

Числовой луч

80

8.02

1

Увеличение числа на 1 в пределах 7

Счетный материал

81

9.02

1

Уменьшение числа на 1 в пределах 7

Счетный материал

82

10.02

11.02

2

Решение задач изученного вида

Счетный материал

83

15.02

1

Состав числа 7

«Домик числа 7»

84

16.02

1

Контрольная работа за 2 семестр

85

17.02

1

Работа над ошибками

86

18.02

1

Закрепление изученного материала

87

22.02

1

Сутки, неделя

работа по плакату

88

24.02

1

Отрезок

89

25.02

1

Число и цифра 8

раздаточный материал

3 семестр

90

7.03

1

Числовой ряд в пределах 8

Числовой луч

91

9.03

1

Решение примеров

Счетный материал

92

10.03

1

Решение задач

Счетный материал

94

14.03

1

Состав числа 8

«Домик числа 8»

95

15.03

1

Наибольшее и наименьшее число

97

16.03

1

Решение примеров изученного вида

Счетный материал

98

17.03

1

Закрепление изученного материала

99

21.03

1

Построение фигур

100

22.03

1

Число и цифра 9

раздаточный материал

101

23.03

1

Числовой ряд в пределах 9

Числовой луч

103

24.04

1

Решение примеров изученного вида

Счетный материал

104

28.03

1

Состав числа 9

«Домик числа 9»

105

29.03

1

Решение примеров изученного вида

Счетный материал

106

30.03

1

Закрепление изученного материала

107

31.03

1

Мера длины - сантиметр

линейка

108

4.04

1

Число 10

раздаточный материал

109

5.04

1

Числовой ряд от 1 до 10

Числовой луч

110

6.04

1

Состав числа 10

«Домик числа 10»

111

7.04

1

Решение примеров в пределах 10

Счетный материал

113

18.04

1

Меры стоимости

монеты

114

19.04

1

Мера массы - килограмм

весы

115

20.04

1

Мера ёмкости - литр

литровая банка

116

21.04

1

Число 11

абак

117

25.04

1

Число 12

абак

118

26.04

1

Число 13

абак

119

27.04

1

Число 14

абак

120

28.04

1

Число 15

абак

121

4.05

1

Число 16

абак

122

5.05

1

Число 17

абак

123

11.05

1

Число 18

абак

124

12.05

1

Число 19

абак

125

16.05

1

Число 20

абак

126

17.05

1

Контрольная работа за 3 семестр

127

18.05

1

Работа над ошибками

128

19.05

1

Закрепление

129

23.05

1

Итоговая контрольная работа

130

24.05

1

Работа над ошибками

131

25.05

1

Повторение


















ПРИЛОЖЕНИЕ 2







График проведения контрольных работ

по математике



Дата

Название

11.11.15г.

Контрольная работа за I семестр

16.02.15г.

Контрольная работа за II семестр

17.05.15г.

Контрольная работа за III семестр

23.05.15г.

Итоговая контрольная работа



© 2010-2022