Технология разработки и составления индивидуального маршрута учащегося начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология разработки и составления индивидуального маршрута учащегося начальной школы.

Одна из задач и современного образования- это формирование универсальных способностей личности.

Индивидуальный образовательный маршрут - эффективное средство формирования универсальных учебных действий ученика, имеющего проблемы в обучении или успешного в обучении ученика.

Использование ИОМ позволяет создать условия для каждого конкретного ученика и даёт учителю полную картину о личностном развитии ученика.

ИОМ рассчитывается и строится на определённое время. Маршрут постоянно корректируется с учётом актуального и ближайшего развития ребёнка.

Все результаты развития учащегося фиксируются в индивидуальной карте динамического развития.

ИОМ может разрабатываться как для сильного ученика, так и для слабого. Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребёнка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха.

Разработка и реализация ИОМ конкретного ученика осуществляется в определённой последовательности.

1 этап:

Психолого-педагогическая диагностика уровня развития ученика и его индивидуальные особенности.

Диагностика ведётся в двух направлениях: педагогическая и психологическая. Целью проведения педагогической диагностики является получение достоверных данных о сформированности предпосылок овладению грамотой и математикой. С этой целью перед началом обучения детей, была проведена входная диагностика готовности первоклассника к обучению в школе по 5 методикам: Рисунок человека, графический диктант, образец и правило, первая буква, тест отношений к школе «Домики». Педагогическая диагностика позволяет учителю адекватно и объективно оценить стартовый уровень возможностей ребёнка и отследить его достижения (неудачи) к концу обучения в 1 классе, выстраивая индивидуальный маршрут сопровождения, помогающий учителю заметить трудности ученика или же построить работу с учётом одарённости своих питомцев. Данные педагогической диагностики позволят учителям с первых дней знакомства с ребёнком реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы с классом ещё до систематического обучения. Дополнительно мной была проведена психологическая диагностика развития восприятия, внимания, памяти. По результатам входной диагностики сводных данных готовности к обучению и первичной диагностики сформированности УУД были спроектированы индивидуальные образовательные траектории развития учащихся. Для сравнения я возьму одного ученика с низким уровнем готовности (условно: ученик 1) и ученика с высоким уровнем готовности (ученица2). Отмечаю уровень результатов готовности к школе в карте динамического развития. (столбец: результаты входной диагностики) В столбце: прогноз, ИМР составляю ИОМ. Индивидуальный образовательный маршрут ученика 1 класса ……….

на 1 полугодие 2011-2012 уч.г.

ИОМ направлен на коррекцию

Проблема

Направление коррекционно-развивающей работы

Содержание коррекционной работы

Ожидаемый результат


Низкий уровень зрительно-моторной координации

Развитие общей моторики, совершенствование статической и динамической организации движения

Складывание рисунков-узоров из мелких предметов ячейки, рисование кругов, овалов и других фигур, пальчиковая гимнастика на уроках.

Кружок «Художественное творчество- станем волшебниками»

Работа с динамическими шнуровками

Вырезание по контуру изображений разного уровня сложности, выполнение гимнастических упражнений, подвижные игры,

Раскрашивание картинок карандашами с разной степенью нажима

Разовьётся общая моторика.


Развитие произвольной моторики пальцев рук

Составление геометрического узора из раздаточного материала. Кружок «Лоскутная мозаика»

Пальчиковые игры

Цикл занятий:

«Мы и солнечные зайчики»

Разовьётся произвольная моторика пальцев рук


Средний уровень развития фонетического слуха и способности к анализу-синтезу.

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа

Сцециализированная логопедическая помощь.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Упражнения: «Назови первый звук в слове», «Назови первый и последний звук в слове», «Какой звук лишний?», звуковая мозаика и т.д.

Дифференциация звуковых шумовых музыкальных инструментов: погремушка, бубен, ложки, барабан и т.д.на уроках музыки и на музыкальных часах в рамках ГПД

Разовьётся фонематический слух и навыки звукового анализа.

Развитие и совершенствование лексико- грамматической стороны речи.

Уроки развития речи

Индивидуальные лексические упражнения на минутках развития и домашней работе

Разовьётся и усовершенствуется лексико- грамматическая сторона речи.

Низкой уровень первичных представлений об интеллекте

Развитие временных представлений

Чтение художественных произведений о временных промежутках., например о Мухе-чистюле Я. Бжехва родителями дома

Вставить в предложение пропущенное слово. Например:

  • Чипполино полол грядку три дня. Он начал в среду, а закончил…

  • Летом солнце светит ярко, а зимой…

Игры-подражалки

Разовьются временные представления, повысится уровень представления об интеллекте.

Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов(цвет, форма, величина)

Игры- физкультминутки

На уроках

Игры:Какие игрушки?

Что где растёт?

и т.д.

Игры:Найди пару

Сложи картинку,

Волшебные картинки, узнай на вкус и т.д.

Сформируются обобщённые представления о свойствах предметов(цвет, форма, величина)

Очень низкий уровень способности к выполнению мыслительных операций

Развитие основных мыслительных операций, навыков анализа, группировки и классификации.

На программном материале учебников.

Кружок «Логика»

Коррекционные занятия по развитию познавательных процессов

Игра: «Лишнее число», комбинаторные задачи на уроках математики

Игры:

  • Какое слово лишнее и почему? И т.д.

Игры:

  • Найди лишнюю пару

Какая фигура лишняя и почему?

Разовьются основные мыслительные операции.

Тремор(дрожание руки при письме, рисовании)

Развитие навыков каллиграфии

Штриховки. Обводилки, раскраски.

Штриховки, обводилки, раскраски, пальцеграфия

Разовьются навыки каллиграфии.

Очень низкий уровень развития памяти и внимания

Развитие слуховой памяти и внимания

Пересказы на уроках окружающего мира, чтения. Разучивание стихотворений, рифмовок

Игры со звуками, буква заблудилась и т.д.

Корректурные пробы, графические диктанты

Разовьётся слуховая память и внимание.

Сформированность личностных УУД

Проблема

Планирование деятельности

Обнаруживает безразличное , негативное отношение к учебной деятельности, не принимает помощь со стороны учителя

  • Включать ребёнка в активную деятельность на основе использования его интересов

  • Родительские всеобучи по данной проблеме

Игнорирует и не осознаёт нормы и правила школьного поведения

  • Вовлекать в коллективную деятельность

  • Изучать права и обязанности

  • Знакомить с правилами поведения в школе в игровой форме , в форме этических бесед

Некритичен к своему поведению.

  • Поощрения за результат

  • Давать небольшие поручения, с достижимым положительным результатом

Не выделяет моральное содержание ситуации, при оценке морального выбора отсутствует ориентация на нормы социального поведения.

  • Стимулирование чувствительности к переживаниям других людей

  • Изучать моральные нормы в деятельностной форме( помогать слабым, помогать нуждающимся, заботиться о природе, заботиться о животных

  • Родительские всеобучи по данной проблеме

Переживает только собственные неудачи и безразлично относится к проблемам других.

Сформированность регулятивных УУД

Частично осознаёт предъявляемое задание, не знает, что именно надо делать.

  • Коррекционные занятия

  • На уроках пошаговый контроль со стороны учителя

  • Постоянное обращение ребёнка к алгоритму выполнения учебного действия

Плохо осознаёт скопированные действия учителя, не может самостоятельно работать по предложенному педагогом плану.

Затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их.

  • Коррекционные занятия

  • Включать в урок упражнения, развивающие внимание

Не умеет и не испытывает потребности оценивать свои действия- ни самостоятельно, ни по просьбе учителя

  • Коррекционные занятия

  • Обучение методу речевого самоконтроля

Не может сдерживать свои импульсивные

поведенческие реакции на уроке. Гипервозбудимость.

  • Специальное медикаментозное сопровождение

  • Тренинги поведения

  • Сказкотерапия

Сформированность познавательных УУД

С помощью дополнительных указаний со стороны учителя находит необходимую информацию

  • Побуждение к действию

  • Стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя

  • Побуждать к самостоятельной работе

  • Учить делать выводы

  • Направляющая помощь учителя на уроке

Плохо отличает новое от уже пройденного, даже при помощи со стороны педагога

Совместно с педагогом может сделать выводы по результатам работы

По наводящим вопросам педагога выделяет существенные признаки .

Группировка и классификация объектов недоступны для ребёнка

  • Коррекционные упражнения на группировку, классификацию, анализ, синтез на уроке

  • Коррекционные занятия по развитию

мыслительных операций

Не может установить причинно-следственные связи.

По наводящим вопросам может выявить аналогии на предметном материале

Допускает много ошибок при кодировании по образцу.

  • На уроках учить составлять краткую запись, схему задачи

  • Познакомить с алгоритмом кодирования

Сформированность коммуникативных УУД

Не пытается договориться с детьми при работе в паре, группе.

  • Поощрение за минимальный результат

  • Создание ситуации успеха

  • Положительное одобрение со стороны взрослого

  • Поддержка и развитие коммуникативных навыков

  • На уроке привлекать в работу группы

  • Участие в праздниках

  • Привлечение к общественно-полезной деятельности

Не умеет самостоятельно оформлять свою мысль в устной речи.

  • Изучение речевого этикета и правил позитивного общения

  • Поощрение за результат

  • Совместное выполнение заданий с друзьми по классу

Не знает и не соблюдает нормы общения с детьми и взрослыми.

  • Коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков

  • Поощрения за минимальный результат

  • Совместное участие в мероприятиях класса и школы

В групповой

Работе может выполнять роль исполнителя

Высокий уровень учебной тревожности

  • Игровые тренинги (Игра «Похвалилки»,

«За что меня любит мама», «Подари карточку», игра «Скульптура» и др.

  • Составление памяток для родителей

  • Родительские собрания по данной проблеме


Индивидуальный образовательный маршрут ученицы 1 класса …………

на 1 полугодие 2011-2012 уч.г.

ИОМ направлен на развитие

Направление, содержание развивающей работы

Работа на уроке


Внеурочная деятельность

Работа с родителями

Дальнейшее развитие ребёнка через программу: « Одарённые дети»


Включение нестандартных дифференцированных заданий.

Введение элементов опережения.

Выполнение заданий повышенного уровня трудности

Задания исследовательского

содержания


  • творческие мастерские;

  • групповые занятия с сильными и мотивированными учащимися;

  • факультативы;

  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;

  • научно-практические конференции;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в олимпиадах;

  • конкурсы;

  • предметные недели (декады);

  • кружки по интересам;


Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные и родительские собрания.

Создание единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Совместное выполнение творческих заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных и на родительских собраниях.


Сформированность личностных УУД

Под влиянием других старается соблюдать правила школьного поведения

  • Вовлекать в коллективную деятельность

  • Изучать права и обязанности

Знакомить с правилами поведения в школе в игровой форме , в форме этических бесед

Завышенная самооценка

  • Стабилизировать психоэмоциональное состояние ребёнка

  • Организовать самостоятельную деятельность на уроке

Выделяет моральное суждение ситуации, ориентируясь на чувства и эмоции её участников, в оценке действий ориентируется на объективные следствия поступков.

  • Изучать моральные нормы в деятельностной форме( помогать слабым, помогать нуждающимся, заботиться о природе, заботиться о животных

  • Родительские всеобучи по данной проблеме

Переживает только собственные неудачи, безразлично относится к проблемам других

  • Изучать моральные нормы в деятельностной форме( помогать слабым, помогать нуждающимся, заботиться о природе, заботиться о животных

Сформированность регулятивных УУД

Не умеет самостоятельно оценить свои действия, но испытывает потребность в получении оценки со стороны учителя

  • Поддержка и развитие сформированного уровня оценки

Помнит, но не всегда выполняет правила, инструкции, не всегда заканчивает действие в требуемый момент времени, при неудачах- плачет

  • Коррекционные занятия по развитию эмоционально-волевой сферы

  • Создавать ситуацию успеха

Сформированность познавательных УУД

По наводящим вопросам педагога выделяет существенные признаки сравниваемых объектов

  • Составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков и объектов

Сформированность коммуникативных УУД

Умеет оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения

  • Поддержка и развитие коммуникативных навыков

  • Проведение совместных заданий на на уроке

  • Положительное одобрение

  • Поддержка активной позиции в диалоге

Читает с большим количеством ошибок

  • Развивать произвольное внимание

  • Развивать зрительный аналих

В групповой работе может успешно выполнить заданную роль при постоянной поддержке учителя

  • Коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков

  • Поощрения за минимальный результат

Совместное участие в мероприятиях класса и школы

Высокий уровень межличностной и самооценочной тревожности.

  • Игровые тренинги (Игра «Похвалилки»,

«За что меня любит мама», «Подари карточку», игра «Скульптура» и др.

  • Составление памяток для родителей

  • Родительские собрания по данной проблеме





2 этап:

Определение направлений коррекционно- развивающей работы.

(фиксация в карте развития)

3 этап:

Определение содержания коррекционо-развивающей работы

(фиксация форм в карте развития)

Фиксация содержания в программе инд. развития

4 этап:

Определение ожидаемых результатов

Фиксация в графе:(прогноз)

5 этап:

Определение результативности работы по ИОМ

  1. (результаты промежуточной диагностики, динамика)

Результаты комплексной работы за 1 полугодие 1 класса ученика1

Ожидаемые результаты подтвердились: возникли проблемы в изучении русского языка, чтения, математики и окружающего мира.( Очень низкий уровень базовой подготовки)

Ошибки в выполнении заданий:

  • Составил только 3 слова(низкий словарный запас)

  • Смещение печатных и письменных букв при переводе печатной графемы в письменную ( недостаточность развития процессов зрительного анализа)

  • Низкая осведомленность

  • Затруднены мыслительные операции

Динамика: стабильная

Результативность ИОМ: продолжить работу по составленному плану.

Коррекция ИОМ: обогащать словарный запас посредством чтения художественной литературы, просмотра детских познавательных телеканалов

Результаты комплексной работы за 1 полугодие 1 класса учащейся 2 Ожидаемые результаты подтвердились. Достигнут высокий уровень базовой подготовки.

Динамика: положительная

Результативность ИОМ: продолжить работу по составленному плану.

Коррекция ИОМ: нет необходимости



  1. (результаты итоговой диагностики, динамика)

Результаты комплексной работы за 1 класс учащегося 1

Ожидаемые результаты подтвердились: достигнут повышенный уровень подготовки.

( !СДВР, т. к. была проведена комплексная работа во всех направлениях: лечебная педагогика, логопедическая помощь, работа в урочное и внеурочное время)

Динамика: положительная

Результативность ИОМ: составлен правильно, приносит положительные результаты.

Коррекция ИОМ: нет необходимости

Результаты комплексной работы за 1 класс учащейся 2 Ожидаемые результаты подтвердились. Достигнут высокий уровень базовой подготовки.

Динамика: положительная

Результативность ИОМ: продолжить работу по составленному плану.

Коррекция ИОМ: нет необходимости



  1. (результаты входной диагностики за 2 класс , динамика)

Результаты входной работы учащегося 1

Ожидаемые результаты подтвердились: достигнут повышенный уровень подготовки.

Динамика: положительная

Результативность ИОМ: составлен правильно, приносит положительные результаты.

Коррекция ИОМ: нет необходимости

Результаты входной работы во 2 классе учащейся 2 Ожидаемые результаты подтвердились. Достигнут повышенный уровень подготовки.

Динамика: стабильная

Результативность ИОМ: продолжить работу по составленному плану.

Коррекция ИОМ: нет необходимости



  1. (результаты промежуточной диагностики 2 класс, динамика)

Результаты комплексной работы за 1 полугодие 2 класса учащегося 1

Ожидаемые результаты подтвердились: достигнут уровень повышенной подготовки.

Динамика: положительная

Результативность ИОМ: продолжить работу по составленному плану.

Коррекция ИОМ: на уроках предлагать задания повышенной сложности

Развитие должно носить опережающий характер

Результаты комплексной работы за 1 полугодие 2 класса учащейся 2 Ожидаемые результаты подтвердились. Достигнут повышенный уровень базовой подготовки.

Динамика: положительная

Результативность ИОМ: продолжить работу по составленному плану.

Коррекция ИОМ: нет необходимости

© 2010-2022