- Преподавателю
- Начальные классы
- Опыт работы классного руководителя
Опыт работы классного руководителя
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Губанова Н.В. |
Дата | 03.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
В 1998 году я впервые стала классным руководителем. И вот уже второй набор. Ознакомившись с психологическими картами учащихся, я начала составлять свою педагогическую концепцию, в которой выделила главную цель воспитания, цели, задачи, пути их достижения и конечный результат.
Главная цель воспитания - счастливый человек.
Цели воспитания:
Формирование личности культурно, интеллектуально, психологически и социально развитой, способной к саморазвитию и адаптации в современном обществе.
Необходимо:
-
создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности, эмоционального комфорта);
-
организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей жизни.
Исходя из этих целей, мною были определены основные задачи.
Задачи:
-
создание адаптивной среды для полноценного развития личности;
-
проведение педагогической диагностики для осуществления коррекции в воспитании педагогическим коллективом и семьей;
-
оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
-
формирование умения вести диалог, толерантности.
Исходя из цели и задач, учитывая основные направления воспитательной работы : нравственно - патриотическое, эколого - валеологическое, физкультурно - оздоровительное, эстетическое, трудовое, работа с родителями и работа по предупреждению травматизма, я составила перспективную программу работы в классе, первым пунктом которой является формирование здорового коллектива. Для этого я использовала сведения, полученные от воспитателей, психологов, врача, родителей.
К окончанию начальной школы в достаточной мере должны быть развиты:
- нравственные формы поведения;
- культура общения в коллективе;
- потребность к труду;
- стремление к здоровому образу жизни.
Как показывает мой опыт для реализации всех заложенных способностей лучше всего подходит методика Иванова - чередование творческих поручений. Из них были выделены 5 приоритетных: затейники, спортсмены, художники, хозяева и контролеры, которые направлены на реализацию основных программ. Смена поручений производится один раз в месяц. Таким образом, дети уже делают первые шаги к организации своего жизненного пространства. Все это ориентиры будущего успеха.
Работая с детьми, я шла традиционной системой КТД, но отказалась от привычного алгоритма. Я стремлюсь привлечь и заинтересовать каждого ребенка, так как совместные цели объединяют коллектив. Анализ, проводимых мероприятий, вначале осуществляют дети. Они под моим руководством дети самостоятельно выявляют положительные и отрицательные моменты в своей деятельности.
В это же время проводится работа с родителями. Большинство родителей заинтересованы в воспитании детей и активно идут на контакт с классным руководителем. Это позволило построить работу по схеме.
Родители не пассивные созерцатели, наблюдающие со стороны за детьми, а непосредственные участники процесса развития личности ребенка. Это все мне позволяет наблюдать за детьми во вне учебной ситуации, выявлять в них скрытые задатки и способности. В неофициальной обстановке родители охотнее идут на контакт, делятся опытом семейного воспитания.
Взаимодействие с родителями осуществляется:
- через изучение семейных отношений;
- тестирование; (какой ты родитель, анкета по выявлению знаний родителей по правилам дорожного движения)
- родительские собрания; (организационное, воспитание примером, союз школы и семьи - залог успеха воспитания и обучения, роль семьи в нравственном воспитании школьника)
- встречи с психологом, соц. педагогом;
- совместная деятельность с детьми.
В своей работе я использую правила «радуги», в которой красный цвет означает для меня компетентность, оранжевый - обаяние, желтый - живость ума, зеленый - задор и способность зажечь им своих питомцев, голубой - грамотность, синий - самодостаточность, а фиолетовый - фанатичная любовь к работе и детям. Я стараюсь слушать и быть услышанной, понимать и быть понятой.
Ведущее место в работе занимает индивидуальный подход воспитания и интеграция со всеми учителями-предметниками.
Основная форма сотрудничества - тематический классный час. К выбору тем привлекаются все учащиеся.
Мною были проведены классные часы на темы:
* День знаний.
* Предупреждение травматизма (техника безопасности, профилактика детского дорожного травматизма, минутки по безопасности движения, наиболее рациональные и безопасные маршруты движения в школу и обратно, правила безопасности на каникулах, что такое спорт и кто такие спортсмены.)
* Нравственное воспитание (как человек воспринимает окружающий мир, жизнь сердца, в гостях у Вежи, боги и герои Олимпа.)
* Я познаю себя (спор - не ссора, бойся ложного задора, как сохранить улыбку веселой, правила безопасности при проведении игр в помещении и на улице, люби трудиться.)
* Я познаю мир ( мои друзья, наш друг - собака, наш друг - кошка, наша планета - Земля.)
* О гигиене здоровья ( микробы и мы, мой внешний вид, уход за собой, здоровый образ жизни.)
* Военные годы нашей страны ( часы добра и милосердия, Кавказ - мой край родной.)
- Участвуем во всех общешкольных мероприятиях:
- конкурс чтецов;
- конкурс букетов;
- посадка рощи;
- конкурс стенгазет;
- акция «поможем…»
- Физкультурно-оздоровительную деятельность направляю на воспитание потребности в ЗОЖ.
Такое сотрудничество детей, учителя и родителей дает следующие результаты: адаптация у учащихся в среднем проходит быстро и безболезненно, уровень воспитанности и качество знаний становится более высоким.
Изучая педагогическую литературу, анализируя собственный опыт, я пришла к выводу, что в отношении с детьми следует руководствоваться такими принципами:
Я не всезнайка,
поэтому я не буду пытаться
быть им.
Я хочу, чтобы меня любили,
поэтому я буду открыта
детям.
Я хочу больше принимать в себе ребенка,
поэтому я с интересом и благоговением
позволяю детям освещать мой мир.
Я так мало знаю о сложных
лабиринтах детства,
поэтому я позволю детям
учить меня.
Я лучше усваиваю знания,
полученные в результате
собственных усилий,
поэтому я объединяю свои
усилия с усилиями ребенка.
Я люблю, когда меня принимают
такой, какова на самом деле,
поэтому я буду стремиться
сопереживать ребенку и ценить его.
Я делаю ошибки,
поэтому я буду терпелива к человеческой
сущности ребенка.
Воспитание нравственности, доброты, духовности и милосердия является одним из основных направлений воспитательной работы. Ребята участвуют в благотворительных акциях, они чувствуют себя нужными, ощущают важность дела, которым занимаются.
Уроки «Добра и милосердия» показывают, на сколько серьезно дети относятся к воспитанию в их душах такова прекрасного чувства как доброта. Ведь «…добро - это душа человека. На силе добра держится мир. Нужно не только в словах говорить о добре, но быть исполнителем этих дел…»
Цели и принципы в работе с детьми, поставленные мною в 1998 году, актуальны и теперь. В процессе работы меняются и корректируются задачи воспитания.
Сейчас я не могу перечислять достижения моих новых детей, так как мы только начинаем совместную деятельность.
Но я думаю, что совместно с другими преподавателями, психологом, соц. педагогом и логопедом мы будим вести постоянный мониторинг учебно-воспитательного процесса, что позволит анализировать и корректировать работу с классным коллективом.
5