Опыт работы классного руководителя

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В 1998 году я впервые стала классным руководителем. И вот уже второй набор. Ознакомившись с психологическими картами учащихся, я начала составлять свою педагогическую концепцию, в которой выделила главную цель воспитания, цели, задачи, пути их достижения и конечный результат.

Главная цель воспитания - счастливый человек.

Цели воспитания:

Формирование личности культурно, интеллектуально, психологически и социально развитой, способной к саморазвитию и адаптации в современном обществе.

Необходимо:

  1. создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности, эмоционального комфорта);

  2. организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей жизни.

Исходя из этих целей, мною были определены основные задачи.

Задачи:

  • создание адаптивной среды для полноценного развития личности;

  • проведение педагогической диагностики для осуществления коррекции в воспитании педагогическим коллективом и семьей;

  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;

  • формирование умения вести диалог, толерантности.

Исходя из цели и задач, учитывая основные направления воспитательной работы : нравственно - патриотическое, эколого - валеологическое, физкультурно - оздоровительное, эстетическое, трудовое, работа с родителями и работа по предупреждению травматизма, я составила перспективную программу работы в классе, первым пунктом которой является формирование здорового коллектива. Для этого я использовала сведения, полученные от воспитателей, психологов, врача, родителей.

К окончанию начальной школы в достаточной мере должны быть развиты:

- нравственные формы поведения;

- культура общения в коллективе;

- потребность к труду;

- стремление к здоровому образу жизни.

Как показывает мой опыт для реализации всех заложенных способностей лучше всего подходит методика Иванова - чередование творческих поручений. Из них были выделены 5 приоритетных: затейники, спортсмены, художники, хозяева и контролеры, которые направлены на реализацию основных программ. Смена поручений производится один раз в месяц. Таким образом, дети уже делают первые шаги к организации своего жизненного пространства. Все это ориентиры будущего успеха.

Работая с детьми, я шла традиционной системой КТД, но отказалась от привычного алгоритма. Я стремлюсь привлечь и заинтересовать каждого ребенка, так как совместные цели объединяют коллектив. Анализ, проводимых мероприятий, вначале осуществляют дети. Они под моим руководством дети самостоятельно выявляют положительные и отрицательные моменты в своей деятельности.

В это же время проводится работа с родителями. Большинство родителей заинтересованы в воспитании детей и активно идут на контакт с классным руководителем. Это позволило построить работу по схеме.

Родители не пассивные созерцатели, наблюдающие со стороны за детьми, а непосредственные участники процесса развития личности ребенка. Это все мне позволяет наблюдать за детьми во вне учебной ситуации, выявлять в них скрытые задатки и способности. В неофициальной обстановке родители охотнее идут на контакт, делятся опытом семейного воспитания.

Взаимодействие с родителями осуществляется:

- через изучение семейных отношений;

- тестирование; (какой ты родитель, анкета по выявлению знаний родителей по правилам дорожного движения)

- родительские собрания; (организационное, воспитание примером, союз школы и семьи - залог успеха воспитания и обучения, роль семьи в нравственном воспитании школьника)

- встречи с психологом, соц. педагогом;

- совместная деятельность с детьми.

В своей работе я использую правила «радуги», в которой красный цвет означает для меня компетентность, оранжевый - обаяние, желтый - живость ума, зеленый - задор и способность зажечь им своих питомцев, голубой - грамотность, синий - самодостаточность, а фиолетовый - фанатичная любовь к работе и детям. Я стараюсь слушать и быть услышанной, понимать и быть понятой.

Ведущее место в работе занимает индивидуальный подход воспитания и интеграция со всеми учителями-предметниками.

Основная форма сотрудничества - тематический классный час. К выбору тем привлекаются все учащиеся.

Мною были проведены классные часы на темы:

* День знаний.

* Предупреждение травматизма (техника безопасности, профилактика детского дорожного травматизма, минутки по безопасности движения, наиболее рациональные и безопасные маршруты движения в школу и обратно, правила безопасности на каникулах, что такое спорт и кто такие спортсмены.)

* Нравственное воспитание (как человек воспринимает окружающий мир, жизнь сердца, в гостях у Вежи, боги и герои Олимпа.)

* Я познаю себя (спор - не ссора, бойся ложного задора, как сохранить улыбку веселой, правила безопасности при проведении игр в помещении и на улице, люби трудиться.)

* Я познаю мир ( мои друзья, наш друг - собака, наш друг - кошка, наша планета - Земля.)

* О гигиене здоровья ( микробы и мы, мой внешний вид, уход за собой, здоровый образ жизни.)

* Военные годы нашей страны ( часы добра и милосердия, Кавказ - мой край родной.)

- Участвуем во всех общешкольных мероприятиях:

- конкурс чтецов;

- конкурс букетов;

- посадка рощи;

- конкурс стенгазет;

- акция «поможем…»

- Физкультурно-оздоровительную деятельность направляю на воспитание потребности в ЗОЖ.

Такое сотрудничество детей, учителя и родителей дает следующие результаты: адаптация у учащихся в среднем проходит быстро и безболезненно, уровень воспитанности и качество знаний становится более высоким.

Изучая педагогическую литературу, анализируя собственный опыт, я пришла к выводу, что в отношении с детьми следует руководствоваться такими принципами:

Я не всезнайка,

поэтому я не буду пытаться

быть им.

Я хочу, чтобы меня любили,

поэтому я буду открыта

детям.

Я хочу больше принимать в себе ребенка,

поэтому я с интересом и благоговением

позволяю детям освещать мой мир.

Я так мало знаю о сложных

лабиринтах детства,

поэтому я позволю детям

учить меня.

Я лучше усваиваю знания,

полученные в результате

собственных усилий,

поэтому я объединяю свои

усилия с усилиями ребенка.

Я люблю, когда меня принимают

такой, какова на самом деле,

поэтому я буду стремиться

сопереживать ребенку и ценить его.

Я делаю ошибки,

поэтому я буду терпелива к человеческой

сущности ребенка.

Воспитание нравственности, доброты, духовности и милосердия является одним из основных направлений воспитательной работы. Ребята участвуют в благотворительных акциях, они чувствуют себя нужными, ощущают важность дела, которым занимаются.

Уроки «Добра и милосердия» показывают, на сколько серьезно дети относятся к воспитанию в их душах такова прекрасного чувства как доброта. Ведь «…добро - это душа человека. На силе добра держится мир. Нужно не только в словах говорить о добре, но быть исполнителем этих дел…»

Цели и принципы в работе с детьми, поставленные мною в 1998 году, актуальны и теперь. В процессе работы меняются и корректируются задачи воспитания.

Сейчас я не могу перечислять достижения моих новых детей, так как мы только начинаем совместную деятельность.

Но я думаю, что совместно с другими преподавателями, психологом, соц. педагогом и логопедом мы будим вести постоянный мониторинг учебно-воспитательного процесса, что позволит анализировать и корректировать работу с классным коллективом.



5

© 2010-2022