- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок на тему: Обобщение по теме имя прилагательное
Урок на тему: Обобщение по теме имя прилагательное
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Илюбаева А.З. |
Дата | 17.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Обобщение по теме имя прилагательное
Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Задачи: 1. Совершенствование знаний об имени прилагательном, умения отличать её от других частей речи; умение определять род, число, падеж имени прилагательного;
2. Развитие умения точно и правильно употреблять имя прилагательное в речи.
3. Чувствовать красоту художественного слова
Оборудование: стикеры, ватман, маркеры, карточки с заданиями, презентация, для сказки( имя прилагательное, имя существительное, глагол, Морфология, числительное
Ход урока
I. Организационный настрой.
1 Приветствие гостей и друг друга.
2. Настрой- пожелание учителя.
- Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы в сказку попали и вы.
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародит в нём зерно доброты.
- Все дети с раннего детства любят слушать и читать сказки. Читая сказки, мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказки.
II Минутка чистописания
-Для того чтобы очутиться в сказке мы должны выполнить М/ч и расшифровать запись. Ая,яя ое, ее ый,ий, ой ые, ие
Спишите, распределив окончания ИП, в несколько групп по какому- либо признаку. Объясните свои действия.
-Определите тему нашего урока. Используя ИП, скажите пожелание каждой команде.
III Основной блок
- Тема нашего урока имя прилагательное. Материалом урока будет текст из одной сказки, которую вы проходили на уроках ЛЧ. Мы с вами обобщим наши знания об имени прилагательном, будем развивать наше умение точно и правильно употреблять прилагательное в нашей речи, чувствовать красоту нашей речи.
- Сейчас я вам прочитаю отрывки из сказок. Знакомы ли они вам? Кто их написал?
1. Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть, кой-какого, товару.
2. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
3. Свет мой зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
4. Раз он в море закинул невод, -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришёл невод с травою морскою.
- Это всеми нами любимые сказки А.С. Пушкина. Слайд 1
-Отгадав загадку, вы наверняка, определите какая из сказок А.С. Пушкина, послужит основным материалом к нашему уроку.
- Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни!
- Какое слово помогло вам отгадать загадку? К какой части речи относится слово? В каком значении употреблено?
Итак, мы на уроке обобщим наши знания об имени прилагательном, будем развивать наше умение точно и правильно употреблять прилагательное в нашей речи, чувствовать красоту нашей речи.
- Ребята, давайте пронаблюдаем, какие прилагательные использует автор для полноты и красочности произведения. Сначала рассмотрим их с точки зрения грамматики. Перед вами отрывки из сказки, прочитайте. Что вы можете о них сказать?
(I группа)
"Я сегодня поймал, было, рыбку,
Золотая рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синий просилась,
Дорогое ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю"
-В тексте вы заметили ловушки. Измените падежные окончания имен прилагательных, определите его грамматические признаки. Подготовьтесь к защите свих работ.
( Золотую рыбку- ед.ч,ж.р., В.п., в море синее- ед.ч., ср.р., В.п., дорогою ценою-ед.ч., ж.р., Т.п., )
(II группа)
"Отвечает золотой рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом
Так и быть: изба вам уж будет"
Пошёл он к своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичный, белёный трубою,
С дубовый, тесовый воротами."
( Золотая рыбка-ед.ч., ж.р., И.п., с кирпичною, беленою трубою-ед.ч., ж.р., Т.п., с дубовыми воротами- мн.ч., Т.п.)
- Аналогично дети комментируют свои ответы, анализируя имена прилагательные по их грамматическим формам.
(III группа)
Жил старик со своею старухой
У самого синий моря;
Они жили в ветхие землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод,-
Пришел невод с травою морская
( У синего моря- ед.ч., ср.р., Р.п., в ветхой землянке- ед.ч., ж.р., П.п., с травою морскою- ед.ч., ж.р..Т.п.)
(IV группа)
Вот пришел он к синий морю;
Видит, -море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотая рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
« Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
« Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новый корыто.
( к синему морю- ед.ч., ср.р,Д.п., золотую рыбку-ед.ч., ж.р., В.п., новое корыто-ед.ч, ср.р., В.п)
- Какое обобщение сделаем из проделанной работы?
- Имя прилагательное имеет грамматическую связь с именем существительным: стоит в том же роде, числе и падеже, в каком стоит имя существительное.
2. Физминутка. Из данной сказки я называю вам существительное - приседаем, прилагательное -кружимся, глагол- смеемся, улыбаемся, числительное- пять, местоимение- стоим на одной ноге.
( море, золотую, старуха, в третий, государыня, тридцать,закинул, воротами, высокий, она, вольною, кликать, над ним, , пряла, морскою)
IV. Инсценировка сказки « Как родилось имя прилагательное»
V. Составление кластера « имя прилагательное». Презентация работ каждой группы.
VI. Творческая работа.
В сказке вместо многоточий подставляете к существительным любые прилагательные в любом порядке. Сочиняйте, какая сказка получилась
Чтобы у тебя получилась интересная сказка, вставь вместо многоточий любые прилагательные (из предложенного набора) в любом порядке.
На …………………… планете жили ………………… и ………………… человечки, у них были………………………. глаза, …………………… волосы, ……………………… уши. Зато очень …………………… характер. Домики у человечков были ……………………, а крыши у домиков - …………………… . Возле каждого домика сидела ………………….. собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что ……………………. домики охраняли ……………………… дракончики и ……………………… страусы. Они сидели на ……………………… веревочках и рычали. На ………………… деревьях пели ……………………….. песни ………………….. мухи. В ………………… лесах водились ……………………… слонята, ……………… цыплята, ……………. ёжики и …………………… ящерицы. А на ………………….. черепахах ………………………… человечки ездили в гости.
Клетчатый,квадратный, фиолетовый, смешной, полосатый, лысый, веселый, сердитый, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, голубой, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, синий, глубокий, широкий, золотистый, носатый, шерстяной, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зеленый, шумный, звонкий, теплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, красный, удивительный, странный, бархатный, прелестный, чудесный, милый, малюсенький, крупный, железный, кирпичный, колючий.
1Индивидуальная работа Спикерам команд
1)Улыбка, добрая, злая (Исключить лишнее слово, подобрать имена существительные подходящее по смыслу к данным ИП, просклонять любое словосочетание)
2) Юная, молодая, рисовать ( Исключить лишнее слово, выполнить фонетический разбор слова юная)
3) с травою морскою (морф.разбор)
4) В чём необычность рыбки? (ответить письменно на вопрос, выполнить синтаксический разбор) рыбка умеет говорить человечьим голосом.
VI Логический диктант.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Да
+
+
+
+
+
+
Нет
-
-
-
-
-
Имя прил. часть слова.
-
Имена прил. отвечают на вопросы кто? что?
-
Имена прил. обозначают признак предмета.
-
Имена прил. изменяются по родам.
-
Имена прил. бывают только муж., и жен., рода.
-
Имена прил. не изменяются по числам.
-
Имена прил. является второстепенными членами предложения.
-
Имена прил. связаны в роде и числе с им. сущ.
-
Имена прил. муж. рода имеют окончания -ый, -ий
-
Имена прил. жен. рода имеют окончания -ая, -яя.
V. Синквейн рыбка. море. старуха, старик.
Итог урока - Ребята, если бы вы поймали золотую рыбку, какие три желания попросили бы у неё? Запишите, постарайтесь употребить прилагательные для ясности, полноты, красоты текста.
VI Самооценивание