Урок на тему: Обобщение по теме имя прилагательное

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Обобщение по теме имя прилагательное

Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Задачи: 1. Совершенствование знаний об имени прилагательном, умения отличать её от других частей речи; умение определять род, число, падеж имени прилагательного;

2. Развитие умения точно и правильно употреблять имя прилагательное в речи.

3. Чувствовать красоту художественного слова

Оборудование: стикеры, ватман, маркеры, карточки с заданиями, презентация, для сказки( имя прилагательное, имя существительное, глагол, Морфология, числительное

Ход урока

I. Организационный настрой.

1 Приветствие гостей и друг друга.

2. Настрой- пожелание учителя.

- Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы в сказку попали и вы.
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародит в нём зерно доброты.
- Все дети с раннего детства любят слушать и читать сказки. Читая сказки, мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказки.

II Минутка чистописания

-Для того чтобы очутиться в сказке мы должны выполнить М/ч и расшифровать запись. Ая,яя ое, ее ый,ий, ой ые, ие

Спишите, распределив окончания ИП, в несколько групп по какому- либо признаку. Объясните свои действия.

-Определите тему нашего урока. Используя ИП, скажите пожелание каждой команде.
III Основной блок

- Тема нашего урока имя прилагательное. Материалом урока будет текст из одной сказки, которую вы проходили на уроках ЛЧ. Мы с вами обобщим наши знания об имени прилагательном, будем развивать наше умение точно и правильно употреблять прилагательное в нашей речи, чувствовать красоту нашей речи.

- Сейчас я вам прочитаю отрывки из сказок. Знакомы ли они вам? Кто их написал?

1. Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть, кой-какого, товару.

2. Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

С молоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело;

3. Свет мой зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

4. Раз он в море закинул невод, -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришёл невод с травою морскою.

- Это всеми нами любимые сказки А.С. Пушкина. Слайд 1

-Отгадав загадку, вы наверняка, определите какая из сказок А.С. Пушкина, послужит основным материалом к нашему уроку.

- Не хожу и не летаю,

А попробуй догони!

Я бываю золотая.

Ну-ка, в сказку загляни!

- Какое слово помогло вам отгадать загадку? К какой части речи относится слово? В каком значении употреблено?

Итак, мы на уроке обобщим наши знания об имени прилагательном, будем развивать наше умение точно и правильно употреблять прилагательное в нашей речи, чувствовать красоту нашей речи.

- Ребята, давайте пронаблюдаем, какие прилагательные использует автор для полноты и красочности произведения. Сначала рассмотрим их с точки зрения грамматики. Перед вами отрывки из сказки, прочитайте. Что вы можете о них сказать?

(I группа)

"Я сегодня поймал, было, рыбку,
Золотая рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синий просилась,
Дорогое ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю"

-В тексте вы заметили ловушки. Измените падежные окончания имен прилагательных, определите его грамматические признаки. Подготовьтесь к защите свих работ.

( Золотую рыбку- ед.ч,ж.р., В.п., в море синее- ед.ч., ср.р., В.п., дорогою ценою-ед.ч., ж.р., Т.п., )

(II группа)

"Отвечает золотой рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом
Так и быть: изба вам уж будет"
Пошёл он к своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичный, белёный трубою,
С дубовый, тесовый воротами."

( Золотая рыбка-ед.ч., ж.р., И.п., с кирпичною, беленою трубою-ед.ч., ж.р., Т.п., с дубовыми воротами- мн.ч., Т.п.)

- Аналогично дети комментируют свои ответы, анализируя имена прилагательные по их грамматическим формам.

(III группа)

Жил старик со своею старухой

У самого синий моря;

Они жили в ветхие землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод,-

Пришел невод с травою морская

( У синего моря- ед.ч., ср.р., Р.п., в ветхой землянке- ед.ч., ж.р., П.п., с травою морскою- ед.ч., ж.р..Т.п.)

(IV группа)

Вот пришел он к синий морю;

Видит, -море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотая рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила:

« Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

« Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новый корыто.

( к синему морю- ед.ч., ср.р,Д.п., золотую рыбку-ед.ч., ж.р., В.п., новое корыто-ед.ч, ср.р., В.п)

- Какое обобщение сделаем из проделанной работы?

- Имя прилагательное имеет грамматическую связь с именем существительным: стоит в том же роде, числе и падеже, в каком стоит имя существительное.

2. Физминутка. Из данной сказки я называю вам существительное - приседаем, прилагательное -кружимся, глагол- смеемся, улыбаемся, числительное- пять, местоимение- стоим на одной ноге.

( море, золотую, старуха, в третий, государыня, тридцать,закинул, воротами, высокий, она, вольною, кликать, над ним, , пряла, морскою)

IV. Инсценировка сказки « Как родилось имя прилагательное»

V. Составление кластера « имя прилагательное». Презентация работ каждой группы.

VI. Творческая работа.

В сказке вместо многоточий подставляете к существительным любые прилагательные в любом порядке. Сочиняйте, какая сказка получилась

Чтобы у тебя получилась интересная сказка, вставь вместо многоточий любые прилагательные (из предложенного набора) в любом порядке.

На …………………… планете жили ………………… и ………………… человечки, у них были………………………. глаза, …………………… волосы, ……………………… уши. Зато очень …………………… характер. Домики у человечков были ……………………, а крыши у домиков - …………………… . Возле каждого домика сидела ………………….. собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что ……………………. домики охраняли ……………………… дракончики и ……………………… страусы. Они сидели на ……………………… веревочках и рычали. На ………………… деревьях пели ……………………….. песни ………………….. мухи. В ………………… лесах водились ……………………… слонята, ……………… цыплята, ……………. ёжики и …………………… ящерицы. А на ………………….. черепахах ………………………… человечки ездили в гости.

Клетчатый,квадратный, фиолетовый, смешной, полосатый, лысый, веселый, сердитый, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, голубой, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, синий, глубокий, широкий, золотистый, носатый, шерстяной, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зеленый, шумный, звонкий, теплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, красный, удивительный, странный, бархатный, прелестный, чудесный, милый, малюсенький, крупный, железный, кирпичный, колючий.

1Индивидуальная работа Спикерам команд

1)Улыбка, добрая, злая (Исключить лишнее слово, подобрать имена существительные подходящее по смыслу к данным ИП, просклонять любое словосочетание)

2) Юная, молодая, рисовать ( Исключить лишнее слово, выполнить фонетический разбор слова юная)

3) с травою морскою (морф.разбор)

4) В чём необычность рыбки? (ответить письменно на вопрос, выполнить синтаксический разбор) рыбка умеет говорить человечьим голосом.

VI Логический диктант.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

+

+

+

+

+

+

Нет

-

-

-

-

  1. Имя прил. часть слова.

  2. Имена прил. отвечают на вопросы кто? что?

  3. Имена прил. обозначают признак предмета.

  4. Имена прил. изменяются по родам.

  5. Имена прил. бывают только муж., и жен., рода.

  6. Имена прил. не изменяются по числам.

  7. Имена прил. является второстепенными членами предложения.

  8. Имена прил. связаны в роде и числе с им. сущ.

  9. Имена прил. муж. рода имеют окончания -ый, -ий

  10. Имена прил. жен. рода имеют окончания -ая, -яя.

V. Синквейн рыбка. море. старуха, старик.

Итог урока - Ребята, если бы вы поймали золотую рыбку, какие три желания попросили бы у неё? Запишите, постарайтесь употребить прилагательные для ясности, полноты, красоты текста.

VI Самооценивание



© 2010-2022