Рабочая программа по внеурочной деятельности В мире неизведанных слов

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Ярославка

муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан




«Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю» На ШМО классных Зам. директора по ВР: Директор школы:

руководителей ______С.Ю.Рухтина ______С.А. Малинин

Протокол №____ «___»________2014г. «___»_______2014 г. от «___»_____2014г.




Рабочая программа

по дополнительному образованию

(общеинтеллектуальное направление)

«В мире неизведанных слов»

для 2а класса

на 2014-2015 учебный год


Программу разработала

и реализует:

Рогожина Людмила Викторовна






Пояснительная записка Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 2 б классе. Данная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика в начальных классах». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы, может реализоваться в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения - наиболее интересны для детей данного возраста. Актуальность программы заключается в том, что нравственное развитие личности школьника является приоритетной целью начальной школы. Нравственное образование направлено на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации. Главное назначение данной программы - формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Программа построена с учетом возрастных особенностей третьеклассников, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала. Работа курса проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Эти направления реализуются через следующие виды работы: беседы, наблюдения, викторины, подбор литературы, творческие работы, поисковые задания, сюжетно - ролевые игры, просмотр мультфильмов, праздники и др. Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Объем нагрузки: Участники образовательной программы: учащиеся 2 б класса. Сроки реализации образовательной программы: один учебный год. Программа рассчитана на 34 часа: 1 занятие в неделю. Цель курса - формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности . Задачи:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Условия реализации Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, речевая игра, викторина, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия-утренники.

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

· Беседы

· Сообщения

· Просмотр видеоматериала

· Экскурсии

Практические занятия:

· Конкурсы

· Соревнования

· Показательные выступления

· Викторины

· Интеллектуально-познавательные игры

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого учащегося. Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде викторин и конкурсов. Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование; тест.

Учебно-тематический план на год


п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Вводное занятие

1



05.09

Давайте познакомимся

1

1




Я среди людей

6



2. 12.09

Кто я и как выгляжу?

1

0,5

0,5 3. 19.09

Что в нашем имени?

1

0,5

0,5 4. 26.09

Плохо одному

1

0,5

0,5 5. 03.10

Товарищи и друзья

1

0,5

0,5 6. 10.10

Как завоевывать друзей

1

0,5

0,5 7. 17.10

Бескорыстие в дружбе

1

0,5

0,5

Речевой этикет

6



8 24.10 Что такое этика и этикет. Роль мимики, жестов и позы в общении

1

0,5

0,5 9. 07.11

О вежливых словах и их применении.

1

0,5

0,5 10. 14.11 Правила знакомства, представления и обращения

1

0,5

0,5 11. 21.11

Правила приветствия и прощания

1

0,5

0,5 12. 28.11

Правила извинения и просьбы

1

0,5

0,5 13. 05.12

Правила благодарности и отказа

1

0,5

0,5

Культура поведения

12



14 12.12 Отношение к старшим

1

1


15 19.12 Отношение к учителю

1

1


16 26.12 Отношение к малышам

1

1


17 16.01 Как вести себя в школе, на переменах

1

1


18 23.01 Правила поведения в столовой, за столом

1

0,5

0,5 19 30.01 Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

1

0,5

0,5 20 06.02 Искусство делать подарки

1

0,5

0.5 21 13.02 Как правильно разговаривать по телефону

1


1 22 20.02 Правила поведения в общественном транспорте

1

1


23 27.02 Как вести себя в общественных местах

1

1


24 06.03 Правила поведения в театре и кино

1

0,5

0,5 25 13.03

Поведение в библиотеке и музее

1

0,5

0,5

В мире сказок

6



26-27 20.03 03.04

Добро и зло в сказках

2

1

1 28-29 10.04 17.04

Сказки - волшебство, чудо и правда

2

1

1 30-31 24.04 08.05

Сказка - ложь, да в ней намек

2

1

1

Итоговые занятия

3



32-34 15.05 22.05 29.05

Что мы узнали и чему научились

3

2

1

Всего:

34

20,5

13,5

Содержание курса: 1раздел (1ч.) Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год.
2 раздел (6ч.) Я среди людей. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь - важнейшее средство общения. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
3раздел (6ч.) Речевой этикет. Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.
4 раздел (12ч.) Культура поведения. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.
5 раздел (6ч.) В мире сказок. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках - мечты людей.
6 раздел (3ч.) Заключительные занятия.

Методическое обеспечение программы

Информационно-методическое:

- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений;

- методические рекомендации по организации нравственного воспитания;

- методические пособия по программе;

- видеоматериалы для проведения занятий в начальных классах

Материально-техническое:

- учебный кабинет;

-стулья, столы;

- магнитофон;

-фотоаппарат;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- фонотека;

- использование сети Интернет;

- наглядные демонстрационные пособия;

- школьная библиотека.

Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия. Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура) Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Личностные результаты:

учащиеся будут учиться:

самооценке, самопроверке;

ориентироваться на нравственное содержание собственных поступков и поступков окружающих людей;

понимать чувства других людей и сопереживать им;

соблюдать моральные нормы поведения.

Метапредметные результаты:

адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, родителей;

осуществлять анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий;

осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;

адекватно использовать речевые средства общения;

формулировать собственное мнение;

вести диалог;

признавать возможность существование различных точек зрения.

Список литературы для руководителя объединения 1.Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. 2.Буйлова Л.Н. "Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей". М.: ЦРСДОД, 2000. 3. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г. 4.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010. 5.Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986; 6.Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.Часть 1. - М: «Просвещение», 2011. 7.Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.Часть 2. - М: «Просвещение», 2011. 8. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: издательство «АРКТИ», 2005. - 62с. 9. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. - М.: Чистые пруды, 2006. 10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. "Современный урок". Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во "Учитель", 2006 11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. "Совсем необычный урок". Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во "Учитель", 2001. 12.Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. Составитель Цветкова Г.В. - М.: ТЦ Сфера, 2007. 13. Конституция РФ.- М.: Известие, 2002. 14.Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004. 15.Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996. 16.Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994; 17.Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г. 18. Малкова Ю. "Умный читатель". Серия "Через игру к совершенству". М.: "Лист", 1999. 19. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1986. 20. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. - М.: Эксмо, 2010 21. Подборка журналов «Начальная школа». 22. Подборка журналов «Воспитание школьников». 23.Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980; 24. Симановский А.Э. "Развитие творческого мышления детей". Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996. 25. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г. 26. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. - М.: Педагогика, 1990. 27. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 - 2. - М.: Школа-Пресс, 1999. 28. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 - 8 лет. - М.:ТЦ Сфера, 2010.


Список литературы для обучающихся 1. Белопольская Н.А. и другие. "Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра".


2.Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», /Текст/: Л. Васильева - Гангнус. - М.: «Педагогика», 1888. 3.Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975; 4.Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»; 5. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. - М.: Книголюб, 2006. -88с. 6. Русские народные сказки Афанасьева. - Л.: Лениздат, 1983. 7. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: "Астрель", "Олимп", "АСТ", 2000. 8. Энциклопедия этикета. - СПб.:Мим-Экспресс, 1996. 9. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство "АСТ", 1998.

Интернет-ресурсы: 1.km.ru - портал компании «Кирилл и Мефодий». 2.Детский портал «Солнышко» solnet.ee/ 3.Законодательство Республики Татарстан tatarkodeks.ru/ 4.Сайт «Учительской газеты» ug.ru/ 5.Сайт «Все о детях и семье» 7ya.ru/ 6.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» festival.1september.ru/ 7. Каталог детских ресурсов. kinder.ru 8. Этикет. В школе изящных манер. Игра moyaradost.ru 9. Игры для развития хороших манер. teatrkukolnikov.do.am. 10. Прививаем хорошие манеры играя. azbyka.ru/deti/privivaem-horoshie-manery-igraya 11. Мультфильмы про хорошие манеры и этикет etiketsabina.blogspot.ru








© 2010-2022