Конспект урока по русскому языку на тему: Признаки однокоренных слов (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Лицей г. Истры














Конспект урока по русскому языку во 2 классе

по теме: «Признаки однокоренных слов»


учитель начальных классов

Гурьянова Н.В.


Истра, 2015 г.




Тема урока: «Признаки однокоренных слов.»

Тип учебного занятия: урок формирования знаний

Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.

Метапредметная тема:

- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

Образовательные:

учить детей находить корень в словах, распознавать однокоренные слова по двум признакам и подбирать однокоренные слова.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, умения вести учебный диалог, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять схемы;

- обогащать словарный запас детей.

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.

(познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

Воспитательные:

- развивать умение работать совместно в парах, группах.
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

Оборудование
- Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки;
- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;

Ход урока

I. Организационный момент. (3 мин.)
Мягкая посадка (дети читают слова, объясняют орфограмму и при правильном ответе садятся на место)
Сн.га, з.ма, с.сна, к.за, тр.ва, .кно, д.ма, ст.на, сл.ны, п.ля.
- Что мы должны помнить при написании слов с безударным гласным в слове?
- Как проверить слова с безударным гласным в слове?

II. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)
- Эмоциональный настрой
Я спросила все готовы
Отвечайте (все готовы)
Мои детки все здоровы
Отвечайте (все здоровы)
Будет солнышко опять
На уроке нам сиять
Лучики пошлёт для всех
Обеспечен вам успех
- Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету прошепчу: Будет интересно!
- Открываем тетради, пишем число, классная работа.
- Какие орфограммы вспоминаем, выполняя данное задание?

III. Минутка чистописания (1 мин.)
- Вам загадку загадаю, я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!
Он всю зиму в доме спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной (медведь)
- Скажите, какой первый звук в слове медведь?
- Какой буквой, обозначается этот звук?
- Дайте полную характеристику звука.
- Какую букву будем писать сегодня на уроке?
Мм ма ам мам ама
- Что начинаем писать с большой буквы?
- Как мы их называем?

IV. Словарно-орфографическая работа (4 мин.)
- Запишите под диктовку слова.
Ветер, ворона, воробей, девочка, заяц, корова, медведь, лисица, петух, собака.
- Можно ли проверить написание этих слов? (Написание нужно запомнить.)
- Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю)
- Кто не стал проверять по словарю и уверен, что все слова написаны правильно?
- Как называются эти слова?
- Каким одним словом можно их все назвать? (а) имена существительные, б) нарицательные, в) одушевлённые)
- Посмотрите о каком звере говорилось в загадке?
- О чём будем помнить при написании слова медведь? (Парные согласные )
- Как проверить парные согласные на конце слова?
- Наш медведь сладкоежка, он очень любит малину. Если вы хотите его побаловать, помогите выполнить задание. В начале урока вспомнили правило. Примените его.

V. Проверка Д/З (5 мин.)
- Прочитайте, какие родственные слова придумали к слову сад.
- Какой корень вы выделили в словах?
- Покажите карточку, которая показывает обозначение корня.
- Кто составил предложение?
- Кому захотелось составить рассказ?

- Послушайте стихотворение
- Назовите однокоренные слова.
Как-то много лет назад
Посадили дивный сад
Не был этот сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово, слово корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло
Стало много новым слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод
Иль садовник к нам идёт.
Очень очень интересно
Погулять в саду словесном!

- Почему вы так считаете?
- К какой части речи относится каждое слово?
- Выделите корень в словах.
- Что заметили?
- От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.
- Назовите корень в этих словах.

- Что вы заметили? (корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

VI. Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. (5 мин.)
- Что нового узнали о словах на предыдущем уроке?
- Ребята, кто помнит, как называются слова, которые имеют общее значение?
Родственные слова.

- Как иначе называются родственные слова?
Однокоренные слова.
- Как называется эта общая часть родственных слов?
Общая часть общее значение корень
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- Чему хотели бы научиться?
Работа по алгоритму
1. Определить значение слова.
2. Подобрать родственные слова.
3. Найти общую часть корень
- Мы найдем слова родные - однокоренные

VII. Игра «Пригласи в гости»

1. Групповая работа (5 мин.)
- Ребята, назовите два признака однокоренных слов и уберите лишнее слово
Добрейший, добрый, доброта, добраться.
Лось, лосиха, лоскут, лосенок.
Порт, портовый, портрет, портовик
День, деньги, денёк, денёчек.
Вода, водяной, водитель, водичка.

2. Работа в парах (5 мин.)
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Горные, горка, городок.
Пес, песочный и песок.
Моряки, морской, моржи.
Корень, корневой, коржи.

3. Индивидуальная работа (10 мин.)
Упражнение 297 (взаимопроверка)

VIII. Домашнее задание (2 мин.)
- Открыли дневники записали домашнее задание

- Повторить правило
- Упр.296


IX. Рефлексия (cамооценка) (2 мин.)
Подведение итога работы
- доволен собой
- не совсем доволен
- не доволен
Оцените результаты своей работы

X. Итог урока (1 мин.)
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам.
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились





Используемая литература:

1.Учебник: Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа;

2. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс: к учебнику Т.Г.Рамзаевой Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа;, И.В.Иванова. 2-е изд.,М. Издательство Экзамен 2012.-495с.(Серия Учебно-методический комплект)

3. Веселая грамматика, В. Волина, М.: Просвещение, 2004

4. Учимся играя, В. Волина, М.: Просвещение, 2004




© 2010-2022