- Преподавателю
- Начальные классы
- Устный журнал для младших школьников Наша речь
Устный журнал для младших школьников Наша речь
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кривова А.В. |
Дата | 18.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Устный журнал «Наша речь» На классной доске вывешивается альбом, выполненный из листов ватмана. На его страницах написаны названия разделов устного журнала, а также изречения о языке, пословицы, поговорки и т.п. Учитель: - Сегодня мы проводим классный час в виде устного журнала, который называется «Наша речь» (открывает первую страницу). Итак, первая страница нашего журнала называется «Учимся говорить». - С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонацию их голосов. Еще не зная слов, ребенок по звукам голосов узнает близких и дорогих ему людей, спустя год или чуть больше он сам слово за словом начинает повторять то, что говорят вокруг него люди. Так постепенно малыш начинает овладевать речью. а к семи годам, как подсчитали ученые, ребенок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни. - Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и западные писатели и общественные деятели.
Дети читают высказывания о русском языке. А. С. Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и изучать его. Русский язык, утверждал он, «имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива». По его мнению, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность». В нем отразились все лучшие качества его творца и носителя - русского народа. Л. Н. Толстой. Русский язык - настоящий, сильный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно - бойкий и живой. А. Н. Толстой. Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. М. Горький. Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык.
Учитель: А теперь давайте прочитаем пословицы о русском языке.
Дети по очереди читают записанные в альбоме пословицы. Сначала подумай - потом говори. Не храбрись словом, покажи делом. Меньше говори - больше дела твори. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. До слова крепись, давши слово держись.
Учитель: Подрастая, человек учится говорить, а потом читать и писать на своем родном языке. Сколько дорогих и важных слов может уже он прочитать самостоятельно! (Дети читают хором слова мама, Родина, Россия, мир, труд, написанные на карточках и прикреплённых к доске). Когда вы все научились читать, книги стали вашими большими друзьями. (Песня «Чему учат в школе»). Вы растете. Все более сложные задачи стоят теперь перед нами на уроках русского языка. Давайте попробуем сейчас с вами решить несколько грамматических задач. Подберите глаголы, наиболее точно характеризующие движение: Черепаха … Человек… Заяц… Автомобиль… Самолет… - Почему вы использовали именно такие глаголы? (Они показывают, кто как движется). Можно ли сказать по-другому? (Дети отвечают, пытаются поменять некоторые глаголы). - Недавно мы с вами писали изложение рассказа «Помощник». В одном из изложений был такой отрывок: Сережа услышал гудок машины. Сережа быстро оделся и вышел из сторожки. Какой недостаток вы заметили в этом отрывке? (Повторяется слово Сережа.) Как можно было избежать этого повторения? (Слово Сережа можно заменить словом он или мальчик.) Вспомните, как называются слова, близкие по смыслу. (Синонимы.) Вот так и называется вторая страничка нашего устного журнала. - (Переворачивая страничку журнала, прикрепленного к доске) Когда мы пишем сочинения или изложения, необходимо следить за тем, чтобы в соседних предложениях не повторялись одни и те же слова. Для этого надо пользоваться синонимами. Подберите синонимы к следующим словам: Доктор -(врач) стужа - (мороз, холод) Работа - (труд, дело) Солдат - (воин, боец) - Послушайте стихотворение поэта Валентина Берестова и постарайтесь услышать в нем синонимы. Бураны, вьюги и метели - Как много с ними канители, Как много с ними шума, толкотни, Как надоели мне они! -
Так проворчал мороз угрюмый, И речку лед сковал без шума. Деревья скрыла седина, И наступила тишина.
Учитель - Перевернем еще одну страничку нашего журнала. Она называется «Волшебные слова». Помните, рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»? Почему в начале рассказа все и во всем отказывают Павлику? (Он был грубым, невежливым.) - Что ему помогло? (Слово пожалуйста.) - Почему слово пожалуйста мы называем «волшебным» словом? - Какие еще волшебные слова вы знаете? (дети читают на плакатах: спасибо, здравствуйте, извините, добрый день, и т.д.) - Первые слова, которыми мы начинаем день, это здравствуйте, доброе утро. Произнося эти слова, мы желаем здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым и радостным. Вот как говорится об этом в стихотворении «Я и солнышко» В. Коркина. (читает ученица) Солнышко ясное встало, - Доброе утро! - Сказало. - Доброе утро! - Кричу я прохожим, Веселым прохожим, на утро похожим… Но если проснешься - А дождик в окно Стучит да стучит И без солнца темно? - Доброе утро, Друзья, все равно… Придумано мудро: - Доброе утро!
Учитель - Ребята, как еще мы приветствуем друг друга? (добрый день, добрый вечер.) Как нужно говорить эти «волшебные» слова? (Спокойным, ровным голосом.) - А вот мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться «вежливыми» словами. Послушайте что у него получилось. (Читает ученица.)
Обещал отцу Петрусь: - Я за вежливость возьмусь: Буду всех благодарить, Первым «здравствуй» говорить. Вот мальчишка со стараньем Выполняет обещанье. Видит - утром у сторожки Дремлет сторож на порожке. На посту он ночь не спал, Только-только задремал. А Петрусь как заорет: - С добрым утром, дед Федот! Дед ругнул его спросонок, - Убирайся, постреленок! Вот Петрусь догнал Яринку Да как дернет за косынку: - Ты куда, Яринка, стой, Я здороваюсь с тобой! Та отпрянула в сторонку- Как невежлива девчонка… Нес вожатый стопку книг, А Петрусь с ограды - прыг! Чуть не сел ему на плечи: - Извините, добрый вечер! - Ты, - вожатый закричал,- И невежа, и нахал! Петя очень удивлен: Разве был невежлив он?
Учитель - Вежлив ли был Петя? Почему? А теперь послушайте, как папе однажды помогло «волшебное слово». (Читает ученица.)
Папа разбил Драгоценную вазу. Бабушка с мамой Нахмурились сразу. Но папа нашелся, Взглянул им в глаза И робко, и тихо «Простите» сказал. И мама молчит, Улыбается даже. - Мы купим другую, Есть лучше в продаже. «Простите»- Казалось бы, Что в нем такого? А вот ведь какое Чудесное слово! Н.Юсупов.
- Какое чудесное слово помогло папе? А всегда ли вы помните об этом слове? (Дети приводят примеры.) Далее детям предлагаются практические задания - оценить ситуации.
Ролевая игра «Не заметил» Идут две девочки, они разговаривают. Навстречу им бежит мальчик. Он «нечаянно» толкает девочек, останавливается и говорит: «Извините, пожалуйста, я вас не заметил». (Дети дают оценку поведению мальчика.) «Опоздал» - Ребята, кто у нас часто опаздывает на урок? - Что ему приходится говорить, когда он опаздывает? - А можно ли избежать этого? Как?
- А теперь переходим к следующей страничке нашего журнала. Она называется «Слово о словах» - Русский язык богат по своему словарному запасу. И часто, когда мы говорим, мы не задумываемся над происхождением слов, над их особыми смысловыми оттенками. Почему мы та говорим: самолет, пешеход, электростанция. (Дети объясняют.) - Все вы знаете русскую народную сказку «Курочка ряба». А какого цвета эта курочка? Почему ее назвали Ряба, а не Чернушка или Белянка? (Дети объясняют.) Верно. Можно проследить ряд: ряба-рябой-рябит. - Каждый день мы говорим слова учебник, дневник, линейка, портфель, карандаш. А почему эти предметы так называются? - И еще, ребята, мне хочется обратить ваше внимание на слова, которые в нашей местности даже взрослые люди порой употребляют неверно. Это слова класть и положить. Как используется слово класть? (без приставок) А когда - положить? (с приставками) Старайтесь, ребята, не путать эти слова. Когда вы говорите, не торопитесь, не «глотайте» слова. Именно об этом напоминает нам песня «Игра» композитора В. Шаинского, на слова поэта Р.Рождественского. - Последняя, пятая страничка нашего журнала - занимательная. На ней у нас много шуток, загадок, ребусов. 1. Кроссворд «Перекресток»
1
2
3
4
- Сумка школьника, которую носят на спине. (ранец)
- Занавески на окне (штора)
- Рабочий стол ученика (парта)
- Дикая полосатая лошадь (зебра)
2. Ребусы (ребусы могут быть любые) 3. Скороговорки. 4. Загадки.
- Для того чтобы правильно говорить и писать, нужно не только точно подбирать слова, но и соблюдать правильную интонацию, правильно ставить знаки препинания. 9Ученица читает стихотворение С .Я. Маршака «Знаки препинания».)
Итог: О чем же мы с вами сегодня говорили? Наш разговор был в виде устного журнала. Как он называется? Какие страницы были в нем? Чему мы научились? Я желаю всем вам, ребята, хорошо учиться, вырасти добрыми, честными, трудолюбивыми и грамотными людьми. Всего доброго!