Устный журнал для младших школьников Наша речь

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Устный журнал «Наша речь» На классной доске вывешивается альбом, выполненный из листов ватмана. На его страницах написаны названия разделов устного журнала, а также изречения о языке, пословицы, поговорки и т.п. Учитель: - Сегодня мы проводим классный час в виде устного журнала, который называется «Наша речь» (открывает первую страницу). Итак, первая страница нашего журнала называется «Учимся говорить». - С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонацию их голосов. Еще не зная слов, ребенок по звукам голосов узнает близких и дорогих ему людей, спустя год или чуть больше он сам слово за словом начинает повторять то, что говорят вокруг него люди. Так постепенно малыш начинает овладевать речью. а к семи годам, как подсчитали ученые, ребенок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни. - Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и западные писатели и общественные деятели.

Дети читают высказывания о русском языке. А. С. Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и изучать его. Русский язык, утверждал он, «имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива». По его мнению, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность». В нем отразились все лучшие качества его творца и носителя - русского народа. Л. Н. Толстой. Русский язык - настоящий, сильный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно - бойкий и живой. А. Н. Толстой. Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. М. Горький. Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык.

Учитель: А теперь давайте прочитаем пословицы о русском языке.

Дети по очереди читают записанные в альбоме пословицы. Сначала подумай - потом говори. Не храбрись словом, покажи делом. Меньше говори - больше дела твори. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. До слова крепись, давши слово держись.

Учитель: Подрастая, человек учится говорить, а потом читать и писать на своем родном языке. Сколько дорогих и важных слов может уже он прочитать самостоятельно! (Дети читают хором слова мама, Родина, Россия, мир, труд, написанные на карточках и прикреплённых к доске). Когда вы все научились читать, книги стали вашими большими друзьями. (Песня «Чему учат в школе»). Вы растете. Все более сложные задачи стоят теперь перед нами на уроках русского языка. Давайте попробуем сейчас с вами решить несколько грамматических задач. Подберите глаголы, наиболее точно характеризующие движение: Черепаха … Человек… Заяц… Автомобиль… Самолет… - Почему вы использовали именно такие глаголы? (Они показывают, кто как движется). Можно ли сказать по-другому? (Дети отвечают, пытаются поменять некоторые глаголы). - Недавно мы с вами писали изложение рассказа «Помощник». В одном из изложений был такой отрывок: Сережа услышал гудок машины. Сережа быстро оделся и вышел из сторожки. Какой недостаток вы заметили в этом отрывке? (Повторяется слово Сережа.) Как можно было избежать этого повторения? (Слово Сережа можно заменить словом он или мальчик.) Вспомните, как называются слова, близкие по смыслу. (Синонимы.) Вот так и называется вторая страничка нашего устного журнала. - (Переворачивая страничку журнала, прикрепленного к доске) Когда мы пишем сочинения или изложения, необходимо следить за тем, чтобы в соседних предложениях не повторялись одни и те же слова. Для этого надо пользоваться синонимами. Подберите синонимы к следующим словам: Доктор -(врач) стужа - (мороз, холод) Работа - (труд, дело) Солдат - (воин, боец) - Послушайте стихотворение поэта Валентина Берестова и постарайтесь услышать в нем синонимы. Бураны, вьюги и метели - Как много с ними канители, Как много с ними шума, толкотни, Как надоели мне они! -

Так проворчал мороз угрюмый, И речку лед сковал без шума. Деревья скрыла седина, И наступила тишина.

Учитель - Перевернем еще одну страничку нашего журнала. Она называется «Волшебные слова». Помните, рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»? Почему в начале рассказа все и во всем отказывают Павлику? (Он был грубым, невежливым.) - Что ему помогло? (Слово пожалуйста.) - Почему слово пожалуйста мы называем «волшебным» словом? - Какие еще волшебные слова вы знаете? (дети читают на плакатах: спасибо, здравствуйте, извините, добрый день, и т.д.) - Первые слова, которыми мы начинаем день, это здравствуйте, доброе утро. Произнося эти слова, мы желаем здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым и радостным. Вот как говорится об этом в стихотворении «Я и солнышко» В. Коркина. (читает ученица) Солнышко ясное встало, - Доброе утро! - Сказало. - Доброе утро! - Кричу я прохожим, Веселым прохожим, на утро похожим… Но если проснешься - А дождик в окно Стучит да стучит И без солнца темно? - Доброе утро, Друзья, все равно… Придумано мудро: - Доброе утро!
Учитель - Ребята, как еще мы приветствуем друг друга? (добрый день, добрый вечер.) Как нужно говорить эти «волшебные» слова? (Спокойным, ровным голосом.) - А вот мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться «вежливыми» словами. Послушайте что у него получилось. (Читает ученица.)
Обещал отцу Петрусь: - Я за вежливость возьмусь: Буду всех благодарить, Первым «здравствуй» говорить. Вот мальчишка со стараньем Выполняет обещанье. Видит - утром у сторожки Дремлет сторож на порожке. На посту он ночь не спал, Только-только задремал. А Петрусь как заорет: - С добрым утром, дед Федот! Дед ругнул его спросонок, - Убирайся, постреленок! Вот Петрусь догнал Яринку Да как дернет за косынку: - Ты куда, Яринка, стой, Я здороваюсь с тобой! Та отпрянула в сторонку- Как невежлива девчонка… Нес вожатый стопку книг, А Петрусь с ограды - прыг! Чуть не сел ему на плечи: - Извините, добрый вечер! - Ты, - вожатый закричал,- И невежа, и нахал! Петя очень удивлен: Разве был невежлив он?





Учитель - Вежлив ли был Петя? Почему? А теперь послушайте, как папе однажды помогло «волшебное слово». (Читает ученица.)

Папа разбил Драгоценную вазу. Бабушка с мамой Нахмурились сразу. Но папа нашелся, Взглянул им в глаза И робко, и тихо «Простите» сказал. И мама молчит, Улыбается даже. - Мы купим другую, Есть лучше в продаже. «Простите»- Казалось бы, Что в нем такого? А вот ведь какое Чудесное слово! Н.Юсупов.



- Какое чудесное слово помогло папе? А всегда ли вы помните об этом слове? (Дети приводят примеры.) Далее детям предлагаются практические задания - оценить ситуации.

Ролевая игра «Не заметил» Идут две девочки, они разговаривают. Навстречу им бежит мальчик. Он «нечаянно» толкает девочек, останавливается и говорит: «Извините, пожалуйста, я вас не заметил». (Дети дают оценку поведению мальчика.) «Опоздал» - Ребята, кто у нас часто опаздывает на урок? - Что ему приходится говорить, когда он опаздывает? - А можно ли избежать этого? Как?

- А теперь переходим к следующей страничке нашего журнала. Она называется «Слово о словах» - Русский язык богат по своему словарному запасу. И часто, когда мы говорим, мы не задумываемся над происхождением слов, над их особыми смысловыми оттенками. Почему мы та говорим: самолет, пешеход, электростанция. (Дети объясняют.) - Все вы знаете русскую народную сказку «Курочка ряба». А какого цвета эта курочка? Почему ее назвали Ряба, а не Чернушка или Белянка? (Дети объясняют.) Верно. Можно проследить ряд: ряба-рябой-рябит. - Каждый день мы говорим слова учебник, дневник, линейка, портфель, карандаш. А почему эти предметы так называются? - И еще, ребята, мне хочется обратить ваше внимание на слова, которые в нашей местности даже взрослые люди порой употребляют неверно. Это слова класть и положить. Как используется слово класть? (без приставок) А когда - положить? (с приставками) Старайтесь, ребята, не путать эти слова. Когда вы говорите, не торопитесь, не «глотайте» слова. Именно об этом напоминает нам песня «Игра» композитора В. Шаинского, на слова поэта Р.Рождественского. - Последняя, пятая страничка нашего журнала - занимательная. На ней у нас много шуток, загадок, ребусов. 1. Кроссворд «Перекресток»
1
2
3








4











  1. Сумка школьника, которую носят на спине. (ранец)
  2. Занавески на окне (штора)
  3. Рабочий стол ученика (парта)
  4. Дикая полосатая лошадь (зебра)


2. Ребусы (ребусы могут быть любые) 3. Скороговорки. 4. Загадки.

- Для того чтобы правильно говорить и писать, нужно не только точно подбирать слова, но и соблюдать правильную интонацию, правильно ставить знаки препинания. 9Ученица читает стихотворение С .Я. Маршака «Знаки препинания».)

Итог: О чем же мы с вами сегодня говорили? Наш разговор был в виде устного журнала. Как он называется? Какие страницы были в нем? Чему мы научились? Я желаю всем вам, ребята, хорошо учиться, вырасти добрыми, честными, трудолюбивыми и грамотными людьми. Всего доброго!
© 2010-2022