Доклад на тему: Метод учебного проекта в условиях введения ФГОС в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Метод учебного проекта в условиях введения ФГОС в начальной

школе» При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Исходя из теории Л. С. Выготского развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения. А младший школьный возраст является тем временем, когда закладываются основы будущей личности. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе начальной школы становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения. Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Одним из эффективных методов, носящих репродуктивный характер, является метод учебного проекта, который имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Метод учебного проекта может успешно применяться и в коррекционной педагогике. Актуальность метода учебного проекта в нашей школе и его применение обусловлены выраженной направленностью на активизацию умственной деятельности учащихся, формирование у них общей и трудовой культуры и культуры речевого поведения, что способствует в целом успешной социализации детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Большой объём информации дети с ОНР, как правило, не умеют превращать в знания. Возникает проблема: как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний? То есть речь идет о формировании у школьников информационной компетенции. А именно, как научить поиску информации, извлечению необходимой информации, выделению главного, нахождению связи, усвоению информации в виде новых знаний. В нашей школе это сделать возможно, но трудно, так как у детей снижены познавательные интересы, но если эту работу начинать с начальной школы, постепенно приучая к исследовательской работе, то положительных результатов можно добиться. Поэтому учащиеся нашей школы под руководством педагогов активно занимаются проектной деятельностью. Метод проектов обеспечивает выработку у детей умения ставить близкие и далёкие цели, планировать работу, применять необходимые знания и умения в новых условия. В создании и организации проектов могут участвовать не только ученики начальной школы, но и их родители и дети старшего возраста, что помогает развивать коммуникативные навыки. Для формирования организационных навыков на занятиях применяются специальные организационные методы: проблемное введение в тему занятия; постановка цели занятия совместно с учащимся; совместное планирование выполнения практического задания; самоанализ и самооценка, рефлексия (осознание детьми своих собственных действий, эмоционального настроя и волевых усилий). В обязательном порядке занятия насыщаются различными заданиями и упражнениями с использованием информационно-коммуникативных технологий, с привлечением учителя- логопеда, с посещением школьной библиотеки для выполнения самостоятельной работы, с использованием дополнительной художественной литературы, осуществлялась межпредметная связь, связь с родителями. Степень самостоятельности ребёнка во время работы над проектом определяется его индивидуальными особенностями. Сначала это совместная работа ученика и учителя и значимость педагога высока, затем увеличивается самостоятельность ребенка, а учитель выступает как консультант, сопровождающий в мир знаний. В итоге - дети самостоятельно работают по заданиям, дают оценку своим действиям. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям необходимо предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Применение метода проектов позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-познавательной, творческой и исследовательской деятельности. Проект «Дикие животные» носил творческо - исследовательский характер. К его созданию мы приступили после того, как дети посмотрели энциклопедию «Эти забавные животные». Ребят она очень заинтересовала. Им захотелось побольше узнать интересных фактов из жизни животных нашего края. Так и зародился проект «Дикие животные». Работа по проекту проводилась в рамках двух учебных предметов - развития речи и логопедии. Проект «Дикие животные» - это многоплановая работа на уроках развития речи и логопедических занятиях, когда дети знакомились с животными, пополняли свой словарный запас и знания, участвуя в развивающих и дидактических играх, отгадывая загадки, инсценируя сказки, рисуя животных. Ребята много занимательного узнали о жизни и повадках диких зверей. По итогам этой многоплановой работы дети под руководством учителей выпустили стенгазету «Это интересно!» о жизни животных, создали рукописную книгу «Животные наших лесов», показали внеклассное мероприятие « Путешествие в зимний лес». Благодаря этому проекту дети с тяжелыми нарушениями речи пополнили свой словарный запас и знания, участвуя в развивающих и дидактических играх, отгадывая загадки, инсценируя сказки, рисуя животных. Проект «Волшебный мир детства» состоял из двух мини-проектов («Мы едем, едем, едем…(по творчеству Сергея Михалкова) и «Мои любимые стихи» (по творчеству Самуила Маршака) и носил информационно-познавательный характер. Над работой к этому проекту мы приступили после посещения школьной библиотеки, где была проведена викторина по стихам Михалкова и Маршака. В ходе викторины выяснилось, что не все ребята знают стихи этих писателей. Поэтому было принято решение реализовать проект «Волшебный мир детства». Задачи этого проекта: прививать интерес к литературе в целом; развивать коллективные формы работы (игры-драматизации, игровые диалоги), умение оценивать свой труд и работу одноклассников. Ребята познакомились с биографией писателей, сами поработали художниками - иллюстраторами к их произведениям. На протяжении всего проекта дети были очень активны и показали свои актерские способности во время проведения внеклассных мероприятий. Проект «Русские народные игры 19 века» носил информационный и практико-ориентированный характер. В нашей школе родился и некоторое время жил Николай Павлович Кравков - известный русский фармаколог, основоположник советской фармакологии. «Все мы родом из детства», Кравков тоже был ребенком, любил играть в различные игры, так возникла идея создания проекта «Русские народные игры 19 века», над которым работали учащиеся 1-5 классов. Каждый класс собирал информацию о русских играх. Представлен этот проект был на конференции «Кравковская весна». В процессе работы над проектом ребята не только изучили русские народные игры, но ввели их в практическую игровую деятельность. Формирование коммуникативной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом. Ведь игра является естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладает великой воспитательной силой. Проект «Много профессий полезных и разных» носил информационный характер; помог сформировать первоначальные сведения о профессиях через учебную и воспитательную работу, расширил знания детей об отраслях производства. К созданию этого проекта мы приступили после ряда экскурсий (на почту, в пожарную часть, поездка на конезавод в Старожилово). Каждый ученик рассказал о профессии, которую он выбрал, о тех качествах которыми должны обладать люди той или иной профессии. Под руководством учителя и воспитателя дети показали открытое мероприятие «Город мастеров». Хочется также отметить, что в течение трех лет учителя нашей школы принимают участие в конкурсе «Лучший урок письма», в этом учебном году наши дети участвовали в акции письмо ветерану. В рамках дня толерантности дети работали над проектом « Народы России. Якутия». Цель проекта - познакомить с разными национальностями людей, живущих в России, воспитывать уважение и признание к другим народам. Почему именно Якутия? Показ видеоролика о республике Саха заинтересовал ребят, и мы стали работать над этим проектом. В группе продлённого дня дети читали сказки этого народа, тем самым обогащали свой словарный запас. На дне толерантности учащиеся защитили этот проект. На уроках развития речи мы изучали тему «Зимующие птицы». Дети узнали, что очень трудно приходится пернатым зимой. На следующий день ребенок принес кормушку. Так возникла идея проекта «Забота». Главная цель проекта - помочь осознать ребёнку главные этические законы жизни человека - любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру. Каждый год на уроках труда мы делаем кормушки и развешиваем их в сквере, который находится рядом со школой. В рамках IV Всемирного интернет конкурса « Дети рисуют свой русский мир, мир русского слова» ученики работали над проектом «Русские слова и выражения». Учебные предметы, в рамках которого проводилась работа по проекту развитие речи, логопедические занятия и ИЗО. В результате самостоятельной работы учащиеся совместно с родителями находили информацию, выполняли творческую работу. Самостоятельный поиск информации помог ученикам расширить кругозор, лучше усвоить необходимый материал, использовать его в жизни. Лучшие работы были представлены на конкурсе. На классном часе «Откуда пришла азбука» мы говорили о том, как возникли буквы на Руси, как возник букварь. Детей это заинтересовало. Было принято решение создать проект « Эти удивительные буквы». Проект носил творческий характер. На уроках трудового обучения, а также дома вместе с родителями дети делали буквы из различных материалов ( картон, цветная бумага, ракушки, крупы). Была организована выставка работ, в роли жюри выступили сами дети. Затем эти работы приняли участие в литературно-историческом конкурсе для детей и юношества ко дню славянской письменности и культуры «Язык наш - древо жизни на земле». За участие дети награждены грамотами и поездкой в Пощупово. Появление проекта «Неси природе доброту, храни её покой» - результат сотрудничества министерства природопользования и экологии Рязанской области и школы №10 при реализации мероприятий целевой программы «Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2010-2012 годах». Особенностью осуществления настоящего проекта является активное ознакомление учащихся с природно-заповедным фондом Рязанской области, отдельными видами растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Рязанской области с целью получения научной информации о мире природы. Итогом работы над этим проектом является сборник творческих работ учащихся. Оформление индивидуальных творческих работ, проведение тематических конкурсов позволило расширить кругозор, развить исследовательскую активность, сформировать основы экологической культуры учащихся с общим недоразвитием речи. Таким образом, подготовка ребенка с общим недоразвитием речи к творческой и исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей для нашей школы, потому что ценным в любом проекте является обучение его умениям проектирования: проблематизации, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Проектная деятельность в начальной школе выводит ученика с общим недоразвитием речи за границы урока, учебника, представляет проблему объемно, с позицией разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности. Каждый проект направлен на расширение кругозора и удовлетворения любознательности детей с общим недоразвитием речи в условиях разнообразной и интересной для них деятельности.




© 2010-2022