Роль методического объединения учителей начальных классов в организации самообразования педагогов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5


Роль методического объединения учителей начальных классов

в организации самообразования педагогов

Работа методического объединения учителей начальных классов направлена на создание оптимальных условий для развития личности учащегося и повышения профессионализма каждого педагога. В нашем коллективе работают интересные и незаурядные педагоги, которые стремятся сохранить индивидуальность каждого ученика, обеспечить раскрытие его способностей и творческого потенциала.

Целью методического объединения учителей начальных классов является:

« Совершенствование профессионального мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала, направленного на повышение эффективности и качества педагогического процесса».

Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:

1.Содействовать формированию инициативной, творческой личности педагога.Создать условия для самообразования учителей, включить их в педагогический поиск, творчество и исследовательскую деятельность.

2.Продолжить работу по изучению и внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс с целью формирования продуктивных знаний и воспитания активной гражданской позиции учащихся.

3.Совершенствовать работу учителей и учащихся, направленную на расширение информационного пространства через изучение и внедрение компьютерных программ. Совершенствовать формы и методы организации учебного процесса.

4.Строить учебно-воспитательный процесс с учётом здоровьесберегающих технологий.

5.Создать условия, обеспечивающие полноценное умственное развитие учащихся, связанное с формированием познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности.

Методическая работа строится на использовании современных образовательных технологий:

- обучение в сотрудничестве;

- проблемное обучение;

- игровые технологии;

- интерактивные методы и формы обучения;

- информационные технологии;

- проектно-исследовательская деятельность;

- здоровьесберегающие технологии.

Сегодня в состав методического объединения входит:

12 учителей начальных классов и 1 воспитатель группы продлённого дня.

Из 13 учителей высшую квалификационную категорию имеет 1 учитель начальных классов, первую квалификационную категорию - 4 учителя начальных классов, вторую квалификационную категорию - 3 учителя начальных классов; без квалификационной категории - 4учителя начальных классов и 1воспитатель группы продлённого дня.

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.

Определим потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

  • Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

  • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»

  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просятся в класс к конкретному учителю.

  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

  • Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды - все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

  • Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?

На первом в этом учебном году заседании, в августе, мы утвердили темы по самообразованию учителей начальной школы. Рекомендовали учителям алгоритм работы по самообразованию:

1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям

2. Разработка плана по самообразованию

3. Определение источников информации

4. Изучение теоретических источников

5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, мероприятий)

6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка её результатов

7. Подготовка отчёта по теме самообразования

8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности

Наметили составляющие процесса самообразования учителя:

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения

  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

На основании вышеперечисленных пунктов, каждый учитель составил личный план самообразования для профессионального роста.

Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим её, повышающим эффективность и качество.

Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?

  • Интернет - универсальный и самый дешёвый источник педагогической, методической и научной информации

  • Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире.

  • Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести отчётность и мониторинг при работе над темой

  • Компьютер является универсальным и ёмким хранилищем материалов.

  • Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования

Какие новые способы самореализации открываются перед учителем при условии использования компьютера и Интернета?

  • Разработка комплекта электронных уроков, объединённых предметной тематикой или методикой преподавания.

  • Разработка пакета тестового материала в электронном виде.

  • Разработка пакета стандартного поурочного планирования

  • Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).

  • Разработка комплекта раздаточного материала по предмету

  • Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий

  • Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.

  • База данных методик обучения.

  • Пакет материалов по одной из педагогических технологий

(интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение )

  • Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.

  • Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)

  • Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.

Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате нет каких-либо достижений. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )

  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования

  • разработка новых форм, методов и приёмов обучения

  • доклады, выступления

  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

  • создание комплектов педагогических разработок

  • проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Заключение:

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы ни был современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное - это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретёнными в процессе самообразования. На май месяц мы наметили заслушать отчёты учителей по самообразованию в виде презентаций методов, находок, идей на заседании методического объединения.

© 2010-2022