Конспект урока по русскому языку 3 класс Сложное предложение

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Понятие о сложном предложении (3 класс) Тип урока. Урок открытия новых знаний. Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению сложного предложения. Задачи: -актуализировать знания о сложном предложении; -организовать деятельность по выбору способа определения сложного предложения; -составить алгоритм «Отличие сложного предложения от простого» Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 3 класс, мультимедийное оборудование. Прогнозируемые результаты: Предметные: - знание об отличительных чертах сложного предложения от простого; - умение применять знания в жизненных ситуациях; - умение отличить сложное предложение от простого, расставлять знаки препинания; -развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о простом и сложном предложении. Личностные: - формирование понятия простого и сложного предложения; - осознание учащимися ценности изучаемого способа определения сложного предложения; - осознание практической важности отличать предложения разной структуры, составлять схемы предложений, расставлять знаки препинания; - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; - осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Метапредметные: -умение принимать и сохранять цель урока; -умение находить способы решения поставленной цели по определению сложного предложения; -умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; -умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; -умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Ход урока.


1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: сформировать самооценку готовности к уроку. Личностные УУД: самооценка готовности к уроку. Метапредметные УУД: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места. 1.Орг. момент -Начинаем урок русского языка. Я сегодня желаю вам плодотворно потрудиться.
Доброе утро! -птицы запели. Добрые люди, вставайте с постели! Прячется вся темнота по углам, Солнце взошло и идет по делам.
-Поднимите руки, если для вас сегодняшнее утро было добрым. Значит эту доброту вы сегодня к нам в класс принесли. -А сколько детей у нас в классе? -Значит столько добрых сердец у нас с вами. И сейчас мы с добрыми сердцами возьмемся делать добрые дела. -Прочитайте запись на доске: В одиночку не одолеешь и кочку. -К какому жанру относится это высказывание? (пословица) - Почему? (чему -то учит, заключена народная мудрость) - Как понимаете смысл этой пословицы? -А вы действительно хотите удостовериться, что в этой пословице заключена мудрость? - Тогда улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи! 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель: актуализировать знания о предложении Личностные УУД: умение видеть и признавать свои ошибки. Метапредметные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Предметные УУД: знания предложении, его признаках. Запись на доске: Осенью выдался славный денек. Свинцовые тучи рассеялись, ветер улегся, солнце выглянуло. -Посмотрите на доску. Что написано на доске? (предложения) Давайте вспомним все, что вы знаете о предложении. (это слова, связанные по смыслу; выражает законченную мысль; одна грамматическая основа; есть главные и второстепенные члены предложения …) -Молодцы! Значит, вы сможете списать предложения, подчеркнуть грамматическую основу и дать характеристику предложениям. Дети работают самостоятельно. Трое учащихся - у доски. -Давайте проверим, что получилось. Первое предложение- это предложение по цели высказывания повествовательное; по интонации невосклицательное; по наличию второстепенных членов-распространенное; грамматическая основа-выдался денек. -Второе предложение - у детей получились разные варианты с грамматической основой. - Почему возникли проблемы со вторым предложением и не смогли выполнить задание? (Не хватает знаний, мы такого еще не проходили, это предложение какое-то трудное, сложное…) 3.Постановка учебной задачи.
Цель: Сформировать представление о результате Личностные УУД: умение видеть и формулировать цель, проблему, тему урока. Метапредметные УУД: целеполагание Предметные УУД: затруднение в определении грамматической основы предложения -Может быть кто-нибудь справился с заданием? Что это за предложение? (если никто не знает про сложное предложение, то педагог сам наводит детей, что это предложение отличается от первого, оно сложное) -Может быть кто-то догадался чему будем учиться на уроке? (будем учиться отличать сложные предложения от простых) -Так какова тема нашего урока? (Сложное предложение) -Спрогнозируйте, какие задачи нам предстоит решить? (Уметь отличать простое предложение от сложного, составлять схемы предложений) 4. Открытие нового знания, построение проекта выхода из затруднения.
Цель: Сформировать умение отличать простое предложение от сложного, составлять схемы предложений. Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу Метапредметные УУД: владение правильной речью, знания о грамматических признаках предложения Предметные УУД: понятие о различии простого и сложного предложений - Проблема обозначена, мы установили, что она для нас важна. Посоветуйте, что делать дальше? (Будем находить пути выхода из затруднения) - Как? Как чаще всего мы выодим правило, открываем для себя важное, новое? (Обычно выводим правило на основе сравнения и наблюдения) - Значит, что будем делать дальше? (Наблюдать, сравнивать, делать выводы и создавать алгоритм) - Вернёмся к нашему предложению и будем выходить из нашей проблемной ситуации. По ходу рассуждений, будем создавать алгоритм. -С чего начинаем? (Читаю предложение.) -Что дальше? (Нахожу и подчеркиваю грамматическую основу. Для этого выясняю, о ком или о чем говорится в предложении, а затем, что говорится о подлежащем) -Что поняли из нашего предложения? (Что в нем несколько грамматических основ) Так что же надо сделать после того, как выяснили о ком или о чем говорится в предложении? (Посмотреть или посчитать количество грамматических основ) -Когда посчитали грамматические основы, дальше как быть? (Применить знания, которые уже знаем, т.е. если в предложении одна грамматическая основа- простое предложение, если две и больше- сложное предложение) -После этой работы на доске или на слайдах появляется запись:

  1. Читаю предложение.

  2. Нахожу и подчёркиваю грамматическую основу.

  3. Смотрю, сколько в предложении грамматических основ: если одна- простое предложение, если две и больше- сложное предложение.

-Молодцы! - Важна ли для нас проблема, возникшая в начале урока? (Да, необходимо не путать предложения простые и сложные) - Сделайте вывод, какие предложения называются простыми, а какие сложные? (Простые- одна грамматическая основа, сложные- две или несколько грамматических основ) - Сравним наш вывод с автором учебника. - Прочитайте правило про себя на стр. 32 - Совпал ли наш вывод с выводом учебника? -По какому признаку делятся предложения на простые и сложные? (По количеству грамматических основ) -Что нового узнали из правила? (Если предложение сложное, то грамматические основы разделяются запятой.) -Какой пункт добавим в наш алгоритм? 4.Если предложение сложное, то грамматические основы разделяются запятой.


Алгоритм

  1. Читаю предложение.
  2. Нахожу и подчёркиваю грамматическую основу.
  3. Смотрю, сколько в предложении грамматических основ: если одна- простое предложение, если две и больше-сложное предложение.
  4. Если предложение сложное, то грамматические основы разделяются запятой.
5.Первичное закрепление во внешней речи
Цель: сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имени существительного. Личностные УУД: умение выбирать действия по достижению цели Метапредметные УУД: приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно Предметные УУД: умение применять знания на практике -А теперь вернемся к нашему предложению и с помощью алгоритма попробуем подчеркнуть грамматическую основу и дать характеристику нашему предложению. -Учащиеся вслух читают алгоритм по пунктам и выполняют задание в предложении. - Давайте, ещё раз повторим какие предложения называются сложными? - Приведите примеры простых предложений и сложных . 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: установление аналогий и причинно - следственных связей Коммуникативные УУД- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения;установление аналогий и причинно - следственных связей -А теперь попробуйте самостоятельно выполнить упр.50, стр.32. Несколько человек работает у доски. Проверка идет строго по алгоритму: 1.Читаем первый пункт. Кто его выполнил, ставит себе + 2.Читаем 2 пункт. Кто его выполнил, ставит себе + и т. д. Ниже упражнения у детей должна появиться запись ++++ -У кого все плюсы? Молодцы. -У кого есть минусы? Над чем надо поработать? Вывод: Сложное предложение-это предложение в котором несколько грамматических основ, которые надо на письме разделять запятой. 7.Включение нового знания в систему знаний. Цель: сформировать навык определения структуры предложения, опираясь на выведенные способы. Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Работа в парах: упр.52, стр.33 Вывод: Логическая цепочка: 1.Количество грамматических основ указало на тип предложения 2.Тип предложения указал на расстановку знаков препинания 8.Рефлексия
Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. ЛичностныеУУД: Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Метапредметные УУД: умение сравнивать, делать выводы; Предметные УУД: применение новых знаний в жизненных ситуациях; -Вернёмся к нашей цели урока. Какая была цель урока? (Узнать, что такое сложное предложение?) -Что такое сложное предложение? (ответы детей) -Какие ещё задачи решали на уроке? (Определяли сколько частей может быть в сложном предложении, как отличить сложное предложение от простого, уметь расставлять запятые в сложном предложении.) -Вспомните пословицу, о которой говорили в начале урока. В одиночку не одолеешь и кочку. -Действительно ли в ней заключена мудрость? -И в конце урока давайте каждый из вас закончит несколько предложений:
  1. До этого урока я не знал…..
  2. К концу урока я узнал…..
  3. Теперь я могу….
  4. Мне было интересно…
  5. Я испытывал трудности……

-Домашнее задание - с.31-32 правила, упр.53 стр.33





















Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Анива»







Тема урока: «Понятие о сложном предложении»

(3 класс)


Составила: учитель начальных классов

высшей категории

Ермакова Татьяна Владимировна







2015 год







© 2010-2022