Технологическая карта по русскому языку на тему Изменение имен прилагательных по родам

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Аксянова Э. Р.

Класс: 3

Предметная область: филология

Тема урока: Изменение имен прилагательных по родам

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Цели:

  • углубление представлений о непостоянных признаках прилагательных (изменение по числам и родам);

  • знакомство с новой орфограммой - родовыми окончаниями прилагательных и способом их проверки (по окончанию вопроса);

  • упражнять в согласовании с существительными имён прилагательных, решая как орфографические задачи, так и задачи по культуре речи.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

использовать алгоритм для решения учебной задачи, ориентироваться в таблице, обосновывать выбор способа действия.

Познавательные:

уметь решать орфографические задачи, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уроке.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, участвовать в учебном диалоге, формулировать и аргументировать собственное мнение.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

объяснять взаимосвязь имен существительных и прилагательных, определять род имен прилагательных по роду имен существительны.

Планируемые результаты:

Личностные:

иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа.

Метапредметные:

использовать алгоритм для решения учебной задачи, ориентироваться в таблице, обосновывать выбор способа действия.

Предметные:

объяснять взаимосвязь имен существительных и прилагательных, определять род имен прилагательных по роду имен существительны.

Основные понятия:

имя прилагательное, имя существительное, род, родовые окончания

Межпредметные связи:

литературное чтение

Ресурсы:

иллюстрации, учебник, тетрадь, карточки.

Организация учебного пространства:

индивидуальная, парная, групповая, коллективная работы.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

1. Орг. момент.

Приветствует уч-ся, определяет готовность к уроку, читает стихотворение:

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Регулятивные.

2. Словарная работа

Предлагает описать игрушки.

Предлагает отгадать загадки, ответы на которые будут новые словарные слова:

Загляни в осенний сад

Чудо - Мячики висят.

Красноватый, спелый бок

Ребятишкам на зубок.

(Яблоко)

Круглый, круглый,

Сладкий, сладкий

С полосатой кожей гладкой

А разрежешь - посмотри:

Красный, красный он внутри. (Арбуз)

На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,

Разгребаем стебельки-собираем огоньки.

(Земляника)

Просит, комментируя записать словарные слова(словарные слова изображены на рисунках и напечатаны на отдельных листочках).

Описывают игрушки, отгадывают загадки, комментируют написание.

Описать игрушки, отгадывание загадок, комментированное письмо.

Регулятивные, познавательные

коммуникативные.

3.Актуализация знаний

Создаёт условия для формировки темы, цели урока и её осознания детьми.

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы

-Какие слова помогли догадаться, что это арбуз? (Круглый, сладкий, красный, с полосатой кожей гладкой).

-С какой стороны характеризует арбуз слово круглый? (Указывает на форму).

-А слово сладкий? (Указывает на вкус).

-А слово полосатый, красный? (Указывает на цвет).

-Ребята, посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? (Яблоко).

-Яблоко по форме, какое? (Круглое, маленькое).

-Яблоко по цвету, какое? (Жёлтое).

-Для, чего необходимо уметь подмечать признаки и правильно называть их? (Это поможет отличить один предмет от другого, точно его описать).

- Как одним словом назвать слова: круглый, красный, полосатый, маленькое, жёлтое?

(Имена прилагательные).

- Дайте определение прилагательному. Как изменяются имена прилагательные?

(Прилагательное - это изменяемая часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое?, имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам, имя прилагательное связано в предложении с именем существительным).

Регулятивные,

личностные,

познавательные.

4. Формирование проблемы, планирование деятельности.

Сообщает тему урока. (Сегодня на уроке мы поговорим об изменении имён прилагательных по родам. Научимся правильно писать родовые окончания.)

Просит учеников по очереди записать по одному словосочетанию и проанализировать его:

Голубое небо,

Речка голубая,

Голубой дымок на берегу.

Поле золотое, солнце золотое,

Золотая Родина моя.

Предлагает его проанализировать.

Записывают стих-е, ученик у доски комментирует, анализируют.

-Записывают стих-е, выделяя окончания

-Найдите в тексте имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных.

-Что можно сказать об окончаниях имён прилагательных? (Окончания разные).

-Почему окончания разные и отчего это зависит, вы узнаете, когда прочитаете правило в учебнике.

-Прочитайте правило.

-Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (По родам).

-Как определить род имени прилагательного? (По роду имени существительного, с которым оно связано). Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и.т.д.

Познавательные,

регулятивные.

5.Развитие умений, применение знаний.

Просит составить словосочетание прилагательное + существительное из данных на доске, записать, выделить окончание имен прилагательных, определить род.

Составляют и записывают словосочетания в нужном роде, зачитывают получившиеся словосочетания

Составить словосочетания из данных на доске слов.

Регулятивные, личностные,

познавательные.

Физминутка

Словесный волейбол (учитель называет существительное, ученику необходимо добавить к нему прилагательное)

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Предлагает выяснить, какие родовые окончания бывают у прилагательных.

(Для наблюдения предлагаю вам имена существительные мужского, женского и среднего рода.

Подобраны такие имена существительные, которые сочетаются с одним и тем же прилагательным. На партах вы видите 3 столбика слов.

1 столбик - для детей первого ряда;

2 столбик - для детей второго ряда;

3 столбик - для детей третьего ряда.

Спишите свой столбик слов, обсудите в парах и допишите окончания имён прилагательных и выделите окончания. Определите род имён существительных и имён прилагательных и сделайте выводы.)

-Ребята, почему разные окончания прилагательных, от чего это зависит? (Зависит от рода имён существительных, прилагательные в мужском, женском и среднем роде имеют свои окончания).

Вывешивается таблица:

-Какие окончания имеют прилагательные м.р.? (-ый, -ий, -ой и отвечают на вопрос какой?)

-Какие окончания имеют прилагательные ж.р? (-ая, -яя).

-Какие окончания имеют прилагательные ср.р? (-ое, -ее).

день (какой?) тёпл…..

город (какой?) родн…

шарф (какой?) син…

ночь (какая?) тёпл….

деревня (какая?) родн…

лента (какая?) син….

утро (какое?) тёпл….

село (какое?) родн…

платье (какое?) син…

Задание в печатных тетрадях стр.24 №1,2.

Регулятивные, личностные,

познавательные.

6. Рефлексия деятельности.

Создаёт условия для заключительной рефлексии. Организует обсуждение проделанной работы.

Работа с сигнальными карточками.

Осуществляют рефлексию своих знаний.

-Что нового мы узнали о именах прилагательных?

(изменяется по родам, бывает мужского, женского или среднего рода).

Сигнальные карточки:

Работал в полную силу - красный кружок;

Работал хорошо - синий кружок;

Мог работать лучше - зелёный кружок.

Регулятивные,

личностные.

8. Домашнее задание

Просит записать домашнее задание

Записывают задание в дневник.

Записи в дневнике: У.с. 56 №56 пр,сл.сл.



© 2010-2022