Рабочая программа по окружающему миру Школа России (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир.


  1. Пояснительная записка.


Изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами являются: - формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; - осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Нормативно правовые документы, на основании которых разработана программа: Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебного плана МАОУ СОШ № 59, примерной программы по окружающему миру и авторской программы «Окружающий мир. 1 - 4 классы» с учётом программы «Окружающий мир» - автор Плешаков А. А. 3 класс. М.: Просвещение, 2012 г. Разработана на основе УМК «Школа России» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)». Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. В процессе разработки учебной рабочей программы в вышеуказанную авторскую программу по окружающему миру изменения не внесены.

Формы организации учебного процесса:

  • традиционный урок
  • нетрадиционный урок
  • индивидуальная работа
  • групповая работа
  • парная работа
  • коллективная работа
  • экскурсии.

Технологии обучения:
  • личностно-ориентированные
  • здоровье сберегающее
  • исследовательская деятельность
  • ИКТ
  • Проекты




























2. Общая характеристика учебного предмета.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Принципы реализации учебной программы:
- принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
- принцип преемственности сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
- принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
- принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
- принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
- принцип ценностного подхода.
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук.


3. Место учебного предмета в учебном плане. Изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе рассчитано на 70 часов (2 часа в неделю) 1 четверть - 18 ч. 2 четверть - 14 ч. 3 четверть - 20 ч. 4 четверть - 18ч.
Использованная литература:

  1. Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 3 класс, в 2-х частях, М.: Просвещение, 2012
  2. Плешаков А. А. Крючкова Е. А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 2 класс, М., Просвещение, 2014
  3. Тесты к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2013)
  4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений: М.: Просвещение, 2012 г.








































4. Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»


  1. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  1. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

  1. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  1. Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  2. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  1. В мире и в России живут разные народы - надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни - следует изучать и уважать его
  2. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  1. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  1. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

  1. Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, - основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами: изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является сформированность следующих умений:
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

  1. Содержание учебного предмета


№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержание учебного материала

Количество проверочных и контрольных работ

1 полугодие 32 ч. (1 четверть-18 ч., 2 четверть-14 ч.)

1
















Как устроен мир?


7 ч.
















Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы.

Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,

мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества.

Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Проверочная работа-1


2

Эта удивительная

природа

19 ч.







Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества. Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании. Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

Проверочная работа-1

3

Мы и наше здоровье



6 ч.



















Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена. Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.


2 полугодие 38 часов (3 четверть-20 ч., 4 четверть-18 ч.)

Мы и наше здоровье

4 ч.

Проверочная работа-1

4

Наша безопасность

8 ч.




Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб. Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные. Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем. Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.

Проверочная работа-1

5

Чему учит экономика?



12 ч.




















Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги. Природные богатства - основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд - главная потребность человека. Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.

Проверочная работа-1



6

Путешествие по городам и странам


18 ч.














Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки. Бережное отношение к культурному наследию человечества.

Проверочная работа-1




  1. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Виды учебной деятельности.

1 полугодие 32 ч. (1 четверть-18 ч., 2 четверть-14 ч.)

1
















Как устроен мир?


7 ч.
















Распознают:

разнообразие природы, ее классификацию, значение природы для человека;

- отличие человека от других объектов живой природы;

- иметь представление о людях, населяющих планету;

- понятие об экологии;

- как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга;

- правила поведения в природе.

- Классифицируют природу, видеть взаимосвязи в природе и значение природы для человека;

- проявляют дружбу и уважение к любому народу, бережно относится к людям;

- строят свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков;

- называют представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу; - выполняют правила поведения в природе.

2

Эта удивительная природа

19 ч.







Определяют причины загрязнения водоемов, меры охраны водоемов от загрязнения;

- основные свойства почвы, состав почвы;

- основную классификацию растений, особенности каждой группы;

- о размножении растений из семени;

- классификацию животных и их групповые признаки; способы размножения и развития животных;

- съедобные и несъедобные грибы, части гриба;

- о круговороте жизни на Земле;

различают тела, вещества, частицы;

- проводят опыты по определению свойств воздуха, по определению свойств воды;

- бережно относятся к воде и экономить ее;

- отличают почву от глины и песка;

- различают группы растений по их особенностям; отличать семена у растений; бережно относиться к растениям;

- определяют к какой группе относится животное по его признакам;

- составляют цепи питания;

- различают съедобные и несъедобные грибы; - бережно относиться к природе

3

Мы и наше здоровье


6 ч.















Применяют знания по теме:

- части организма; строении своего тела;

- органы чувств и их значение для человека;

- органы дыхания и выделения;

- правила закаливания организма, правила сохранения и укрепления здоровья;

- о вредных привычках.

- прислушиваются к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать;

- берегут органы чувств;

- соблюдают правила здорового образа жизни;

- соблюдают правильное питание; - заботятся о своем здоровье.

2 полугодие 38 часов (3 четверть-20 ч., 4 четверть-18 ч.)


Мы и наше здоровье

4 ч.

4

Наша безопасность


8 ч.










Знают и применяют знания:

- как выглядит опасность и почему она возникает;

- правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

- дорожные знаки, правила безопасного поведения на дороге;

- опасные места для человека;

- правила безопасности, которые необходимы при общении с природой.

5

Чему учит экономика?



12ч.




















Используют при работе:

- значение слова "экономика"; понятия экономики: природные богатства, капитал, труд;

- свойства полезных ископаемых, профессии людей добывающих полезные ископаемые;

- об одной из отраслей сельского хозяйства - растениеводстве;

- особенности разведения и содержания домашних животных;

- о важнейшей отрасли экономики - промышленности;

- понятия: денежные единицы, сбережения;

- термины: бюджет, расходы, доходы, налоги, семейный бюджет;

- задачи экологии и две стороны экономики

- Выделяют отрасли экономики, назвать к каждой отрасли экономики не менее 3 профессии;

- бережно относятся к окружающей среде, школьному имуществу;

- экономично используют богатства нашей страны;

- различают культурные растения, бережно относятся к продуктам растениеводства;

- раскрывают назначение животноводства;

- различают продукцию каждой отрасли промышленности, группируют предметы быта по отраслям промышленности;

- бережно относятся к деньгам; составляют простейший семейный бюджет; - бережно относятся к своему здоровью, к воде, к природе

6

Путешествие по городам и странам


18 ч.












Применяют знания:

- название городов Золотого кольца и несколько достопримечательностей;

- государства - ближайшие соседи России;

- северные европейские государства;

- страны расположенные в центре Европы, их достопримечательности;

- расположение Франции и Великобритании; страны расположенные на юге Европы;

- знаменитые места мира.

- показывают города Золотого кольца на карте;

- показывают на карте ближайших соседей России; - показывают на карте страны, находят название их столицы.




  1. Материально - техническое обеспечение.

Основная литература по УМК

Дополнительная литература

Для учителя

Для обучающихся

Для учителя

Для обучающихся

Поурочные разработки (автор, издательство, год издания)

Перечень тетрадей на печатной основе, словари

Перечень таблиц, схем, опорных таблиц

Перечень тетрадей на печатной основе, словари

Н. Ю. Васильева Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»; Москва: ВАКО, 2014 г. Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 3 класс, в 2-х частях, М.: Просвещение, 2012

Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений: М.: Просвещение, 2012 Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга для уч-ся нач. классов, М: Просвещение, 2013 Плешаков А. А Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 3 класс, М., Просвещение, 2014

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)


Тесты к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2013



СМИ:

  • ПроШколу.ру clubreaders.ru/nauka-i-obrazovanie/obrazovanie/page/4/

  • http:/Nachaika.ru

  • mimio/ru

little-tales.ru solnet.ru




© 2010-2022