- Преподавателю
- Начальные классы
- Презентация к уроку литературного чтения В. Берестов
Презентация к уроку литературного чтения В. Берестов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Кадырова Л.Р. |
Дата | 20.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН - КОНСПЕКТ урока по литературному чтению в 4 классе.
Программа: Л.В.Занкова.
УМК: Н.А.Чуракова «Литературное чтение», издательство «Учебная литература» 2009 год.
Цели:
Воспитывающие:
- любовь к поэзии, желание узнавать прошлое своей Родины, пробуждать у учащихся желание в свободное время обращаться к книге.
Развивающие:
- развивать устную речь, логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять факты.
Обучающие:
- познакомить с жизнью и творчеством В.Д.Берестова;
- научить соотносить годы рождения поэтов на ленте времени с событиями, описанными в произведении;
- учить сопоставлять словесное и портретное описание героя, находить общее, делать выводы.
Методическое обеспечение:
-
Учебник «Литературное чтение», автор Н.А.Чуракова, издательство «Учебная литература» 2009 год.
-
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова.
-
Презентация к уроку, посвящённая творчеству В.Д.Берестова.
Ход урока:
1.Вступительная беседа.
- Сегодня наш урок будет посвящён стихотворению нашего современника Валентина Берестова, который был подростком в годы Великой Отечественной войны, но не просто подростком, а юным поэтом. Конечно, то стихотворение, которое мы будем читать и анализировать написано уже взрослым Берестовым.
(СЛАЙД 1)
Отец поэта был учителем, сам сочинял стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. Поэтические способности обнаружились у маленького Вали очень рано. Первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор - восьмилетний Берестов был бит. Но это не повлияло на его сочинительство. Просто новые стихи он записывал в тетрадь и хранил её в тайнике.
2. Актуализация опорных знаний и постановка проблемной ситуации.
- Стихотворение называется «Прогулки с Чуковским».
- Интересно, это тот самый Корней Иванович Чуковский?
(СЛАЙД 2).
Поэт, писатель, переводчик? Который написал «Мойдодыра»?
- А какие ещё произведения Чуковского вы можете назвать? (Ответы детей: «Телефон», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Федорино горе», «Бармалей», «Айболит», «Чудо-дерево»).
3. Первичное знакомство с произведением. Чтение учителем.
4. Работа с текстом, работа в парах.
-Прочтение стихотворения учащимися «про себя».
- Вдумайтесь в текст.
- Что интересного узнали? Не забывайте, нам нужно определить, тот ли это Чуковский?
(Узнали, что автору 14 лет, а Чуковскому 60).
Внешний вид Чуковского.
(СЛАЙД 3).
Портрет поэта.
Чтение хором второй строчки стихотворения.
Учитель: Вот описание К.И.Чуковского современником: « Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щёточка усов, большой нос, непослушная прядь, свисающая на лоб - это Корней Иванович Чуковский».
5.- Какие строки говорят о том, что время, описанное в стихотворении военное? (Ответы детей: «А войне всё не видно конца», «Он о сыне скорбит, я грущу без отца»).
-
Работа в группах по 4-5 человек.
Сядьте по командам.
- Мы попробуем сейчас ответить на вопрос: « История, рассказанная в произведении действительная или вымышленная?» Нарисуйте отрезок. Это лента времени. Отметьте на нём точку. Это будет год, о котором ведётся речь в произведении. Теперь отметьте на ленте времени годы рождения героев.
- Сколько времени прошло до описываемого события? (У Чуковского 60 лет, у Берестова 14 лет). Сверьте свой ответ с доской. Верно?
(СЛАЙД 4).
На ленте времени указан год рождения Валентина Берестова (1928), год рождения Чуковского (1882).
- Посчитайте, в каком году Берестову было 14 лет, а Чуковскому 60? (Правильно, это 1942 год). Поэт очень точен: он указывает нам точный год (пусть и иносказательно), указывает месяц (май) («Май цветёт, а войне всё не видно конца»).
Учитель: Значит они действительно встречались. И не в Москве, а в Ташкенте (столице Узбекистана), где и Чуковский и Берестов были в эвакуации.
-
Работа в группах с толковыми словарями по выяснению значения слова «эвакуация».
- Что такое эвакуация? Где вы слышали это слово? Когда? Зачитайте определение из словаря.
(СЛАЙД 5).
- Садитесь на места.
8. Физминутка.
«Зоркие глазки» (Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки).
«Стрельба глазками» (На доске с помощью стрелок указать направление).
«Колечки» - упражнение из кинезиологии. (Поочерёдно соединить с большим пальцем остальные на правой руке в прямом и обратном направлении, затем на левой руке, затем на обеих руках одновременно).
9.Повторное чтение стихотворения по рядам.
10.Учитель: Почему сначала рассказ в стихотворении ведётся от первого лица («Мне четырнадцать лет…», а в самом конце поэт говорит о своём герое в третьем лице: «Этот хилый мальчишка»?
Ответы детей.
- Сначала это воспоминания Берестова о своём трудном военном детстве. А в конце произведения Берестов делает выводы уже взрослого человека.
«О, поэзия! Души людей береди…» Берестов с чувством благодарности вспоминает своего учителя - учителя не только в поэтическом ремесле, но и в жизни.
Корней Иванович Чуковский не только помог развиться поэтическому таланту Берестова,
(- На чьих произведениях Чуковский учил Берестова писать стихи?)
Но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел.
Сам Чуковский писал:» Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны, он наделён тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причём эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью».
(СЛАЙД 6).
10. Обобщение.
- Стихотворение В.Д.Берестова «Прогулки с Чуковским» действительно автобиографично, потому что… (Ответы детей)
11. (если останется время) познакомить учащихся ещё с одним стихотворением В.Д.Берестова, посвящённым К.И.Чуковскому, но оно носит совсем другой характер (шуточный)
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами, он отстал.
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном».
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых важных книг?
12. Итог урока.
- Спасибо за интересные ответы, за правильное выразительное чтение, за умение организовать работу в группе.