- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению К. И. Чуковский «Путаница», «Радость» «Фёдоровне горе (2 класс)
Урок по литературному чтению К. И. Чуковский «Путаница», «Радость» «Фёдоровне горе (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Санкичева А.Р. |
Дата | 24.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок 2класс Дата:24.02.15
Предмет: Литературное чтение
Чуковский «Путаница», «Радость» «Фёдоровне горе», Цели урока: ознакомить детей с биографией и творчеством К.И. Чуковского; повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой терминологии (рифма); развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание. Оборудование: портрет писателя; запись оперы «Моидодыр» Ю. Левитина; записи стихов К.И. Чуковского (в исполнении автора или актеров); иллюстрации к сказкам; эпиграфом к уроку можно выписать слова И. Андроникова: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Работа над скороговоркой.
Села Алеся, с печи ноги свеся, Не смейся, Алеся, а на печи грейся.
III. Постановка цели урока - Сегодня мы будем читать стихи замечательного детского поэта. Вы знакомы с ним с самого раннего детства, его стихи и сказки читали вам, когда вам было два-три года. Фамилию я называть не буду - вы должны вспомнить ее сами.
IV. Изучение нового материала
1. Подготовка к восприятию. Актуализация знаний. Звучит увертюра к опере «Моидодыр». На ее фоне учитель читает строки из сказки (любые на память). Или звучит запись сказки.
-
Ребята, вам знакомы эти строки?
-
Кто их автор?
-
Знаете ли вы, что читает сам автор?
-
Какие строчки стихов знакомы вам?
- Может иллюстрации помогут вспомнить? Посмотрите на страницу 5. Что перепутал художник?
- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком? (Дети рассматривают портрет.)
- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. К сожалению, его жизненный путь завершен. Его день рождения - 1 апреля. Но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.
-
Почему, как вы думаете?
внук.
V. Физкультминутка .
VI. Продолжение изучения нового материала - Помните строчки «Вдруг из-под собаки лают ворота?» Ка
кой это жанр устного народного творчества? (Небылицы.)
- Сегодня мы почитаем небылицы авторские. Как вы думаете, что будет отличать их от народных? (Их написал один человек.)
- Прочитайте сначала «жужжащим» чтением, подготовьтесь читать вслух.
подготовка к чтению вслух.
-
Понравилось ли вам стихотворение?
-
Почему улыбаетесь?
-
Что показалось самым смешным?
-
Что запомнилось сразу?
- Послушайте, как эту путаницу читают актеры. (Прослушивание записи.)
2. Выразительное чтение. - Читаем очень выразительно, стараясь передать настроение
каждого героя.
3. Творческое задание. Сочинение своей небылицы. - Помните ли вы, что такое рифма? Придумайте рифмы
к словам.
Надо дать ученикам несколько слов. Например: плюшка - ... (подушка, мушка, кружка ...) птичка - ... (синичка, спичка ...) улитка - ... (калитка, нитка ...) - Придумайте свою небылицу со словами-рифмами: лягуш
ка - подушка, лужок - прыжок. Учитель обязательно должен нарисовать опорную схему на доске:
лягушка
подушка Такая схема необходима, потому что дети в процессе творчества иногда забывают, что рифмующиеся слова должны быть в конце строки. Можно это даже озвучить: та-та-та-та-та лягушка, та-та-та-та-та подушка. И обязательно напомнить, что рифма - это созвучие слов, поэтому, если дети заменят окончание в одном слове, то его надо изменить и в рифмующемся. Например: «лягушки - у подушки».
- А теперь новые рифмы: березы - розы, осины - апельсины. (Дети пробуют сочинять.)
- А теперь посмотрим, какие стихи получились у К.И. Чуковского.
прочитаем про себя, потренируемся, если будут вопросы,
я на них отвечу.
2. Первичная проверка понимания.
Понравилась ли вам сказка?
-
Что запомнилось?
-
Что было смешно?
-
А что грустно?
-
Жалко ли вам Федору? Почему? 3. Выразительное чтение сказки.
-
Чтение детьми стихотворения «Радость».
-
Работа по вопросам учебника с. 12.
VII. Итог урока #; -;
-
Что вы узнали о КМ. Чуковском? Что больше всего запомнилось?
-
Какое у вас после этого урока настроение?
-
Можете ли вы его выразить в стихотворных строках?
Домашнее задание
-
Выучить отрывок из «Путаницы» или стихотворение «Радость».
Придумать свою путаницу из 8-12 строк.
Урок 2класс Дата:26.02.15
Предмет: Литературное чтение
С.Я. Маршак, стихотворения для детей, загадки. «Кот и лодыри»,
«Дом, который построил Джек»
Цели урока: пробудить у детей интерес к творчеству С.Я. Маршака; проверить умение узнавать произведение по опорным словам, умение припоминать давно знакомые тексты (переводить информацию из долговременной памяти в оперативную); выучить с детьми стихотворение «Дом, который построил Джек», научить приемам запоминания стихотворного текста.
Оборудование: карточки с картинками к стихотворению «Дом, который построил Джек»; кроссворд на доске.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока - Сегодня мы будем читать произведения известного детского поэта Самуила Яковлевича Маршака. Вы должны будете вспомнить его стихотворения, которые знаете еще с детского сада, и научиться выразительно читать новое стихотворение. Еще мы выучим одно стихотворение прямо в классе.
III. Проверка домашнего задания . Дети договаривают последние слова и вписывают их в клеточки.
1. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ... (ремне).
2. Не хотел котенок мыться
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапку ... (языком).
3. Не было в доме мышей,
А было много ... (карандашей),
-
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзинку,картонку
И маленькую ... (собачонку).
-
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел ... (подснежник).
-
Вместо шапки на ходу
Он надел ... (сковороду).
-
Но только раздался звонок
-
Удрал из вагона ... (щенок).
- Какое слово получилось в выделенном столбце? (Мышо
нок.)
-
Героем каких сказок Маршака он является? (Сказки о глупом и об умном мышонке.)
Рассмотрите иллюстрации на странице 25.
-
Кто может прочитать отрывки из сказки?
IV. Работа над новым материалом
Чтение стихотворения «Лодыри» учителем.
-
Понравилось ли вам стихотворение?
-
Прочитайте про себя и найдите главную мысль.
-
На чьей стороне автор?
-
Выполните задания в учебнике на странице 29.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление нового материала
1. Выразительное чтение стихотворения.
- Прочитайте выразительно, передавая голосом интонации и настроения героев.
2. Чтение и разгадывание загадок.
1) Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу. (Очки.)
2) Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Сапоги.)
3) Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нем живет.
Дверца узкая под крышей -
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят -
Во все стороны летят. (Почтовый ящик.)
4) Самый бойкий я рабочий
В мастерской,
Колочу я что есть мочи
День-деньской.
Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку,
Я прижму его к доске
Да как стукну по башке!
В доску спрячется бедняжка -
Чуть видна его фуражка. (Молоток.)
5) В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать. (Утюг.)
3. Заучивание наизусть. - Сейчас мы с вами выучим одно очень известное стихотворение С.Я. Маршака: «Дом, который построил Джек». Это стихотворение было написано в 1923 году. Маршак учился в Англии и много переводил. «Дом, который построил Джек» - это английская народная песенка. Здесь каждый раз повторяются строки, которые произносились в предыдущих куплетах. Учитель демонстрирует карточки с картинками, побуждая детей договаривать слова в куплетах.
4. Чтение текста об авторе на с. 24.
VII. Итог урока
- С какими новыми произведениями Самуила Маршака познакомились?
-
Какие стихотворения вспомнили?
Домашнее задание
Вспомнить или выучить одно из стихотворений С.Я. Маршака, подготовиться выразительно его читать.