Урок по литературному чтению К. И. Чуковский «Путаница», «Радость» «Фёдоровне горе (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 2класс Дата:24.02.15

Предмет: Литературное чтение

Чуковский «Путаница», «Радость» «Фёдоровне горе», Цели урока: ознакомить детей с биографией и творчеством К.И. Чуковского; повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой терминологии (рифма); развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание. Оборудование: портрет писателя; запись оперы «Моидодыр» Ю. Левитина; записи стихов К.И. Чуковского (в исполнении автора или актеров); иллюстрации к сказкам; эпиграфом к уроку можно выписать слова И. Андроникова: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Работа над скороговоркой.

Села Алеся, с печи ноги свеся, Не смейся, Алеся, а на печи грейся.

III. Постановка цели урока - Сегодня мы будем читать стихи замечательного детского поэта. Вы знакомы с ним с самого раннего детства, его стихи и сказки читали вам, когда вам было два-три года. Фамилию я называть не буду - вы должны вспомнить ее сами.

IV. Изучение нового материала

1. Подготовка к восприятию. Актуализация знаний. Звучит увертюра к опере «Моидодыр». На ее фоне учитель читает строки из сказки (любые на память). Или звучит запись сказки.


  • Ребята, вам знакомы эти строки?

  • Кто их автор?

  • Знаете ли вы, что читает сам автор?

  • Какие строчки стихов знакомы вам?

  • Может иллюстрации помогут вспомнить? Посмотрите на страницу 5. Что перепутал художник?
Показ иллюстраций, чтение детьми отрывков из знакомых сказок. Если дети не помнят, то читает учитель, а дети угадывают название.
  • А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком? (Дети рассматривают портрет.)
  • Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. К сожалению, его жизненный путь завершен. Его день рождения - 1 апреля. Но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.
  • Почему, как вы думаете?

- Давайте прочитаем, что пишет о Корнее Ивановиче его
внук.

V. Физкультминутка .

VI. Продолжение изучения нового материала - Помните строчки «Вдруг из-под собаки лают ворота?» Ка
кой это жанр устного народного творчества? (Небылицы.)

  • Сегодня мы почитаем небылицы авторские. Как вы думаете, что будет отличать их от народных? (Их написал один человек.)
  • Прочитайте сначала «жужжащим» чтением, подготовьтесь читать вслух.
1. Первичное чтение «Путаницы» «жужжащим» чтением,
подготовка к чтению вслух.
  • Понравилось ли вам стихотворение?

  • Почему улыбаетесь?

  • Что показалось самым смешным?

  • Что запомнилось сразу?

  • Послушайте, как эту путаницу читают актеры. (Прослушивание записи.)

2. Выразительное чтение. - Читаем очень выразительно, стараясь передать настроение
каждого героя.

3. Творческое задание. Сочинение своей небылицы. - Помните ли вы, что такое рифма? Придумайте рифмы
к словам.

Надо дать ученикам несколько слов. Например: плюшка - ... (подушка, мушка, кружка ...) птичка - ... (синичка, спичка ...) улитка - ... (калитка, нитка ...) - Придумайте свою небылицу со словами-рифмами: лягуш
ка - подушка, лужок - прыжок. Учитель обязательно должен нарисовать опорную схему на доске:

лягушка

подушка Такая схема необходима, потому что дети в процессе творчества иногда забывают, что рифмующиеся слова должны быть в конце строки. Можно это даже озвучить: та-та-та-та-та лягушка, та-та-та-та-та подушка. И обязательно напомнить, что рифма - это созвучие слов, поэтому, если дети заменят окончание в одном слове, то его надо изменить и в рифмующемся. Например: «лягушки - у подушки».

  • А теперь новые рифмы: березы - розы, осины - апельсины. (Дети пробуют сочинять.)
  • А теперь посмотрим, какие стихи получились у К.И. Чуковского.
- Сегодня мы будем читать сказку «Федорино горе». Давайте
прочитаем про себя, потренируемся, если будут вопросы,
я на них отвечу.

2. Первичная проверка понимания.

Понравилась ли вам сказка?

  • Что запомнилось?

  • Что было смешно?

  • А что грустно?

  • Жалко ли вам Федору? Почему? 3. Выразительное чтение сказки.


  1. Чтение детьми стихотворения «Радость».

  2. Работа по вопросам учебника с. 12.

VII. Итог урока #; -;

  • Что вы узнали о КМ. Чуковском? Что больше всего запомнилось?

  • Какое у вас после этого урока настроение?

  • Можете ли вы его выразить в стихотворных строках?

Домашнее задание

  1. Выучить отрывок из «Путаницы» или стихотворение «Радость».

Придумать свою путаницу из 8-12 строк.

Урок 2класс Дата:26.02.15

Предмет: Литературное чтение

С.Я. Маршак, стихотворения для детей, загадки. «Кот и лодыри»,

«Дом, который построил Джек»


Цели урока: пробудить у детей интерес к творчеству С.Я. Маршака; проверить умение узнавать произведение по опорным словам, умение припоминать давно знакомые тексты (переводить информацию из долговременной памяти в оперативную); выучить с детьми стихотворение «Дом, который построил Джек», научить приемам запоминания стихотворного текста.
Оборудование: карточки с картинками к стихотворению «Дом, который построил Джек»; кроссворд на доске.


Ход урока


I. Организационный момент

II. Постановка цели урока - Сегодня мы будем читать произведения известного детского поэта Самуила Яковлевича Маршака. Вы должны будете вспомнить его стихотворения, которые знаете еще с детского сада, и научиться выразительно читать новое стихотворение. Еще мы выучим одно стихотворение прямо в классе.

III. Проверка домашнего задания . Дети договаривают последние слова и вписывают их в клеточки.

1. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ... (ремне).

2. Не хотел котенок мыться
Опрокинул он корытце

И в углу за сундуком

Моет лапку ... (языком).

3. Не было в доме мышей,

А было много ... (карандашей),

  1. Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзинку,картонку

И маленькую ... (собачонку).

  1. Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел ... (подснежник).

  1. Вместо шапки на ходу

Он надел ... (сковороду).

  1. Но только раздался звонок

  2. Удрал из вагона ... (щенок).

- Какое слово получилось в выделенном столбце? (Мышо
нок.)

  • Героем каких сказок Маршака он является? (Сказки о глупом и об умном мышонке.)

Рассмотрите иллюстрации на странице 25.

  • Кто может прочитать отрывки из сказки?

IV. Работа над новым материалом

Чтение стихотворения «Лодыри» учителем.

  • Понравилось ли вам стихотворение?

  • Прочитайте про себя и найдите главную мысль.

  • На чьей стороне автор?

  • Выполните задания в учебнике на странице 29.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление нового материала

1. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте выразительно, передавая голосом интонации и настроения героев.

2. Чтение и разгадывание загадок.

1) Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу

И седелка на носу. (Очки.)

2) Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью. (Сапоги.)

3) Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нем живет.
Дверца узкая под крышей -
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести долго не гостят -

Во все стороны летят. (Почтовый ящик.)

4) Самый бойкий я рабочий
В мастерской,

Колочу я что есть мочи

День-деньской.

Как завижу лежебоку,

Что валяется без проку,

Я прижму его к доске

Да как стукну по башке!

В доску спрячется бедняжка -

Чуть видна его фуражка. (Молоток.)

5) В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать. (Утюг.)

3. Заучивание наизусть. - Сейчас мы с вами выучим одно очень известное стихотворение С.Я. Маршака: «Дом, который построил Джек». Это стихотворение было написано в 1923 году. Маршак учился в Англии и много переводил. «Дом, который построил Джек» - это английская народная песенка. Здесь каждый раз повторяются строки, которые произносились в предыдущих куплетах. Учитель демонстрирует карточки с картинками, побуждая детей договаривать слова в куплетах.

4. Чтение текста об авторе на с. 24.

VII. Итог урока

  • С какими новыми произведениями Самуила Маршака познакомились?
  • Какие стихотворения вспомнили?

Домашнее задание

Вспомнить или выучить одно из стихотворений С.Я. Маршака, подготовиться выразительно его читать.


© 2010-2022