- Преподавателю
- Начальные классы
- «Использование игровых форм на занятиях по начальному техническому моделированию»
«Использование игровых форм на занятиях по начальному техническому моделированию»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дерябина Т.А. |
Дата | 02.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования Московской области
Управление образования администрации Орехово-Зуевского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр технического творчества Орехово-Зуевского муниципального района»
Тема «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НАЧАЛЬНОМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ»
Составитель Дерябина Татьяна Александровна
педагог дополнительного образования
г. Ликино-Дулёво, 2015
Мы все хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, честными, духовно богатыми, уверенно ориентирующимися в нашем непростом мире. Поэтому необходимо как можно больше внимания уделять их развитию, расширению кругозора. Естественно, большая роль в процессе воспитания принадлежит родителям. К сожалению, не все семьи, в силу разных причин, уделяют достаточное внимание своим детям. В такой ситуации цель дополнительного образования - заполнить эту пустоту. Психологические и педагогические исследования, а так же практика доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный и младший школьный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Специалисты указывают, что игра - это единственная деятельность для детей, имеющая место во все времена и у всех народов. Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал ту легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых качеств. Специфика обучающей игры заключена в ее структуре, содержащей, наряду с игровыми, учебные задачи. Познавательная задача чаще всего не ставится перед ребенком прямо, в открытой форме, а заключается в игровой задаче, в содержании и правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет и вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. В условиях игры дети запоминают познавательный материал лучше, чем когда им предлагают просто запомнить. Цель игры - активизировать внимание, мышление, память. Игра - это своего рода действие. Какое-либо действие всегда преследует определенные цели. Цели, различные по своему содержанию, влекут за собой и различные виды действий. Игра бывает техническая, строительная, конструкторская. Такие игры отражают профессиональную деятельность взрослых и дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную. Научно-познавательная игра или игра-путешествие совершается школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. В процессе игры происходит сосуществование игровой, познавательной и трудовой деятельности детей. Задачи для каждого занятия: Образовательные: - научить детей анализировать образец, планировать и контролировать выполнение своей работы; - закрепить навыки детей по работе с бумагой; - научить правильно обращаться с чертежными инструментами. Развивающие: - развитие образного логического мышления; - развитие пространственных представлений; - развитие конструкторских и творческих способностей. Воспитательные: - воспитание усидчивости, точности, бережного отношения к материалам и инструментам; - умение работать в коллективе; - воспитание трудолюбия, старательности. Например - «Путешествие к Робинзону». Целью данного занятия является создание игровой ситуации для развития познавательных интересов детей, стремления к преодолению трудностей на примере Робинзона Крузо. Рассказать историю развития водного транспорта «От плота - до катера на подводных крыльях». Практическая работа на этом занятии - изготовление плота.
С готовыми работами мы проводим соревнование «Кто быстрее приведет свой плот к причалу». Чтобы вызвать интерес ребят к изготовлению простейших летательных аппаратов, необходимо создать для этого определенные условия. Рассказать начинающим моделистам историю развития авиации, а путь ее развития был трудным, а порой трагическим; показать рисунки, фотографии различных моделей летательных аппаратов, рассказать об их назначении (военные, гражданские: пассажирские, грузовые, специальные). В одной из бесед детям необходимо дать самые элементарные общие сведения о летательных аппаратах. К ним относят: самолет - это летательный аппарат тяжелее воздуха, приводится в движение двигателем; планер - безмоторный летательный аппарат, в полет выводится чаще всего самолетом; вертолет - аппарат, конструкция которого позволяет производить подъем и спуск (взлет и посадку) по вертикальной линии, а также зависать в воздухе. Ребят необходимо познакомить с терминологией, применяемой в авиации: фюзеляж - корпус летательного аппарата; крыло - несущая поверхность самолета, планера; хвостовое оперение включает в себя киль (вертикальное) и стабилизатор (горизонтальное); шасси - часть, служащая для передвижения по аэродрому. Работа по изготовлению летательных аппаратов с ребятами младших классов начинается постепенно - от простого к сложному. Самые простейшие летательные аппараты изготавливаются методом складывания. Например - планер «Стрела».
С готовыми моделями проводятся соревнования на дальность полета и на точность приземления. Следующий этап - простейшие кордовые модели самолетов. Авиамодельный спорт получил в нашей стране широкое распространение. Это технический вид спорта, где участники соревнуются в конструировании и изготовлении моделей планеров, самолетов, вертолетов и в управлении ими в полетах на скорость, дальность, продолжительность полета и на выполнение фигур высшего пилотажа. Авиамоделизм делится на множество классов, но все их можно сгруппировать в три больших отряда: - отряд свободнолетающих; - отряд кордовых; - отряд радиоуправляемых авиамоделей. Большой популярностью пользуются кордовые модели самолетов, которые так называют потому, что они летают по кругу и управляются посредством стальных нитей - корд (от французского «корда» - веревка). С их помощью пилот может заставить модель летать горизонтально или выполнять различные фигуры в пределах полусферы над землей. Такие модели, как правило, оснащаются двигателями, но мы изготавливаем простейшую кордовую модель самолета, а кордой у нас служит толстая нить.
Особое внимание при изготовлении этих моделей необходимо обратить на то, чтобы все детали были выполнены из одного и того же материала, так как это влияет на летные качества самолета. С этими самолетами мы проводим соревнование, которое называется «Взлет-Посадка». При проведении соревнований соблюдать технику безопасности. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: - организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает детям выработать речевые умения и навыки; - игра стимулирует умственную деятельность, развивает внимание; - игра - один из приемов преодоления пассивности детей. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности, поэтому у детей проявляется познавательный интерес, самостоятельность и уверенность в своих силах, исчезает робость перед новыми видами деятельности, возникает желание делать любое дело хорошо, добротно и красиво.