«Методика применения речевых технологий при обучении актерского мастерства»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы ст. Полтавская

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ


ТЕМА: «Методика применения речевых технологий при обучении актерского

мастерства»

Педагог: Лобова Л.А.













ст. Полтавская 2010 Цель: Развитие выразительности речи ребенка, через овладение выразительными действиями актерского мастерства.
Задачи:

  • формировать умения и навыки в выразительности чтения литературных произведений;
  • отрабатывать сценическую речь, артикуляционную гимнастику, речевое мастерство актеров;
  • воспитывать дружеские и доброжелательные отношения друг к другу, воспитывать культуру общения.

Оборудование: ширмы, куклы, зеркало, книга А.П. Чехова «Дети», дидактические карточки «Улыбка», карточки звукосочетаний, карточки скороговорок, карточки «Почему скворец веселый?»

Ход занятия:
I. Организационный момент. II. Объяснение темы занятий, цель, задачи. III. Выполнение различной речевой гимнастики. IV. Подведение итогов.
I. Разминка
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами будем работать над дикцией и выразительностью речи. В рассказе А.П. Чехова «Дети» сын кухарки Гриша хотел показать свое умение шевелить ушами. У него двигались брови, все лицо и даже пальцы на руках, но только не уши! - а самому ему казалось, что уши шевелятся. Это-то и вызывало смех детворы. Начнем с улыбок.
Упражнение № 1 «Улыбка». Педагог раздает детям карточки с разными вариантами улыбок:

1.

улыбка счастья

2.

чуть заметная улыбка

3.

холодная улыбка

4.

добрая улыбка

5.

робкая улыбка

6.

насмешливая улыбка

7.

радостная улыбка

8.

враждебная улыбка

9.

улыбка восхищения

10.

сдержанная улыбка

11.

презрительная улыбка

12.

грустная улыбка Упражнение № 2 «Маятник». Педагог: Ребята, следующая разминка для губ. Соберите губы пятачком, вот наши часы заведены и маятник начал совершать ритмичные, равномерные движения вправо, влево. Скорость движения губ может меняться от более крупных к более медленным. При выполнении этого упражнения педагог следит, чтобы не возникло излишнего напряжения шейных мышц.
Педагог: А теперь, ребята, разбудим язычок. Упражнение № 3 «Ленивый язык». Края языка касаются уголков рта, кончик лежит на нижней губе. Движения языка вправо, влево.
Упражнение № 4 «Движение челюсти». Движение челюсти вправо-влево, вперед-назад.
Упражнение № 5 «Хвастливые верблюды». Дети стоят парами, жуют жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Хвастаются вкусом своей жвачки друг перед другом.
Упражнение № 6 «Придумай диалог» Дети разделяются парами и разыгрывают диалоги: 1. между болтливой девочкой и малышкой тихоней; 2. доброй и злой Бабой Ягой.
Педагог: Итак, давайте потанцуем. Предлагаю взять различные предметы, которые находятся в коробке (цветок, флажок, елочка, грибок и т.п.). я буду по очереди поднимать предметы, вы внимательно за мной следите. Танцуют только те, чьи предметы я подняла.

II. Изучение нового материала


Педагог: Ребята, а теперь переходим к изучению нового материала. Будем продолжать работать над дикцией, которая необходима для кукловода. Для чего нужно владеть правильной речью? Нельзя быть актером, не имея развитого речевого слуха. Речевой слух и музыкальный - разные вещи. Можно встреть отличного музыканта, но речь у него может быть неблагозвучной, монотонной. Но есть великие артисты, которые не всегда обладали музыкальным слухом, но прекрасно владели речью. Нам с вами надо учиться отыскивать богатство, разнообразие и различие оттенков в похожих, на первый взгляд, звуковых явлениях. Например: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные клубя, То, как зверь, она завоет. То заплачет, как дитя. То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как спутник запоздалый, К нам в окошко застучит.
Вот сколько оттенков расслышал А.С. Пушкин в голосе непогоды, вое пурги. А как вы это себе представляете? Можете ли вы выразить в звуках:

  • завоет буря;
  • заплачет, как дитя;
  • соломой зашумит (шелестят бумагой);
  • застучит в окошко (стучат по парте).

III. Выполнение различной речевой гимнастики


Педагог: Продолжаем работать над правильным произношением согласных Ш и Ж. при образовании звука [ж] язык несколько расслабляется и голосовые связки издают звук. А при произношении звука [ш] кончик языка находится на середине, между небами. При прохождении воздушной струи образуется определенный шум, как звук [ш].
Упражнение «Шмель». Вспомнить, как на летней лужайке гудят шмели, перелетая от цветка к цветку. Воспроизведите их жужжание, используя звук [ж], энергичный вдох, выдох.
Упражнение «Утюг». Представьте себе, что раскаленным утюгом вы водите по влажной тряпке: ш-ш-ш. Звуком [ш] имитируется шипение пара, добиваясь при этом четкости и точности согласного.
Педагог: А сейчас будем совершенствовать навыки произношения звукосочетаний {педагог раздает карточки со звукосочетаниями -зждри-, -чтрджи-, -джубудзу-, -ильри-ли-рли-, -дзди-, -тети-).
Упражнение «Настройщик» Учащиеся сидят полукругом, один из них - «настройщик», остальные учащиеся - радиостанция. Настройщик переходит от одного учащегося к другому, символизируя этим движением стрелки по шкале. Приближение и удаление настройщика «регулирует» громкость звучания радиостанции. Настройщик может вернуться обратно, если ему что-то не понравиться и задержаться подольше. Педагог: А теперь давайте разыграем небольшую речевую сценку за столом «Почему скворец так весел?» - Почему скворец так весел? - зайка

- Почему - все

- Спел за утро столько песен - лисичка

- Почему? - все

- Потому скворец веселый, - скворец

Что в скворечне у скворца

Появились новоселы -

Три малюсеньких птенца.

- Был скворец простым скворцом, - все

А сегодня стал отцом!!!

С. Косенко

IV. Анализ урока

Ребята, на этом наше занятие закончено. Чем мы сегодня занимались? Что больше всего запомнилось? У кого из вас лучше и выразительнее звучала речь?

Подведение итогов: Разобрали эту тему. Закрепили упражнения. Все молодцы. Мы выполнили задачи нашего урока. Наиболее выразительно звучала речь у (Ф.И. учащегося), эмоциональная выразительная речь (Ф.И. учащегося), вежливо и культурно относились друг к другу.

Использованная литература:


Комяков С. Слово в драматическом театре. Иванцова Л. Мир кукольного театра. - 2002г. Сорокина Н. Играем в кукольный театр. - 2002г.

© 2010-2022