- Преподавателю
- Начальные классы
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Попова Н.Г. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Ивантеевка
Ивантеевского района Саратовской области»
«Рассмотрено»
на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «___»_______2015 г.
«Согласовано» Заместитель директора по УР МОУ «СОШ с. Ивантеевка» ____________/Каленова С.В./
ФИО «___»____________2015г.
«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ с. Ивантеевка» ____________/Томилина Н.Г._/
ФИО Приказ № _____ от «___»___________2015 Г..
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 10 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год
ПОПОВОЙ НАТАЛЬИ ГЕННАДЬЕВНЫ,
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,
I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
с.Ивантеевка
2015г
Пояснительная записка
Здоровье- важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Вместе с тем уровень требований к человеку с развитием цивилизации повышается, усложняются и условия, в которых он живем. Как подготовить наших детей к здоровой продуктивной жизни? Как, развивая интеллектуально, приучить школьников к физической активности, здоровому образу жизни, правильной организации каждого дня? Спортивно- оздоровительное направление внеурочной деятельности имеет множество аспектов и призвано повлиять на сложившуюся ситуацию. В предлагаемой программе курса «Разговор о правильном питании» сделана попытка сформировать первоначальное представление детей об элементарных нормах здорового образа жизни.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является снижение уровня показателей здоровья. Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический и т.д. Одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играет программа «Разговор о правильном питании.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития здорового будущего поколения. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений спортивно- оздоровительное воспитания и развития: с детских лет сформировать у ребенка здоровый образ жизни, желание заботиться о своем здоровье и его сохранении.
Программа «Разговор о правильном питании» составлена на основе программы : Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании.
Цели и задачи программы.
Цели:
- сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья;
- осознание ими личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности; формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи:
а) обучающая - формирование теоретических знаний в процессе изучения программы и совместной деятельности семьи, школы, общественности об основах рационального правильного питания;
б) развивающая - способствовать развитию познавательного интереса и самостоятельной активности в процессе изучения, исследования, анализа и практических действий о правильном питании;
в) воспитывающая - создание комфортных условий для получения информации о правильном питании через коллективную, групповую работу; выработка потребностей в соблюдении санитарно-гигиенических норм; воспитание воли и настойчивости, аккуратности в организации правильного питания и соблюдения режима дня, стремления к активной практической деятельности по реализации знаний о здоровом образе жизни.
Направленность программы «Разговор о правильном питании».
В Конвенции о правах ребенка заявляется о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. Здоровье детей - это здоровье нации. Научить человека быть здоровым с детства - вот что самое главное. Это достигается посредством организации правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Ее направленность - внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье - самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки в области питания, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье. Ведь не зря говорят - «Здоровье не купишь - его разум дает!»
Отличительные особенности программы от ранее существующих.
Данная программа отличается своими новыми принципами: а) Личностный - осознание каждым ребенком значения правильного питания для своего же здоровья; выработка мировоззрения о сбалансированном питании с учетом индивидуальных потребностей и типологических особенностей организма, формирование личностной позиции по сохранению и укреплению здоровья.
б) Социальный - организация правильного питания в семье + школе; осознание значимости правильного питания для сохранения здоровья в пользу семьи, школы, общества, страны.
в) Проблемность - он предполагает интеграцию общего и дополнительного образования; как особой формы получение знаний, практических умений и навыков.
г) Внедрение новых технологий - пути реализации программы различны, обширны, требуют современного подхода и новых технологий в использовании адекватных форм и методов здоровье - сберегающих технологий.
д) Природосообразность - при отборе продуктов питания человек учитывает экологичность продуктов, их сообразность и пользу, исследуются и формируются экологические и биологические аспекты, учитываются законы самой природы и законы общего развития человека и общества. е) Гуманизация - предполагает заботу о здоровье каждого ученика, соблюдение санитарно-гигиенических требований, соблюдение режима дня, многоразовое питание, культуры здоровья, профилактика асоциальных действий, профессионального самоопределения, самореализации личности ребенка.
ё) Массовость - вопросы питания касаются всех людей мира, земного шара. Хорошее правильное питание - основа жизни, основа здоровья. Здоровый человек - сильный человек. Разговор о правильном питании должен услышать каждый человек! Такие программы должны изучать массы людей, начиная с младшего возраста и до старших поколений.
ж) Традиции - как развивалась наука о питании, какие русские национальные блюда существуют, праздничные кушанья, местные традиции гостеприимства.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
учащиеся 4 «Б» класса (10 лет).
Срок реализации данной программы
2015 - 2016 учебные годы
Этапы реализации программы:
4 класс - «Разговор о правильном питании».
Дальнейшее развитие программы зависит от результатов и итогов каждого года обучения, диагностических данных, мониторинга интереса к урокам о питании и развития личности учащихся
Формы проведения:
Формы работы самые разнообразные:
-
Групповая работа. Работа в парах.
(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
-
Фронтальная работа - это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа - большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований
+
Режим занятий: 1 час в неделю (четверг 13.45-14.30) - 34 часа за год
Методы работы:
-
Репродуктивный - воспроизведение знаний (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
-
Проблемный - выдвигается гипотеза научных данных, дети их обследуют и обобщают.
-
Частично-поисковый - открывается новое под руководством учителя (Творческие задания) (Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
-
Объяснительно-иллюстрированый - учитель сообщает и показывает наглядность. (Откуда к нам пришел «Чай
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Ожидаемые результаты.
-
Организация рационального сбалансированного питания в семьях учащихся.
-
Знание значения для здоровья правильного питания.
-
Охрана здоровья и организация здорового образа жизни.
-
Выполнение санитарно-гигиенических требований.
-
Пропаганда здорового образа жизни в жизненной ситуации своей и других людей.
-
Организация правильного питания учащихся в школе.
-
привлечение внимания учащихся, семьи, школы, общественности к организации правильного питания.
Предполагаемые трудности в реализации программы.
- Организация индивидуальной, групповой и коллективной совместной
деятельности учащихся, родителей, специалистов.
- Усвоение детьми теоретических знаний о здоровом правильном питании.
- Создание «копилки дидактического материала».
- Привлечение к действиям пассивных детей, проявляющих низкий интерес к
получению знаний.
Основные формы проверки эффективности программы это:
-
«Зеркало активности» (участие в классных, районных и областных конкурсах).
№ п/п
Ф.И. учащихся
Участие
в школе
районе
области
1
Астраханцев Ник.
2
Афанасьев Ник.
3
Белоусов Максим
4
Гладких Виктория
5
Давыдов Кирилл
6
Зиновьев Виталий
7
Кирин Максим
8
Лысенко Антонина
9
Матюхина Мария
10
Масникова Анастас
11
Некрасова Крист
12
Оганнесян Рустам
13
Смирнова Алена
14
Теребилкина Таня
Подведение итогов за год, награждение подарками и грамотами.
-
Диагностирование, анкетирование учащихся и родителей.
-
Анкета для родителей стартовая и промежуточная - (прилагается).
-
Анкета для учащихся стартовая и промежуточная (прилагается).
-
Тесты.
а) Если мне надо выбрать шоколад или яблоко, я выбираю __________, потому что это ___________.
б) Если мне надо выбрать пирожное или виноград, я выбираю __________, потому что это ___________.
в) Если мне надо выбрать орехи или чипсы, я выбираю __________, потому что это ___________.
-
Какие темы вызвали наибольший интерес?
Какие разделы были самые важные?
Помогает ли программа решать организацию питания детей.
Изменилось ли у вас отношение к гигиене, режиму и продуктам питания?
-
Подведение итогов можно провести в виде практической работы, где каждый ученик выполняет какое-либо задание. (Сервировка стола, составление меню, сбор материала о грибах, полезные и неполезные продукты, выполнение санитарно-гигиенических требований).
Формы подведения итогов реализации программы следующие:
-
Плакаты и газеты о правильном питании (школьная столовая, класс).
-
Конкурсы фотогазет.
-
Ролевые игры.
-
Викторины.
-
Составление рассказов.
-
Составление ребусов.
-
Составление альбомов.
-
Праздники по темам.
-
День Здоровья.
Календарно- тематический план.
№
п/п
Тема
Количество часов
дата
Содержание
теория
практика
теория
практика
1
Зачем школьнику режим
1
03.09
Распорядок дня
2.
Утро начинается с зарядки
1
10.09
Правила выполнения зарядки
3.
Приятного аппетита
1
17.09
Пищеварение
4.
На столе стоит пирог
1
24.09
Законы здоровья
Проведение опытов
5.
Какой должна быть пища
1
01.10
Проведение опытов
6.
Витамины - азбука здоровья
1
08.10
Разновидности витаминов
7.
Как организм реагирует на тепло и холод
1
15.10
Простуда
Приёмы закаливания
8.
Защитные силы твоего организма
1
22.10
Как уберечься от « вредных невидимок»
9.
Дышим полной грудью
1
29.10
Практические упражнения
10.
Почему вредно курение
1
12.11
Решение проблемных задач
11
Твоя безопасность на улице
1
19.11
Законы здоровья и безопасности
12
Правильная осанка и её значение
1
26.11
Законы здоровья
13
Правильная осанка и её значение
1
03.12
Практические упражнения
14
Бесценный дар природы
1
10.12
Орган зрения
15
Бесценный дар природы
1
17.12
Практические упражнения
16
Как мы познаем мир
1
24.12
Центрально нервная система
17
Знаешь ли ты себя
1
14.01
Память
18
Знаешь ли ты себя
1
21.01
Как укрепить память.
Практические упражнения.
19
Как у тебя развито внимание, мышление.
Наблюдательный ли ты?
1
28.01
Практические упражнения
20
Твоя безопасность на улице
1
04.02
Темпераменты: холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник
21
В мире спорта и физкультуры
1
11.02
Игры на свежем воздухе
22
Природные силы закаливания
1
18.02
Законы здоровья и закаливания.
Оказание помощи.
23
Укрепляем мышцы
1
25.02
Мышцы
Практические упражнения
24
Как беречь и тренировать сердце
1
1
04.03
Кровообращение
Практические упражнения. Скорая помощь.
25
Первая помощь
1
11.03
Практические упражнения оказания скорой помощи
26
День за днем ты растешь
1
18.03
Рост и вес
27
Перед экраном телевизора
1
25.03
Законы здоровья
28
Ты и компьютер
1
07.04
Законы здоровья
29
Домашние любимцы
1
14.04
Законы здоровья и безопасности
30
Берегите зубы
1
21.04
Разрешения зубов
Практические упражнения.
Уход за зубами.
31
Кожа - зеркало здоровья
1
28.04
Ожоги
Практическая работа.
Оказание помощи при ожогах.
32
Как ухаживать за волосами и ногтями
1
05.05
Практическая работа
33
Спокойной ночи!
1
12.05
Игра: « Совы и жаворонки»
34
Здоровье и правила безопасности
1
19.05
Проверь себя.
Оказание первой помощи.
Содержание программы
Содержание программного материала помогает укреплять физическое здоровье учащихся, воспитывает культуру, навыки гигиены, создает условия для социального , культурного и профессионального самоопределения.
Учебно-методическое обеспечение программы
- Наличие методических разработок занятий ,
- видеоматериалы по темам,
-диагностики, тесты
Литература:
-
Безруких М. М., Филиппова Т. А. «Разговор о правильном питании» - М.,
ОЛМА Медиа Групп, 2012
2. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь Автор: Безруких М.М., Филиппова Т.А. Издательство: ОЛМА-ПРЕСС Год: 2012
3. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработка внеклассных мероприятий. - М: Издательство «Глобус», 2012. - 256 с. - (Воспитательная работа).
При реализации программы используются занятия:
Уроки с измененными способами организации:
-
урок встреча «Все профессии важны»
Уроки, опирающиеся на фантазию:
-
урок - сказка «Как из зерна появилась булка»
-
урок - творчества «Осень и урожай»
Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ:
-
урок - экскурсия «Золотые руки народные»
-
урок - выпуск «живой газеты» «Лесная аптека»
-
Уроки с игровой состязательной основой:
-
урок - ролевая игра «Русская трапеза»;
-
урок - блиц-турнир «Где прячутся витамины»
-
урок - путешествие «Обитатели водоёмов»
Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации:
-
урок - практикум «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»
Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала:
-
урок - диалог, «Какого народа ты сын?»
-
урок - панорама «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»
Уроки по аналогии с организованными событиями:
-
урок - ярмарка «Блюда из зерна»
-
урок - концерт «Коляда, коляда, отворяй ворота!»
Уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности:
-
урок - исследование «Где и как готовят пищу».