Конспект по музыке «Вариационная форма построения музыки» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г. Тамбова»

Утверждаю:

Преподаватель

МПМ: методика преподавания музыки

____________/ Н.В. Царан/

Согласовано:



Учитель ______/ Н.В.Лазутова

Конспект

Урока музыки

«Вариационная форма построения музыки»

Провела студентка группы ПНК-21: Бердникова Алина Ивановна

Место проведения: 3 «Д» класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в

с. Тулиновка

Дата проведения: 22.04.15

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ Н.В.Царан /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/Н.В.Лазутова/

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ Н.В.Царан /

Тамбов

2015

Цель:

1. Дать детям понятия о музыкальных построениях, музыкальных формах, вариационных формах.

2.Закрепить в сознании учащихся понимание того, что в музыке ни один выразительный элемент не существует отдельно.

3.Формирование художественного восприятия у детей музыкальных произведений.

Задачи:



  • выявить характерные особенности построения народной музыки;

  • развивать творческие способности, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

  • воспитывать любовь, интерес к музыке, потребность в творческой деятельности.

Музыкальный материал:

А.П Бородин-Спящая княжня
Большой лесной хор-Лесной марш
Бетховен- симфония №5
Русская народная плясовая - Камаринская
Чайковский- неаполитанская песня
Чайковский- подснежник
Э.Григ- песня Сольвейг
Эли Сигмейстер - Соната 3, ч. 1.

Оборудование:

мультимедиа, компьютер, презентация, кубики, мячи, диск.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Здравствуйте, меня зовут Алина Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок музыки.

«Музыка- посредница между жизнью ума и жизнью чувств»

Так однажды сказал Людвиг ван Бетховен, размышляя об удивительном явлении в жизни человека-музыкальном искусстве.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на мой стол, что вы видите на нем?

Скажите, все предметы на столе имеют одинаковую форму?

Перечислите формы предметов.

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока, Вариационная форма построения музыки.

Хорошо, я приглашаю двоих ребят к доске, чтобы принять участие в нашем эксперименте. Эксперимент заключается в следующем: необходимо с помощью кубиков построить домики, а ребята из класса оценят ваши результаты.

Итак, ребята, подведем итоги.

Обратите внимание, одинаковые ли домики построили наши строители?

Есть одноэтажные, есть двухэтажные домики, значит форма у домиков одинаковая или разная?

А как называют людей, придумывающих, проектирующих различные дома?

А можно ли сравнить композитора с архитектором?

Затрудняетесь с ответом, тогда давайте послушаем песни, споем их и сравним их, как сравнивали домики.

3. Выявление места и причины затруднения. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.

Послушаем и сравним музыку: симфония №5 Бетховен и спящая княжня Бородин.

Что вы скажете про эти композиции?

Замечательно, а теперь обратите внимание, что «симфония №5, Бетховена» у нас похожа на одноэтажный домик, значит сколько частей?

А вот «Спящая княжня, Бородина» имеет запев и припев, это нам напоминает два этажа в домике, поэтому мы определяем сколько частей?

А здесь, присутствует и вариация.


Какой же мы сделаем вывод?

4.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

А теперь ребята, я предлагаю вам следующее. Каждому я раздам цветные карточки, с помощью которых вы будете строить свои домики, вот только количество «этажей» или частей нам подскажут музыкальные произведения, которые мы с вами будем сейчас слушать. Итак, приготовились слушать внимательно.

«Песня Сольвейг» Э. Грига

«Неаполитанская песенка» П.И.Чайковского

Для фортепиано-Э. Сигмейстера

Ребята, в одночастных произведениях сколько присутствовало образов?

А в двухчастных?

Что из этого следует?

Физкультминутка.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону .

Молодцы, ребята. А теперь внимание! Я раздаю вам вновь каждому цветные карточки. Обратите внимание, на двух карточках изображен цветок, а на третьей - речка. Ваша задача прослушать музыкальное произведение и так расположить карточки, чтобы они соответствовали услышанной музыке.

«Подснежник» Чайковского.

Сколько частей получилось у вас?

Какие же, вы, молодцы!

А как мы назовем такую музыкальную форму, в которой три части?

6.Включение в систему знаний и повторение.

А сейчас, ребята, послушаем русскую народную песню- «Камаринская»

Сколько частей по-вашему в этом произведении?

Предлагаю в завершение нашего урока исполнить песню «Лесной марш»

Нам птицы просигналили подъем,

Привычными тропинками проходим мы.

Мы каждую березку сбережем

В лесах любимой Родины.

Припев:

Мы сами написали

В лесной зеленой книжке

О том, что есть у леса

Надежные друзья -

Такие же девчонки,

Такие же мальчишки,

Такие же счастливые,

Как ты и я!

Мелькают наших песен огоньки.

Шагаем мы лесами-перелесками

Под кедрами красавицы-тайги,

Под соснами полесскими.

Нам солнце улыбнется веселей,

И каждый день нам радостней покажется,

Когда пройдут по всей родной земле

Отряды наших саженцев.

Так добрые волшебники - леса -

Похожи на поэтов и художников!

Природа дарит людям чудеса,

А мы - ее помощники.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Ребята, что мы с вами сегодня узнали?

Сколько музыкальных форм бывает?


Ребята, если урок показался вам интересным, покажите улыбающийся смайлик; если нет, грустный.

Приветствие детей.



Кубики, мяч, диск

нет

Кубик- квадратный, мяч- круглый и маленький, диск- маленький и круглый



Нет

Разная

Архитекторы



У них разные эмоции

одна

две

Вариации - несколько вариантов одной мелодии.
Могут меняться :
- темп (скорость)
- ритм (долгие и короткие длительности)
- лад (настроение)
- стиль (марш, танец, песня)

Композитор, как и архитектор, музыке придает форму, только это форма музыкальная. Она может быть двухчастная и одночастная.



Двухчастная

Двухчастная

Одночастная

Один

Два

В произведениях двухчастной формы - два образа, а в одночастной - один. Как архитектор планирует дом, строит его, так композитор придает своим произведениям одночастную или двухчастную форму в зависимости от образов, которые живут в его музыке.



Три

Трехчастной

Три

Исполнение песни.



© 2010-2022