- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по русскому языку Второстепенные члены предложения. Определение (3 класс)
Конспект по русскому языку Второстепенные члены предложения. Определение (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Канталиева А.Б. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока русского языка в 3 классе по ФГОС
Тема. Второстепенные члены предложения. Определение
УМК «Начальная школа 21 века»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: формирование понятия об определении как о второстепенном члене предложения
Задачи урока: -образовательные: учить находить определение и отличать его от других членов предложения, пользуясь алгоритмом; -развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приёмы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала; - воспитательные: воспитывать умение работать в паре; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки. Метапредметные результаты, формируемые на уроке Регулятивные: умение организовывать свои действия (ставить перед собой цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат). Познавательные: выделение и обработка необходимой информации из текста, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в паре
Ход урока
- Организационный этап
1. Приветствие учителя. 2. Оформление тетрадей обучающихся.
- Актуализация знаний
Правила работы в паре 1.Говорим вежливо, называя собеседника по имени. 2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга. 3.Внимательно слушаем. 4.Четко высказываем свое мнение. 5.Уважаем мнение собеседника.
-На какие группы вы могли бы разбить предложения, которые даны у вас на карточках. Запишите номера предложений в тетрадь
- На столе лежит книга.
- Дети играют в комнате.
- Пушистые снежинки ложатся на землю.
- Между заснеженных елей мелькнул лисий хвост.
- Выпал снег.
-Какие ответы у вас получились? (Дети диктуют свои варианты ответов, учитель записывает их на доску, обсуждается каждый из вариантов ответов обучающихся ) (возможны следующие варианты :
- 5 (одна группа) 1-4 (другая) - распространённые и нераспространённые;
- 1-2,5(одна группа), 3-4(другая)- наличие и отсутствие прилагательных.
- Какими знаниями для выполнения этой работы вам пришлось воспользоваться из своего сундучка знаний?
III Постановка цели и задач урока -Запишите в тетрадь предложения, в которых встретились имена прилагательные. Разберите эти предложение по членам и частям речи. ( Дети работают самостоятельно) - Какой второстепенный член предложения вам встретился? (обстоятельство) Назовите слова, которые в этих предложениях являются обстоятельствами. - А есть ли ещё второстепенный член предложения? Это обстоятельство? Почему? -Смогли ли вы определить, каким второстепенным членом предложения являются слова «пушистые», «заснеженных», «лисий»? - Кто догадался, какую цель мы сегодня поставим на уроке? (познакомится с новым второстепенным членом предложения). - Выберите, на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке
- Что обозначает второстепенный член предложения?
- На какие вопросы отвечает?
- Какой частью речи выражается?
- Как называется второстепенный член предложения?
- Как подчёркивается?
-Можем ли мы эти вопросы назвать задачами, которые мы будем решать на уроке?
- Изучение новых знаний
- Знакомство с понятием «определение»
- предложения, которые записаны у вас в тетради;
- бланк с подсказками( на столах);
- бланк с опорной схемой.
Инструкция.
- Прочитайте 1 задачу урока
- Найдите из 1 пункта подсказок ответ на этот вопрос, поставьте «+».
- Аналогично отработайте 2, 4, 5 задачу урока, пользуясь подсказками.
- Внесите выбранные данные в опорную схему
- После сигнала учителя сверьте свою опорную схему с опорной схемой соседа по парте.
- Выберите опорную схему, которую вы считаете наиболее правильной.
Подсказки
- Предмет, действие предмета, признак предмета, как совершается действие.
- Какой? Что? Кто? Что делает? Какие? Чей? Как? Когда? Где?
- Подлежащее, обстоятельство, сказуемое, определение.
- , , , __ .__.__
Опорная схема 1. ________________
2._________________
3._________________
4._________________
5._________________
-Кто смог составить опорную схему? -У какой пары совпали опорные схемы? -Выйдите к доске и покажите свою опорную схему ( 2 пары детей)
(по ходу высказываний обучающихся на доске появляется опорная схема)
-
1.Признак предмета
2.Какой? Какие? Чьи?
3. Прилагательное
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5_________________
- С каким второстепенным членом предложения мы сегодня познакомились на уроке? (определение) -Кто может сформулировать тему урока? - Расскажите по опорной схеме, что вы узнали об определении. - Так какими же членами предложения являются слова пушистые, заснеженных, лисий ? Подчеркните их.
2 Физминутка. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
- Первичное закрепление
1.Работа с учебником -Откройте учебники на стр. 96, прочитайте задание к упр. 2.
Спиши предложения. Подчеркни в них грамматическую основу, затем второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего. Что он обозначает в данных предложениях? Лесное озеро покрылось рябью. Это шаловливый ветер выбежал из чащи. Пугливые водомерки устремились к берегу. Они испугались свежего ветерка.
- Назовите слова, которые вы подчеркнули, как определения. -Оцените эту работу сами. - Можно ли сказать, что определение может зависит не только от подлежащего, но и от других второстепенных членов, выраженных существительным? -Какое предложение является подтверждением этому?(4) - А теперь представьте, что в русском языке нет определений. Они исчезли. - Прочитайте этот текст без определений. - Какой текст получился? Выскажите своё мнение. -Какую роль играют определения в предложении? Сделайте вывод. (Делают предложения более точными, понятными и красочными).
2. Я буду называть словосочетание. Если в нём есть обстоятельство, все приседаем, если определение - хлопаем в ладоши.
Рыжая белка, густая трава, побежали на улицу, бабушкины пироги, выйти из класса, юркнула в дупло, лесные орехи, лисья нора.
- Итог урока. Рефлексия.