Конспект по русскому языку Второстепенные члены предложения. Определение (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 3 классе по ФГОС
Тема. Второстепенные члены предложения. Определение
УМК «Начальная школа 21 века»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: формирование понятия об определении как о второстепенном члене предложения
Задачи урока: -образовательные: учить находить определение и отличать его от других членов предложения, пользуясь алгоритмом; -развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приёмы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала; - воспитательные: воспитывать умение работать в паре; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки. Метапредметные результаты, формируемые на уроке Регулятивные: умение организовывать свои действия (ставить перед собой цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат). Познавательные: выделение и обработка необходимой информации из текста, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в паре

Ход урока


  • Организационный этап

1. Приветствие учителя. 2. Оформление тетрадей обучающихся.

  • Актуализация знаний
- Я предлагаю вам поработать со своим соседом по парте. -Что нужно помнить, работая в паре?

Правила работы в паре 1.Говорим вежливо, называя собеседника по имени. 2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга. 3.Внимательно слушаем. 4.Четко высказываем свое мнение. 5.Уважаем мнение собеседника.



-На какие группы вы могли бы разбить предложения, которые даны у вас на карточках. Запишите номера предложений в тетрадь

  • На столе лежит книга.
  • Дети играют в комнате.
  • Пушистые снежинки ложатся на землю.
  • Между заснеженных елей мелькнул лисий хвост.
  • Выпал снег.

-Какие ответы у вас получились? (Дети диктуют свои варианты ответов, учитель записывает их на доску, обсуждается каждый из вариантов ответов обучающихся ) (возможны следующие варианты :
  • 5 (одна группа) 1-4 (другая) - распространённые и нераспространённые;
  • 1-2,5(одна группа), 3-4(другая)- наличие и отсутствие прилагательных.
-Оцените свою работу. Если при работе вашей пары у вас получилось 2 варианта разбиения на группы, которые даны на доске, поднимите красную карточку. 1 варианта- зелёную, ответы не совпали с ответами на доске - жёлтую.
- Какими знаниями для выполнения этой работы вам пришлось воспользоваться из своего сундучка знаний?
III Постановка цели и задач урока -Запишите в тетрадь предложения, в которых встретились имена прилагательные. Разберите эти предложение по членам и частям речи. ( Дети работают самостоятельно) - Какой второстепенный член предложения вам встретился? (обстоятельство) Назовите слова, которые в этих предложениях являются обстоятельствами. - А есть ли ещё второстепенный член предложения? Это обстоятельство? Почему? -Смогли ли вы определить, каким второстепенным членом предложения являются слова «пушистые», «заснеженных», «лисий»? - Кто догадался, какую цель мы сегодня поставим на уроке? (познакомится с новым второстепенным членом предложения). - Выберите, на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке
  • Что обозначает второстепенный член предложения?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Какой частью речи выражается?
  • Как называется второстепенный член предложения?
  • Как подчёркивается?

-Можем ли мы эти вопросы назвать задачами, которые мы будем решать на уроке?
  • Изучение новых знаний
  • Знакомство с понятием «определение»
- Давайте попробуем решить эти задачи. Сначала вы будете работать самостоятельно. Для работы вам потребуются:
  • предложения, которые записаны у вас в тетради;
  • бланк с подсказками( на столах);
  • бланк с опорной схемой.
-Выполнять работу будет легче, пользуясь инструкцией ( на доске)
Инструкция.
  • Прочитайте 1 задачу урока
  • Найдите из 1 пункта подсказок ответ на этот вопрос, поставьте «+».
  • Аналогично отработайте 2, 4, 5 задачу урока, пользуясь подсказками.
  • Внесите выбранные данные в опорную схему
  • После сигнала учителя сверьте свою опорную схему с опорной схемой соседа по парте.
  • Выберите опорную схему, которую вы считаете наиболее правильной.

Подсказки

  • Предмет, действие предмета, признак предмета, как совершается действие.
  • Какой? Что? Кто? Что делает? Какие? Чей? Как? Когда? Где?
  • Подлежащее, обстоятельство, сказуемое, определение.
  • , , , __ .__.__

Опорная схема 1. ________________


2._________________


3._________________


4._________________


5._________________



-Кто смог составить опорную схему? -У какой пары совпали опорные схемы? -Выйдите к доске и покажите свою опорную схему ( 2 пары детей)
(по ходу высказываний обучающихся на доске появляется опорная схема)

1.Признак предмета


2.Какой? Какие? Чьи?


3. Прилагательное


4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5_________________



- С каким второстепенным членом предложения мы сегодня познакомились на уроке? (определение) -Кто может сформулировать тему урока? - Расскажите по опорной схеме, что вы узнали об определении. - Так какими же членами предложения являются слова пушистые, заснеженных, лисий ? Подчеркните их.



2 Физминутка. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.



  • Первичное закрепление

1.Работа с учебником -Откройте учебники на стр. 96, прочитайте задание к упр. 2.
Спиши предложения. Подчеркни в них грамматическую основу, затем второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего. Что он обозначает в данных предложениях? Лесное озеро покрылось рябью. Это шаловливый ветер выбежал из чащи. Пугливые водомерки устремились к берегу. Они испугались свежего ветерка.
- Назовите слова, которые вы подчеркнули, как определения. -Оцените эту работу сами. - Можно ли сказать, что определение может зависит не только от подлежащего, но и от других второстепенных членов, выраженных существительным? -Какое предложение является подтверждением этому?(4) - А теперь представьте, что в русском языке нет определений. Они исчезли. - Прочитайте этот текст без определений. - Какой текст получился? Выскажите своё мнение. -Какую роль играют определения в предложении? Сделайте вывод. (Делают предложения более точными, понятными и красочными).
2. Я буду называть словосочетание. Если в нём есть обстоятельство, все приседаем, если определение - хлопаем в ладоши.
Рыжая белка, густая трава, побежали на улицу, бабушкины пироги, выйти из класса, юркнула в дупло, лесные орехи, лисья нора.

  • Итог урока. Рефлексия.
- Вспомним пословицу «Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости» -Кто может сказать, что после этого урока сундучок знаний стал тяжелее? -С каким второстепенным членом предложения познакомились? -Расскажите о нём, пользуясь опорной схемой. -Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте красный флажок, если считаете, что вы знаете, что такое определение, умеете его находить в предложении и можете помочь другим. -Нарисуйте синий флажок, если вы считаете, что научились находить определение, но иногда вам нужна помощь. -Нарисуйте жёлтый флажок, если считаете, что вам на уроке было очень трудно. Домашнее задание. По выбору 1)Стр. 96, упр. 3 (Списать текст, поставив прилагательные в нужную форму. Найти и подчеркнуть определения)
© 2010-2022