Урок по ОРКиСЭ Справедливость

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 12 Тема урока: Справедливость

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Звучит песня «Точка, точка, запятая» стихи Ю. Ким. 2. Вызов. а) - Прочитайте пословицу (Где правда, там и … .) - Как вы думаете, какое слово в ней пропущено. - Из данных букв составьте слово и назовите тему урока (работа в малых группах).

б) - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам сказки

В. Ерошенко «Цветок справедливости». - Прежде, чем отправиться, давайте объясним значение слова «справедливость»? (прием ТРКМ - «Корзина идей») Справедливость - это … правильность … честность … правда … по закону … совесть

  1. Осмысление
а) - Посмотрите, как объясняется данное слово в толковом словаре (работа со словарной статьей)
  • Справедливость - справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие (толковый словарь С. И. Ожегова).
  • Справедливость - один из высших принципов взаимных отношений между людьми (большой толковый словарь современного русского языка).
- Используя текст учебника (с. 28), восстановите предложение (проверка на SMART доске). Карточка: Справедливость - это______________________ правило, регулирующее ___________________________________________ при распределении _________________, _______________ и _____________________, ______________________ и т.п.

б) Урок по ОРКиСЭ Справедливость расскажу о Стране Холода. Жили в этой стране люди с ледяной душой и оледеневшим сердцем. Жителям Страны Холода случалось порой слышать слова «Любовь», «Дружба», «Сочувствие», но ни один из них не знал, что означают эти слова, да и знать не желал.
Быть может, ты думаешь, что в такой холодной стране ничего не росло? Там произрастало много разных растений. Там были растения Вражды и Соперничества, и жители Страны Холода употребляли их в пищу так же, как мы едим хлеб. В садах и парках этой страны распускались пышные цветы Войны и Ненависти.

А в соседних странах тоже цвело много разных цветов. Кое-где больше всего почитались цветы Чувства и Мысли. Лелеяли там и прекрасные цветы Любви - нежные цветы, украшавшие самые лучшие сады и парки. Словом, в каждой стране были свои любимые цветы. И лишь один цветок одинаково почитался во всех странах - чудесный цветок Справедливости. Повсюду пытались его вырастить, устраивали для него теплицы, а ученые всю жизнь посвящали его изучению. (Как вы думаете, почему?) Из поколения в поколение передавалась легенда о том, что едва лишь расцветут на земле цветы Справедливости - люди во всем мире станут счастливыми, и самой счастливой будет родина этого цветка. Однако все усилия были бесплодны. Растения, едва прорастая, тут же чахли и погибали, так и не успев расцвести. Ученые страны Холода тоже каждый год пытались вырастить в своих теплицах чудесный цветок, но столь же безуспешно, как и в других странах. Все цветы в Стране Холода были грязно-серые, словно пепел или свинец, и все вокруг выглядело серым и мрачным. Но жители Страны Холода гордились своими цветами. Одно лишь огорчало их - не было наследника у правителя этой страны. А в это время в соседнем государстве родился принц. Говорили, что он рожден под счастливой звездой, и ученые-астрологи предсказывали, что ему суждено вскоре стать самым великим принцем в мире. А пока он мечтал только о цветах Чувства, Мысли и Любви, в особенности же о цветке Справедливости. Говорят, что каждый вечер поднимался он на самую высокую башню своего замка и любовался звездами.

Правитель Страны Холода стал все чаще подумывать, (над чем?) а не завладеть ли ему этим соседним государством, пока Великий Принц еще мал? И очень скоро отыскали предлог, чтобы начать войну. Вот что говорилось в послании, направленном Великому Принцу:
«Великий Принц! Мало того, что ты заставляешь свой народ питаться плодами Чувства и Мысли, но ты еще восхваляешь эту пищу и осмеливаешься предлагать ее другим народам! Ради спасения народа вашей страны и во имя счастья человечества Страна Холода вынуждена объявить войну стране Великого Принца.»
Какого же было изумление жителей Страны Великого Принца, когда они получили такое послание! Великому принцу в ту пору было ровно 12 лет. И вот собрались на совет его министры и дипломаты. Долго совещались они, но делать нечего, решили воевать со Страной Холода.

А тем временем неприятельская армия уже вступила на землю их страны. Растерявшиеся министры поспешили к Великому Принцу, но его нигде не оказалось. Принялись его разыскивать, но так и не нашли. Великий Принц сам решил оставить свой трон и венец, и, переодевшись в простое платье, скрылся из дворца (предположите, что могло произойти?). Но покинул он дворец не потому, что испугался врагов. Никогда не мечтал Великий Принц ни о победах на поле битвы, ни о том, чтобы стать самым сильным в мире государем. С детства, узнав, что рожден под счастливой звездой, Принц стал задумываться о своем предназначении. Едва лишь зажигались в бескрайнем небе тысячи звезд, поднимался Великий Принц на самую высокую башню и вопрошал далекие звезды о том, какой подвиг его ожидает. Однажды он получил, наконец, ответ.
И вот, скрывшись далеко в горах, Великий Принц решил, во что бы то ни стало вырастить цветок Справедливости, который принесет людям счастье. Он посадил цветы в большие горшки, поливал их и ухаживал за ними, но все было напрасно - они погибали, как всегда.
Дивясь его неистощимому терпению, жители гор стали называть его «чудо-мальчик». А один старик сказал, что цветок этот нельзя вырастить в теплице или горшке. Услышал об этом Великий Принц. И вот, едва стемнело, поднялся он на высокую пустынную скалу и оставался там всю ночь, беседуя с таинственными звездами. А наутро посадил он цветок Справедливости в широком поле. Но прошло несколько дней, и цветок снова стал засыхать.
Провел принц вторую ночь на пустынной скале, вновь вопрошая свою счастливую звезду. А утром принц опять вышел в поле. До позднего вечера он, позабыв об усталости, мотыгой вскапывал землю. Словно росой, окропилась земля его потом. В эту почву посадил он теперь цветок Справедливости. И вдруг - о чудо! - цветок начал расти. Но прошло немного времени - и от холодной росы, от жестоких ветров цветок, выращенный с таким трудом, стал погибать (подумаете, удастся ли принцу вырастить этот цветок Справедливости?)
Вновь поднялся принц на скалу и попросил у своей звезды совета (предположите, какой совет попросил принц у своей звезды). А весь следующий день провел он возле погибающего цветка, согревая жаркими поцелуями дрожащие от холода листочки, орошая горючими слезами его слабеющие стебельки и корни. Так продолжалось несколько дней. Понемногу растение оживало, и, наконец, на нем появился маленький бутон. Но расцвести цветок Справедливости уже не мог. Силы его иссякли, и он начал увядать.
В последний раз Великий Принц поведал свои горести звездам, в последний раз попросил у них помощи. А звезды в ту ночь сияли так ярко... Великий Принц вышел в поле, склонился к своему цветку и разорвал себе грудь. Жаркой струей хлынула алая кровь из его груди, окропила листы и стебли цветка Справедливости, оросила землю вокруг.
А вскоре заалело небо на востоке. Вставало солнце. Брызнули его первые лучи на широкое поле и увидели, что там - впервые на земле - расцвел чудесный цветок Справедливости. А рядом с цветком лежал Великий Принц, прижимая руку к груди. Он уснул навеки, и снилось ему (как вы думаете, о чем был его сон?), что цветок Справедливости принес счастье всем людям.

- Каким будет мир, если в каждой стране людям удастся вырастить цветок справедливости?

- Если бы Принц не пожертвовал собою, смог бы распуститься Цветок Справедливости?

- Были ли у вас моменты в жизни, когда одной вашей силы было недостаточно, чтобы осуществить свое намерение? Что вы делаете, если вам не удается сделать что-то очень важное для вас?

в) - О каком человеке вы можете сказать, что он справедливый? Подберите синонимы к данному слову (работа в группах и проверка на SMART доске)

Урок по ОРКиСЭ Справедливость - Прочитайте статью в нашем учебнике (с. 28). Назовите основные признаки, по которым можно судить о справедливости? (прием ТРКМ - инсерт: «V» - уже знал, «+» - новое) г) Инсценировка отрывка рассказа Н. Носова «Фантазеры» (на интерактивной доске появляются иллюстрации к данному произведению)

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали.

- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка. - Девяносто пять. А тебе? - А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький. - А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой. - А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка. - У! А я море мог переплыть! - Подумаешь - море! Я океан переплывал! - А я раньше летать умел! - А ну, полети! - Сейчас не могу: разучился. - А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила. - Врёшь! - Нет, правда! - Почему же ты не умер? - А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой. «Ловко придумал!» - позавидовал Стасик. - Ну, это что! - сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел. - Вот так соврал!- рассмеялся Мишутка. - Почему же ты теперь живой? - Так он же меня потом выплюнул. - А я раз на Луну летал, - сказал Стасик. - Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка. - На чём же ты летал? - На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам! - Что же ты там на Луне видел? - Ну, что…- засмеялся Стасик. - Что я там видел? Ничего не видел. - Ха-ха-ха!- рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал! - Почему же ничего не видел? - А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. - А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне. Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит: - Вот врут-то! И вам не стыдно? - А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем. - Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие! - А ты думаешь, легко выдумывать! - Ну, выдумай что-нибудь. - Сейчас…- сказал Игорь.- Пожалуйста. - Сейчас, - повторил Игорь.- Э-э-э… гм… кхм…э-э-э - Ну, что ты всё «э» да «э»! - Сейчас! Дайте подумать. - Ну чего же ты выдумываешь? Говорил - чего проще! - Сейчас…Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался. - Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик. - Ничего. Как было, так и рассказал. - Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза. - Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка. - А тебе что? - Мне ничего, уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть. - Я и сам не стану с вами сидеть. Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. - Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь. Продавщица дала им мороженое на палочке. - Пойдём домой, говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно. На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные. - Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка. - Меня мама гулять не пускала. - За что? - За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил. - Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Обсуждение ситуации в рассказе: -Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите. -Справедливо ли мама наказала Иру? -Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?

Урок по ОРКиСЭ СправедливостьУрок по ОРКиСЭ СправедливостьУрок по ОРКиСЭ Справедливость


Урок по ОРКиСЭ СправедливостьУрок по ОРКиСЭ Справедливость Урок по ОРКиСЭ СправедливостьУрок по ОРКиСЭ Справедливость
д) - Как вы думаете, какими моральными правилами нужно руководствоваться, чтобы справедливо относиться к другим? Работа с учебником (с. 28) и составление денотатного графа + кластера (прием ТРКМ) с использованием интерактивной доски.

избегать

стремиться

признавать

быть готовым

к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми

найти решение, которое могло бы устроить всех

насилия

унижения достоинства

обмана

зла

справедливость

































4.Рефлексия а) Составление синквейна

Справедливость

Честный, порядочный.

Оценивать, награждать, наказывать

Уметь признавать правоту других!

Совершенная добродетель! б) Творческое задание: нарисовать свой цветок Справедливости (домашнее задание)



© 2010-2022