Рабочая программа кружка Я - гражданин России

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Программа рассмотрена

На заседании методического совета

от « 28» августа 2014г.

Протокол №1

Председатель методического совета

________/И.В. Чиган/

Принято

педагогическим советом

от « 29» августа 2014г.

Протокол № 1

Утверждаю

Директор ________/С.В.Поздеева/

«------» ------- 14г

Приказ № ____________



Рабочая программа кружка

«Я - Гражданин России»

1 «Г» класс

Учитель: Пономарева Нина Юрьевна

Дата разработки 2014-2015 учебный год.

Пояснительная записка

Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. (В.А.Сухомлинский).

Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.

Воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится в наше время одним из основных направлений развития и воспитания личности и начинается с детского сада и начальной школы. Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества. Младший школьник должен понимать свою общественную роль, уметь определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает широкое умственное развитие и самостоятельность личности.

Реализация программы будет осуществляться по таким направлениям: нравственное и гражданско-правовое.

Нравственный аспект способствует формированию у младших школьников таких личностных качеств как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, принятых в обществе правил поведения в семье, коллективе, общественных местах, транспорте; правил личной безопасности и др. Нравственность - это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина.

Гражданско-правовое направление позволит младшему школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, символах РФ, края и своего района, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.

Программа кружка «Я - гражданин России» строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников.

Данная программа имеет межпредметные связи с такими предметами учебного плана как «Обучение грамоте», «Литературное чтение», «Внеклассное чтение», «Окружающий мир».
Цель программы - формирование осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю; способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

  • формирование знаний об исторических фактах и явлениях,

• формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка;
• формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;
• способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе.

Контроль за результатами учитель может осуществлять при помощи диагностики сформированности нравственных качеств, диагностики воспитанности, проверочного теста (см. приложение).

Содержание программы

Вводное занятие

Требования к занятиям кружка. Знакомство с материалами занятий (использование презентации).

Я - школьник

Правила поведения в школе. Экскурсия по школе. Ты и твои друзья. Ценности человеческой жизни (доброта, дружба, справедливость, взаимопомощь и т.д.) Мой портфель.

Я и моё Отечество

Что такое патриотизм? Что означает слово «гражданин»? Государственные символы РФ, края, района (кратко). Всеобщая декларация прав человека (на примерах ситуаций из сказок). Декларация прав ребёнка (познавательные игры серии «Право имею»). Праздники моей страны (4 ноября, день конституции, 1 мая, 9 мая). Традиции (конкурсная игра знатоков истории, викторина «Где тепло, там и добро). Поздравление пожилых людей, тружеников тыла с Днём победы. Участие в конкурсах рисунков, концертах.

Счастлив тот, кто счастлив дома .

Моя семья (родители, родственники и т.д. игроваz программа «Счастлив тот, кто счастлив дома»). Профессии моих родителей. Традиции и обычаи моей семьи (оформление стенда).

Земля - наш общий дом

Правила юных друзей природы. Конкурсы: рисунков "Береги природу - наш дом"; загадок, стихов о природе. Экологический КВН.

В результате реализации программы учащиеся должны уметь:

-Понимать такие ценности человеческой жизни, заботы, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброты, способности к состраданию, сопереживания, терпения, доброжелательности.

-Осознавать роль знаний в жизни человека, совершенствовать и применять свои знания, овладеть этикой взаимоотношений "учитель - ученик", "ученик - ученик", умение дорожить временем.

-Выполнять распорядок работы школы и возложенных на учащегося обязанностей. Уметь пользоваться правами ученика. Соблюдать правила поведения на улице, в общественных местах и т.д.

-Осознать, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защитить свое Отечество; любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение экологии и мира на Земле.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

- Беседы

- Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)

- Классный час

- Сообщения

- Встречи с интересными людьми

- Литературно - музыкальные композиции

- Просмотр и обсуждение видеоматериала

- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

- Поездки, походы по историческим и памятным местам

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

- Творческие конкурсы

- Выставки декоративно-прикладного искусства

- Коллективные творческие дела

- Соревнования

- Показательные выступления

- Праздники

- Викторины

- Интеллектуально-познавательные игры

- Трудовые дела

- Тренинги

- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

- Заочные путешествия

- Акции благотворительности, милосердия

- Творческие проекты, презентации

- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров

- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)

Требования к подготовке учащихся по предмету

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пе­ресказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершен­ствование логичности, доказательности суждений, умозаключе­ний, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания общество­ведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использо­вания историко-литературных источников, художественного на­следия для приобретения обобщенных представлений и перво­начальных понятий по истории; в анализе своего пересказа по­лученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первона­чальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанно­сти; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных приме­рах); международное сотрудничество, общечеловеческие про­блемы; история, предыстория;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории матери­альной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, круп­ных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; на­ходить на исторической и современной картах России места ис­торических событий; приводить примеры исторических и куль­турных памятников страны.

Планируемые результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,

неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

В результате реализации программы ожидается:

· развитие творческих способностей;

· осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

· способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

· осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный; аккуратный; трудолюбивый;

порядочный; уважительный; открытый;

самодисциплинированный; любящий; активный;

уверенный; интеллектуальный; коммуникабельный;

терпимый (толерантный); здоровый; внимательный к сверстникам.

самостоятельный; общительный;

ответственный; любознательный;

целеустремленный (особенно к знаниям); сопереживающий;

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Вводное занятие

1ч.

Я-школьник.

2 ч.

1.

Экскурсия по школе

2.

Правила поведения в школе

З.

Ты и твои друзья

4.

Ценности человеческой жизни (доброта, дружба, справедливость и т.д.)

5.

Мой портфель

Счастлив тот, кто счастлив дома (семья, в которой я живу).

2ч.

1.

Моя семья (родители, родственники и т.д., игровая программа «Счастлив тот, кто счастлив дома). Проект.

2ч.

2.

Профессии моих родителей

1ч.

3.

Традиции и обычаи моей семьи

1ч.

Я и моё Отечество


1.

Что такое патриотизм?

1ч.

2.

Что означает слово «гражданин»?

1ч.

3.

Государственные символы РФ, края, района (кратко)

1ч.

5.

Декларация прав ребёнка

3ч.

6.

Праздники моей страны ( 4 ноября-день народного единства)

1ч.

7.

Праздники моей страны (12 декабря-День Конституции)

1ч.

8.

Праздники моей страны (1 мая)

1ч.

9.

Праздники моей страны (9 мая- День Победы). Поздравление пожилых людей, тружеников тыла с Днём Победы.

1ч.

10.

Традиции (конкурсная игра знатоков истории, викторина «Где тепло, там и добро»)

1ч.

11.

Участие в конкурсах рисунков, концертах.

3ч.

Земля - наш общий дом.

1 ч.

Правила юных друзей природы

1ч.

Конкурсы: рисунков «Береги природу-наш дом; загадок, стихов о природе

Экологический КВН

Итого:

33ч.


Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

Декларация прав ребенка (1959 г.).

Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).

Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н.Бобкова. - Волгоград: Учитель, 2004

Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей деклара­ции прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.

Антонов, В. В. Изучаем права человека: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. -М.: Вита-Пресс, 1997.

Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.

Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.

Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. посо­бие. - М.: Вита-Пресс, 1995.

Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000. «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Факультативный курс. Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. - Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - М.: 2008.

Хрестоматия «Твоя Россия»


© 2010-2022