- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока окружающего мира на тему Весенние изменения 3 класс (УМК Гармония)
Конспект урока окружающего мира на тему Весенние изменения 3 класс (УМК Гармония)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Учаева Т.А. |
Дата | 08.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учаева Татьяна Александровна
Урок окружающего мира по теме: «Весенние изменения в неживой и живой природе» (3 класс УМК «Гармония») Цели: Знание: знать признаки весны Понимание: понимать признаки неживой и живой природе в весенние месяцы
Применение: называть признаки весенних месяцев, выделять в тексте природные весенние явления
Анализ: анализировать причины происхождения весенних изменений в апреле, мае; соотносить природные явления с месяцами Синтез: создавать текст о природных весенних явлениях Оценка: оценивать значимость полученных знаний Задачи урока:
- обобщить наблюдения учащихся за весенними изменениями в неживой и живой природе;
- развивать интерес к наблюдениям за природными явлениями,
- продолжить развитие умений обобщать и систематизировать знания, анализировать дидактический рисунок и иллюстрацию;
- воспитывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе, продолжить нравственное и эстетическое воспитание учащихся.
Ход урока 1. Организация начала учебного занятия - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Александровна. - Сегодня на уроке мне понадобятся ваше внимание, поддержка и помощь. - Предлагаю начать урок с просмотра фрагмента всем известной сказки С. Маршака «12 месяцев». Внимание на экран. - Почему героям сказки пришлось прибегнуть к волшебству? - Когда (в какое время года) цветут подснежники? (Весной) 2. Сообщение темы урока - Весна - замечательное время года. Поэты называют его «утром года». - Сегодня этому прекрасному времени года посвящен наш урок. Мы постараемся ответить на вопросы: какие изменения происходят в природе весной и почему? - Назовите весенние месяцы.
В теплых солнечных сапожках, с огонечком на застежках, по снегам бежит мальчишка - снег пугает, шалунишка: только ступит - стаял снег, раскололся лед у рек. Охватил его азарт: а мальчишка этот - ....(март)
Будит лес, поля и горы, все полянки и сады. Он во все стучится норы, напевает у воды. «Просыпайтесь! Просыпайтесь! Пойте, смейтесь, улыбайтесь!» Далеко слышна свирель. Это будит всех....... (апрель)
В лапотках бежит малыш,
ты шаги его услышь.
Он бежит, и все цветет,
он смеется - все поет.
Спрятал счастье в лепестках
у сирени на кустах.. .
«Ландыш мой, благоухай!» -
повелел веселый ... (май) - На предыдущих уроках вы уже узнали, почему март называют месяцем света, поэтому сегодня поговорим об изменениях в природе с приходом апреля и мая. 3. Индивидуальная работа - Перед вами на партах лежат картинки с приметами апреля и мая. 1 вариант - выберите, пожалуйста, картинки, символизирующие приход апреля. 2вариант - картинки, символизирующие наступление мая. - А теперь проверим ваши предположения, прочитав текст учебника: 1в. - стр. 98-99 2в. - стр. 100 - Кто не ошибся в своих предположениях? - Кто ошибся? В чем твоя ошибка? - Каковы же причины изменений в природе? Давайте разберемся. (СХЕМА СЛАЙД) - Почему весну называют утром года? - Что даёт команду к пробуждению природы? солнце - Как изменилось положение солнца? Изменилось положение Солнца (выше), оно дольше находится над горизонтом (дольше светит и греет) - Что является следствием изменения положения солнца? день становится длиннее. - Как изменилась температура воздуха? тем. повысилась. - Что за этими причинами следует? Изменения в живой и неживой природе - Чтобы подробнее изучить признаки весны предлагаю продолжить работу в парах по инструкции.
Физминутка.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели. 4. Работа в парах
- У каждой пары на партах лежат инструкции. Внимательно прочитайте инструкцию и выполните все пункты. Выполнившие работу, поднимают руку.
Задание 1
1. Внимательно прочитай текст
За мартом наступает апрель. Его называют месяцем большой воды. Снег быстро тает, и по дорогам бегут звонкие ручьи. В апреле на реках начинается ледоход. Сначала лед подтаивает у берегов и с треском ломается. Через несколько дней льдины уже плывут по реке. Вода в реках в это время мутная. Если зима была снежной, то вода поднимается и заливает окрестности. Такое явление природы называется половодьем. Даже маленькие реки в это время кажутся большими и грозными. Затем вода медленно спадает. К концу апреля земля освобождается от снега. Теплое солнце прогревает землю.
2. Объясни, что такое ледоход.
3. Выбери картинку, соответствующую этому явлению.
4. Сделай модель ледохода, используя картон и пластилин.
5. Подготовь ответы на вопросы:
- Как называют апрель?
- Что такое ледоход?
- Наблюдали ли вы ледоход? На какой реке?
В Калининградской области 4610 рек. Самые крупные из них - это Преголя и Неман.
Задание 2
1. Внимательно прочитай текст
За мартом наступает апрель. Его называют месяцем большой воды. Снег быстро тает, и по дорогам бегут звонкие ручьи. В апреле на реках начинается ледоход. Сначала лед подтаивает у берегов и с треском ломается. Через несколько дней льдины уже плывут по реке. Вода в реках в это время мутная. Если зима была снежной, то вода поднимается и заливает окрестности. Такое явление природы называется половодьем. Даже маленькие реки в это время кажутся большими и грозными. Затем вода медленно спадает. К концу апреля земля освобождается от снега. Теплое солнце прогревает землю.
2. Объясни, что такое ледоход.
3. Выбери картинку, соответствующую этому явлению.
4. Сделай модель ледохода, используя картон и пластилин.
5. Подготовь ответы на вопросы:
- Как называют апрель?
- Что такое ледоход?
- Назови правила поведения у водоема в весенний период.
Задание 3
1. Рассмотри картинку с изображением трясогузки.
2. Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 99.
3. Подготовь ответы на вопрос:
- Почему трясогузку так называют «ледоломкой»?
Задание 4
1. Отгадайте загадки о первых перелетных птицах.
Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам…
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек….
2. Найдите отгадки - картинки.
3. Перечисли перелетных птиц.
Задание 5 1. Внимательно прочитайте текст в учебнике на стр.98 (2 абзац). 2. Предположи, почему первоцветы получили такое название. 3. Выбери картинки с изображением первоцветов и запомни названия цветов. 4. Перечисли названия первоцветов.
Задание 6 1. Внимательно прочитайте статьи в книге «С любовью к природе» на стр. 119. 2. Подготовь ответы на вопросы: - Почему мать - и - мачеха относится к первоцветам? - Почему этому растению дано такое странное прозвище - «мать-и-мачеха»? 3. Сделайте модель листа мать-и-мачехи, используя разные виды цветной бумаги.
Задание 7
1. Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 100 (1 абзац)
2. Подготовьте ответ на вопрос:
- Какие деревья зацветут с приходом мая?
3. Выбери картинки с изображением деревьев, которые цветут в мае.
4. Перечисли названия этих деревьев.
5. Продолжи предложение, используя слова для справок: «Май - месяц………»
(воды, тепла, зелени, света)
Задание 8
1. Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 100 (1 абзац)
2. Подготовьте ответ на вопрос:
- Какие деревья зацветут с приходом мая?
3. Выбери картинки с изображением деревьев, которые цветут в мае.
4. Перечисли названия этих деревьев.
5. Расскажи об охране растений (деревьев).
Задание 9
1. Используя текст «Кумушка» в хрестоматии А.В. Тихомирова «Времена года» на стр. 75 - 76 и текст карточки, подготовь ответы на вопросы:
- Какие изменения происходят в жизни лисы с наступлением весны?
- Как эти животные заботятся о своем потомстве?
2. Составь картинный план к тексту.
У лисицы рождается от 3 до 6 лисят. В норе они живут только с матерью. Вскармливаются матерью 8 недель. Самец издали наблюдает за своей семьёй, прогоняет врагов и приносит питание малышам. Комната для лисят в норе лисицы находится на глубине около 3 метров, выстлана листьями.
3. Наклей картинки в соответствующем порядке на альбомный лист.
Задание 10
1. Внимательно прочитай текст учебника на стр. 100 (2 абзац)
2. Подготовь ответы на вопросы:
- Опиши тритона.
- Расскажи об особенности тритона.
- Молодцы. Замечательно потрудились.
- Так как же называют месяцы апрель и май?
- Апрель - месяц большой воды, май - месяц тепла и цвета.
5. Подведение итогов.
- Теперь подведем итог нашего занятия в форме теста.
- Выберите правильный ответ и покажите нужную карточку.
6. Тест: «Чем примечательны апрель и май»
1. В апреле начинается:
- ледоход
- снегопад
- сенокос
- вьюга
2. Какие цветы являются первоцветами?
- роза
- подснежник
- тюльпан
- мать и мачеха
3. В апреле начинается: 1) массовый прилет птиц 2) пение соловья 3) отлет птиц
4. Деревья дружно покрываются листвой:
- в марте
- в апреле
- в мае
- в июне
5. Изменения в жизни животных в мае:
- появляется желание спать
- появляется потомство
- прячутся в норы
7. Домашнее задание
- Выполнить задания в рабочей тетради №№ 47, 49.
- Творческое задание на выбор: составить карточку о любимом животном по плану: название, группа (птицы, рыбы, насекомые и др.); где живет (среда обитания); какое жилище; чем питается; как долго живет; когда появляются и как выглядят детеныши.
- Или пронаблюдать и описать (изобразить), где поселились перелетные птицы, заметить время начала пения птиц; найти в дополнительной литературе сведения о какой-нибудь певчей птице; попробовать составить алгоритм «Птицы» (наподобие алгоритма о лесных деревьях на с. 48 в рабочей тетради № 1).