Конспект урока окружающего мира на тему Весенние изменения 3 класс (УМК Гармония)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учаева Татьяна Александровна

Урок окружающего мира по теме: «Весенние изменения в неживой и живой природе» (3 класс УМК «Гармония») Цели: Знание: знать признаки весны Понимание: понимать признаки неживой и живой природе в весенние месяцы

Применение: называть признаки весенних месяцев, выделять в тексте природные весенние явления

Анализ: анализировать причины происхождения весенних изменений в апреле, мае; соотносить природные явления с месяцами Синтез: создавать текст о природных весенних явлениях Оценка: оценивать значимость полученных знаний Задачи урока:

  • обобщить наблюдения учащихся за весенними изменениями в неживой и живой природе;
  • развивать интерес к наблюдениям за природными явлениями,
  • продолжить развитие умений обобщать и систематизировать знания, анализировать дидактический рисунок и иллюстрацию;
  • воспитывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе, продолжить нравственное и эстетическое воспитание учащихся.


Ход урока 1. Организация начала учебного занятия - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Александровна. - Сегодня на уроке мне понадобятся ваше внимание, поддержка и помощь. - Предлагаю начать урок с просмотра фрагмента всем известной сказки С. Маршака «12 месяцев». Внимание на экран. - Почему героям сказки пришлось прибегнуть к волшебству? - Когда (в какое время года) цветут подснежники? (Весной) 2. Сообщение темы урока - Весна - замечательное время года. Поэты называют его «утром года». - Сегодня этому прекрасному времени года посвящен наш урок. Мы постараемся ответить на вопросы: какие изменения происходят в природе весной и почему? - Назовите весенние месяцы.


В теплых солнечных сапожках, с огонечком на застежках, по снегам бежит мальчишка - снег пугает, шалунишка: только ступит - стаял снег, раскололся лед у рек. Охватил его азарт: а мальчишка этот - ....(март)
Будит лес, поля и горы, все полянки и сады. Он во все стучится норы, напевает у воды. «Просыпайтесь! Просыпайтесь! Пойте, смейтесь, улыбайтесь!» Далеко слышна свирель. Это будит всех....... (апрель)

В лапотках бежит малыш,

ты шаги его услышь.

Он бежит, и все цветет,

он смеется - все поет.

Спрятал счастье в лепестках

у сирени на кустах.. .

«Ландыш мой, благоухай!» -

повелел веселый ... (май) - На предыдущих уроках вы уже узнали, почему март называют месяцем света, поэтому сегодня поговорим об изменениях в природе с приходом апреля и мая. 3. Индивидуальная работа - Перед вами на партах лежат картинки с приметами апреля и мая. 1 вариант - выберите, пожалуйста, картинки, символизирующие приход апреля. 2вариант - картинки, символизирующие наступление мая. - А теперь проверим ваши предположения, прочитав текст учебника: 1в. - стр. 98-99 2в. - стр. 100 - Кто не ошибся в своих предположениях? - Кто ошибся? В чем твоя ошибка? - Каковы же причины изменений в природе? Давайте разберемся. (СХЕМА СЛАЙД) - Почему весну называют утром года? - Что даёт команду к пробуждению природы? солнце - Как изменилось положение солнца? Изменилось положение Солнца (выше), оно дольше находится над горизонтом (дольше светит и греет) - Что является следствием изменения положения солнца? день становится длиннее. - Как изменилась температура воздуха? тем. повысилась. - Что за этими причинами следует? Изменения в живой и неживой природе - Чтобы подробнее изучить признаки весны предлагаю продолжить работу в парах по инструкции.

Физминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели. 4. Работа в парах
- У каждой пары на партах лежат инструкции. Внимательно прочитайте инструкцию и выполните все пункты. Выполнившие работу, поднимают руку.

Задание 1

1. Внимательно прочитай текст

За мартом наступает апрель. Его называют месяцем большой воды. Снег быстро тает, и по дорогам бегут звонкие ручьи. В апреле на реках начинается ледоход. Сначала лед подтаивает у берегов и с треском ломается. Через несколько дней льдины уже плывут по реке. Вода в реках в это время мутная. Если зима была снежной, то вода поднимается и заливает окрестности. Такое явление природы называется половодьем. Даже маленькие реки в это время кажутся большими и грозными. Затем вода медленно спадает. К концу апреля земля освобождается от снега. Теплое солнце прогревает землю.

2. Объясни, что такое ледоход.

3. Выбери картинку, соответствующую этому явлению.

4. Сделай модель ледохода, используя картон и пластилин.

5. Подготовь ответы на вопросы:

- Как называют апрель?

- Что такое ледоход?

- Наблюдали ли вы ледоход? На какой реке?
В Калининградской области 4610 рек. Самые крупные из них - это Преголя и Неман.

Задание 2

1. Внимательно прочитай текст

За мартом наступает апрель. Его называют месяцем большой воды. Снег быстро тает, и по дорогам бегут звонкие ручьи. В апреле на реках начинается ледоход. Сначала лед подтаивает у берегов и с треском ломается. Через несколько дней льдины уже плывут по реке. Вода в реках в это время мутная. Если зима была снежной, то вода поднимается и заливает окрестности. Такое явление природы называется половодьем. Даже маленькие реки в это время кажутся большими и грозными. Затем вода медленно спадает. К концу апреля земля освобождается от снега. Теплое солнце прогревает землю.

2. Объясни, что такое ледоход.

3. Выбери картинку, соответствующую этому явлению.

4. Сделай модель ледохода, используя картон и пластилин.

5. Подготовь ответы на вопросы:

- Как называют апрель?

- Что такое ледоход?

- Назови правила поведения у водоема в весенний период.

Задание 3

1. Рассмотри картинку с изображением трясогузки.

2. Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 99.

3. Подготовь ответы на вопрос:

- Почему трясогузку так называют «ледоломкой»?

Задание 4

1. Отгадайте загадки о первых перелетных птицах.

Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет.

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам…

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек….

2. Найдите отгадки - картинки.

3. Перечисли перелетных птиц.
Задание 5 1. Внимательно прочитайте текст в учебнике на стр.98 (2 абзац). 2. Предположи, почему первоцветы получили такое название. 3. Выбери картинки с изображением первоцветов и запомни названия цветов. 4. Перечисли названия первоцветов.
Задание 6 1. Внимательно прочитайте статьи в книге «С любовью к природе» на стр. 119. 2. Подготовь ответы на вопросы: - Почему мать - и - мачеха относится к первоцветам? - Почему этому растению дано такое странное прозвище - «мать-и-мачеха»? 3. Сделайте модель листа мать-и-мачехи, используя разные виды цветной бумаги.

Задание 7

1. Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 100 (1 абзац)

2. Подготовьте ответ на вопрос:

- Какие деревья зацветут с приходом мая?

3. Выбери картинки с изображением деревьев, которые цветут в мае.

4. Перечисли названия этих деревьев.

5. Продолжи предложение, используя слова для справок: «Май - месяц………»

(воды, тепла, зелени, света)

Задание 8

1. Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 100 (1 абзац)

2. Подготовьте ответ на вопрос:

- Какие деревья зацветут с приходом мая?

3. Выбери картинки с изображением деревьев, которые цветут в мае.

4. Перечисли названия этих деревьев.

5. Расскажи об охране растений (деревьев).

Задание 9

1. Используя текст «Кумушка» в хрестоматии А.В. Тихомирова «Времена года» на стр. 75 - 76 и текст карточки, подготовь ответы на вопросы:

- Какие изменения происходят в жизни лисы с наступлением весны?

- Как эти животные заботятся о своем потомстве?

2. Составь картинный план к тексту.

У лисицы рождается от 3 до 6 лисят. В норе они живут только с матерью. Вскармливаются матерью 8 недель. Самец издали наблюдает за своей семьёй, прогоняет врагов и приносит питание малышам. Комната для лисят в норе лисицы находится на глубине около 3 метров, выстлана листьями.

3. Наклей картинки в соответствующем порядке на альбомный лист.

Задание 10

1. Внимательно прочитай текст учебника на стр. 100 (2 абзац)

2. Подготовь ответы на вопросы:

- Опиши тритона.

- Расскажи об особенности тритона.

- Молодцы. Замечательно потрудились.

- Так как же называют месяцы апрель и май?

- Апрель - месяц большой воды, май - месяц тепла и цвета.

5. Подведение итогов.

- Теперь подведем итог нашего занятия в форме теста.

- Выберите правильный ответ и покажите нужную карточку.

6. Тест: «Чем примечательны апрель и май»
1. В апреле начинается:

  1. ледоход
  2. снегопад
  3. сенокос
  4. вьюга

2. Какие цветы являются первоцветами?
  1. роза
  2. подснежник
  3. тюльпан
  4. мать и мачеха

3. В апреле начинается: 1) массовый прилет птиц 2) пение соловья 3) отлет птиц
4. Деревья дружно покрываются листвой:
  1. в марте
  2. в апреле
  3. в мае
  4. в июне

5. Изменения в жизни животных в мае:
  1. появляется желание спать
  2. появляется потомство
  3. прячутся в норы

7. Домашнее задание
  1. Выполнить задания в рабочей тетради №№ 47, 49.
  2. Творческое задание на выбор: составить карточку о любимом животном по плану: название, группа (птицы, рыбы, насекомые и др.); где живет (среда обитания); какое жилище; чем питается; как долго живет; когда появляются и как выглядят детеныши.
  3. Или пронаблюдать и описать (изобразить), где поселились перелетные птицы, заметить время начала пения птиц; найти в дополнительной литературе сведения о какой-нибудь певчей птице; попробовать составить алгоритм «Птицы» (наподобие алгоритма о лесных деревьях на с. 48 в рабочей тетради № 1).


© 2010-2022