Программа кружка по внеурочной деятельности Волшебные ручки

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно - прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные - развивают интеллектуально - творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно - творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по технологии всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по технологии - органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его. На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Актуальность изучаемой деятельности состоит в том, что природный мир наш разнообразен. Сегодня важно помочь подрастающему поколению освоить новую систему ценности в коммуникации с природой, противопоставив её господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этом процессе воспитанию и экологическому образованию принадлежит заглавная роль. Разнообразные чувства переполняют нас при встрече с природой. В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке. Все эти чувства человек должен пережить в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний они укрепились, преобразуясь в понимание красоты леса, поля, цветка, природы в целом, в чувство прекрасного. Кружок «Волшебные руки» поможет детям, используя природный материал при изготовлении поделок, развить в детях фантазию и игру воображения, а соединяя все это с ловкостью рук, дать природе как бы вторую жизнь. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирование трудовых навыков. Спецификой программы является то, что ребенок познает окружающий мир через трудовую деятельность. Педагог должен создавать на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организовать диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

Цель программы: -Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства. -Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций. Задачи: -Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладногоискусства. -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основес декоративно - прикладным искусством. -Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимыепрактические умения и навыки; -Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий. - Приобщать школьников к народному искусству; -Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников,развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление; -Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность. -Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми. Программа способствует: -развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера; - помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни; - формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни; - освоению современных видов декоративно - прикладного искусства; -обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности,пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению -обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественныхсредств; - созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопониманияколлективной работы; - знакомству с историей пластилина, бумагопластики, и изготовления кукол, народнымитрадициями в данных областях. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Программа «Волшебные руки» разработана на один год занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.



Планируемые результаты Освоение детьми программы внеурочной деятельности направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты - учебно - познавательного интереса к декоративно - прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Младшие школьники получат возможность для формирования: - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; - эмоционально - ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты Регулятивные - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. Младшие школьники получат возможность научиться: -осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. - пользоваться средствами выразительности языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования; - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно - прикладного творчества. -осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;









Познавательные - различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве. - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; - художественно - образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира; - развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно - прикладного искусства; Младшие школьники получат возможность научиться: -создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; - понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; - более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно - творческой деятельности в целом. Коммуникативные -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию; Младшие школьники получат возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка планируемых результатов освоения программы Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий Выставки: однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогом изучения разделов, тем; итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио - это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Предметные результаты -уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека; -понимать образную сущность искусства; -сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка. --выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка; -воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. -создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного. Учащиеся должны знать: -пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином; -жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж; -особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера; -историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ; -общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу; -основные виды бисерного искусства, история развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме, современные направления бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера; -основные приёмы бисероплетения-параллельное, петельное, игольчатое плетение, комбинирование приёмов; -понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение; -историю возникновения и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги; -виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой; -общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия; -традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы; - историю русского народного костюма; -игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях; -сувенир, виды и назначение сувениров; -Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла - как особое направление современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и их назначение. Учащиеся должны уметь: -передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). -наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов; -моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы; -пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. -воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления; -понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что -в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам; -учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства - называть функциональное назначение приспособлений и инструментов; - выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет); -выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож; -выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль; -выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачейнаблюдать и описывать свойства используемых материалов; -подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия; -сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах -добывать необходимую информацию (устную и графическую). -анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления; -определять основные конструктивные особенности изделий; -подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом -соблюдать общие требования дизайна изделий; -планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль

Описание места кружка в учебном плане Кружок рекомендовано проводить во внеурочной деятельности. Объем учебного времени, отводимого на изучение данного кружка в 3 классе - 1 час в неделю, 34 часа в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Планируемым результатом занятий является воспитания школьниками системы ценностей. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; бережливость, трудолюбие. Ценность труда и творчества: признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области; уважение к труду; творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость. Ценность общения: понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества. Ценность патриотизма: любовь и уважение к своему народу; восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Ценность природы: осознание ответственности за родную землю; экологическое сознание.

Формы и виды контроля

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и краевые. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме экскурсии, конкурсов, утренников, коллективных творческих дел, могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах выставки, конференции, фестивали и пр.

Методические рекомендации.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

•практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

•объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию

•репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

•частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

•фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися

•индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

•групповой - организация работы в группах.

•индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.




Учебно-тематический план

Наименование разделов, блоков, тем

Всего

час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

аудиторные

внеуадиторные

3 год обучения

Охрана труда

2

2

Организовывать свою деятельность:подготавливать рабочее место, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

1.1

Беседа по охране труда.

1

1.2

Инструменты и приспособления

1

Оригами

19

3

16

2.1

Знакомство с историей оригами

1

1

Искать, отбирать и использовать информацию.

2.2

Базовая форма «Треугольник»

1

0,5

0,5

Анализировать особенности изделий, выделять главное; анализировать и читать графические изображения. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

2.3

Изделие «киска Алиска».

1

1

2.4

Изделие «домик с трубой»

1

1

2.5

Изделие «Заяц»

1

1

2.6

Изделие «домик с верандой».

1

1

2.7

Изделие «колпачок для феи».

1

1

2.8

Изделие «шляпка Красной шапочки».

1

1

2.9

Изделие «голубь».

1

1

2.10

Изделие «корона».

1

1

2.11

Изделие «звёздочка».

1

1

2.12

Беседа «Легенды об оригами»

1

1

2.13

Базовая форма «воздушный змей».

1

0,5

0,5

2.14

Изделие «уточка».

1

1

2.15

Изделие «петушок».

1

1

2.16

Изделие «воробей».

1

1

2.17

Изделие «синица».

1

1

2.18

Панно «Птицы на кормушке».

2

2

III.Работа с бумагой и картоном

13

3

10

Исследовать доступные материалы: их виды, физические свойства, технологические свойства. Анализировать технологические особенности изделий; анализировать и читать графические изображения. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

3.1

Беседа «Заочное путешествие на бумажную фабрику»

1

1

3.2

Изделие из полоски бумаги

2

2

3.3

Просмотр учебного фильма о жизни осьминога

1

1

3.4

Конструирование из полоски бумаги

2

2

3.5

Размечаем геометрические фигуры. Игра «Домик для гнома»

1

1

3.6

Беседа «Из истории апп ликации»

1

1

3.7

Объемная аппликация

5

5

Итого

34

8

26


© 2010-2022