Классный час на тему: Страна вежливости

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Страна вежливости

Открытое занятие в группе продлённого дня

Класс: 4 класс

Дата проведения: 15.03.2016

Цель занятия: -формировать у детей нравственное представление о "вежливости". -воспитывать умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми. -воспитывать умение сопоставлять собственное мнение о своих качествах с мнением окружающих людей.

-привитие детям потребности культурного поведения.

Задачи:

-Развивать навыки культурного поведения в общественных местах.

-Формировать положительные моральные качества.

-Формировать умение давать само - и взаимооценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.

-Развивать творческие способности детей.

Оборудование:

-аудиозаписи мелодий песни "Улыбка", "Вальса вежливости",

-бумага, ручки для команд; жетоны; призы для команд;

-мультимедийный проектор, экран;

-электронная презентация (Приложение 1).


Ход занятия


  1. Организационная часть:

Воспитатель: Итак, друзья, внимание -

Начинаем наше занятие.

(Дети стоят полукругом вокруг парт, взявшись за руки)

Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

А теперь передадим улыбки нашим гостям. Я рада приветствовать Вас на занятии.

2.Постановка цели, задач занятия

Послушайте внимательно музыку и попробуйте определить, о чём мы с вами сегодня будем беседовать.

(Звучит фонограмма песни «Вежливые слова»)

Сформулируйте тему занятия. ( Мы будем говорить о волшебных словах)

Почему эти слова называются «волшебными»? (Ответы детей)

Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут века на свете,
Запомнить их давно пора! Давайте и мы вспомним с вами такие слова. У каждого из вас есть карточки-лепестки, напишите на них волшебные слова (в каждой команде слова не должны повторяться) Прочитайте слова, которые вы написали и прикрепите лепестки к цветку. (Дети записывают слова и учитель прикрепляет лепестки - цветы) Посмотрите на цветы и скажите, какой человек употребляет в своей речи такие слова? Ответы учеников? (Воспитанный, вежливый).

Да, девиз нашего занятия - «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (открывается запись на доске) Как вы понимаете эти слова?

3. Основная часть занятия

1) Воспитатель: Давайте с вами послушаем стихотворение в исполнении Ани и Бориса: Вежлив ли Витя? Малыша обидел Витя, Но пред школою в строю Витя просит: «Извините, я ошибку признаю». На урок пришел учитель, Положил на стол журнал, Следом Витя: «Извините, я немного опоздал». - Тихомиров! Покажите нам на карте город Псков. - Извините, - шепчет Витя, - Я к уроку не готов! Мы поспорили с Наташей: Вежлив Витя или нет? Разберитесь в нашем споре И пришлите нам ответ.

2)Воспитатель: Вежлив Витя или нет? (выслушиваются ответы детей)

В чём заключается вежливость?

Это и слова, и поступки, и внешние проявления, характеризующие доброе отношение к людям. Воспитанность человека характеризует определённые признаки вежливости, которые не исчерпываются только вежливыми словами. Понятие вежливости глубже. До XVI века "вежа" означало "знаток", тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Воспитанность проявляется прежде всего в вежливом поведении человека. Проявление вежливости - это не только слова, но и поведение человека в целом, когда им руководит стремление показать уважение и доброе отношение к человеку, быть тактичным и внимательным к нему.

Вы знаете, что правила вежливости и нормы поведения зародились ещё в древности, во времена рыцарей

3) Рассказы детей о манерах поведения (Васильковская, Ситниченко, Саяпина)

1. . Переступая порог, рыцарь снимал свой шлем и нёс его в руке. «Я тебя не опасаюсь,- говорил он этим жестом хозяину: « Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты удара исподтишка не нанесёшь». Эти суровые времена прошли, но обычай остался. Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь их, веришь в хорошее отношение к тебе. С тех же времён идёт и обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Этим человек показывает, что в его ладони не спрятано оружие. 2. Вы заметили, что, когда мужчина идёт по улице рядом с женщиной, он обычно держится слева от неё? Этот обычай имеет свою историю. Лет 200-300 назад мужчины не выходили из дому без оружия. У каждого висела на левом боку сабля, рапира или кинжал. На левом для того, чтобы быстрее и удобнее выхватить оружие из ножен правой рукой. А чиновники - так те ещё до конца прошлого века были обязаны носить при мундире шпагу. И шпага тоже висела на левом боку. Чтобы при ходьбе оружие не ударяло спутницу по ногам, кавалер старался идти слева от дамы. Это вошло в обычай. Сейчас оружие носят только военные, да и то не всегда. Всё же правильно мальчику идти слева от девочки, потому что люди у нас расходятся вправо и пусть лучше встречный нечаянно заденет плечом тебя, а не твою спутницу. Ты, как более сильный, должен оберегать её. Этому правилу не подчиняются только военные, когда они в форме. Чтобы отдать воинское приветствие встречным военным и не задеть при этом локтем спутницу, правая рука у солдата или офицера должна быть свободна. Поэтому им удобнее идти слева, а не справа. Гуляя вдвоём с девочкой, помни, по узкому проходу девочка идёт впереди, она первая входит в двери. Мальчик помогает ей нести тяжёлый или неудобный свёрток.

3 Не кладем локти на стол за обедом

Когда-то на пирах у знатных людей за столами было настолько тесно, что никакой возможности положить локти на стол и не было. Кроме того человек, кладущий локти на стол, автоматически наклонялся над едой и становился похож на жадного обжору. В какой-то момент быть жадным обжорой в знатной среде стало не модно и локти на столе превратились в признак дурного вкуса. Воспитатель: Сейчас существуют правила, которых не знали в старину. Например, невежливо надолго занимать телефон общего пользования или стоять у дверей автобуса, если не собираешься выходить на следующей остановке. Но о каких бы мы правилах не говорили, все они направлены на одно и то же: на уважение к окружающим. Строго соблюдая правила поведения, вы будете хорошими товарищами, вас будут уважать.

4)Ребята, все вы, конечно, знаете эти правила. И сейчас мы их вспомним. Перед вами карточки с правилами. Вам их необходимо собрать по темам

4) Работа с карточками

Ученикам собираются карточки с правилами. Как вести себя на улице?

  1. Перед тем, как выйти на улицу, посмотри в зеркало, всё ли в порядке в твоём костюме.
  2. Встречаясь со знакомыми, здоровайся первым. И не обижайся, если кто-нибудь не ответит по рассеянности на твоё приветствие.
  3. Если навстречу идёт старший или девочка - посторонись и дай дорогу.
  4. Если рядом поскользнулся прохожий - поддержи его. Если он упадёт - помоги подняться.
  5. Желая обратить на что-нибудь внимание своего спутника, не показывай пальцем. Сумей сделать это взглядом, поворотом головы.

Как вести себя в гостях?

  1. Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги. Если на улице идёт дождь или снег, отряхни шапку и пальто ещё на лестнице.
  2. Не входи в комнату, не постучавшись (не позвонив).
  3. Если пришёл с девочкой, открой дверь и отступи, дав ей пройти первой.
  4. Войдя в многолюдную комнату, не стремись обязательно поздороваться с каждым в отдельности. На это уйдёт немало времени. Лучше подай руку хозяину и хозяйке, а остальным скажи: «здравствуйте».
  5. Не сиди развалившись, не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах - это и некрасиво и невежливо.

Как вести себя за столом?

  1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.
  2. Не разговаривай с полным ртом. Сначала проглоти пищу, а потом ответь.
  3. Во время еды не прихлёбывай громко, не дуй на горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Ешь беззвучно.
  4. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.
- А сейчас давайте прочитаем, что у вас получилось? (Заслушиваются ответы детей) 1. Как вести себя на улице?

2. Как вести себя в гостях?

3. Как вести себя за столом?

5. ФИЗМИНУТКА

6.Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое приготовила Маруся. Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о мальчике одном: Его зовут... а впрочем, лучше Мы здесь его не назовем. «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык. Простого слова «извините» Не одолел его язык. Ему бывает часто лень Сказать при встрече: «Добрый день!» Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит. И в лучшем случае «здорово!» Он вместо «здравствуй!» говорит. А вместо слова «до свидания!» Не говорит он ничего Иль заявляет на прощание: «Ну, я пошел... Пока! Всего!»



Воспитатель: Что можете сказать об этом мальчике? Может быть, кто-то узнал себя? Нет, я думаю, у нас таких ребят нет. Задание 7.Посмотрите на слова. На какие группы их можно разбить? (Слова - просьбы, слова - извинения, слова благодарности) Ряд слов.

Давайте поучимся употреблять вежливые слова. 8)Задания в конвертах

1.Представь, что одноклассник (одноклассница) взял (взяла) у тебя почитать книгу и долго не возвращает. Вежливо попроси вернуть книгу. Запиши свою просьбу.

2 Представь, что одноклассники после уроков решили остаться на репетицию спектакля, в котором ты тоже участвуешь. По уважительной причине ты не можешь прийти. Постарайся вежливо отказаться. Запиши свой отказ.

3 Представь, что твой класс побывал на экскурсии. Один из твоих

одноклассников брал с собой фотоаппарат и смог сделать интересные

фотографии. Обратись к нему с просьбой прислать тебе эти фотографии.

Запиши свою просьбу

4. Представь, что одноклассник (одноклассница) пригласил (пригласила) тебя в гости на день рождения. Поблагодари пригласившего (пригласившую).

Запиши свою благодарность

Обсуждение правильной записи.

9) Воспитатель. Какие ещё можете назвать группы вежливых слов?

(слова-приветствия, слова-прощания )

Стихотворение - Полякова Карина. Что такое «здравствуй»? Лучшее из слов. Потому что «здравствуй» Значит «будь здоров». Правило запомни, Знаешь - повтори. Старшим это слово Первым говори. Вечером расстались, Встретились с утра, Значит, слово «здравствуй» Повторить с утра.
-Назовите слова - приветствия, слова - прощания

10)Подумайте, как бы вы поступили в этих ситуациях?

1. Какие слова уместны в разговоре школьника с незнакомым взрослым человеком?

а) Пока. б) Здорово. г) Привет. д) Здравствуйте.

е) Доброе утро.

2. Вы звоните по телефону и хотите позвать друга или подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы.

а)Позовите Сашу.

б)Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Сашу.

в)Здравствуйте, позовите Сашу.

г)Здравствуйте, извините, Саша дома?

3. Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант наиболее вежливого выражения просьбы.

а) Можно войти. б) Я войду? в) Извините, можно войти.

4.Шёл Боря домой из школы. Видит, идёт по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошёл к перекрёстку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошёл своей дорогой. Как бы вы потупили на месте мальчика?

а) Помог бы слепому человеку перейти проезжую часть улицы.

б) Пошёл бы своей дорогой.

в) Постоял бы и посмотрел, как человек переходит улицу.

5. Если ты пригласил к себе домой товарищей, а мама в это же время дала тебе выполнить важное поручение, как ты поступишь?

а) Пообещаю маме выполнить поручение в следующий раз.

б) Попрошу прощения у ребят и выполню мамину просьбу.

в) Сделаю вид, что забыл о маминой просьбе, и пойду играть с друзьями.

6. Если вам на день рождения подарили коробку конфет, как вы поступите с этим подарком?

а) Угощу конфетами всю семью.

б) Спрячу конфеты подальше.

в) Отложу часть конфет в вазочку и поставлю на стол.

7. Ваня и Миша гуляли в зимнем лесу. Вдруг Ваня поскользнулся и упал. Миша засмеялся и сказал: «Ну как посадка прошла?» Ваня обиделся и ушёл. Как бы вы поступили на месте Миши?

а) Тоже посмеялся бы.

б) Помог Ване подняться.

в) Подождал бы, пока Ваня сам поднимется.

11)Воспитатель. Молодцы. Вы справились с этим заданием .Давайте ещё раз повторим правила воспитанного человека.

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы, то есть сами.


И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.


То в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмёте не навеки.

И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И в целом переплете.

И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред слабым не робея.

4 Рефлексия. Итого занятия

Ребята, понравился вам классный час?

- Что больше всего запомнилось? Какой вывод можете сделать?

Какого человека можно назвать воспитанным?

Дорогие ребята! Говорите чаще добрые слова. Добрые слова - это цветы человеческой души, раздавайте эти прекрасные цветы окружающим. Спешите делать добро, украшайте свою жизнь и жизнь окружающих вас людей добрыми делами и поступками, умейте дружить.

Орбитой любви и привета,
Пусть будет наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.


До свидания, дорогие друзья! До новых встреч!



10


© 2010-2022