• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Доклад РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Доклад РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ольга Владимировна Акентьева

КГУ «Общеобразовательная средняя

школа гимназия № 1им. Н. Островского»

Казахстан, г. Шемонаиха


РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Настоящий материал лишь часть исследования, за которым следует работа по разработке комплекса организационно-педагогических условий развития критического мышления младших школьников. Поэтому в данном материале представлены только несколько стратегий развития критического мышления, применяемых на уроках русского языка и литературы в начальной школе, с целью развития функциональной грамотности школьников. Ключевые слова: гуманитарное образование, функциональная грамотность, критическое мышление, целенаправленное чтение, слушание, кластер, проблемные ситуации.
Современная казахстанская школа ориентирована на развитие гуманистических тенденций образования, восстановление поликультурной функции языка. Важная роль при этом отводится гуманитарному образованию. Гуманитарное образование младших школьников даётся в школе на уроках родного языка и литературы. Важным аспектом в преподавании этих предметов в начальной школе является работа по развитию функциональной грамотности. Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности учащихся общеобразовательной школы, выражающий степень овладения ими ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по предметам общеобразовательной школы, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами [1]. Составляющие работы по обучению функциональной грамотности: Обучение чтению: -определять цель чтения и в соответствии с ней выбирать тактику и стратегию чтения (гибкость чтения). Развитие письменной и устной речи: -обогащение словарного запаса; -формирование и развитие грамматического строя речи; - развитие письменной разговорной художественной речи. Чтение и письмо - те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Их развитие должно качественно осуществляться с самого начала обучения. С этой целью необходимо формировать у учащихся навыки критического мышления [2] . Последнее время часто поднимают вопрос о важности целенаправленного развития критического мышления в образовании. Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д. Халперн, Д. Стил, Ч. Темпл и др.) так и в России (С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И. В. Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обуславливающих высокий уровень исследовательской культуры учащихся и учителя. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Предлагаю стратегии наиболее успешные для развития критического мышления младших школьников на уроках русского языка и литературы. Целенаправленное чтение активизирует учащихся в процессе чтения, помогает заинтересовать их и обеспечивает глубокое понимание и анализ текста. Этот приём даёт возможность развивать в учениках заинтересованных, вдумчивых, размышляющих читателей. Текст необходимо разрезать на части и выдавать каждый последующий отрывок после обсуждения и ответов на вопросы. В противном случае ученики будут забегать вперёд и полноценной работы, а тем более прогноза не получится. В целенаправленное слушании, принцип работы такой же, разница заключается в том, что текст воспринимается учащимися на слух [4] .
Пример. Фрагмент урока грамоты в 1 классе по теме: Л. Толстой «Филипок» Прогноз. - О чем пойдет речь в тексте? - Кто этот Филиппок? - Предположите, что он будет делать. Чтение по частям, с остановками.Читает учитель. 1 часть -Куда шел Филипок? -Зачем он туда шел? -Почему он пошел один? - Страшно ему было? 2 часть -Какая опасность подстерегала его на чужой улице? - Почему он начал кричать? - Кто помог ему? - Почему он ничего не сказал мужчине? 3 часть - Что он увидел в школе? - Как дальше будут происходить события? 4 часть Что сказал учитель Филипку? - Почему Филипок молчал? - Почему он боялся учителя? - Как повел себя Филипок? - Как отнёсся к этому учитель? 5 часть -Что предложил учитель? - Что вы думаете о таком предложении учителя? - Придёт ли Филипок ещё в школу? - Правильно ли он поступил убежав из дома? - Что ему надо было сделать? Как бы поступили вы? - Понравился ли вам герой рассказа? Каким вы себе его представляете?
Кластер. Это стратегия, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, даёт доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определённой теме. Пример. Фрагмент урока 3 класс «Падежи имен существительных» Кластер для контроля. Доклад РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫДоклад РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ



Также моим ученикам нравится составлять групповые кластеры по биографии автора, при описании героя, и т.п. Они учатся находить основные идеи, доказывать их, ссылаясь на доказательства, полученные в процессе чтения. Групповая работа по составлению кластеров проходит интересно, активно, дружелюбно. В результате они вывешивают полученный кластер, и один из членов группы или полностью группа защищают свой проект [4]. Пример. Сочиняется рассказ о девочке Маше. Одна группа составляет на большом плакате кластер «Семья Маши», вторая группа - «Внешность и характер Маши», третья группа - «Увлечения и свободное время Маши», четвертая - «Маша в школе». Готовые кластеры на больших плакатах вывешиваются вокруг основной темы «Девочка Маша дома и в школе». Каждая группа рассказывает часть рассказа по своему кластеру, затем каждый пишет индивидуальный рассказ (сочинение), пользуясь кластерами на доске. Удачно этот прием проходит при составлении текстов-описаний. Критическое мышление младших школьников формируется и через использование проблемных ситуаций на уроке. Учитель помогает ученикам «открыть» новое знание, организовав поиск решения проблемы. Пример. Фрагмент урока грамоты 1 класс тема: «Алфавит»

Учитель

Ученики

-Какие словарные слова мы уже изучили?

- Расставьте их в алфавитном порядке. (Расставляют карточки на магнитной доске)

- В чем затруднение?

-Как поступить? (побуждение к решению проблемы)

-Грамота, хороши, ребята, страница, сапоги, алфавит







(возникает проблемная ситуация) -Сапоги и страница начинаются на одну букву. -Поставить эти 2 слова рядом. -Убрать одно слово. -Слово сапоги поставить первым потому, что оно короче. - Посмотреть на вторую букву.
Таким образом, формирование навыков критического мышления учащихся в начальных классах способствует формированию их функциональной грамотности в дальнейшем обучении.

Библиографические ссылки

  1. Формирование функциональной грамотности учащихся - залог их счастливого будущего- altynsarin.kostanay.gov.kz/ru

  2. Перемена: Программа развития критического мышления через чтение и письмо - ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003

  4. Соосаар Н., Замковая Н. Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. - Златоуст, 2004. -116 с.

© 2010-2022