Урок. Звуки [б-б ], [п-п ]. Буквы Бб, Пп

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок. Звуки [б-б ], [п-п ]. Буквы Бб, Пп.Урок. Звуки [б-б ], [п-п ]. Буквы Бб, Пп.Обучение грамоте. 1 класс.

Тема: Звуки [б-б̒], [п-п̒]. Буквы Бб, Пп. Цели урока: учить наблюдать за парными глухими и звонкими согласными звуками, их обозначением; на основе наблюдений делать выводы, формировать навык чтения, развивать фонематический слух, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к хлебу и умение слушать друг друга, оценивать свою работу на уроке. Оборудование: компьютер, слайды, конвертики со звуковыми схемами, цветные полоски, учебник «Азбука» Тип урока: знакомство с новым материалом Литература: 1. Волина «Занимательное азбуковедение» 2. Н.А.Касаткина «Занимательны материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в школе» Волгоград: Учитель, 2003.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели.

2. Повторение.

- Что перед вами? (алфавит) слайд 1Урок. Звуки [б-б ], [п-п ]. Буквы Бб, Пп.

- Прочитайте алфавит. ( читают «цепочкой»)

-Прочитайте алфавит в обратном порядке.

- Прочитайте парные по глухости-звонкости.

- О каких парных согласных говорили на прошлом уроке?

3. Целеполагание.

- Рассмотрите рисунки. Назовите изображенные предметы.

Слайд 2.

Урок. Звуки [б-б ], [п-п ]. Буквы Бб, Пп.

- Найдите лишнее слово по наличию звука. Почему лишнее слово ватрушка? ( нет звука [б])

- Догадались, чем будем заниматься на уроке? Сегодня мы будем учиться наблюдать за парными согласными звуками [б]-[п], различать их на слух в разных позициях и обозначать их буквами б, п.

4. Наблюдение за парными согласными.

1. Игра «Б или П».

Чтение чистоговорки. С.30

Ба-па-бу-пу,

Би-пи-бы -

На пеньке растут …….

- Какое слово добавили? (грибы)

- Сколько их? ( много)

-Что видите на картинке? (гриб) слайд 3

Урок. Звуки [б-б ], [п-п ]. Буквы Бб, Пп.

- Какой звук услышали на конце слова? (п) - В какой позиции стоит этот звук? ( в слабой) - Составьте звуковую схему слова. (составляют схему слова) - Сверьте свою схему со схемой на экране. ( выплывает схема) - Посмотрите, как пишется это слово. (на слайде выплывает слово) - Совпало ли написание с произношением? Почему? (звук [б] на конце слова оглушается)

2. Чтение пар слов. - Прочитайте слова. Зубы -зуб шубы - шубка Супы - суп шляпка - шляпа Что заметили? ( во втором слове согласный находится в слабой позиции и оглушается). Можно ли ему доверять? - Когда парным согласным нельзя доверять? Почему? Вывод: в словах зуб, суп, шубка, шляпка звук был один и тот же, а буквы в словах разные. 5. Физминутка «В лес по-грибы».

Подбираем слова со звуками [б] или [п].

Белла шла, шла, шла,

Подберёзовик нашла.

Полина шла, шла, шла,

Белый гриб нашла.

Петя ……………………………

Подосиновик нашел.

Паша ……………………….и т. д.

6. Закрепление.

1. Чтение

А) Психологическая подготовка

- Нагулялись в лесу? Проголодались, можно и в магазин зайти.

Прочитайте название магазина. Слайд 4

Урок. Звуки [б-б ], [п-п ]. Буквы Бб, Пп.

( лишние буквы падают)

Б) Первичное чтение.

- Прочитайте, что же продаётся в булочной ( читает читающий ученик, стр. )

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки, и ватрушки.

Много пряников, конфет.

Пастила, бисквит, щербет.

- Что продаётся в булочной? ( ответы детей)

В) Чтение «цепочкой» по 1 строке.

- Покажите на картинке перечисленные изделия.

- К каким булочным изделиям нет соответствующих рисунков?

Г) Выборочное чтение.

- Мальчики читают слова с буквой б, а девочки - с буквой п.

- Подберите слова к слоговой схеме.

2. Инсценировка стихотворения «Булочная песенка».

а) - Каждое изделие лежит на прилавке и ждет своего покупателя.

( выкладываю батон и бублик)

- А вот и покупатели. ( инсценируют подготовленные ученики)

Инсценировка стихотворения.

Булочная песенка.

У:Были два приятеля:

Бублик и Батон.

Ждали покупателя

Бублик и Батон.

Б. Бублику понравился

Школьник в колпаке,

У. А Батону бабушка

В бежевом платке.

Бублик в ранец бухнулся

И понёсся вскачь,

Б.А Батон тихонько

В сетке кач да кач…

У. Бублик познакомился

С горкой ледяной,

С четырьмя мальчишками,

С девочкой одной.

Б. А Батон с кастрюльками,

С тёплым молоком,

С бородатым дедушкой,

С рыженьким котом.

М. Бородицкая.

- Понравилось стихотворение? Какие чувства вызвала сценка?

б) Чтение трудных слов с доски.

- Прочитайте слова с экрана. слайд 5

Урок. Звуки [б-б ], [п-п ]. Буквы Бб, Пп.

в) Чтение по четверостишиям вслух. Соотнесение содержания с иллюстрацией.

- Прочитайте слова из стихотворения, которые подходят к первой картинке. (по каждой картинке)

г) Беседа.

- Почему путь у Батона и Бублика оказался разным?

- Как отнеслась к своей покупке бабушка?

- Как нужно относиться к хлебу?

7. Физминутка для дыхания.

«Вдыхаем запах цветка, хлеба». «Свеча».

8. Работа со скороговоркой.

- Как называется профессия человека, который печет хлеб? (пекарь)

А) Учитель читает скороговорку, четко проговаривая звуки.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

- Какое слово непонятно?

Спозаранку - очень рано.

Б) Чтение хором медленно, быстрее, ещё быстрее. Обратить внимание на дикцию.

- Сколько изделий испёк пекарь? Повторите скороговорку.

9. Итог.

- Чем занимались на уроке?

- Оцените свою работу на уроке и покажите полоску.

Синяя - работал в полную силу.

Зелёная - работал хорошо.

Красная - мог лучше.



Урок письма в 1 классе.

Обучение написанию строчной буквы б. Цели: учить правильно писать букву б, формировать фонетические умения, орфографическую зоркость, отрабатывать графический навык; развивать внимание, речь, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, аккуратность, бережное отношение к хлебу. Наглядность: картинки с изображением музыкальных инструментов, образцы буквы б, нитки, картинки с барабаном, ребус, Бетенькова «Прописи. 4ч.»

Ход урока.

1. Оргмомент.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять.

2. Целеполагание.

- Ребята, вчера я получила от своего знакомого письмо, но ничего не поняла. Помогите мне разобраться. Он пишет:

Дорогой друг!

Пишет теде дулочник. Я людлю печь и посылаю твоим ученикам дудлики, но они должны выполнить все мои задания.

- Какой дулочник, какие дудлики? ( ответы детей)

- Наверное, булочник не умеет писать букву б и вместо неё написал букву д. А вы умеете писать букву б?

- Сегодня на уроке вы научитесь писать строчную букву б.

3. Повторение.

а) Чтение букв.

- Урок сегодня для вас необычный. Вы начинаете работать в последней прописи №4. Откройте её на с.1.

- Чем отличается алфавит, который читали на уроке чтения, от алфавита в прописи?

( печатные буквы и прописные буквы)

-Как вы думаете, какие буквы использовал булочник, когда писал мне письмо?

( прописные)

-Прочитайте буквы, которые мы научимся писать в этой прописи.

б) Гимнастика для пальцев.

- Мой друг большой любитель играть на музыкальных инструментах. Он просит изобразить движение пальцев при игре на пианино, на кларнете.

- Вслед за письмом я получила на почте гостинец для вас. Догадайтесь, что я получила на почте. Я буду показывать картинки, вы назовёте предмет и запишите первую букву в его названии.

( Картинки: пианино, орган, скрипка, бубны, ложки, кларнет, аккордеон)

- Какое слово получилось? А вот и посылка.

4. Работа над темой урока.

а) Частичный звуковой анализ слова.

- В посылке лежит музыкальный инструмент. Отгадайте, какой?

Внутри пустой, голос густой.

Дробь отбивает, детей созывает.

( барабан)

-Сколько звуков в слове барабан?

- Назовите первый звук.

-Дайте ему характеристику

-Каким значком обозначим звук [б]?

- Обозначьте первый звук в схеме.

-Какой буквой обозначается звук[ б]?

-Соедините звук с буквой.

б) Упражнение на развитие моторики.

Каждый ученик получает картинку барабана с недорисованными деталями.

-Вам прислали картинки. Сравните барабан на вашей картинке с картинкой в прописи и дорисуйте недостающие детали.

в) Сравнение строчной печатной буквы с прописной.

-Сравните строчную печатную букву б с прописной.

-Чем они похожи?

- Чем отличаются?

- Из каких элементов состоит прописная строчная буква б? (овал и прямая с закруглением вправо)

- На какую букву похожа нижняя часть буквы б? В какой части строки пишется овал? Прямая с закруглением?( в верхней части строки)

- На что похожа буква б?( на половник)

Показ картинки.

- Посмотрите, как я превращу барабан в букву б.(дорисовываю ремень вверх

с закруглением, превращаю в половник)

г) Объяснение.

- Посмотрите, как пишется буква б. Ставлю руку

чуть ниже пунктирной линии в нижней части рабо-

чей строки. Веду руку влево-вверх, касаюсь пунктирной линии, поворот, по наклонной прямой опускаюсь на нижнюю часть рабочей строки, поворот вправо, по наклонной прямой поднимаюсь вверх через точку начала письма, дохожу до верхней пунктирной линии и ухожу по ней вправо. Поворот плавный, не острый.

- Нарисуйте букву в воздухе под счет.

- Выложите букву из нитки.

-Напишите букву на нелинованном листе.

По ходу работы детям оказывается индивидуальная помощь.

д) Работа в прописи.

Повторение правил письма.

Обведение буквы по бледному шрифту.

Превращение наклонной прямой в букву б.

Прописывание соединений, вписывание буквы б в недописанные слова.

- Придумайте слово со слогом ба, вспомните, о чем говорили на уроке чтения. ( батон) Придумайте слово со слогом бу. ( бублик)

Проверка.

- Сравните ваши слова со словами , написанными на доске.( проверка)

5. Физминутка.

Разгадайте ребус.

Ба Урок. Звуки [б-б ], [п-п ]. Буквы Бб, Пп. (бабочка)

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела.

На четыре - тихо села.

6. Закрепление.

а) Упражнение «Буква потерялась».

- Наш друг булочник предлагает вам выполнить следующее задание. Вам нужно вставить в слова букву б или д. Смотрите, не ошибитесь, как ошибся булочник в своём письме. Обведите слова, вставьте нужную букву, поставьте ударение, безударные гласные отметьте как опасные места.

Самостоятельная работа.

б) Работа над предложением.

-Прочитайте запись на следующей строке. Что вы прочитали? (предложение)

Почему вы так считаете? Сколько в нем слов? Вам нужно вставить в предложение ещё одно слово - громко. Сколько слов станет в предложении? Прочитайте новое предложение. ( Вова громко бил в барабан.) Как пишутся слова в предложении? Запишите предложение на следующей строке.

Проверка.

- Сколько слов получилось в вашем предложении? Назовите самое короткое слово, самое длинное.

7. Итог.

- Посмотрите в ваши прописи. Красиво написано? Поднимите руку, которой вы всё это написали, опустите её на голову, погладьте себя по голове и скажите: «Молодец, Лера!».

- А вот и бублики, которые вам прислал булочник! Помните, что к хлебу нужно относиться бережно.


© 2010-2022