- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок. Звуки [б-б ], [п-п ]. Буквы Бб, Пп
Урок. Звуки [б-б ], [п-п ]. Буквы Бб, Пп
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | БОНДАРЕВА О.И. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Обучение грамоте. 1 класс.
Тема: Звуки [б-б̒], [п-п̒]. Буквы Бб, Пп. Цели урока: учить наблюдать за парными глухими и звонкими согласными звуками, их обозначением; на основе наблюдений делать выводы, формировать навык чтения, развивать фонематический слух, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к хлебу и умение слушать друг друга, оценивать свою работу на уроке. Оборудование: компьютер, слайды, конвертики со звуковыми схемами, цветные полоски, учебник «Азбука» Тип урока: знакомство с новым материалом Литература: 1. Волина «Занимательное азбуковедение» 2. Н.А.Касаткина «Занимательны материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в школе» Волгоград: Учитель, 2003.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели.
2. Повторение.
- Что перед вами? (алфавит) слайд 1
- Прочитайте алфавит. ( читают «цепочкой»)
-Прочитайте алфавит в обратном порядке.
- Прочитайте парные по глухости-звонкости.
- О каких парных согласных говорили на прошлом уроке?
3. Целеполагание.
- Рассмотрите рисунки. Назовите изображенные предметы.
Слайд 2.
- Найдите лишнее слово по наличию звука. Почему лишнее слово ватрушка? ( нет звука [б])
- Догадались, чем будем заниматься на уроке? Сегодня мы будем учиться наблюдать за парными согласными звуками [б]-[п], различать их на слух в разных позициях и обозначать их буквами б, п.
4. Наблюдение за парными согласными.
1. Игра «Б или П».
Чтение чистоговорки. С.30
Ба-па-бу-пу,
Би-пи-бы -
На пеньке растут …….
- Какое слово добавили? (грибы)
- Сколько их? ( много)
-Что видите на картинке? (гриб) слайд 3
- Какой звук услышали на конце слова? (п) - В какой позиции стоит этот звук? ( в слабой) - Составьте звуковую схему слова. (составляют схему слова) - Сверьте свою схему со схемой на экране. ( выплывает схема) - Посмотрите, как пишется это слово. (на слайде выплывает слово) - Совпало ли написание с произношением? Почему? (звук [б] на конце слова оглушается)
2. Чтение пар слов. - Прочитайте слова. Зубы -зуб шубы - шубка Супы - суп шляпка - шляпа Что заметили? ( во втором слове согласный находится в слабой позиции и оглушается). Можно ли ему доверять? - Когда парным согласным нельзя доверять? Почему? Вывод: в словах зуб, суп, шубка, шляпка звук был один и тот же, а буквы в словах разные. 5. Физминутка «В лес по-грибы».
Подбираем слова со звуками [б] или [п].
Белла шла, шла, шла,
Подберёзовик нашла.
Полина шла, шла, шла,
Белый гриб нашла.
Петя ……………………………
Подосиновик нашел.
Паша ……………………….и т. д.
6. Закрепление.
1. Чтение
А) Психологическая подготовка
- Нагулялись в лесу? Проголодались, можно и в магазин зайти.
Прочитайте название магазина. Слайд 4
( лишние буквы падают)
Б) Первичное чтение.
- Прочитайте, что же продаётся в булочной ( читает читающий ученик, стр. )
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки, и ватрушки.
Много пряников, конфет.
Пастила, бисквит, щербет.
- Что продаётся в булочной? ( ответы детей)
В) Чтение «цепочкой» по 1 строке.
- Покажите на картинке перечисленные изделия.
- К каким булочным изделиям нет соответствующих рисунков?
Г) Выборочное чтение.
- Мальчики читают слова с буквой б, а девочки - с буквой п.
- Подберите слова к слоговой схеме.
2. Инсценировка стихотворения «Булочная песенка».
а) - Каждое изделие лежит на прилавке и ждет своего покупателя.
( выкладываю батон и бублик)
- А вот и покупатели. ( инсценируют подготовленные ученики)
Инсценировка стихотворения.
Булочная песенка.
У:Были два приятеля:
Бублик и Батон.
Ждали покупателя
Бублик и Батон.
Б. Бублику понравился
Школьник в колпаке,
У. А Батону бабушка
В бежевом платке.
Бублик в ранец бухнулся
И понёсся вскачь,
Б.А Батон тихонько
В сетке кач да кач…
У. Бублик познакомился
С горкой ледяной,
С четырьмя мальчишками,
С девочкой одной.
Б. А Батон с кастрюльками,
С тёплым молоком,
С бородатым дедушкой,
С рыженьким котом.
М. Бородицкая.
- Понравилось стихотворение? Какие чувства вызвала сценка?
б) Чтение трудных слов с доски.
- Прочитайте слова с экрана. слайд 5
в) Чтение по четверостишиям вслух. Соотнесение содержания с иллюстрацией.
- Прочитайте слова из стихотворения, которые подходят к первой картинке. (по каждой картинке)
г) Беседа.
- Почему путь у Батона и Бублика оказался разным?
- Как отнеслась к своей покупке бабушка?
- Как нужно относиться к хлебу?
7. Физминутка для дыхания.
«Вдыхаем запах цветка, хлеба». «Свеча».
8. Работа со скороговоркой.
- Как называется профессия человека, который печет хлеб? (пекарь)
А) Учитель читает скороговорку, четко проговаривая звуки.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
- Какое слово непонятно?
Спозаранку - очень рано.
Б) Чтение хором медленно, быстрее, ещё быстрее. Обратить внимание на дикцию.
- Сколько изделий испёк пекарь? Повторите скороговорку.
9. Итог.
- Чем занимались на уроке?
- Оцените свою работу на уроке и покажите полоску.
Синяя - работал в полную силу.
Зелёная - работал хорошо.
Красная - мог лучше.
Урок письма в 1 классе.
Обучение написанию строчной буквы б. Цели: учить правильно писать букву б, формировать фонетические умения, орфографическую зоркость, отрабатывать графический навык; развивать внимание, речь, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, аккуратность, бережное отношение к хлебу. Наглядность: картинки с изображением музыкальных инструментов, образцы буквы б, нитки, картинки с барабаном, ребус, Бетенькова «Прописи. 4ч.»
Ход урока.
1. Оргмомент.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять.
2. Целеполагание.
- Ребята, вчера я получила от своего знакомого письмо, но ничего не поняла. Помогите мне разобраться. Он пишет:
Дорогой друг!
Пишет теде дулочник. Я людлю печь и посылаю твоим ученикам дудлики, но они должны выполнить все мои задания.
- Какой дулочник, какие дудлики? ( ответы детей)
- Наверное, булочник не умеет писать букву б и вместо неё написал букву д. А вы умеете писать букву б?
- Сегодня на уроке вы научитесь писать строчную букву б.
3. Повторение.
а) Чтение букв.
- Урок сегодня для вас необычный. Вы начинаете работать в последней прописи №4. Откройте её на с.1.
- Чем отличается алфавит, который читали на уроке чтения, от алфавита в прописи?
( печатные буквы и прописные буквы)
-Как вы думаете, какие буквы использовал булочник, когда писал мне письмо?
( прописные)
-Прочитайте буквы, которые мы научимся писать в этой прописи.
б) Гимнастика для пальцев.
- Мой друг большой любитель играть на музыкальных инструментах. Он просит изобразить движение пальцев при игре на пианино, на кларнете.
- Вслед за письмом я получила на почте гостинец для вас. Догадайтесь, что я получила на почте. Я буду показывать картинки, вы назовёте предмет и запишите первую букву в его названии.
( Картинки: пианино, орган, скрипка, бубны, ложки, кларнет, аккордеон)
- Какое слово получилось? А вот и посылка.
4. Работа над темой урока.
а) Частичный звуковой анализ слова.
- В посылке лежит музыкальный инструмент. Отгадайте, какой?
Внутри пустой, голос густой.
Дробь отбивает, детей созывает.
( барабан)
-Сколько звуков в слове барабан?
- Назовите первый звук.
-Дайте ему характеристику
-Каким значком обозначим звук [б]?
- Обозначьте первый звук в схеме.
-Какой буквой обозначается звук[ б]?
-Соедините звук с буквой.
б) Упражнение на развитие моторики.
Каждый ученик получает картинку барабана с недорисованными деталями.
-Вам прислали картинки. Сравните барабан на вашей картинке с картинкой в прописи и дорисуйте недостающие детали.
в) Сравнение строчной печатной буквы с прописной.
-Сравните строчную печатную букву б с прописной.
-Чем они похожи?
- Чем отличаются?
- Из каких элементов состоит прописная строчная буква б? (овал и прямая с закруглением вправо)
- На какую букву похожа нижняя часть буквы б? В какой части строки пишется овал? Прямая с закруглением?( в верхней части строки)
- На что похожа буква б?( на половник)
Показ картинки.
- Посмотрите, как я превращу барабан в букву б.(дорисовываю ремень вверх
с закруглением, превращаю в половник)
г) Объяснение.
- Посмотрите, как пишется буква б. Ставлю руку
чуть ниже пунктирной линии в нижней части рабо-
чей строки. Веду руку влево-вверх, касаюсь пунктирной линии, поворот, по наклонной прямой опускаюсь на нижнюю часть рабочей строки, поворот вправо, по наклонной прямой поднимаюсь вверх через точку начала письма, дохожу до верхней пунктирной линии и ухожу по ней вправо. Поворот плавный, не острый.
- Нарисуйте букву в воздухе под счет.
- Выложите букву из нитки.
-Напишите букву на нелинованном листе.
По ходу работы детям оказывается индивидуальная помощь.
д) Работа в прописи.
Повторение правил письма.
Обведение буквы по бледному шрифту.
Превращение наклонной прямой в букву б.
Прописывание соединений, вписывание буквы б в недописанные слова.
- Придумайте слово со слогом ба, вспомните, о чем говорили на уроке чтения. ( батон) Придумайте слово со слогом бу. ( бублик)
Проверка.
- Сравните ваши слова со словами , написанными на доске.( проверка)
5. Физминутка.
Разгадайте ребус.
Ба (бабочка)
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела.
На четыре - тихо села.
6. Закрепление.
а) Упражнение «Буква потерялась».
- Наш друг булочник предлагает вам выполнить следующее задание. Вам нужно вставить в слова букву б или д. Смотрите, не ошибитесь, как ошибся булочник в своём письме. Обведите слова, вставьте нужную букву, поставьте ударение, безударные гласные отметьте как опасные места.
Самостоятельная работа.
б) Работа над предложением.
-Прочитайте запись на следующей строке. Что вы прочитали? (предложение)
Почему вы так считаете? Сколько в нем слов? Вам нужно вставить в предложение ещё одно слово - громко. Сколько слов станет в предложении? Прочитайте новое предложение. ( Вова громко бил в барабан.) Как пишутся слова в предложении? Запишите предложение на следующей строке.
Проверка.
- Сколько слов получилось в вашем предложении? Назовите самое короткое слово, самое длинное.
7. Итог.
- Посмотрите в ваши прописи. Красиво написано? Поднимите руку, которой вы всё это написали, опустите её на голову, погладьте себя по голове и скажите: «Молодец, Лера!».
- А вот и бублики, которые вам прислал булочник! Помните, что к хлебу нужно относиться бережно.