Организация проектной деятельности в начальной школе УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Л-Конобеевская СШ» Организация проектной деятельности в начальной школе УМК Школа России

Организация проектной деятельности в начальной школе УМК Школа России











Тема: «Организация проектной деятельности в начальных классах» УМК «Школа России».







Подготовила: учитель начальных классов

Козанкова Раиса Васильевна











В школе я работаю уже тридцать девять лет, тридцать четыре из которых - учителем начальных классов. Стать учителем мечтала всегда, еще в первом классе. А когда в четвёртом классе русский язык у нас преподавала моя любимая учительница Бурдина Надежда Васильевна, я поняла, что хочу стать филологом.

Первое свое педагогическое образование я получила в Спасском педагогическом училище по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы». Но желание получить филологическое образование у меня осталось. В 1987 году я окончила Рязанский ордена Знак Почёта государственный педагогический институт им. С.А.Есенина по специальности «Русский язык и литература», квалификация «Учитель русского языка и литературы средней школы».

Конечно, обучение на этом не закончилось. Оно продолжается и по сей день и на курсах повышения квалификации, и с введением новых стандартов образования. Ежедневно наши маленькие ученики преподносят нам такие жизненные задачи, что, приходя на работу, и не догадываешься, что же может ждать тебя сегодня. Созидание творческого мышления ребенка способствует развитию позитивного отношения к жизни, восприятию мира, формированию особых умений выбирать способы творения, проектирования своей жизни, умений свободно выражать себя, ощущать собственную волю, собственный выбор и творчество - т.е. всего того, что требуется человеку для самостоятельного движения вперед. Отсюда очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Следует помнить, что реальные знания и умения у человека остаются только тогда, когда он учится с интересом, понимает, зачем ему эти знания и умения нужны и чем они для него значимы. На мой взгляд, к одной из продуктивных и оптимальных технологий создания творческой образовательной среды начальной школы можно отнести организацию проектной деятельности учащихся. Проектные приемы отвечают всем современным тенденциям в образовании. В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе. Что же такое учебный проект; что означает - мы работаем методом учебных проектов; как подобрать нужный нам проект; какого учебно-воспитательного эффекта мы вправе от него ожидать. В своей педагогической деятельности я использую разнообразные учебные проекты: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год, от мини - проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных. Попробую охарактеризовать учебный проект в общем, нарисовать, образно говоря, его «типовой портрет». Учебный проект, с моей точки зрения, это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, проявить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Свое знакомство с проектами я начала с предыдущим выпуском в первом классе. Вначале первоклассники были способны работать только индивидуально, но постепенно начинали формироваться навыки работы в группе. Часто, работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению, не умеют «услышать» друг друга. В таких ситуациях я стараюсь научить детей взаимоуважению, пониманию, умению слушать, общаться. С первого класса учимся искать нужную информацию. Мы познакомились со школьной и районной библиотекой, учились правильно задавать вопрос в поисковике интернета и выбирать нужное из предложенных материалов. Нельзя не отметить важность умения оформить проекты и защитить их. Здесь в большей степени я использую индивидуальную работу. При организации проектной деятельности в начальной школе я учитываю возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.

Исходя из опыта, я считаю, что включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале - доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Нередко учебный проект воспринимают как доклад. Как их отличить? На каком-то отрезке времени отличить бывает нелегко. Для ответа нужно знать особенности проектного обучения, которое с одной стороны, все больше и больше входит в практику современной школы, а с другой стороны по - прежнему вызывает довольно много затруднений. К числу затруднений в организации проектной деятельности я отношу то, что довольно часто под «шапкой» нового проекта кроется старый традиционный доклад, подготовленный детьми дома. В чем тут дело? По форме предъявления они могут быть очень похожи. В определенный момент ученик докладывает. Но доклад докладу рознь. У таких докладов много различий. Наиболее существенные из них: по процессу получения информации, по формулировке и названию темы проекта, видам деятельности, которые выполняет ученик при ее сборе и обработке, а самое главное - по личностным «приращениям» в ученике. Для себя я вывела следующие особенности получения информации:

В первом случае (доклад) - это подбор информации из книг, энциклопедий, Интернет и др., которую ученик воспроизводит на репродуктивном уровне на заданную учителем тему. Работы мысли здесь практически нет. Результат деятельности (доклад) носит формальный характер.

В другом случае (проект) - тот же способ подбора информации, но информация ищется под определенный запрос, чаще всего это может быть выражено через основополагающий вопрос проекта. Например: «В чем сущность народной приметы «Чайка села на волну - к хорошей погоде» или «Что птицам страшнее голод или холод» и др. Основополагающий вопрос возвращает в учебный процесс естественные процессы из жизни. В жизни вопросы задает тот, кто учится, а в традиционном обучении преобладают вопросы того, кто учит - учителя. Ученики получают почти исключительно специальные, проверочные вопросы с однозначными ответами, которые учитель сам знает. Искренние вопросы в традиционном обучении не поощряются. В проектном обучении вопрос является образцом, показывающим ученику, что есть интересные актуальные вопросы, на которые и учитель не может знать все ответы. Учитель может показать через такой вопрос искреннюю заинтересованность во мнениях учеников. Искренний вопрос в силу психологических законов может вызвать искренне желание ответить. Часто у меня возникает вопрос, какие отношения между основополагающим вопросом проекта и проблемным вопросом. Это - близкие, но не тождественные понятия. Не совпадают они в психологической функции, которой проблемный вопрос обычно не имеет. Итак, я могу сделать вывод, если рассматривать отличие видов деятельности, которые выполняет ученик при сборе и обработке информации, то при традиционном обучении - это репродуктивная деятельность, а при проектном обучении - продуктивная, поисковая и исследовательская деятельность. Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности

-Учет интересов детей:

Ситуация, когда учеников заставляют делать проект, который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребенок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включенности нет, нет и проекта.

- Учение через деятельность:

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность;

-систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

- Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

- Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но и между родителями и учениками, библиотекарем и самими учениками.

- Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта. Любой учебный проект, с моей точки зрения, имеет два аспекта:

- для ученика - это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;

- для учителя - это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания. Несколько слов об оценивании.При защитах проектов я оцениваю:

- уровень сформированности уменийа )самостоятельно выполнять различные этапы работы над проектом;б) включаться в групповую работу;в) четко выполнять отведенные роли;

- уровень практического использования умений:а) умение практически использовать предметные и межпредметные знания;б) степень осмысления информации;

- уровень сложности требуемых видов деятельности для получения результата проекта;

- степень владения использованными методами, методиками, измерителями;

- уровень сформированности презентационных умений. Проекты в начальных классах - это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для ученика начальных классов это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса я приучаю своих учеников к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить их мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту.

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта.

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

По завершению темы «Наша речь» ребятам предлагаются несложные, но очень интересные творческие задания:

- Сделай буквы из различных материалов.

- Напиши другу рисуночное письмо.

- Придумай свой проект.

По окружающему миру по теме «Одежда» ребята рассказывали из истории одежды с помощью картинок, а так же показали выставку мод в рисунках и аппликациях.

Среди проектов, вызвавших у учащихся первого класса познавательный интерес, можно назвать и творческий проект«Весёлая азбука».

Как я организовала эту работу? Мой опыт представлен на районном семинаре (материал прилагается)

Для меня работа в этом направлении способствовала активному сотрудничеству с семьёй, сплочению классного коллектива, позволила сформировать коллектив единомышленников.

Метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков, их применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту. Учитель, владеющий проектными компетенциями, сможет организовать образовательное пространство так, чтобы требуемое качество развилось и у учащихся. Поэтому процесс образования и самообразования учителя - одно из условий успешности учебной проектной деятельности.

Роль родителей в проектной деятельности

Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Ученик может работать самостоятельно только тогда, и когда ему интересно, и когда у него получается. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно. Под воздействием взрослого накопление опыта проектной деятельности приобретает организованный, систематический характер.

Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.
Проектная деятельность в контексте УМК "Школа России" обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширяет кругозор учеников по темам, близким к учебным, развивает творческие способности.



© 2010-2022