Час общения Птицы зимой

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Ардатовская средняя общеобразовательная школа №1»





Час общения

«ПТИЦЫ ЗИМОЙ»

в 1 классе.



Выполнила учитель начальных классов

МОУ «Ардатовская средняя

общеобразовательная школа №1»

Карлина Елена Гелиевна.

Цель: создание условий для формирования у детей заботливого отношения к птицам;

Задачи: формировать представления о жизни птиц зимой;

активизировать желание детей оказать помощь птицам и бережному отношению к ним;

развивать интерес к изучению окружающего мира.

Оборудование: - мультимедийный проектор; - мультимедийные презентации;

- карточки с заданиями;

- мозаика с изображением птиц;

- кормушки, сделанные учащимися;

- виды корма для птиц;

- выставка рисунков «Птицы зимой».

Форма проведения - заочная экскурсия в лес.







  1. Организационный момент. Настрой на работу.

- Нам радостно, нам весело, Смеёмся мы с утра. Но вот пришло мгновение Серьёзней быть пора. Глазки прикрыли, ручки сложили, Головку опустили, ротик закрыли, И затихли на минутку, Чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не видеть никого А себя лишь одного!

2.Постановка цели и темы занятия.

- У нас сегодня необычный час общения. Не покидая класса, мы с вами отправимся…

А куда мы пойдём, вы должны отгадать сами.

Весной одевается,

осенью раздевается. (лес).

- Правильно, мы с вами отправимся в зимний лес.

(звучит музыка Чайковский П.И «Времена года. Январь».) (Картина зимнего леса.) Слайд. - Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день. Чернеют стволы и сучья деревьев. На зелёных лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Белым ровным слоем покрыл снег землю, и стала она похожа на чистые листы бумаги. Ни шелеста, ни звука. И, кажется, нет никого во всём лесу. Но что это? Кто это оставил свои следы на снегу? Слайд.

Ученик:

Кто расхаживал по снегу?

Догадайся-ка по следу!

Каждый снежный птичий след

Затаил в себе секрет.

Вот трехзубчатые вилы-

Это голуби ходили.

Мелких строчек вереница-

Это прыгала синица.

Каждый снежный птичий след

Рассказал мне свой секрет.

Ученик: Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром окутан весь. Не покинув эту землю, Много птиц осталось здесь.

- Ребята, как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить?

- Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах, узнаем где они зимуют и как мы им можем помочь. Слайд.

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа была бы мертва.

- Давайте послушаем с вами весёлую песенку про птиц. А в конце вы мне скажите, кого мы называем птицами?

Клип «Что я за птица?» Итак, ребята, кого мы называем птицами?

3.Работа над темой занятия.

- Ребята, давайте вспомним, на какие две группы можно разделить птиц? (перелётные и зимующие). Слайд.

- Правильно. Осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг. Но не всем им страшны зимние морозы, им очень трудно находить зимой себе корм. Поэтому не холод, а голод заставляет птиц улетать в тёплые края. Но не все птицы улетают, в родных местах остаются те, которые могут найти себе зимой пищу. А есть такие птицы, которые к нам прилетают на зиму из северных лесов. А что это за птицы, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый……(воробей.) Слайд

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица) Слайд.

Ребята, давайте с вами послушаем, как поёт синица.

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел) Слайд.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ...

(Cорока) Слайд.

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст) Слайд

- Ребята, посмотрите, какой интересный клюв у клеста. Такой клюв помогает птице добывать семена ели и сосны. Сорвет клёст шишку, придерживает её своими цепкими коготками и усевшись на ветку начинает доставать из неё семена. А если шишка упадёт, он не спускается на землю за ней, а срывает новую. Клесты единственные птицы, которые выводят птенцов зимой, даже при 28 - ми градусном морозе.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь) Слайд.

- Снегири - северяне, они - жители таежных лесов. Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. В переводе снегирь означает красногрудый.

Выгоняют холода
Птиц из леса в города.
На рябину налетели
Дружной стаей … (свиристели) Слайд

- Ребята, а кто помнит, почему свиристелей так назвали?

Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Свиристели прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму.

Они очень любят рябину. Опустится стайка птиц на дерево и не улетит, пока все ягоды не склюёт. И названа она так потому, что слово «свиристеть» на означает громко кричать, свистеть. Вот сидит эта дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно-негаданно как свистнет!..

Про их песню в народе говорят, ишь как свистят.

Угадайте, что за стая
С крыши к нам во двор слетает?
Покормите поскорей
Сизокрылых …(голубей) Слайд.

4. Физкультминутка. «СНЕГИРИ». Слайд.

Вот на ветках, посмотри,-----------------------------4 хлопка руками по бокам.

В красных майках снегири-------------------------- 4 наклона головы.

Распушили перышки--------------------------------на первое слово каждой строки-
Частое потряхивание руками.

Греются на солнышке------------------------------один хлопок по бокам.

Головой вертят,-------------------------------------по 2 поворота головы на каждую
Улететь хотят. сторону.

- Кыш! Кыш! Улетели!---------------------------Дети разбегаются, взмахивая
За метелью, за метелью! руками.

5. Работа по теме.

- Ребята, скажите, а для чего нужны птицы? (создают красоту природы, являются санитарами леса…)

- Ребята, скажите, легко ли найти птицам корм зимой?

- Да, зимой действительно, птицам приходится очень трудно. Зимний день короткий, и птицы едва успевают за это время утолить голод. Да и в снегопад, в метель, в морозы очень трудно искать себе корм. А в зимнюю стужу голодные и ослабевшие птички могут погибнуть. Поэтому некоторые птицы зимой летят ближе к жилью человека, здесь им легче найти корм.

- А что нужно сделать, чтобы птицам было легче пережить холод?

- Чем вы подкармливаете птиц?

- Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола.

- А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках). Слайд.

- Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.

- Ребята, какие кормушки вы сделали дома, покажите.

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

(учитель вместе с детьми рассматривает кормушки)

- Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы подсыпать корм. Хорошо кормушку установить на балконе или за окном. Через стекло можно будет наблюдать за птичьей столовой.

-Расскажите, чем же вы будете угощать своих пернатых друзей?

(несколько учеников рассказывают, чем они будут кормить птиц)

Ученик:

Прилетела к нам синичка,
Села прямо за окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб легче птичке стало -
Ведь исчезли червячки -
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.

Воробушек, воробей,

Прилетай ко мне скорей,

Дам тебе я хлебных крошек,

Дам семян, крупы немножко.

- Для различных птиц нужны разные корма. Снегири любят семена арбуза, тыквы, ягоды рябины и калины.

Свиристели - калину, яблоки, рябину.

Семена подсолнечника или семечки любят все птицы.

Синицы любят несолёное сало, семечки.

Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов также можно давать птицам.

Клесты любят еловые и сосновые семена.

И, конечно же, ребята, кормить птиц надо регулярно, и желательно в одно и то же время. Тогда птички сами будут прилетать к вам на кормушку за своим угощением.

- Давайте с вами вспомним, какой корм едят зимующие птицы. У вас на столе конверты с карточками, на которых написаны слова с названиями продуктов питания. Вы должны выбрать те продукты питания, которыми можно кормить птиц.

- В другом конверте у вас лежит мозаика. Вы должны собрать её и сказать, какая птица у вас получилась.

- И последнее задание . Для своей птички вы должны у меня на столе выбрать лакомство.

- Молодцы, ребята.

- О каких птицах мы с вами говорили?

- Почему надо помогать птицам зимой?

- Как мы им можем помочь?

Морозы жестокие в этом году
Тревожно за яблоньку в нашем саду
Тревожно за Жучку в её конуре
Такой же морозище как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц
За наших воробышков,
Галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, -
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Рано утром стук в окошко.
Кто же это может быть?
Навострила уши кошка:
Птиц пора уже кормить!
За окном сидели птички,
Прилетели со двора,
Боязливые синички -
Значит, завтракать пора.
Каждый день, как на работу,
Голубей кормить иду,
Завела себе заботу
У соседей на виду.
"Птицы, птицы, не шумите,
Корма много, хватит всем.
Не толкайте воробьишку,
Он ведь маленький совсем".
Но тут этот воробьишка
Ухватил большой кусок.
Озорной такой мальчишка,
И в сторонку уволок.
Покормил и все довольны.
Не спеша, иду домой.
Птицы стаей поднялися
И летят вослед за мной.
Окружают, провожают,
Подружилися со мной.
Я хочу сказать всем людям:
Покормите птиц зимой!

6. Итог. Рефлексия.

- Наш час общения подходит к концу и нам пришло время возвращаться домой. (звучит музыка)

- С каким настроением мы с вами возвращаемся? (картинки с изображением солнышка и тучки).

-Я думаю, что каждый из вас открыл для себя, что-то новое, а главное, вы усвоили, что птицы - наши маленькие друзья и мы должны их беречь и охранять.





© 2010-2022