- Преподавателю
- Начальные классы
- Час общения Птицы зимой
Час общения Птицы зимой
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Карлина Е.Г. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
«Ардатовская средняя общеобразовательная школа №1»
Час общения
«ПТИЦЫ ЗИМОЙ»
в 1 классе.
Выполнила учитель начальных классов
МОУ «Ардатовская средняя
общеобразовательная школа №1»
Карлина Елена Гелиевна.
Цель: создание условий для формирования у детей заботливого отношения к птицам;
Задачи: формировать представления о жизни птиц зимой;
активизировать желание детей оказать помощь птицам и бережному отношению к ним;
развивать интерес к изучению окружающего мира.
Оборудование: - мультимедийный проектор; - мультимедийные презентации;
- карточки с заданиями;
- мозаика с изображением птиц;
- кормушки, сделанные учащимися;
- виды корма для птиц;
- выставка рисунков «Птицы зимой».
Форма проведения - заочная экскурсия в лес.
-
Организационный момент. Настрой на работу.
2.Постановка цели и темы занятия.
- У нас сегодня необычный час общения. Не покидая класса, мы с вами отправимся…
А куда мы пойдём, вы должны отгадать сами.
Весной одевается,
осенью раздевается. (лес).
- Правильно, мы с вами отправимся в зимний лес.
(звучит музыка Чайковский П.И «Времена года. Январь».) (Картина зимнего леса.) Слайд. - Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день. Чернеют стволы и сучья деревьев. На зелёных лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Белым ровным слоем покрыл снег землю, и стала она похожа на чистые листы бумаги. Ни шелеста, ни звука. И, кажется, нет никого во всём лесу. Но что это? Кто это оставил свои следы на снегу? Слайд.
Ученик:
Кто расхаживал по снегу?
Догадайся-ка по следу!
Каждый снежный птичий след
Затаил в себе секрет.
Вот трехзубчатые вилы-
Это голуби ходили.
Мелких строчек вереница-
Это прыгала синица.
Каждый снежный птичий след
Рассказал мне свой секрет.
Ученик: Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром окутан весь. Не покинув эту землю, Много птиц осталось здесь.
- Ребята, как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить?
- Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах, узнаем где они зимуют и как мы им можем помочь. Слайд.
Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа была бы мертва.
- Давайте послушаем с вами весёлую песенку про птиц. А в конце вы мне скажите, кого мы называем птицами?
Клип «Что я за птица?» Итак, ребята, кого мы называем птицами?
3.Работа над темой занятия.
- Ребята, давайте вспомним, на какие две группы можно разделить птиц? (перелётные и зимующие). Слайд.
- Правильно. Осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг. Но не всем им страшны зимние морозы, им очень трудно находить зимой себе корм. Поэтому не холод, а голод заставляет птиц улетать в тёплые края. Но не все птицы улетают, в родных местах остаются те, которые могут найти себе зимой пищу. А есть такие птицы, которые к нам прилетают на зиму из северных лесов. А что это за птицы, мы узнаем, если отгадаем загадки.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый……(воробей.) Слайд
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица) Слайд.
Ребята, давайте с вами послушаем, как поёт синица.
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел) Слайд.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока) Слайд.
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст) Слайд
- Ребята, посмотрите, какой интересный клюв у клеста. Такой клюв помогает птице добывать семена ели и сосны. Сорвет клёст шишку, придерживает её своими цепкими коготками и усевшись на ветку начинает доставать из неё семена. А если шишка упадёт, он не спускается на землю за ней, а срывает новую. Клесты единственные птицы, которые выводят птенцов зимой, даже при 28 - ми градусном морозе.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь) Слайд.
- Снегири - северяне, они - жители таежных лесов. Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. В переводе снегирь означает красногрудый.
Выгоняют холода
Птиц из леса в города.
На рябину налетели
Дружной стаей … (свиристели) Слайд
- Ребята, а кто помнит, почему свиристелей так назвали?
Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Свиристели прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму.
Они очень любят рябину. Опустится стайка птиц на дерево и не улетит, пока все ягоды не склюёт. И названа она так потому, что слово «свиристеть» на означает громко кричать, свистеть. Вот сидит эта дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно-негаданно как свистнет!..
Про их песню в народе говорят, ишь как свистят.
Угадайте, что за стая
С крыши к нам во двор слетает?
Покормите поскорей
Сизокрылых …(голубей) Слайд.
4. Физкультминутка. «СНЕГИРИ». Слайд.
Вот на ветках, посмотри,-----------------------------4 хлопка руками по бокам.
В красных майках снегири-------------------------- 4 наклона головы.
Распушили перышки--------------------------------на первое слово каждой строки-
Частое потряхивание руками.
Греются на солнышке------------------------------один хлопок по бокам.
Головой вертят,-------------------------------------по 2 поворота головы на каждую
Улететь хотят. сторону.
- Кыш! Кыш! Улетели!---------------------------Дети разбегаются, взмахивая
За метелью, за метелью! руками.
5. Работа по теме.
- Ребята, скажите, а для чего нужны птицы? (создают красоту природы, являются санитарами леса…)
- Ребята, скажите, легко ли найти птицам корм зимой?
- Да, зимой действительно, птицам приходится очень трудно. Зимний день короткий, и птицы едва успевают за это время утолить голод. Да и в снегопад, в метель, в морозы очень трудно искать себе корм. А в зимнюю стужу голодные и ослабевшие птички могут погибнуть. Поэтому некоторые птицы зимой летят ближе к жилью человека, здесь им легче найти корм.
- А что нужно сделать, чтобы птицам было легче пережить холод?
- Чем вы подкармливаете птиц?
- Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола.
- А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках). Слайд.
- Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.
- Ребята, какие кормушки вы сделали дома, покажите.
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед!
(учитель вместе с детьми рассматривает кормушки)
- Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы подсыпать корм. Хорошо кормушку установить на балконе или за окном. Через стекло можно будет наблюдать за птичьей столовой.
-Расскажите, чем же вы будете угощать своих пернатых друзей?
(несколько учеников рассказывают, чем они будут кормить птиц)
Ученик:
Прилетела к нам синичка,
Села прямо за окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб легче птичке стало -
Ведь исчезли червячки -
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
Воробушек, воробей,
Прилетай ко мне скорей,
Дам тебе я хлебных крошек,
Дам семян, крупы немножко.
- Для различных птиц нужны разные корма. Снегири любят семена арбуза, тыквы, ягоды рябины и калины.
Свиристели - калину, яблоки, рябину.
Семена подсолнечника или семечки любят все птицы.
Синицы любят несолёное сало, семечки.
Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов также можно давать птицам.
Клесты любят еловые и сосновые семена.
И, конечно же, ребята, кормить птиц надо регулярно, и желательно в одно и то же время. Тогда птички сами будут прилетать к вам на кормушку за своим угощением.
- Давайте с вами вспомним, какой корм едят зимующие птицы. У вас на столе конверты с карточками, на которых написаны слова с названиями продуктов питания. Вы должны выбрать те продукты питания, которыми можно кормить птиц.
- В другом конверте у вас лежит мозаика. Вы должны собрать её и сказать, какая птица у вас получилась.
- И последнее задание . Для своей птички вы должны у меня на столе выбрать лакомство.
- Молодцы, ребята.
- О каких птицах мы с вами говорили?
- Почему надо помогать птицам зимой?
- Как мы им можем помочь?
Морозы жестокие в этом году
Тревожно за яблоньку в нашем саду
Тревожно за Жучку в её конуре
Такой же морозище как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц
За наших воробышков,
Галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, -
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Рано утром стук в окошко.
Кто же это может быть?
Навострила уши кошка:
Птиц пора уже кормить!
За окном сидели птички,
Прилетели со двора,
Боязливые синички -
Значит, завтракать пора.
Каждый день, как на работу,
Голубей кормить иду,
Завела себе заботу
У соседей на виду.
"Птицы, птицы, не шумите,
Корма много, хватит всем.
Не толкайте воробьишку,
Он ведь маленький совсем".
Но тут этот воробьишка
Ухватил большой кусок.
Озорной такой мальчишка,
И в сторонку уволок.
Покормил и все довольны.
Не спеша, иду домой.
Птицы стаей поднялися
И летят вослед за мной.
Окружают, провожают,
Подружилися со мной.
Я хочу сказать всем людям:
Покормите птиц зимой!
6. Итог. Рефлексия.
- Наш час общения подходит к концу и нам пришло время возвращаться домой. (звучит музыка)
- С каким настроением мы с вами возвращаемся? (картинки с изображением солнышка и тучки).
-Я думаю, что каждый из вас открыл для себя, что-то новое, а главное, вы усвоили, что птицы - наши маленькие друзья и мы должны их беречь и охранять.