• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных

Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: "Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных"
Тип урока: урок открытия новых знаний Цели урока:
  • познакомить учащихся с орфограммой безударной гласной в падежных окончаниях имён существительных;
  • формировать умение обнаруживать орфограммы, устанавливать их тип, соотносить с определённым правилом, применять правило, осуществлять орфографический самоконтроль;
  • формировать умение решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных;
  • составить алгоритм (схему), как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании безударного падежного окончания имени существительного;
  • вывести правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных;
  • развивать познавательную активность учащихся, память, мышление;
  • совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
  • развивать коммуникативные качества учащихся.

Оборудование:
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран,
  • контрольные листы оценивания для работы в группе,
  • карточки со словами для исследования,
  • карточка-подсказка для составления алгоритма,
  • карточки со словами-помощниками для каждого склонения,
  • таблица «Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?» из «Комплекта наглядных пособий к урокам русского языка по учебнику М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко»,
  • учебник по русскому языку и тетрадь-задачник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко для 4 класса



Ход урока

Содержание

Слайд

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.



- Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». - Как вы ее понимаете? - Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобятся знания из этого сундучка. Мы будем пользоваться этими знаниями, и пополнять его еще новыми.

- Прочитайте слова великого русского поэта А.С. Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

- Как вы понимаете смысл этих строк?

- Почему мы начинаем наш урок с этих слов?

- А как называют людей, делающих открытия?


- Поэтому русский язык это не только название урока, это целая наука, которой занимаются учёные-филологи. И сегодня я предлагаю вам на время урока попробовать стать учёными.
- Итак, мы с вами сегодня будем учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое. Успехов вам и удачи!

Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительныхКонспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

  1. Повторение сведений об имени существительном


- О какой части речи мы ведем разговор на последних уроках? Оцените на шкале трудности свои знания об этой части речи. - Перед вами карточка со стихотворением, прочитайте, найдите в тексте имена существительные, определите их склонение и падеж:

Ул.тел скв.рец от стуж.,

Сыто за мор.м живёт,

Воду пьёт из тёпл.й луж.,

Только песен не п.ёт.

  1. Повторение правила проверки безударных гласных в корне слова

- Какая орфограмма объединяет все слова с орфографическими задачами?

(работа в группах, проверка и оценивание)

Как вы решили эти задачи?

Легко ли было доказать, какую букву нужно писать? Почему?

- Все ли «окошки» вам удалось закрыть?

- Почему вы не смогли уверенно вставить букву в окончании?

Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных




Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных

III. Постановка учебной задачи

- Как правильно назвать орфограмму, с которой вы пока не смогли справиться?

- Знаем ли мы способ проверки безударных падежных окончаний имен существительных?

- Сформулируйте проблему нашего урока, которая и станет темой нашего дальнейшего исследования, уважаемые ученые.

- Итак, цель нашего сегодняшнего исследования - выяснить способ проверки безударной гласной в падежных окончаниях имен существительных.

- Что будет объектом нашего исследования?

Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных

IV. Построение проекта выхода из затруднения

  1. Построение плана исследования
- Подумаем, на какие вопросы мы должны получить сегодня ответы. Продолжите высказывания:
  • Все ли окончания … ? (нужно проверять)
  • В каких падежах легче всего …? (допустить ошибку)
  • Что нужно знать об имени существительном, чтобы … (правильно написать его окончание)
  • Что нужно делать, чтобы правильно …? (написать букву в окончании)
- Есть ли какие-то предположения по решению данной проблемы?
  1. Решение проблемы.
- Назовите признаки сходства и различия двух слов:

Речка и река - Запишите сначала проверяемое слово, а затем - проверочное. Докажите выбор буквы в корне. - Письменно просклоняйте слова, если нужно, оставляйте «окошки».

(работа в группах, проверка и оценивание)
- В обоих ли словах были «окошки»? Почему?
- Ответим на первый вопрос: все ли окончания нужно проверять? - А почему в форме Им. п. нет «окошек» в обоих словах? - Значит, орфографическая задача перед нами стоит, когда?

(на доске появляется начало алгоритма,


Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных


который дети достроят после исследования)


- Мы предположили, что безударное окончание можно проверить ударением. Где можно проверить правильность нашей гипотезы? Прочитайте вывод в учебнике на с.87. (дети читают с пометками, отмечая известные и новые для них сведения)
Вывод 1: По буквам ударных гласных можно определять и буквы в окончаниях имен существительных, т.к. в одном и том же падеже в ударном и безударном окончаниях пишется одна и та же буква.
- Итак, дорогие ученые, поздравляю вас с первым открытием. Попробуем решить орфографические задачи, которые остались в окончаниях слова речка при его изменении по падежам.

3) Уточнение нового правила. Упр. 203 - Вот как четвероклассники, применив новые знания, решили орфографическую задачу. Все ли вышло верно? В чем ошибка учеников? Что же нужно знать об имени существительном, чтобы правильно написать его безударное окончание? (слово должно быть того же склонения) Слова речка и река были одного склонения? - Давайте проверим это предположение на других словах. Продолжим наше исследование.
4)Выведение правила проверки безударных гласных в окончаниях имен существительных.

- Проанализируйте безударные окончания существительных.

(Работа в группах)

1 скл. 2 скл. 3 скл.

И.п. поговорка поле радость□

Р.п. поговорки поля радости

Д.п. поговорке полю радости

В.п. поговорку поле радость□

Т.п. поговоркой полем радостью

П.п. о поговорке о поле о радости

а) - В каких падежах легче всего допустить ошибку?

( В 1-ом склонении: в Р.п., Д.п., П.п.; во 2-ом склонении: в Т.п.. и П.п.; в 3-м склонении: в Р.п., Д.п., П.п.)

б) - Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку? (Предположения учащихся.)

- Просклоняйте устно данные имена существительные, впишите только ударные окончания, поставьте ударение.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

луна земля конь□ окно печь□ степь□

-ы -и -я -а -и -и

-е -е -ю -у -и -и

-у -ю -я -о □ □

-ой -ёй -ём -ом -ю -ю

-е -е -е -е -и -и

(работа в группах, проверка и оценивание)

- Сравните эти окончания с безударными. Какой вывод можно сделать?

-Почему эти слова могут стать для вас словами-помощниками?

-Но окончания совпадают при каком условии?

(слово-помощник должно быть этого же склонения)

в) - Сформулируйте самостоятельно правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Посоветуйтесь в группах и представители ваших «учёных советов» попробуют сформулировать правило.

( Высказывания «учёных»)


- Сравните свою формулировку с правилом в учебнике на с.88.
Вывод 2: Проверочным для имени существительного с безударным окончанием будет слово того же склонения, в том же падеже, но с ударным окончанием.
- Итак, новый вывод мы смогли сделать сами. Молодцы, ученые!
5) Выведение алгоритма «Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?»
- Уважаемые ученые, вспомните все выводы, которые мы уже сделали, и попробуйте самостоятельно определить, как же нужно действовать, чтобы проверить безударное окончание имени существительного.
(дети составляют алгоритм в группе, в помощь карточка-помощник:

1) Ставлю существительное в … … и определяю … .

2) Подбираю … и ставлю … .

3) Пишу такое окончание, как … .

4) Проверяю: обозначаю орфограмму. )

После обсуждения дети выстраивают схему-алгоритм на доске

Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных

- Сравните с алгоритмом в учебнике - с. 154.

- А какие слова будут для нас помощниками?

Прочитайте слова, которые предложили ребята-четвероклассники для слов каждого склонения. Вы согласны с их решением?

-Пусть эти слова и для нас будут ключиками, которые помогут в решении новой орфографической задачи. Найдем им место в нашем алгоритме.

(детям вручается карточка со словами-помощниками

рука, плечо, грудь)

- Уважаемые ученые, и с этой задачей вы справились! Что теперь нам нужно сделать?

(потренироваться в использовании алгоритма)


Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных





Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных


Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных

Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных


Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных


Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных



Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных













Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных

V. Первичное закрепление - Вернемся к заданию, которое вы выполняли в начале урока. Можем ли мы теперь решить оставленные орфографические задачи? (дети с помощью составленного алгоритма объясняют написание гласных в окончаниях имен существительных:

Образец рассуждения:

От стуж□ (и или е?)

1. (Что?) стужа - 1-е склонение.

2. Слово-помощник рука. От руки.

3. Пишу: от стужи.

- Дорогие учёные! Давайте понаблюдаем над словами: от стужи - от руки.

Что у них одинаковое? (Падеж, склонение.)

- А что разное? ( Окончания: ударное и безударное).

- А как пишутся ударные и безударные падежные окончания, если склонения одинаковые? ( Они пишутся одинаково.)

- Значит , если в слове от руки ударное окончание -е, то и у слова от стужи безударное окончание… (-и), так как падеж … ( один), склонение … (одно)

- Итак, учёные, ещё раз формулируем правило:

«Безударные падежные окончания имён существительных можно проверить ударным падежным окончанием того же типа склонения».

- Уважаемые ученые, давайте сравним вывод с гипотезой, выдвинутой в начале урока.

(вывод и гипотеза совпали)

- Продолжим работу.

(аналогично объясняют буквы в словах за морем, из лужи)




Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных

VI. Самостоятельная работа в группах с последующей проверкой по эталону. - Наше исследование подходит к концу. Следующее задание вы выполните в группе, применив новые знания.

(упр. 208 в тетради-задачнике)


- Проверим выполнение задания. (сравниваются записи в тетрадях и запись на слайде, оценка правильности выполнения)

- Итак, учёные, ещё раз формулируем правило.

Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных

VII. Рефлексия деятельности.
- Проведите, пожалуйста, оценку работы своей группы.

(краткие комментарии командиров групп)


- Ребята, понравилось ли вам быть учеными? На все ли поставленные вопросы мы получили ответ? Пополнился ли наш сундучок знаний? Отметьте это на шкале, которую нарисовали в начале урока. Что нового узнали об имени существительном?
- Достаточно ли теперь у вас знаний, чтобы грамотно писать безударные падежные окончания имен существительных? - Какое домашнее задание я могу вам предложить? Выберите задание для себя. (предлагается задание двух уровней сложности)
- Кто скажет, когда впервые мы встретились с орфографической задачей, которую научились решать? Сегодня мы все вместе открыли эту тайну нашего языка.
Мы начали урок с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Сегодняшний урок подтвердил это?
-Каждый день урок за уроком мы поднимаемся с вами по ступенькам знаний, открывая новые знания, постигая тайны русского языка. Куда на символичной горе мы поместим тему нашего урока? А как каждый из вас работал на уроке, понял новое правило? (дети оценивают себя, помещая магнитик на горе)
- При работе над этой темой, какие задачи мы можем поставить перед собой на следующий урок?

Учите русский - годы кряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда.

И та награда в нем самом! - Я благодарю вас, дорогие ученые, за урок, который подошел к концу.





































Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных



© 2010-2022