- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных
Конспект урока русского языка Выведение общего правила проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова О.В. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тип урока: урок открытия новых знаний Цели урока:
- познакомить учащихся с орфограммой безударной гласной в падежных окончаниях имён существительных;
- формировать умение обнаруживать орфограммы, устанавливать их тип, соотносить с определённым правилом, применять правило, осуществлять орфографический самоконтроль;
- формировать умение решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных;
- составить алгоритм (схему), как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании безударного падежного окончания имени существительного;
- вывести правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных;
- развивать познавательную активность учащихся, память, мышление;
- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
- развивать коммуникативные качества учащихся.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран,
- контрольные листы оценивания для работы в группе,
- карточки со словами для исследования,
- карточка-подсказка для составления алгоритма,
- карточки со словами-помощниками для каждого склонения,
- таблица «Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?» из «Комплекта наглядных пособий к урокам русского языка по учебнику М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко»,
- учебник по русскому языку и тетрадь-задачник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко для 4 класса
Ход урока
Содержание
Слайд
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». - Как вы ее понимаете? - Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобятся знания из этого сундучка. Мы будем пользоваться этими знаниями, и пополнять его еще новыми.
- Прочитайте слова великого русского поэта А.С. Пушкина:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
- Как вы понимаете смысл этих строк?
- Почему мы начинаем наш урок с этих слов?
- А как называют людей, делающих открытия?
- Поэтому русский язык это не только название урока, это целая наука, которой занимаются учёные-филологи. И сегодня я предлагаю вам на время урока попробовать стать учёными.
- Итак, мы с вами сегодня будем учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое. Успехов вам и удачи!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
-
Повторение сведений об имени существительном
- О какой части речи мы ведем разговор на последних уроках? Оцените на шкале трудности свои знания об этой части речи. - Перед вами карточка со стихотворением, прочитайте, найдите в тексте имена существительные, определите их склонение и падеж:
Ул.тел скв.рец от стуж.,
Сыто за мор.м живёт,
Воду пьёт из тёпл.й луж.,
Только песен не п.ёт.
-
Повторение правила проверки безударных гласных в корне слова
- Какая орфограмма объединяет все слова с орфографическими задачами?
(работа в группах, проверка и оценивание)
Как вы решили эти задачи?
Легко ли было доказать, какую букву нужно писать? Почему?
- Все ли «окошки» вам удалось закрыть?
- Почему вы не смогли уверенно вставить букву в окончании?
III. Постановка учебной задачи
- Как правильно назвать орфограмму, с которой вы пока не смогли справиться?
- Знаем ли мы способ проверки безударных падежных окончаний имен существительных?
- Сформулируйте проблему нашего урока, которая и станет темой нашего дальнейшего исследования, уважаемые ученые.
- Итак, цель нашего сегодняшнего исследования - выяснить способ проверки безударной гласной в падежных окончаниях имен существительных.
- Что будет объектом нашего исследования?
IV. Построение проекта выхода из затруднения
- Построение плана исследования
- Все ли окончания … ? (нужно проверять)
- В каких падежах легче всего …? (допустить ошибку)
- Что нужно знать об имени существительном, чтобы … (правильно написать его окончание)
- Что нужно делать, чтобы правильно …? (написать букву в окончании)
- Решение проблемы.
Речка и река - Запишите сначала проверяемое слово, а затем - проверочное. Докажите выбор буквы в корне. - Письменно просклоняйте слова, если нужно, оставляйте «окошки».
(работа в группах, проверка и оценивание)
- В обоих ли словах были «окошки»? Почему?
- Ответим на первый вопрос: все ли окончания нужно проверять? - А почему в форме Им. п. нет «окошек» в обоих словах? - Значит, орфографическая задача перед нами стоит, когда?
(на доске появляется начало алгоритма,
который дети достроят после исследования)
- Мы предположили, что безударное окончание можно проверить ударением. Где можно проверить правильность нашей гипотезы? Прочитайте вывод в учебнике на с.87. (дети читают с пометками, отмечая известные и новые для них сведения)
Вывод 1: По буквам ударных гласных можно определять и буквы в окончаниях имен существительных, т.к. в одном и том же падеже в ударном и безударном окончаниях пишется одна и та же буква.
- Итак, дорогие ученые, поздравляю вас с первым открытием. Попробуем решить орфографические задачи, которые остались в окончаниях слова речка при его изменении по падежам.
3) Уточнение нового правила. Упр. 203 - Вот как четвероклассники, применив новые знания, решили орфографическую задачу. Все ли вышло верно? В чем ошибка учеников? Что же нужно знать об имени существительном, чтобы правильно написать его безударное окончание? (слово должно быть того же склонения) Слова речка и река были одного склонения? - Давайте проверим это предположение на других словах. Продолжим наше исследование.
4)Выведение правила проверки безударных гласных в окончаниях имен существительных.
- Проанализируйте безударные окончания существительных.
(Работа в группах)
1 скл. 2 скл. 3 скл.
И.п. поговорка поле радость□
Р.п. поговорки поля радости
Д.п. поговорке полю радости
В.п. поговорку поле радость□
Т.п. поговоркой полем радостью
П.п. о поговорке о поле о радости
а) - В каких падежах легче всего допустить ошибку?
( В 1-ом склонении: в Р.п., Д.п., П.п.; во 2-ом склонении: в Т.п.. и П.п.; в 3-м склонении: в Р.п., Д.п., П.п.)
б) - Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку? (Предположения учащихся.)
- Просклоняйте устно данные имена существительные, впишите только ударные окончания, поставьте ударение.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
луна земля конь□ окно печь□ степь□
-ы -и -я -а -и -и
-е -е -ю -у -и -и
-у -ю -я -о □ □
-ой -ёй -ём -ом -ю -ю
-е -е -е -е -и -и
(работа в группах, проверка и оценивание)
- Сравните эти окончания с безударными. Какой вывод можно сделать?
-Почему эти слова могут стать для вас словами-помощниками?
-Но окончания совпадают при каком условии?
(слово-помощник должно быть этого же склонения)
в) - Сформулируйте самостоятельно правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Посоветуйтесь в группах и представители ваших «учёных советов» попробуют сформулировать правило.
( Высказывания «учёных»)
- Сравните свою формулировку с правилом в учебнике на с.88.
Вывод 2: Проверочным для имени существительного с безударным окончанием будет слово того же склонения, в том же падеже, но с ударным окончанием.
- Итак, новый вывод мы смогли сделать сами. Молодцы, ученые!
5) Выведение алгоритма «Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?»
- Уважаемые ученые, вспомните все выводы, которые мы уже сделали, и попробуйте самостоятельно определить, как же нужно действовать, чтобы проверить безударное окончание имени существительного.
(дети составляют алгоритм в группе, в помощь карточка-помощник:
1) Ставлю существительное в … … и определяю … .
2) Подбираю … и ставлю … .
3) Пишу такое окончание, как … .
4) Проверяю: обозначаю орфограмму. )
После обсуждения дети выстраивают схему-алгоритм на доске
- Сравните с алгоритмом в учебнике - с. 154.
- А какие слова будут для нас помощниками?
Прочитайте слова, которые предложили ребята-четвероклассники для слов каждого склонения. Вы согласны с их решением?
-Пусть эти слова и для нас будут ключиками, которые помогут в решении новой орфографической задачи. Найдем им место в нашем алгоритме.
(детям вручается карточка со словами-помощниками
рука, плечо, грудь)
- Уважаемые ученые, и с этой задачей вы справились! Что теперь нам нужно сделать?
(потренироваться в использовании алгоритма)
V. Первичное закрепление - Вернемся к заданию, которое вы выполняли в начале урока. Можем ли мы теперь решить оставленные орфографические задачи? (дети с помощью составленного алгоритма объясняют написание гласных в окончаниях имен существительных:
Образец рассуждения:
От стуж□ (и или е?)
1. (Что?) стужа - 1-е склонение.
2. Слово-помощник рука. От руки.
3. Пишу: от стужи.
- Дорогие учёные! Давайте понаблюдаем над словами: от стужи - от руки.
Что у них одинаковое? (Падеж, склонение.)
- А что разное? ( Окончания: ударное и безударное).
- А как пишутся ударные и безударные падежные окончания, если склонения одинаковые? ( Они пишутся одинаково.)
- Значит , если в слове от руки ударное окончание -е, то и у слова от стужи безударное окончание… (-и), так как падеж … ( один), склонение … (одно)
- Итак, учёные, ещё раз формулируем правило:
«Безударные падежные окончания имён существительных можно проверить ударным падежным окончанием того же типа склонения».
- Уважаемые ученые, давайте сравним вывод с гипотезой, выдвинутой в начале урока.
(вывод и гипотеза совпали)
- Продолжим работу.
(аналогично объясняют буквы в словах за морем, из лужи)
VI. Самостоятельная работа в группах с последующей проверкой по эталону. - Наше исследование подходит к концу. Следующее задание вы выполните в группе, применив новые знания.
(упр. 208 в тетради-задачнике)
- Проверим выполнение задания. (сравниваются записи в тетрадях и запись на слайде, оценка правильности выполнения)
- Итак, учёные, ещё раз формулируем правило.
VII. Рефлексия деятельности.
- Проведите, пожалуйста, оценку работы своей группы.
(краткие комментарии командиров групп)
- Ребята, понравилось ли вам быть учеными? На все ли поставленные вопросы мы получили ответ? Пополнился ли наш сундучок знаний? Отметьте это на шкале, которую нарисовали в начале урока. Что нового узнали об имени существительном?
- Достаточно ли теперь у вас знаний, чтобы грамотно писать безударные падежные окончания имен существительных? - Какое домашнее задание я могу вам предложить? Выберите задание для себя. (предлагается задание двух уровней сложности)
- Кто скажет, когда впервые мы встретились с орфографической задачей, которую научились решать? Сегодня мы все вместе открыли эту тайну нашего языка.
Мы начали урок с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Сегодняшний урок подтвердил это?
-Каждый день урок за уроком мы поднимаемся с вами по ступенькам знаний, открывая новые знания, постигая тайны русского языка. Куда на символичной горе мы поместим тему нашего урока? А как каждый из вас работал на уроке, понял новое правило? (дети оценивают себя, помещая магнитик на горе)
- При работе над этой темой, какие задачи мы можем поставить перед собой на следующий урок?
Учите русский - годы кряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда.
И та награда в нем самом! - Я благодарю вас, дорогие ученые, за урок, который подошел к концу.