• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Система словарно - орфографической работы на основе этимологического анализа, как средство развития речи на уроках русского языка

Система словарно - орфографической работы на основе этимологического анализа, как средство развития речи на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 33 Дзержинского района Волгограда » (МОУ СШ № 33)


Тема: «Система словарно - орфографической работы на основе этимологического анализа как средство развития речи на уроках русского языка в начальной школе».

( в системе развивающего обучения Л. В. Занкова).

Выполнила учитель высшей квалификационной категории

Коновалова Надежда Фёдоровна


Волгоград - 2015г.

Содержание:

- Пояснительная записка

- Лексико-орфографические упражнения со словарными словами;

- Заключение.

- Список используемой литературы



Пояснительная записка

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

В настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в "трудных" словах и в начальной, и в средней школе.

Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Сравнительно недавно одним из основных методических приёмов проведения словарно-орфографической работы в начальной школе передовые педагоги стали рассматривать этимологический анализ. Этот приём способствует расширению общего и лингвистического кругозора школьников, так как позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка.

Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов.

К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения довольно редко используется в начальной школе. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ. Учебники по русскому языку для начальных классов не нацелены на проведение словарно-орфографической работы с использованием этимологии "трудных" слов. Поэтому проблема организации словарно-орфографической работы на основе этимологического анализа так актуальна в современной методике преподавания русского языка.

Цель: создание условий, позволяющих сделать процесс усвоения словарных слов более эффективным.

Задачи:

- формировать навык написания словарных слов;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать речь, интерес и внимание к слову;

- способствовать развитию творчества;

- развивать волевые и эмоционально-нравственные качества личности.

Ожидаемый результат:

иметь представления: о происхождении словарных слов (2-4 класс);

знать: значение изученных словарных слов;

уметь: грамотно писать и произносить изученные словарные слова.

Поэтому на своих провожу словарно-орфографическую работу на основе этимологического анализа с учётом возрастных особенностей младших школьников; систематически использую этимологический анализ как методический приём словарно-орфографической работы.

Так, учащимся предлагаю следующие задания: на сопоставление слов победа, пожар, посуда, погода, позор, покой и выделение в этих словах одинаковой части, ранее обозначавшейся как приставка.

Благодаря данным упражнениям учащиеся начали осознавать, что истоки правописания слов с непроверяемыми орфограммами заложены в историческом составе данных слов. Следовательно, происхождение слова может подсказать его написание.

Следуя дидактическому принципу "от простого к сложному", на втором этапе знакомлю учащихся со словами с прозрачной этимологией. Это слова, в которых носителям языка ясна связь формы и значения. К таким словам относятся земляника, снегирь, медведь и др.

Приведу пример, как проходила словарно-орфографическая работа с опорой на этимологию с такими словами.

Предлагаю учащимся разгадать загадку: Растёт низко, к земле близко.

После ответа учащихся, что это земляника, вывешиваю картинку с изображением ягоды и карточку со словом ЗЕМЛЯНИКА.

Система словарно - орфографической работы на основе этимологического анализа, как средство развития речи на уроках русского языка


Учащимся было предложено подумать над тем, почему эту ягоду назвали земляникой.

Слово земляника произошло от слова земля. Ягоду назвали так потому, что у неё очень коротенький стебелёк, почти не поднимающий её от земли.

Далее прошу детей доказать правописание слова земляника.

Слово земляника пишется с гласной Е в первом слоге и гласной Я - во втором. Его можно проверить словом ЗЕМЛЯ (ЗЕМЛЯ - ЗЕМЛИ).

На доске и в тетрадях учащимися была сделана следующая запись:

земляника (земля - земли).

Далее учащимся предлагаю самим привести примеры названий ягод, происхождение которых ясно из их написания. Учащиеся назвали такие ягоды, как черника, голубика, рябина.

К этим названиям мы добавили слово малина и сообщили, что это название ягода получила от корня мал-: ягода, состоящая из многих маленьких ягодок-зёрнышек. После чего учащиеся объясняли написание слова малина на основе его происхождения. После ответа учащихся, вывешиваю картинки с изображением этих ягод и карточки со словами. Это обязательное условие, т. к. включаем в запоминание все виды памяти.

Система словарно - орфографической работы на основе этимологического анализа, как средство развития речи на уроках русского языка

Система словарно - орфографической работы на основе этимологического анализа, как средство развития речи на уроках русского языка

Черника, малина, земляника.

Рябина.

На третьем этапе учащиеся знакомлю со словами с затемнённой этимологией. Это такие слова, в которых носителям языка непонятна связь формы и значения. Например, слово солдат произошло от слова сольдо - название ит. монеты и обозначает военнослужащего, получающего жалованье, а слово трамвай, заимствованное из французского языка, возникло из слияния двух слов tram - вагон и way - дорога.

Словарно-орфографическую работу со словами с затемнённой этимологией провожу следующим образом:

1. Предлагаю детям найти в орфографических словариках слово, например, корабль. Обращаю внимание на вторую букву в нём. При этом идёт запоминание зрительного образа слова.

2. Если есть необходимость, объясняю значение слова. В данном случае слово детям было знакомо, но его определение необходимо было уточнить (работа со словарём С.И.Ожегова), что корабль - это крупное морское судно.

3. Затем слово орфографически проговаривается, хором, вполголоса. Получается как бы скандирование, при котором все гласные слышатся ясно, как в сильной позиции. Идёт запоминание звукового образа слова.

4. Затем записываю изучаемое слово на доске, ученики - в индивидуальные словарики, мысленно себе диктуя. Ставится ударение, буква О подчёркивается. Усваивается графический, "рукодвигательный" образ слова.

5. Беседа об этимологии слова. Очень важно, чтобы дети осознали причины именно такого написания слова. Поэтому, если это возможно, мы используем сведения о происхождении изучаемого слова. Так, корабль ранее назывался корабь. Исконно - русское слово корабь было образовано от той же основы, что и кора, короб, корыто. Что у них общего? И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблём, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой.

Учитель спрашивает у учащихся, как можно проверить букву О в слове корабль, зная, что слова корабль и кора в древние времена были родственными. Всеобщими усилиями были найдены слова-подсказки корка, корочка.

Дети записывают в словарик проверочное слово. Получается следующая запись: кОрабль (кОрка).

На этом этапе учащиеся осознанно запоминают значение и написание слова.

Система словарно - орфографической работы на основе этимологического анализа, как средство развития речи на уроках русского языкаСистема словарно - орфографической работы на основе этимологического анализа, как средство развития речи на уроках русского языка

Корабль

6. Подбор родственных слов. Для того чтобы ребёнок осознал семантические связи изучаемого слова и, как следствие, запомнил его правописание, подбираются слова, которые имеют тот же исторический корень. Например, подбор слов, родственных слову корабль, проходит следующим образом:

- Каким прилагательным можно назвать мачты у корабля? (корабельные)

- Как называют людей, которые строят корабли? (корабел, кораблестроитель)

Называемые слова записываются в словарики учащихся.

7. Очень важно было развести в сознании детей исторический и современный состав слова. Для этого мы сравниваем и анализируем записанные слова по составу.

- Посмотрите на родственные слова, и найдите у них общий корень. Дети сомневались: кор- , кора- , короб- , корабль-…

Учитель поясняет: в древние времена слова корабль, корка, корыто, короб были родственными, поскольку имеют единый исторический корень - кор-, обозначим его пунктирной дужкой. Сейчас у этих слов разные значения и разные корни. Корабль - всё слово корень.

Какую часть слова нужно ещё выделить? (нулевое окончание)

Аналогично происходит разбор слова кораблик.

В процессе опытного обучения, когда младшие школьники знакомятся со сведениями об этимологии различных слов, мы используем следующие виды работ, направленные на закрепление полученных детьми знаний, умений и навыков:

1. Рассказы.

а) рассказы, в которых в поэтической форме раскрывается историческая общность слов

"Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Всё его обхаживаю. Надо думать, что получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льётся - течёт через нашу матушку - землю, через всю родину, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой".

(К. Паустовский)

б) рассказы, содержащие ответ на проблемный вопрос

Что общего между словами капитан и капуста?

- Принадлежат к категории имён существительных, больше нет ничего общего.

- Оба слова начинаются с одного буквосочетания кап.

- Но так ли это существенно? Разве мало слов, имеющих в своём составе одинаковые буквенные отрывки и тем не менее абсолютно никакого отношения друг к другу не имеющих? Примером могут служить те же омонимы.

- Данные русской этимологии говорят, что совпадение "кусочка" кап в словах капуста и капитан не случайно и они состоят между собой в известном родстве, хоть и очень далёком.

Слово капуста произошло от латинского "капут" - "голова" = "кочан, головка капусты". А слово капитан = "голова, начальник".

Система словарно - орфографической работы на основе этимологического анализа, как средство развития речи на уроках русского языкаСистема словарно - орфографической работы на основе этимологического анализа, как средство развития речи на уроках русского языка

Капитан

Капуста

Большое количество рассказов, для закрепления знаний об этимологии слов, отбираю из книг Валентины Волиной "Весёлая грамматика", Л.А. Введенской, Р.Я. Саакьян «Наш родной язык».

Система словарно - орфографической работы на основе этимологического анализа, как средство развития речи на уроках русского языка Система словарно - орфографической работы на основе этимологического анализа, как средство развития речи на уроках русского языка

Лопата.

Лопух

Например, лопух и лопата. Трудно представить, что слова эти - родственники. Ну что общего у лопаты с лопухом? Смешно. Постойте - постойте! Древний корень лоп обозначал плоскость, расширение, широкий лист. От него образовались и лопух (растение с широкими листьями), и лопата (орудие труда, по форме напоминающее лист). Кстати, лопасть (плоская широкая часть винта у парохода или самолёта) тоже внешне на лист похожа. Теперь становится понятным и словечко лопоухий: человек с большими, как лопы (листья), ушами.

Например, декабрь и дециметр.

Что же общего у календарного месяца и меры длины? Оба эти слова образованы от латинского «децем», что значит «десять». Дециметр - десятая часть метра, а декабрь у римлян был десятым месяцем. Название это сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым, последним в году.

В древние времена на Руси декабрь называли «студень»; в этом месяце начиналась зима, приходила стужа, становилось студёно. Стужа, стынуть, застывать - и древнее название месяца - «студень».

В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Теперь вам понятны эти пословицы.

2. На основе таких справок, предлагаемых учителем или выясняемых самими школьниками, учащиеся составляют на уроках этимологические словарики "Из истории слова", в которые записывают сведения из истории только что проанализированного на уроке слова. Записи в словариках выглядели следующим образом: СТОЛИЦА (СТОЛ), КАРТИНА (КАРТА), СЕГОДНЯ (СЕЙ ДЕНЬ). Такие простые и лаконичные записи делались в целях запоминания учащимися написания слов с непроверяемыми орфограммами.

3. Игра "Верно ли?", разработанная О.Н. Лёвушкиной .

Эта игра помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных им слов. Приведём несколько вопросов для этой игры.

Верно ли, что…

… слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню?

(Неверно. Слово портной исконно русское и восходит к слову порт в значении "полотно". Слово портфель восходит к французскому портер, что значит "носить")

… слово газета образовано от слова газ?

(Неверно. Слово газета образовано от итальянского газа, что значит "сорока" - изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией. Слово газ восходит к греческому хаос в значении "первичное, бесформенное состояние мира")

… слова капитан и капуста восходят к одному и тому же историческому корню?

(Верно. Слова капуста и капитан восходят к латинскому капут в значении "голова")

…слова работа и ребята восходят к одному и тому же историческому корню?

(Верно. Они происходят от одного корня раб)

4. Этимологические кроссворды.

Эффективно использую для закрепления знаний, полученных в процессе словарной работы с опорой на этимологию, этимологические кроссворды.

Кроссворд


К

П

Е

С

О

К

А

О

Г

О

Р

О

Д

Р

Т

С

О

Л

Д

А

Т

И

Л

Т

Б

Н

О

О

Л

А

П

Л

Ь

А

И

Т

Ц

Т

Р

А

М

В

А

Й

Вопросы по вертикали:

1.Рисунок на бумаге, получивший своё название от слова "карта" - "бумага".

3. Это исконно русское слово образовано от той же основы, что и кора, короб, корыто и обозначает морское судно.

5. Город, считающийся центром страны, произошло от слова "стол" - "возвышение".

6. Общеславянское слово произошло от корня "лоп" - "плоскость, широкий лист".

по горизонтали:

Осадочная горная порода, состоящая из мелких частиц, получила своё название от слова "пес" - "пыль".

4. Исконно слово означало "огороженное чем-либо место". Родственно слову "город".

5. Слово произошло от итальянского слова "сольдо" - название монеты и обозначает военнослужащего, получающего жалованье.

7. Слово, заимствованное из французского языка. Возникло из слияния двух слов "tram" - "вагон" и "way" - "дорога".

5. Диктант с обоснованием.

Этот вид задания хорошо известен в методике русского языка и широко используется учителями при закреплении написания слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Если же учитель постоянно использует в словарно-орфографической работе этимологический анализ, этот вид диктанта можно использовать и при работе со словами с непроверяемыми гласными.

Школьникам предлагалось записать трудные слова под диктовку, предварительно обосновав их написание.

Выполняя это задание, учащиеся вспоминали слово или исторический корень, к которому восходит данное, и записывали сначала его, а потом уже диктуемое слово. Например, (сольдо) солдат, (тетра) тетрадь, (кара) карандаш, (раб) работа, (огур) огурец.

Этот вид диктанта способствовал закреплению в сознании детей сведений о происхождении "трудных" слов, развитию навыка писать слова, вызывающие затруднения, предварительно подобрав проверочное слово.

6. Самодиктант.

Задание: вспомни и запиши как можно больше слов…

… имеющих в своём составе исторический корень - кол - (от коло) со значением "круг".

(Колесо, коляска, кольцо, кольчуга, около, околица, колобок и др.)

… имеющих в своём составе исторический корень - кор - (от кора).

(Корабль, кораблик, кораблестроитель, корабельный, корыто, короб, коробка, корица, коричневый)

… имеющих в своём составе исторический корень - лоп - в значении "лист".

(Лопасть, лопата, перелопатить, лопатка, лопух, лопоухий и др.)

В основу этого задания легло составление учащимися этимологического гнезда. Составление этимологического гнезда оказалось очень интересным и полезным для учащихся при обучении орфографии, так как обращало их внимание не только на смысловую общность этимологически родственных слов, но и на графический облик корня и его вариантов, на наличие "проверяемых" написаний для слов.

7. Аукцион "трудных" слов.

Проводится устно. Побеждает тот, кто последним назовёт слово с указанным в задании признаком.

Назови слова, имеющие в своём составе полногласие -оро-.

(Город, горох, воробей, мороз, огород, дорога, ворона, корова, хорошо и др.)

Опираясь на знание этимологии, такая работа развивает внимание учащихся, так как дети не должны повторять уже названных слов.

8. Сочинение - миниатюра.

Учащимся предлагалось из предложенного списка изученных слов выбрать одно и написать маленькое сочинение на тему: "Почему это слово так называется?"

9. Этимологические упражнения.

1) Скажите, от каких слов образованы слова заяц, машина, работа.

2) Определите, на какой признак предмета указывает его название.

Берёза, воробей, капуста, земляника, лопата, пенал, тетрадь.

3) Объясните правописания слов.

Деревня (от дерево = "место, очищенное от леса").

Лисица (от древнерусск. лисый - "желтоватый" = "рыжая").

Капуста (от лат. капут - "голова" = "растущая кочаном").

4) Выделите в словах исторически-опорные написания.

Работа, медведь, песок.

5) Пользуясь этимологическим словариком, найдите исторически проверочные слова к словам сорока, ворона, заяц, коньки.

6) Используя этимологический словарик, объясните написание данных слов:

м. дведь, м. роз, л. пата, п. стух.

Описанные виды работы способствуют закреплению полученных школьниками знаний об этимологии слов, умения членить слова на морфемы как в современном, так и в историческом плане, навыка сопоставлять созвучные слова по значению (а значение слова выводить из его происхождения), знаний о правописании словарных слов.

Применение разнообразных упражнений обеспечило многократное повторение одних и тех же этимологий. Преимущество такого повторения состоит в том, что оно каждый раз вносило элементы нового в уже известное и поэтому не наскучило младшим школьникам.

Система словарно-орфографической работы с опорой на этимологию способствует формированию у школьников умения замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней, к которым они восходят, или элементов, из которых они состоят. Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся. Кроме того, вследствие обогащения словаря с опорой на этимологию у младших школьников формируется представление о языке как о развивающемся явлении, о связи языка с историей страны, народа, о взаимодействии языков мира, закладываются основы лингвистического мышления. Этимологический анализ способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку.

Литература

Волина В.В. Учимся играя. - М.:Новая школа, 1994, с.371 - 446

Введенская Л.А, Саакьян Р.Я. Наш родной язык. - М.: Просвещение, 1971

Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове // Начальная школа. - 1997. - № 1. - с.32 - 33

Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Виды работ над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка. - Тула, 1995

Канакина В.П. Учусь работать самостоятельно.- Москва.: Новая школа,1996

Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003

Лёвушкина О.Н. Этимологический анализ на уроках в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся: Дис… канд. пед. наук. - Ульяновск, 2000

Львов М.Р. Школа творческого мышления.- Издательский центр «Вентана - Граф», М., 1997

Окулова Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе. - М., 1992

Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 2-3-4 класса начальной школы. - М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011

Савельева Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 7. - с.39 - 47

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Словарные слова: 1 - 2 классы. - М.: ООО "Изд-во Астрель": ООО "Изд-во АСТ", 2002

Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для учащихся // Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6. - М. - Л.: Изд-во АПН, 1949

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - 4-е изд. - М.: Дрофа, 2001


© 2010-2022