Выступление на тему: Развитие устной речи младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие устной речи

младших школьников.



Языковое образование и речевое развитие младших школьников - одна из центральных проблем в современной начальной школе. В последние годы все больше приходит детей в школу с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Столкнувшись с этой проблемой, я поставила перед собой ряд задач: систематически работать на каждом уроке над содержанием речи каждого ребенка, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Все это поможет моим ученикам овладеть языком и речью, что является необходимым условием формирования социально активной личности. В соответствии с новыми образовательными стандартами коммуникативному воспитанию школьников сейчас придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития. Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат.Работая над чётким произношением,я применяю целый ряд специальных упражнений: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, ребусы и т.д. Игры со словами являются важным средством развития речи учащихся во время всего обучения в школе. Мы с вами работаем в начальной школе и каждый из нас знает,что одно из основных направлений в развитии речи младших школьников - это игра. Я подбираю для своих уроков дидактические игры, которые заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто верней и быстрей? Не зевать! Отвечать сразу! Использование игр позволяет сделать то или иное обобщение, более плодотворным, позволяет закрепить изученное правило, повторить полученные знания. На протяжении всего начального обучения систематически провожу словарную (лексическую) работу по выявлению значения слов. Стараюсь, чтобы эта работа имела не только практическую направленность, нои подкреплялась теоретическими сведениями по лексике. В ходе такой работы мои ученики узнают о многозначности слов, о синонимах, антонимах, о правильном употреблении их в речи. Лексическую работу применяю и в словарно-орфографических упражнениях. Считаю,что огромный потенциал для развития устной речи содержат в себе пословицы и поговорки. Знакомя с ними своих детей, я добиваюсь развития мышления учащихся, прививаю любовь к родному языку.Используя в своей речи пословицы и поговорки, учащиеся учатся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. Развивается умение творчески использовать слово, умение по-разному описать предмет, дать ему яркую характеристику. Пословицы и поговорки как ценный языковой материал можно использовать как на уроках литературного чтения и русского языка, так и на уроках окружающего мира, технологии в целях обогащения словарного запаса учащихся. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

© 2010-2022