Тематическое планирование по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Дата

Тема урока


Кол-во

часов

Тип урока

Основное содержание обучения

Планируемые предметные результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

Виды контроля

Домашнее

задание


план



факт

Раздел I

Знаем - повторим, не знаем - узнаем (21 час)


1

Поговорим об ушедшем лете…

1

Урок повторения и систематизации.

Знакомство с учебником, его структурой, условными обозначениями, персонажами. Обсуждение письма авторов. Повторение сведений об «опасных при письме местах». Практическое овладение диалогической формой речи, монологическими высказываниями.

Знание построения содержания учебника, значения условных обозначений, основных орфографических правил.

Умение пользоваться учебником, находить информацию; анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение; различать произношение и написание слов; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Рассматривать обложку, страницы книги, вычленять отдельные элементы, распознавать детали, несущие незнакомую информацию. Читать письмо авторов, анализировать его построение, выбор слов, соблюдение правил речи. Просматривать учебник, находить подтверждения слов из письма авторов. Обнаруживать в записи «опасные места». Обмениваться информацией с одноклассниками, вступать в диалог.

Фронтальный опрос.

Стр.6, упр.4

2

О нашей речи.

1

Урок повторения и систематизации.

Повторение изученного о речи. Уточнение действий при списывании, повторение изученных правил письма. Создание собственных высказываний на основе различных источников. Наблюдение за использованием слов. Оформление мыслей (предложений) в устной речи и при письме. Правильное и красивое письмо как важное условие понятности и вежливости речи.

Знание признаков устной и письменной речи, основных единиц русского языка.

Умение анализировать и кратко характеризовать предложения и текст; различать произношение и написание слов.

Анализировать модель речи, с опорой на неё строить сообщения. Участвовать в беседе, соблюдая правила общения. Вступать в общение с персонажами, отвечать на их вопросы. Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их, аргументировать решение.

Текущий контроль.

Стр.7, упр.7

3-4

Что ты знаешь о словах?

2

Уроки повторения и систематизации.

Повторение изученного о словах. Деление слов на группы в зависимости от выполняемой «работы»: названия, указатели, помощники (без введения понятия «части речи»); вопросы, на которые они отвечают.

Знание признаков изученных частей речи, понятия «предмет».

Умение анализировать и кратко характеризовать части речи; выделять в звучащей речи слова, обозначающие предметы.

Читать вопрос-заголовок, ставить задачи урока. Делать вывод о наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Анализировать значения слов, ставить вопросы к словам, классифицировать их.

Словарная работа.

Упр.14

Упр. 20

5-6

Будем говорить понятно!

2

Уроки повторения и систематизации.

Повторение понятий «звук» и «буква», соблюдение орфоэпических норм языка. Выявление признаков вежливой речи.

Знание понятий «звук» и «буква». Умение анализировать и кратко характеризовать звуки речи; различать произношение и написание слов; выделять гласные и согласные звуки; делить слова на слоги; выполнять фонетический разбор слова.

Выявлять слова, значения которых требуют уточнения; обращаться к словарю, находить в нём нужное слово. Анализировать слова, выбирать написание. Читать сообщения, находить нужные сведения. Отвечать на вопросы персонажей, аргументировать ответы.

Фронтальная работа.

Стр.17 упр.27


7

Может ли быть непонятной письменная речь?

1

Урок повторения и систематизации.

Выявление особенностей оформления предложений в речи устной и письменной. Использование средств выразительности в устной и письменной речи. Систематизация знаний о способах обозначения твёрдости-мягкости согласных и совершенствование фонетико-графических умений учащихся.

Знание роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных.

Умение анализировать и кратко характеризовать звуки речи, слышать звучащее слово, выполнять фонетический разбор слова.

Определять границы предложений при зрительном восприятии текста, передавать их с помощью языковых средств в устной речи и при письме. Создавать словесную картину, разыгрывать ситуацию, используя средства выразительности устной речи. Списывать и писать под диктовку, выполняя необходимый алгоритм действия.

Текущий контроль.

Упр. 32

8

Стартовая диагностика (диктант).

1

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Проверка усвоения материала за 1 класс.

Знание изученных орфограмм.

Умение соотносить буквы и звуки на слух; видеть «опасное место» в слове; проверять свою работу и корректировать её.

Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.

Диктант.

9

Работа над ошибками.

1

Комбинированный урок.

Анализ и корректировка работ.

Умение находить свои ошибки, исправлять их.

Адекватная оценка своих достижений и трудностей.

Упр.38

10-13

Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?

4

Уроки формирования умений и навыков.

Выяснение вопроса: когда нужно, а когда не нужно писать ь для обозначения мягкости согласного, стоящего перед согласным? Осознание положения «мягкий согласный перед мягким» как «опасного» при письме места.

Знание правил написания сочетаний букв чк, чн, нч, щн; что мягкий согласный перед мягким знаком - «опасное» место при письме; правила написания ь между двумя согласными.

Умение анализировать и кратко характеризовать звуки речи; различать произношение и написание слов; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; выполнять звуко-буквенный разбор слова, видеть «опасные места» в словах и правильно их писать.

Выделять определённый звук, последовательность звуков, характеризовать звук по известным признакам. Фиксировать звуковой состав слова значками транскрипции. Разграничивать буквы и звуки в словах, соотносить буквы и скрытые за ними звуки; классифицировать, группировать слова в зависимости от характеристики указанных звуков, от их звукового состава.

Самостоятельная работа, фронтальная беседа.

Упр.43

Упр. 48

Упр.53

14-17

За какими буквами прячется звук [й']?

4

Уроки повторения и обобщения.

Повторение двух знакомых способов обозначения звука [й'], уточнение позиций, от которых зависит выбор способа, закрепление умения осуществлять и осознанно контролировать этот выбор.

Знание способов обозначения звука [й'] на письме гласными буквами я, ю, ё, е.

Умение анализировать и кратко характеризовать звуки речи; различать произношение и написание слов; выполнять фонетический разбор слова.

Сравнивать естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленять неверно обозначенный звук, объяснять ошибку. Формулировать (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи правильного написания.

Выборочный диктант.

Текущий контроль.

Словарная работа.

Упр. 65

Упр. 73

Упр. 79

18-20

Обобщение.

3

Уроки повторения и обобщения.

Вычленение и обобщение тех знаний и умений, которые приобретены за первые недели учебного года.

Умение видеть «опасные места» в словах и правильно их писать; анализировать и кратко характеризовать звуки речи; соблюдать орфоэпические нормы
письма.

Читать сообщения, находить нужные сведения. Отвечать на вопросы персонажей, аргументировать ответы. Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.

Словарный диктант. Текущий контроль.

Упр. 88

Упр. 91

21

Проверочная работа. Подведём первые итоги.

1

Урок применения знаний, умений и навыков.

Проверка наличия необходимого минимума умений, продолжение обучения общению в письменной
форме.

Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.

Самостоятельная работа. Тест.

Раздел II

Главные опасности письма. Как писать без ошибок? (24 часа)


22

Новое научное слово - орфограмма.

1

Урок изучения нового материала.

Соединение имеющихся в сознании детей представлений об «опасных местах» с понятием орфограмма. Выявление очевидной сущности орфографических проблем.

Знание понятия «орфограмма», изученных орфограмм.

Умение видеть «опасные места» в словах и правильно писать слова; подбирать проверочные слова и объяснять написание слова; анализировать и кратко характеризовать звуки речи.

Сравнивать естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленять неверно обозначенный звук, объяснять ошибку. Формулировать (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия.

Текущий контроль. Словарная работа.

Упр. 99

23

Орфограммы безударных и ударных гласных.

1

Комбинированный урок.

«Подведение» безударных гласных под понятие «орфограмма» и распространение этого понятия на ударные гласные в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Знание орфограмм безударных и ударных гласных.

Умение находить безударные гласные в слове; сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова; подбирать проверочные слова способом изменения формы слова и подбором единственного или множественного числа; различать произношение и написание слов; правильно писать слова с безударными гласными в корне.

Планировать решение задачи письма. «Переводить» звуковые записи слов в буквенные, анализировать и классифицировать слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой.

Фронтальный опрос.

Упр.105

24

Орфограммы парных по глухости и звонкости согласных.

1

Урок формирования умений и навыков.

Продолжение работы над орфограммами гласных, повторение парных по глухости-звонкости согласных.

Знание орфограммы «правописание парных по глухости-звонкости согласных».

Умение находить парные согласные в корне; подбирать проверочные слова.

Различать правильное и неправильное написание слов, проверять написанное. Применять правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверять собственные записи.

Выборочный диктант.

Упр.110

25-27

Когда согласным можно доверять?

3

Уроки формирования умений и навыков.

Противопоставление парных по глухости-звонкости согласных и непарных, когда первые из них - орфограммы, а вторые - нет. Выявление сильных позиций парных по глухости и звонкости согласных.

Знание того, что непарные по глухости-звонкости согласные не являются орфограммами.

Умение анализировать и кратко характеризовать звуки речи; находить непарные по глухости-звонкости согласные в слове, правильно писать слова с изученными орфограммами.

Различать звуки и буквы, анализировать звуки на основе восприятия письменного текста; находить в тексте и группировать слова по указанным признакам; выявлять недостаточно понятные слова.

Письмо с комментированием.

Текущий контроль.

Тетр. стр. 4

Упр. 124

28

Учимся записывать орфографические задачи.

1

Урок изучения нового материала.

Введение особого способа письма (с «окошками») для решения важной орфографической проблемы: необходимости выбора буквы для обозначения звука.

Знание особенностей письма с «окошками»,

изученных орфограмм.

Умение находить в словах орфограммы; подбирать проверочные слова; анализировать и кратко характеризовать звуки речи; писать словарные слова.

Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие орфограммы, обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов.

Фронтальный опрос. Письмо с комментированием.

Упр. 128

29

Обращаемся в орфографическое «справочное бюро».

1

Урок закрепления знаний, умений и навыков.

Закрепление умения писать с «окошками». Знакомство со способом решения орфографических проблем с помощью словаря и поиском слов в нём.

Знание правил работы с орфографическим словарем, изученных орфограмм.

Умение работать с орфографическим словарем.

Обнаруживать другие орфограммы, обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов.

Словарная работа.

Упр. 135

30-31

Учимся писать без ошибок.

2

Уроки повторения и обобщения.

Введение специальной памятки, уточняющей порядок действий, необходимых для безошибочного письма.

Знание приемов и правил письма с «окошками».

Умение выделять буквенные орфограммы в слове; видеть «опасные места», объяснять написание слов; правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы.

Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие орфограммы. Регулировать свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного. Оценивать свои действия.

Текущий контроль.

Упр. 140


32-33

Орфографические задачи, которые легко решать

2

Уроки закрепления знаний, умений и навыков.

Обсуждение количества орфограмм, которые нужно пропускать для безошибочного письма. Закрепление и тренировка письма по памятке.

Знание способов выбора букв путем подстановки слов «она», «оно», «они», «он».

Умение использовать способ подстановки слов «она», «оно», «они», «он» для правильного написания букв; выделять буквенные орфограммы в слове; видеть «опасные места»; правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы.

Регулировать свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного. Оценивать свои действия.

Самостоятельная работа. Тест.

Упр. 144

Упр. 145

34-36

Знаю или не знаю? Пишу или…?

3

Уроки формирования и закрепления умений и навыков.

Видоизменение способа орфографического действия учеников: позволение им решать орфографические задачи не по следам пропуска орфограмм, а сразу, по ходу письма.

Знание приемов и правил письма с «окошками», памятки письма с «окошками» на месте неизвестной (сомнительной) буквы.

Умение решать орфографические задачи освоенными способами; выполнять письмо с «окошками»; подбирать проверочные слова; объяснять написание слов.

Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие орфограммы, обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов.

Выборочный диктант.

Текущий контроль.

Упр. 150

Упр.153


37

Бывает ли буква одна, а орфограммы две?

1

Урок применения знаний, умений и навыков.

Осознание того, что решать орфографическую задачу в слогах, которые звучат похоже на [жы-шы], можно только в том случае, если эти слоги ударные.

Знание орфограмм в безударных слогах
[жы], [шы].

Умение применять изученные орфограммы, объяснять правописание слов.

Формулировать способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи письма. Обобщать правила русской графики.

Фонетический разбор. Фронтальный опрос.

Упр. 165

38-41

Проверяем себя.

4

Уроки закрепления и применения знаний, умений и навыков.

Закрепление изученного, повторение пройденного, проверка усвоения основных понятий и универсальных учебных действий.

Знание памятки, изученных орфограмм.

Умение выполнять письмо с «окошками»; выделять буквенные орфограммы в слове; подбирать проверочные слова.

Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.

Самостоятельная работа.

Текущий контроль.

Словарная работа.

Упр. 169

Упр. 168

Упр. 170

42

Диктант.

1

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Проверка усвоения нового способа письма «с окошками».

Знание изученных орфограмм.

Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте, применять приём письма «с окошками».

Применять полученные знания.

Диктант.

43

Работа над ошибками.

1

Комбинированный урок.

Корректировка работы, определение видов орфограмм.

Знание правил выполнения работы над ошибками.

Умение определять виды орфограмм; подбирать проверочные слова.

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности.

44

Научим друг друга.

1

Урок применения знаний, умений и навыков.

Составление рецептов. Применение детьми полученных знаний на практике в письменной речи.

Знание признаков деловой речи, написания словарных слов на темы: «Овощи», «Фрукты», «Приготовление пищи».

Умение создавать несложные монологические тексты на доступные темы в деловом стиле; составлять текст по опорным словам; правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы.

Анализировать записи, определять цель их создания. Получать информацию из учебника о названии записей (рецепт), их строении и правилах оформления при письме. Конструировать рецепты из готовых элементов, телеграммы из предложений.

Творческая работа «Составляем рецепты».

Упр. 173 (написать рецепты на листочках)

45

Попробуем сочинять загадки.

1

Урок применения знаний, умений и навыков.

Сочинение загадок. Применение детьми полученных знаний на практике в письменной речи.

Умение создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания; составлять текст по опорным словам.

Анализировать записи, определять цель их создания. Получать информацию из учебника о названии записей (загадка), их строении и правилах оформления при письме. Сочинять загадки.

Творческая работа «Сочиняем загадки».

Упр. 178

Раздел III

Выражаем мысли и чувства (Понятие о предложении) (12 часов)

46-48

Как мы строим предложения?

3

Комбинированные уроки.

Знакомство с признаками предложения.

Формирование умения распознавать предложения по этим признакам и оформлять их в письменной речи. Знакомство с построением предложений. Предупреждение ошибок, связанных с нарушением границ предложения.

Знание понятия «предложение», его признаков; типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Умение анализировать и кратко характеризовать предложение; отличать предложение от набора слов.

Анализировать записи, определять цель их создания. Получать информацию из учебника.

Словарный диктант.

Текущий контроль.

Упр. 187

1 в - упр.193

2 в- упр.194

Упр. 201

49-51

Какие бывают предложения?

3

Комбинированные уроки.

Знакомство с классификацией предложений по двум основаниям и характеристикой каждого предложение по двум параметрам. Формирование умения более осознанно использовать предложения разных видов в своей речи, вслушиваться в интонацию, задумываться о предмете речи.

Знание видов предложений по цели высказывания и по интонации (эмоциональной окраске): повествовательное, вопросительное, побудительное.

Умение анализировать и кратко характеризовать предложение; определять вид предложения по цели высказывания; владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка).

Строить и анализировать предложения, соблюдать правила культуры общения.

Выборочный диктант.

Текущий контроль.

Упр. 206

Выписать из книги предложения изученных видов


52

Как спросишь - так и отвечу.

1

Урок закрепления знаний, умений и навыков.

Закрепление новых знаний и формируемых умений. Обсуждение вопросов содержания и культуры ведения устных разговоров, в том числе и телефонных.

Знание правил построения вопросительных предложений и точного ответа на них.

Умение строить вопросительные предложения; давать точный ответ на вопросительные предложения; анализировать и кратко характеризовать предложение; определять виды предложений.

Строить и анализировать предложения, соблюдать правила культуры общения. Строить диалоги и инсценировать их.

Текущий контроль.

Упр. 220

53

Отвечаем на вопрос «Почему?»

1

Урок изучения нового материала.

Знакомство с вариантами построения ответов на вопрос «Почему?», с их верным оформлением. Закрепление написания изученных слов с непроверяемыми орфограммами, составление с ними предложений различных видов.

Знание правил построения ответов на вопрос «почему?».

Умение отвечать на вопрос «почему?».

Обсуждать правила письменного и устного общения, способы проявления вежливости.

Фронтальный опрос.

Придумать и записать вопрос со словом «почему?»

54-56

Предлагаем, просим, желаем.

3

Комбинированные уроки.

Обсуждение побудительных предложений. Разграничение их в зависимости от того, что они выражают: просьбу, требование, совет, предложение, пожелание; а также наблюдение над некоторыми языковыми различиями, над особенностями интонации.

Знание признаков побудительных предложений со значением просьбы, совета, требования.

Умение составлять побудительные предложения.

Соотносить средства языка (слова) со структурными частями: обращением, приветствием, пожеланием, просьбой. Писать свои предложения, просьбы, пожелания; выбирать обращения, пожелания и другие средства языка с учётом адресата речи. Использовать освоенные речевые жанры в практике общения.

Словарная работа.

Текущий контроль.

Упр.228

Упр. 232

57

Контрольное списывание.

1

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Проверка усвоения универсальных учебных действий.

Знание правил списывания печатного текста.

Умение без ошибок списывать несложный текст каллиграфически правильным почерком.

Применять полученные знания.

Контрольное списывание.

Раздел IV

Хочу сказать больше (Понятие о тексте) (12 часов)

58

А если одного предложения мало?

1

Урок изучения нового материала.

Знакомство с главными признаками текста. Введение понятия и сообщение термина.

Знание понятия «текст», признаков текста, типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Умение отличать письменную речь от устной; различать отдельные предложения и текст; анализировать и кратко характеризовать предложение, текст.

Участвовать в обсуждении «мнения» персонажа, высказывать свою точку зрения. Регулировать свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного. Оценивать свои действия.

Фронтальный опрос.

Упр. 239

59

Как в детской пирамидке.

1

Комбинированный урок.

Введение понятий: тема и основная мысль. Научиться пользоваться ими при обдумывании содержания текста и его озаглавливании.

Знание основных единиц текста: тема и основная мысль.

Умение определять основную мысль текста; анализировать и кратко характеризовать предложение, текст; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Составлять текст с опорой на картинку или группу слов. Обмениваться мнениями с одноклассниками. Оценивать свои действия.

Словарная работа.

Упр. 246

60

Как сделать текст хорошим?

1

Комбинированный урок.

Обсуждение взаимосвязи заголовка текста и его темы и (или) главной мысли, а также заглавия и каждого из предложений текста. Выявление требований к хорошему тексту и обучение редактированию содержания связных высказываний.

Знание требований к хорошему тексту.

Умение составлять текст по плану и опорным словам; анализировать и кратко характеризовать предложение.

Анализировать записи, определять цель их создания. Получать информацию из учебника. Конструировать текст, редактировать его.

Письмо с комментированием.

Упр.252

61-62

От слов к тексту.

2

Комбинированные уроки.

Уточнение содержания и порядка процесса обдумывания текста при его создании. Привлечение внимания к строению текста, к роли первого и последнего предложений.

Знание памятки по составлению текста.

Умение пользоваться памятками; составлять текст по плану и опорным словам; работать с деформированным текстом; называть признаки текста; создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания.

Писать свои тексты на заданную тему по опорному плану. Редактировать деформированный текст.

Самостоятельная работа.

Текущий контроль.

Упр. 257

63-65

Составляем и пишем диктанты.

3

Уроки закрепления и применения знаний, умений и навыков.

Закрепление приобретённых знаний о тексте. Обучение составлению текста. Тренировка в нахождении орфограмм, в решении некоторых орфографических задач и выделении тех, которые дети пока ещё решать не умеют.

Знание признаков текста, отличий письменной речи от устной, типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Умение анализировать и кратко характеризовать предложение, текст.

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности, преодолевать их, осознавать своё отношение к урокам русского языка.

Творческая работа «Составляем и пишем диктанты».

Упр. 261

Упр. 263

66-67

Учимся письменному пересказу.

2

Уроки формирования умений и навыков.

Познакомиться с новым видом работы, раскрыть его сущность и назначение, показать значимость умения хорошо пересказывать текст и начать целенаправленное формирование этого умения, а вместе с ним и всего комплекса речевых умений.

Знание памяток по составлению и редактированию текста.

Умение составлять рассказы на основе прочитанного.

Планировать решение задачи письма. Обобщать правила русской графики; создавать с помощью модели и ключевых слов письменные монологические высказывания.

Творческий пересказ.

Упр. 266

Упр. 269

68-69

Рассказываем сами и обобщаем.

2

Уроки применения знаний, умений и навыков.

Подготовка к письменному рассказу о книге. Написание творческих сочинений с опорой на текст.

Знание памяток по составлению и редактированию текста.

Умение составлять рассказы на основе прочитанного; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Планировать решение задачи письма. Обобщать правила русской графики; создавать с помощью модели и ключевых слов письменные монологические высказывания.

Творческая работа «Сочиняем сказку».

Упр.272


Раздел V

Размышляем о словах (Знакомство с родственными словами и корнем) (10 часов)

70-71

Что в слове главное?

1

Комбинированные уроки.

Выявление того, что в слове является самым главным.

Умение восстанавливать и записывать деформированный текст; анализировать и кратко характеризовать предложение; определять значение слова, обращаться за толкованием слова к толковому словарю.

Анализировать предложения, выявлять причины их неясности. Читать вопрос-заголовок, ставить задачи урока.

Словарный диктант.

Упр. 280

72-74

Собираем родственников.

3

Комбинированные уроки.

Уточнение опознавательных признаков родственных слов и отработка действий по их выявлению. Знакомство со способом нахождения в слове корня. Обсуждение единого написания корней в родственных словах.

Умение находить, подбирать однокоренные слова; находить корень в слове.

Делать вывод о наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Анализировать значения слов, ставить вопросы к словам, классифицировать их.

Фронтальный опрос.

Текущий контроль.

Упр. 287

Упр. 293

75

Диктант.

1

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Проверка усвоения нового способа письма «с окошками», универсальных учебных действий.

Знание изученных орфограмм.

Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте, применять приём письма «с окошками».

Применять полученные знания.

Диктант.

76

Работа над ошибками.

1

Комбинированный урок.

Корректировка работы, определение видов орфограмм.

Знание правила выполнения работы над ошибками.

Умение определять виды орфограмм; подбирать проверочные слова.

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности.

Упр. 298

77-79

Скоро Новый год!

3

Комбинированные уроки.

Наблюдение за изменениями слов. Введение понятия «окончание», выявление его функции.

Умение писать поздравление к Новому году; владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (поздравительная
открытка).

Анализировать слова, выбирать написание. Читать сообщения, находить нужные сведения. Отвечать на вопросы персонажей, аргументировать ответы.

Текущий контроль. Словарная работа.

Упр. 304

Подготовить новогоднюю открытку однокласснику

Раздел VI

Продолжаем размышлять о словах (Знакомство с изменениями слов, с окончанием) (8 часов)

80-82

Вспомним и узнаем новое.

3

Комбинированные уроки.

Обмен впечатлениями о прошедших каникулах и написание небольших воспоминаний. Введение термина «однокоренные слова», выявление их отличия от изменений одного и того же слова.

Знание понятий: «однокоренные слова», «корень».

Умение составлять текст по плану и опорным словам; создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике; находить однокоренные слова, корень в слове.

Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.

Словарная работа. Фронтальный опрос.

Упр. 310

Упр. 316

83-85

Наблюдаем за изменениями слов.

3

Комбинированные уроки.

Приобретение и накопление некоторого опыта осознанного изменения слов разных частей речи. Знакомство с изменением названий предметов по числам, по падежам (без терминов).

Умение находить однокоренные слова, выделять в них корень; находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю); изменять слова по числам и по «командам» вопросов; доказывать родственность слов; объяснять значение слова.

Делать вывод о наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Наблюдать за изменением слов, анализировать их значения, ставить вопросы к словам, классифицировать их.

Текущий контроль.

Тест.

Упр. 322

Упр. 334

Упр. 339

86

Чему учиться дальше?

1

Урок формирования умений и навыков.

Обучение решению орфографических задач на основе знания о единообразном написании корней в родственных словах и формах одного слова.

Знание изученных орфографических правил.

Умение решать орфографические задачи; подбирать проверочные слова для названий предметов.

Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений. Оценивать свои действия.

Фронтальный опрос.

Упр. 345

87

Контрольное списывание.

1

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Проверка усвоения универсальных учебных действий.

Знание правил списывания печатного текста.

Умение без ошибок списывать несложный текст каллиграфически правильным почерком.

Применять полученные знания.

Контрольное списывание.


Раздел VII

Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова (46 часов)


88

Слова-подсказки - какие они?

1

Комбинированный урок.

Раскрытие сущности понятия «проверочное слово» и знакомство с общими способами поиска таких слов для корневых безударных гласных и парных по глухости и звонкости согласных в словах-названиях.

Знание понятий: «проверочное» и «проверяемое» слово; изученных орфограмм.

Умение анализировать и кратко характеризовать «проверочное» и «проверяемое» слово; подбирать проверочные слова.

Анализировать слова, давать их характеристику. Осуществлять поиск информации. Вступать в беседу, аргументировать своё мнение.

Фронтальный опрос.

Упр. 354

89-93

Подбираем проверочные слова для названий предметов.

5

Комбинированные уроки.

Поиск и получение ответа на вопрос: как искать проверочные слова для корня; а также освоение соответствующих операций. Предъявление нескольких способов проверки слов, называющих предметы: изменение проверочного слова по числам и по падежам.

Знание способов подбора проверочных слов для названий предметов.

Умение видеть «опасные места» в словах; подбирать проверочное слово; находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю).

Различать правильные и неправильные написания, проверять написанное, а также контролировать ход рассуждения персонажа (другого ученика), находить и исправлять ошибки.

Выборочный диктант.

Текущий контроль.

Фронтальный опрос.

Упр.359

Упр. 365

Упр.369

Упр. 372

94-95

От значения слова к правильной букве.

2

Комбинированные уроки.

Формирование привычки задумываться над значением слова, которое употребляешь. Работа над повышением общей культуры речи и грамотности.

Знание понятий: «этимология слова» и «лексическое значение слова».

Умение объяснять лексическое значение слова как способ проверки; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Формулировать способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи письма.

Словарная работа.

Упр. 378

96-98

Как узнать буквы корня в названиях действий?

3

Комбинированные уроки.

Повторение способа «объясни значение слова с помощью однокоренного слова». Закрепление правописания глаголов. Обсуждение различных способов проверки глаголов.

Знание изученных орфограмм и способов подбора проверочных слов для названий предметов.

Умение использовать способы подбора проверочных слов для названий предметов; образовывать однокоренные слова.

Слушать (читать) информацию для поиска способа разрешения противоречия; осознавать приобретённую информацию как способ решения задачи.

Текущий контроль.

Письмо с комментированием.

Упр. 389

Упр.392

99

Диктант.

1

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Проверка усвоения нового способа письма «с окошками», усвоения универсальных учебных действий.

Знание изученных орфограмм.

Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте, применять приём письма «с окошками».

Применять полученные знания.

Диктант.

100

Работа над ошибками.

1

Комбинированный урок.

Корректировка работы, определение видов орфограмм.

Знание правил выполнения работы над ошибками.

Умение определять виды орфограмм; подбирать проверочные слова.

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности.

Упр. 401

101-102

Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов.

2

Комбинированные уроки.

Обсуждение различных способов проверки буквы в корне. Тренировка выполнения практического задания.

Знание изученных орфограмм и способов подбора проверочных слов для названий предметов.

Умение использовать способы подбора проверочных слов для названий предметов; образовывать однокоренные слова.

Слушать (читать) информацию для поиска способа разрешения противоречия; осознавать приобретённую информацию как способ решения задачи.

Письмо с комментированием.

Упр 405

103

Снова о значении слова.

1

Урок формирования умений и навыков.

Закрепление различных способов проверки буквы в корне. Тренировка выполнения практического задания.

Знание понятий: «этимология слова» и «лексическое значение слова».

Умение объяснять лексическое значение слова; анализировать и кратко характеризовать звуки речи.

Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.

Словарный диктант.

Упр.406

104-107

Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова.

4

Комбинированные уроки.

Уточнение способов решения орфографических задач в корне слова. Повторение известных правил. Тренировка орфографической зоркости.

Знание опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня, изученных орфограмм в корне.

Умение подбирать проверочные слова; отличать проверочные и проверяемые слова; отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Сравнивать естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленять неверно обозначенный звук, объяснять ошибку. Формулировать (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи письма.

Словарная работа.

Текущий контроль.

Упр. 410

Упр. 417

Упр. 422

108-112

Обобщаем и стараемся писать без ошибок.

5

Комбинированные уроки.

Обобщение изученного материала, составление предложений, поиск орфографических задач и путей их решения.

Знание понятия «орфографическое правило», способа действия при выборе букв безударных гласных и парных по звонкости, глухости согласных в корне.

Умение пользоваться орфографическим правилом; подбирать проверочные слова.

Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.

Самостоятельная работа.

Текущий контроль.

Выписать 5 слов из словаря

Упр. 423

Упр. 426

Упр. 429

113-116

Буква на месте звука, которого нет.

4

Комбинированные уроки.

Привлечение внимания детей к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами определённых сочетаний звуков. Осознание этих сочетаний как опознавательных признаков ещё одной орфограммы корня. Знакомство с решением новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки корней и помощь при запоминании непроверяемых написаний.

Знание правописания сочетаний [сн'], [сн], правописания сочетаний [зн'], [зн], [ств'], [нц], [рц], [сн'], [сн].

Умение выявлять орфографические задачи на месте сочетаний [сн'], [сн] и определять способы их решения; выявлять орфографические задачи на месте сочетаний [зн'], [зн], [ств'], [нц], [рц], [сн'], [сн], определять способы их решения; соблюдать орфоэпические нормы.

Выбирать буквы для «опасных» сочетаний звуков. «Переводить» звуковые записи слов в буквенные, анализировать и классифицировать слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой.

Текущий контроль. Словарная работа.

Упр. 441

Упр. 446

Упр. 449



117-118

Когда командует словарь.

2

Комбинированные уроки.

Освоение понятия «непроверяемая орфограмма». Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний.

Знание понятия «непроверяемые орфограммы», правил работы с орфографическим словарем.

Умение писать словарные слова; находить способ проверки написания слова.

Участвовать в обсуждении «мнения» персонажа, высказывать свою точку зрения. Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие «опасности письма», обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов.

Словарная работа.

Упр. 455

119-121

Звук один, а буквы две.

3

Комбинированные уроки.

Накопление опыта пользования орфографическим словарём, закрепление уже известных «словарных слов» и изучение новых (с удвоенными согласными).

Знание правописания слов с удвоенными согласными в корне слова.

Умение писать слова с удвоенными согласными в корне слова; находить способ проверки написания слова.

Анализировать слова с точки зрения их этимологии. Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие «опасности письма», обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов.

Выборочный диктант. Текущий контроль.

Упр. 463, 464

Упр.471



122-123

Подведём итоги.

2

Комбинированные уроки.

Закрепление различных орфографических умений. Применение детьми приобретённых орфографических умений. Формирование их письменной речи как формы речевой деятельности.

Знание написания словарных слов, правил работы с орфографическим словарем.

Умение разграничивать проверяемые и непроверяемые написания; писать словарные слова; находить способ проверки написания слова.

Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.

Фронтальный опрос.

Выписать на карточки из орфогр. словаря слова на тему «Посуда»

124

Диктант.

1

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Выявление всего комплекса орфографических умений: обнаруживать орфограммы; находить те, которые в корне, а среди них - проверяемые; применять известные правила; верно писать изученные «словарные слова»; осуществлять проверку написанного.

Знание изученных орфограмм.

Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте, применять приём письма «с окошками».

Применять полученные знания.

Диктант.

125

Работа над ошибками.

1

Комбинированный урок.

Корректировка работы, определение видов орфограмм.

Знание правил выполнения работы над ошибками.

Умение определять виды орфограмм; подбирать проверочные слова.

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности.

Упр. 477

126-133

Сочиняем, пересказываем, рассказываем.

8

Уроки формирования умений и навыков.

Формирование различных умений связной речи на текстах весенней тематики; мини-изложения.

Знание признаков текста и предложения, типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Умение создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике; владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (поздравление).

Анализировать записи, определять цель их создания. Получать информацию из учебника о названии записей (поздравление, пожелание), их строении и правилах оформления при письме. Соотносить средства языка (слова) со структурными частями: обращением, приветствием, прощанием.

Текущий контроль.

Творческая работа «Словесные зарисовки».

«Сочиняем, рассказываем, пересказываем».

Упр. 485

Упр. 487

Упр. 490

Упр. 492

Упр. 496

Раздел VIII

Как устроены слова? (Продолжение знакомства с составом слова) (29 часов)

134-135

Что я знаю о словах?

2

Уроки формирования умений и навыков.

Повторение и систематизация изученного. Обсуждение понятий: «корень слова», «окончание». Уточнение опознавательных признаков данных понятий и способов действия для их выявления.

Знание понятий: «родственные» и «однокоренные слова»; алгоритма выделения корня в слове.

Умение выделять значимые части слова, корень слова по алгоритму.

Получать информацию из учебника. Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.

Словарный диктант.

Упр. 502

Упр. 508

136

Знакомься: другие части слов!

1

Урок изучения нового материала.

Введение терминов «приставка» и «суффикс». Наблюдение за ролью приставок и суффиксов, осознание этих понятий.

Знание понятий: «приставка», «суффикс».

Умение выделять приставку и суффикс в слове; называть признаки приставки и суффикса.

Участвовать в обсуждении «мнения» персонажа, высказывать свою точку зрения. Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие орфограммы, обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов.

Фронтальный опрос.

Упр. 514

137

Словесный конструктор.

1

Комбинированные уроки.

Поиск и систематизация морфем русского языка, которые активно используются в речевой практике. Понимание и усвоение их значений и написаний. Тренировка в осознанном и правильном их употреблении.

Знание значения, употребления и написания приставок.

Умение выделять приставки в слове.

Конструировать слова из заданных частей, обосновывать свой выбор. Оценивать свои достижения и трудности.

Текущий контроль. Самостоятельная работа.

Упр. 520

138-140

Разграничение приставок и предлогов

3

Упр. 525

Упр. 530

Упр. 531

141

Контрольное списывание.

1

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Проверка усвоения универсальных учебных действий.

Знание правил списывания печатного текста.

Умение без ошибок списывать несложный текст каллиграфически правильным почерком.

Применять полученные знания.

Контрольное списывание.

142-144

Как узнать строение слова?

3

Комбинированные уроки.

Освоение способа действия при разборе слова по составу. Расширение знаний учащихся о правилах переноса.

Знание значения, употребления суффиксов и приставок, алгоритма выделения частей слова.

Получать информацию из учебника. Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.

Фронтальный опрос. Выборочный диктант.

Упр. 537

Упр. 542

Выписать 5 словарных слов и образовать от них однокоренные

145-146

Новое об известных опасностях письма.

2

Комбинированные уроки.

Обсуждение вопроса об удвоенных согласных на границе морфем. Закрепление правил написания корней.

Знание правил написания удвоенных согласных на границе частей слова.

Умение правильно писать двойные согласные на границе частей слова.

Получать информацию из учебника. Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.

Выборочный диктант.

Упр.551

147-149

Ь или Ъ?

3

Комбинированные уроки.

Решение орфографической задачи: как выбрать нужный из двух разделительных знаков? Выявление условий употребления ь и ъ.

Знание орфограмм написания разделительных ъ и ь.

Умение употреблять разделительные ь и ъ.

Сравнивать условия употребления ь и ъ, аргументировать свою точку зрения.

Словарная работа.

Упр. 556

Упр.563

150-153

Повторяем, готовимся к диктанту.

4

Комбинированные уроки.

Совершенствование умений, закрепление универсальных учебных действий.

Знание изученных орфограмм.

Умение правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями в корне; находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю).

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности; осознавать своё отношение к урокам русского языка.

Текущий контроль. Письмо с комментированием. Словарный диктант.

Упр 565

Упр. 570

Упр.571

154

Диктант.

1

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Проверка фонетико-графических и орфографических умений: разграничивать понятия звук и буква, выполнять звуко-буквенный разбор; обнаруживать орфограммы, выделять те, к которым могут быть применены правила, применять их, а также верно писать изученные «словарные слова»; осуществлять проверку написанного.

Знание изученных орфограмм.

Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте, применять приём письма «с окошками».

Применять полученные знания.

Итоговый диктант.

155

Работа над ошибками.

1

Комбинированный урок.

Корректировка работы, определение видов орфограмм.

Знание правил выполнения работы над ошибками.

Умение определять виды орфограмм; подбирать проверочные слова.

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности.

Упр. 573

156-157

Теперь я знаю и умею…

2

Комбинированные уроки.

Повторение, систематизация и обобщение пройденного материала.

Знание изученных орфограмм.

Умение видеть «опасные места» в слове; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями в корне; находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю).

Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.

Письмо с комментированием.

Упр. 574

Упр. 577

158-159

Как сказать лучше?

2

Комбинированные уроки.

Обучение детей точности и выразительности речи, выбору лучшего слова на основе приёма лингвистического эксперимента.

Знание способов выбора более точного проверочного слова.

Умение выбирать более точное проверочное слово; правильно писать слова на изученные орфограммы.

Анализировать записи, определять цель их создания. Получать информацию из учебника. Корректировать заведомо искажённые авторские тексты.

Словарная работа.

Упр. 582

Словарь

160

Проверочная работа.

1

Урок проверки знаний.

Анализ «чужих» работ, подготовка учеников к более осознанному созданию собственных высказываний.

Умение видеть «опасные места» в слове; правильно писать
слова с проверяемыми
и непроверяемыми написаниями в корне.

Применять полученные знания.

Самостоятельная работа.

161-162

Я размышляю о словах своего языка.

2

Уроки применения знаний, умений и навыков.

Создание условий для вызова интереса к родному слову, желание наблюдать за речью. Использование на практике знаний, которые получили учащиеся.

Знание значения, строения и происхождения слов.

Умение анализировать и кратко характеризовать значение слова; выделять приставку, суффикс, корень в слове; выполнять словообразовательный разбор; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности; осознавать своё отношение к урокам русского языка.

Текущий контроль.

Упр. 587

163-170

Резерв.

8


Материально-техническое обеспечение программы


Специфическое оборудование:

  1. алфавит;
  2. таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);
  3. наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
  4. классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  5. интерактивная доска;
  6. наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
  7. настольные развивающие игры;
  8. аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
  9. слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Электронно-программное обеспечение:
  1. компьютер;
  2. презентационное оборудование;
  3. выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);
  4. целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;
  5. цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: school-collection.edu.ru/).

25

© 2010-2022