Эссе. Новые образовательные стандарты. Что изменилось?

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭССЕ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
Подважук Антонина Станиславовна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия №3» г. Белгорода, e-mail: [email protected] За плечами три десятка лет работы в образовании. Что произошло за это время, что изменилось? Во-первых, изменилось наше общество, и вместе с тем необходимы новые подходы к процессу обучения и воспитания. В главный документ Закон Российской Федерации «Об Образовании» систематически вносятся изменения и дополнения. Во-вторых, вырос спрос на образование - всё больше желающих получить образования. В первый класс приходят 80% читающих детей. Появилось много учебно-методических комплектов, а вместе с тем необходимость изменить подход к преподаванию изучаемого материала; изменить требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: а) воспитание и развитие качеств личности; б) ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. в) учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; г) обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; д) разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); Системно - деятельностный подход - основа стандартов начального общего образования нового поколения. Что даёт системно - деятельностный подход? Он нацелен на развитие личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как урок является основной формой организации обучения, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно - деятельностного подхода. Так, что же такое деятельность? Это один из принципов обучения. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником. Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Чем отличается традиционный урок от современного урока? Традиционный урок. Определение темы урока. Учитель сообщает учащимся. Сообщение целей и задач. Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться. Планирование. Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. Практическая деятельность учащихся. Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Осуществление контроля. Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Осуществление коррекции. Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Оценивание учащихся. Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Итог урока. Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Домашнее задание. Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех) Урок современного типа Определение темы урока. Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач. Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование. Планирование учащимися способов достижения намеченной цели. Практическая деятельность учащихся. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля. Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся. Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока. Проводится рефлексия. Домашнее задание. Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Технология обучения построена на целенаправленном использовании: моделирующей деятельности, поисковой деятельности, темп обучения. Моделирующая деятельность - ребёнок учится не глазами и ушами, а руками. Это главная закономерность технологии УМК «Начальная школа 21 века». Уход от репродуктивного обучения (сначала правило, а потом натаскивание на применение этого правила). Ребёнок все возможные действия осуществляет путём моделирования. На этом построены все предметы - и математика, и русский язык, и окружающий мир. Поисковая деятельность - в программах резко снижено значение готового образца, определяющего всю деятельность школьника. Так как необходимо учитывать, что ребёнок - это личность, и навязывать ему ничего нельзя. Он должен всё принять. А принять он может только в поисковой деятельности.
Под руководством учителя ученик выстраивает алгоритм решения учебной задачи. Это формирует способ действия, понимание учебных операций, учебных действий, а это даёт возможность расширить содержание образования. Темп обучения - методики обучения состоят в том, что дети младшего школьного возраста отличаются не уровнем развития, а темпом обучаемости. Важно уйти от традиционного понимания дифференцированного обучения, где сильному ребёнку дают больше (не другое, а больше), а слабому ребёнку дают меньше (а для того, чтобы он выполнял, начинают его натаскивать, но дают однотипные задания). Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид: 1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:1)актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо"); 2)создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу"); 3) устанавливаются тематические рамки ("могу"). 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.). 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. 5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. 8. Включение в систему знаний и повторение. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Почему формирование ведущей деятельности данного возрастного периода должно стать приоритетной целью образовательного процесса в начальной школе? На ступени начального общего образования должно быть осуществлено «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.











© 2010-2022