Проект: «Справка по адаптации первоклассников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Адаптированность - уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Первый этап- ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели. Второй этап- неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать. Третий этап- период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья. Социально-психологическая адаптация состоит из следующих составляющих: - усвоение школьных норм поведения - комунникативная успешность -эмоциональное благополучие - успешность учебной деятельности Исходя из этого, для определения уровня адаптации заполняется таблица, в которой отражены все составляющие: Ф.И Физиолог. компонент Деятельностный компонент Эмоциональный компонент Уровень адаптации Забол В период адапт Ур.физиол адапт Ур. Готовн.к школе Ур. Усвоен. Прогр. проблемы Отнош.к себе Онош.к учению Отнош.к Учит. Отнош.к однокл мотивац

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую. При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника. Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей. Первая группадетей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации. Вторая группадетей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация. Третья группа- дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Этотяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении - ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение - сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе. Наша школа не исключение, мы так же пытались разобраться насколько готовы учащиеся первых классов к обучению в школе. Были проведены следующие диагностики: 1). «Готовность учащихся первых классов к обучению в школе»; 2). «Мотивационная анкета» - цель: выявить отношение детей к школе, учителю, одноклассникам. 3). Анкетирование родителей «Изучение социально - психологической адаптации». 4). Анкетирование классных руководителей работающих в 1 - х классах опросник «Дезадоптация» Л.М. Ковалёвой. СПРАВКА по результатам обследования «Готовности учащихся первого класса к обучению в школе» Цель: изучить уровень готовности учащихся 1-х классов к обучению в школе. Результаты диагностического обследования: Высокий уровеньСредний уровеньнизкий уровеньОчень низкий уровень2145110%6322%5%По результатам определения уровня мотивации

ВысокийСнижен уровень18482%18% По результатам диагностического обследования были выделены три группы учеников: · 1-я группа -в эту группу входят 5 учащихся. Это хорошо адаптированные учащиеся, то есть они легко включились в школьную жизнь. Эти первоклассники в основном из благополучных семей, где родители уделяют достаточно внимания их развитию, беседуют о школе, формируя положительную мотивацию к обучению. Они хорошо подготовлены к школе, обладают широким кругом познавательных интересов, легко вступают в коммуникативные отношения с учителем и сверстниками, с удовольствием отвечают на уроках. Такие качества с первых же дней учебы позволило им ощутить свои успехи, что ещё больше повысило учебную мотивацию.

· 2-я группа - в эту группу входят 15 учеников, что соответствует средней степени адаптации. Они отличаются неравномерностью развития, то есть при достаточно высоких показателях развития мышления страдает произвольность поведения. Эти ученики инфантильны (сохранение у человека физических или психических черт детского возраста), на уроках часто отвлекаются, поэтому не успевают вовремя выполнить задание или правильно ответить, требуют к себе постоянного внимания со стороны учителя, почти все делают после неоднократного персонального обращения. В эту группу также попали первоклассники, которые не посещали до школы детский сад. Они тяжело привыкают к новому окружению, режиму, требованиям. Учитель должен стараться быть к этим детям максимально доброжелательным, тактичным. В эту группу также входят ученики с плохим развитием мелкой моторики рук. Классным руководителям рекомендовано проводить пальчиковую гимнастику, массаж пальцев и рук, заниматься лепкой, штриховкой и т.д.

3-я группа - «группа риска», в ней 2 человека, у которых наблюдаются множественные нарушения в различных сочетаниях. Особенно характерно следующее сочетание факторов: · Недостаточная произвольность психических функций; · Гиперкинестический синдром, чрезмерная расторможенность; · Низкая мотивация; · Низкая интеллектуальная деятельность. . Это учащиеся нуждаются в консультации психоневролога; в индивидуальных коррекционно - развивающих занятиях с педагогом - психологом.

© 2010-2022