Сборник «Упражнений на основе этимологических сведений»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сборник

«Упражнений

на основе этимологических сведений»


Составитель Сечень Анна Викторовна, учитель начальных классов











2015г.

Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Рецептивные упражнения…………………………………………………….…..3 Аналитические упражнения………………………………………………….…..8 Творческие упражнения…………………………………………………………10






































Введение Упражнения был нацелены на отработку навыков сознательного и правильного написания изученных на основе этимологического анализа словарных слов. В сборнике предложены следующие виды упражнений: рецептивные, аналитические и творческие.

Рецептивные упражнения Рецептивные упражнения способствовали формированию у младших школьников умений быстро и безошибочно находить в тексте изученные словарные слова и развитию орфографической зоркости. Покажем это на примере следующих упражнений. ● Прочитай стихотворение. Найди в нем название дней недели, выпиши их и подчеркни орфограммы. Семь дней недели Жаль, всего семь дней в неделе - Дел навалом у Емели: В понедельник на печи Протирает кирпичи. Не скучает и во вторник - Он плетёт слону намордник. Языком молотит в среду И баклуши бьёт соседу. После дождичка в четверг Он пускает фейерверк. Пятница - тяжёлый день: Тень наводит на плетень. И суббота не суббота: У него на мух охота. Но седьмой настанет день - Сдвинет шапку набекрень… Потому что воскресенье - Это праздник и веселье: И, улёгшись на печи, Ест Емеля калачи! В общем, трудно жить Емеле… Было б восемь дней в неделе - Вот тогда бы он успел Сделать много важных дел! (А. Усачёв) ● Прочитай предложения. Найди слово, которое встречается во всех предложениях, выпиши его и подчеркни орфограмму. 1. Весь мой багаж составлял маленький чемоданчик. 2. Мы сдали вещи в багаж. 3. На вокзалах устроены камеры хранения ручного багажа. 4. Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, корзинку, картину, картонку и маленькую собачонку. ● Прочитай стихотворение. Найди в нем словарные слова, выпиши их и подчеркни орфограммы. Мы сегодня в лес пойдём, Грибы, ягоды найдём, Наберём мы там черники И душистой земляники. ● Прочитай пословицы. Выпиши слово, которое встречается во всех пословицах, подчеркни в нем орфограмму. 1. В хозяйстве и веревочка пригодится. 2. В большом хозяйстве и малое сгодится. 3. Не хозяин, кто своего хозяйства не знает. ● Прочитай стихотворение. Найди в нем словарные слова, выпиши их и подчеркни орфограммы. Медведь и малина В дремучем лесу медведь косолапый Малину срывал огромными лапами. Облизывал лапы, причмокивал он, По лесу решил прогуляться потом. Пока он гулял, аппетит одолел. Вернуться к малинке медведь захотел. Какая же вкусная эта малина! Медведю ведь тоже нужны витамины. ● Прочитай рассказ. Найди в нем словарные слова, выпиши их и подчеркни орфограммы. Около деревни протекает тихая речка. На берегах речки растут березы, ива, ольха. Деревья подступили близко к воде и смотрят в неё, как в зеркало. Далеко от деревни берег совсем низкий. Там заливные луга. ● Прочитай рассказ. Найди в нем словарные слова, выпиши их и подчеркни орфограммы.

На даче У нас на даче возле забора вырос большой лопух. Осенью бабушка взяла лопату и выкопала его корни, высушила их. А зимой она заваривала эти корешки, и мы использовали этот отвар для полоскания волос. Бабушка рассказала, что этим отваром можно укрепить волосы. ● Прочитай стихотворение. Найди в нем словарные слова, выпиши их и подчеркни орфограммы.

Язык

Месяц праздничный январь

Открывает календарь.

Видит, красная рябина

Под снежком согнула спину.

А под нею, улыбаясь,

Проскакал вприпрыжку заяц

И привел с собой внучат,

Десять маленьких зайчат.

Сказки зимние таит,

Словно памятник стоит.

Хоть ты ростом невелик,

Русский выучи язык.

Ошибиться тут нельзя

Здесь семь слов, все с буквой «я». ● Прочитай стихотворение. Найди в нем словарные слова, выпиши их и подчеркни орфограммы.

Гараж

Автобус, аллея, асфальт и трава.

В «опасные» снова играем слова.

Аптека, базар, магазин и народ,

Калитка, квартира, забор и завод,

Рабочий, работа, газета, багаж.

Приехали снова мы с папой в гараж.

Машина, вагон, пассажир и трамвай -

Как пишутся не забывай! ● Прочитай рассказ. Найди в нем словарные слова, выпиши их и подчеркни орфограммы.

Вокзал Вокзал - это городские ворота. Если город небольшой, в нём один-два вокзала. Есть города, где вокзалов много. На вокзалах устроены специальные камеры хранения ручного багажа - специальные склады, где пассажиры могут оставить на время свои вещи. Послать телеграмму можно с вокзальной почты, купить газету - в вокзальном ларьке. На вокзале есть медицинский пункт, где хранятся лекарства и дежурит врач. ● Прочитай рассказ. Найди в нем словарные слова, выпиши их и подчеркни орфограммы.

Трезор Мальчики играли в хоккей. Дима был вратарём. Его собака Трезор сидела около ворот. Вдруг в самый острый момент игры собака кинулась к шайбе. Она схватила её и помчалась к Диме. Дима не успел отнять шайбу. Так Трезор забил гол в свои ворота. ● Прочитай пословицы. Объясни, как ты их понимаешь. Найди в пословицах словарные слова, выпиши их и подчеркни орфограммы. Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. Вороне соколом не быть. Ничего не жди от индюка, который думает, что он орёл. Драчливый петух до смерти не доживёт. Приучить сороку - одна морока, а сорок сорок - сорок морок. Лучше синица в руках, чем утка под кроватью. ● Прочитай рассказ. Найди в нем словарные слова, выпиши их и подчеркни орфограммы.

На болоте Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да бух! - сорвался, и в снег, по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. Оказалось - целая стая куропаток живёт в снегу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюкву выкапывают. Поклюют - и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит? ● Прочитай и отгадай загадку. Найди в ней словарные слова, выпиши их и подчеркни орфограммы. Яростно река ревёт, И размывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришёл?

Аналитические упражнения Аналитические упражнения предполагали отработку у учащихся умений анализировать, определять, группировать, классифицировать, сравнивать и сопоставлять словарные слова. Приведем примеры подобных упражнений. ● Прочитай стихотворение. Запиши выделенные слова в тетрадь, подчеркни орфограммы и найди проверочные слова из текста. Петуха назвали «Петя» - Петь он любит на рассвете. А медведь, наоборот, Петь не любит, любит мед. ● Соедини словарные слова стрелочками со словами, которые являются для них этимологически проверочными. Петух бер (белый) Медведь мёд и ведать Победа петь Сегодня снег Береза по + беда Снегирь сего + дьня ● Выпиши словарные слова в тетрадь по алфавиту. Подчеркни орфограммы. Диван, песок, альбом, вагон, тетрадь, пальто, бетон. ● Запиши слова в два столбика: в первый с одной согласной, во второй с двумя согласными. Подчеркни орфограммы. Пе(р/рр)он, ко(р/рр)идор, ка(с/сс)а, тро(с/сс), те(р/рр)аса, ди(р/рр)ектор, ма(с/сс)а, матро(с/сс), те(р/рр)итория, кап(р/рр)он, шо(с/сс)е, термо(с/сс).

● Замени одним словом:

Комната для занятий в школе - …; человек, который едет на поезде или автобусе - …; дорога с рядами деревьев по сторонам - …; смотр готовности войск - …; человек, который подает билеты в кассах - …. ● Используя этимологический словарик, объясни написание данных слов: П..сок, л..пата, п..стух, с..рока, в..рона, коньки, в..робей, к..рова, с..ница, п..нал. ● Отгадай загадки. К отгадкам подбери этимологически проверочное слово и запиши их в словарик. а) - Кар-кар-кар! - кричит плутовка. Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы Очень любит эта птица! И она вам всем знакома, Как зовут её? … б) Золотое Горлышко Утром будит Солнышко. в) Кто без ног и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? … ● Найди к данным словам проверочное, используя этимологический словарь. Портной, портфель, деревня, песок, газета, столица, работа. ● Прочитай проверочные слова. Подбери словарные слова к проверочным по образцу. Образец: мал - малина, кара + даш - карандаш. Земля, газа, петь, стол, бер, снег, порт, беда, пес, спаси + бог, портер, дерево, мёд + ведать, раб. ● Объясни правописания слов. Деревня (от дерево = «место, очищенное от леса»). Лисица (от древнерусского лисый - «желтоватый» = «рыжая»). Капуста (от лат. капут - «голова» = «растущая кочаном»). ● Вспомни и запиши как можно больше слов, имеющих в своем составе исторический корень: а) -кол- (от коло) со значением «круг»; б) -кор- от кора; в) -лоп- в значении «лист». ● Докажи, пользуясь словарём, что данные слова имеют общий исторический корень. Абрикос и апрель, голубец и голубика, гончар и горшок, капитан и капуста, пшеница и пшено. ● Можно ли с помощью слов: Василий, Макар, Маргарита, Пётр, Роман объяснить правописание слов: василёк, макароны, маргаритка, петрушка, ромашка. Проверь по словарю. ● Объясни происхождение названий ягод. При затруднении используй этимологический словарь. Голубика, ежевика, костяника, крыжовник, малина, рябина, смородина, черника, шиповник. ● Вместо точек вставь названия животных.

  1. Голоден как … 5) Надут как …
  2. Хитёр как … 6) Болтлива как …
  3. Труслив как … 7) Грязный как …
  4. Упрям как …

Творческие упражнения Творческие упражнения обеспечили активизацию словарных слов, т.е. формирование умений правильно и уместно употреблять эти слова в собственных письменных высказываниях разных типов. Покажем это на примере следующих упражнений: ● Используя этимологический словарик, объясни написание данных слов: м... дведь, м...роз, л...пата, п...стух. Составь и запиши предложение с каждым словом. ● Напиши сочинение-миниатюру на тему «На вокзале», используя слова: багаж, вокзал, вагон, дежурный, пассажир, перрон, сигнал. ● Прочитай и отгадай загадки. Составь и запиши предложение с каждой отгадкой. 1) Говорят, что он тяжёлый, И не дружит с ним бездельник. На работу, в садик, в школу Отправляет … 2) Весь в заботах спозаранку, Нас напоит и накормит. Он вторым стоит по рангу. Ну, конечно, это… 3) В поездах, в цехах, в машинах. Этот день всегда в трудах. Он - недели середина, Ну, а попросту… 4) Этот - труженик умелый. Лень и праздность он отверг. Все спешит успеть доделать День по имени … 5) Притомившийся с полудня, День под горку катится. «Ох, устала! Отдохнуть бы!» - Размечталась … 6) В этот день нас ожидает: Лишь домашняя работа. Моет, чистит, прибирает День по имени … 7) Он - недели день последний, Он - всеобщий выходной, Хоть он зимний, хоть он летний, Он коротенький такой. ● Напиши сочинение-миниатюру на тему «Почему ягода малина так называется?» ● Придумай загадку про телефон, автомобиль, трамвай, поезд, самолет. ● Составь кроссворд, используя сведения об истории происхождения изученных словарных слов. ● Придумай сказку «Как маленькие кони превратились в коньки». ● Объясни правописание слов, учитывая их этимологию. Вчера, герой, деревня, лисица, капуста, заяц. Сочини рассказ, используя данные слова. ● В славянской мифологии сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух дома называют словом домовой. Украинский народный танец «гопак» получил свое название от поощрительного возгласа при прыжке «гоп!». Найди в этимологическом словаре интересные, с твоей точки зрения, истории о происхождении слова и напишите мини-сочинение на тему «Секрет названия». ● Прочитай стихотворение. С выделенными словами сочини свое стихотворение. Я - маленький карандашик. Исписал я сто бумажек. А когда я начинал, То с трудом влезал в пенал. Школьник пишет. И растёт! Ну а я - наоборот! ● Отгадай ребусы. С полученными словами составь и запиши предложения. Сборник «Упражнений на основе этимологических сведений»
Сборник «Упражнений на основе этимологических сведений»

Сборник «Упражнений на основе этимологических сведений» ● Собери слова из букв. К получившимся словам подбери пословицы. 1) р, о, к, о, т, ы; 2) о, г, я, н, д, е, с; 3) о, с, л, к, о, е; 4) к, р, о, с, о, а. ● Сочини продолжение стихотворения. Петуха спросили дети: Почему зовут вас Петей?... ● Напиши сочинение-миниатюру «На огороде», используя слова урожай, лопата, огурец, деревня, капуста, горох, ягода. ● Придумай задание для своего соседа по парте, при выполнении которого он закрепит написание слов акваланг, берег, корабль, песок, эскимо.

13

© 2010-2022