- Преподавателю
- Начальные классы
- Метапредметные результаты: работа с информацией. Диагностика метапредметных результатов
Метапредметные результаты: работа с информацией. Диагностика метапредметных результатов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Борисова Л.В. |
Дата | 22.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Метапредметные результаты: работа с информацией.
Диагностика метапредметных результатов. Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, и не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего школьника чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе учащихся заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение - это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и памяти, мыслей и чувств. От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Таким образом, чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста - это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В нашей школе всегда уделяется внимание развитию общеучебных умений и навыков, проводится мониторинг - техники чтения, вычислительных навыков, скорости письма, умений составлять план (простой и сложный), озаглавливать абзацы и др. общеучебных умений. С 2011-2012 учебного года с введением ФГОС второго поколения в системе ведется работа по формированию познавательных универсальных учебных действий. Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет не только усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, но и овладение речевыми метапредметными действиями, среди которых следует особо выделить навыки осознанного чтения и навыка работы с информацией. Качество чтения как ожидаемый образовательный результат будет представлять собой совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты -сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе как к читателю,к другим участникам образовательного процесса как к читательскому сообществу, к самому образовательному процессу как к мотивирующему фактору чтения. В контексте обсуждаемой проблемы к категории «личностные результаты» будем относить такую характеристику личности школьника, как приобщенность к чтению. В рассуждениях о категориях текста факт приобщенности будет создавать определенный личностный контекст, на фоне которого развиваются другие читательские навыки. Метапредметные результаты- освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы читательской деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях свободного или делового чтения. Метапредметные результаты представим как навыки работы с информацией плюс целостное восприятие картины мира, способность установит культурные связи,т.е. порождать своего рода интертекст ( тем самым проявляя интертекстуальную компетентность) Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов воциального опыта, полученного в рамках отдельных предметов посредством чтения. Один из главных критериев уровня навыка чтения - полнота понимания текста. О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие общеучебные универсальные действия:
- Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей
- Нахождение информации, определение основной и второстепенной информации, извлечение необходимой информации из текстов различных жанров
- Интерпретация текста
- Техника чтения (основные параметры: скорость чтения, правильность, осознанность, выразительность)
- Уровень начитанности (любимый писатель, любимая книга, журнал, литературный жанр, посещаемость библиотек, причины нежелания читать)
- Уровень интереса к книгам определенной группы (книги информационно-справочной группы, книги эмоционально-нравственной группы)