Метапредметные результаты: работа с информацией. Диагностика метапредметных результатов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метапредметные результаты: работа с информацией.

Диагностика метапредметных результатов. Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, и не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего школьника чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе учащихся заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение - это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и памяти, мыслей и чувств. От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Таким образом, чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста - это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В нашей школе всегда уделяется внимание развитию общеучебных умений и навыков, проводится мониторинг - техники чтения, вычислительных навыков, скорости письма, умений составлять план (простой и сложный), озаглавливать абзацы и др. общеучебных умений. С 2011-2012 учебного года с введением ФГОС второго поколения в системе ведется работа по формированию познавательных универсальных учебных действий. Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет не только усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, но и овладение речевыми метапредметными действиями, среди которых следует особо выделить навыки осознанного чтения и навыка работы с информацией. Качество чтения как ожидаемый образовательный результат будет представлять собой совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты -сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе как к читателю,к другим участникам образовательного процесса как к читательскому сообществу, к самому образовательному процессу как к мотивирующему фактору чтения. В контексте обсуждаемой проблемы к категории «личностные результаты» будем относить такую характеристику личности школьника, как приобщенность к чтению. В рассуждениях о категориях текста факт приобщенности будет создавать определенный личностный контекст, на фоне которого развиваются другие читательские навыки. Метапредметные результаты- освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы читательской деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях свободного или делового чтения. Метапредметные результаты представим как навыки работы с информацией плюс целостное восприятие картины мира, способность установит культурные связи,т.е. порождать своего рода интертекст ( тем самым проявляя интертекстуальную компетентность) Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов воциального опыта, полученного в рамках отдельных предметов посредством чтения. Один из главных критериев уровня навыка чтения - полнота понимания текста. О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие общеучебные универсальные действия:

  1. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей
  2. Нахождение информации, определение основной и второстепенной информации, извлечение необходимой информации из текстов различных жанров
  3. Интерпретация текста
На каждую четверть планируется работа по развитию определенных действий. Мониторинг проводится по данным умениям. Для проверки УУД в начальной школе использую типовые текстовые задания, изданы диагностические материалы по которым проводится мониторинг. А также веду мониторинг читательского развития:
  1. Техника чтения (основные параметры: скорость чтения, правильность, осознанность, выразительность)
  2. Уровень начитанности (любимый писатель, любимая книга, журнал, литературный жанр, посещаемость библиотек, причины нежелания читать)
  3. Уровень интереса к книгам определенной группы (книги информационно-справочной группы, книги эмоционально-нравственной группы)
Предлагаю текст и задания к нему: 1.ответить на контрольные вопросы; 2. задать вопрос к тексту; 3.выделить и определить основную идею текста; 4. составить план, продолжение развития сюжета 5. просмотреть текст с целью нахождения информации; 6. воспроизвести содержание текста с опорой на план; 7. обсуждение прочитанного в парах 8. Применить знания на практике и др. Оцениваю выполненные задания по пятибальной системе, сравниваются качество выполнения и успешность. По результатам проверки УУД на полноту понимания текста получены следующие результаты: По первому умению - общей ориентации в содержании текста Учащиеся умеют ориентироваться в содержании текста, но чтение научного текста у многих учащихся вызывает затруднения. По второму умению - нахождение информации в тексте Учащиеся легко находят информацию в небольшом объеме, при большом объеме текста (например три параграфа) ориентируются намного хуже. Быстро просмотреть весь текст, не читая внимательно, сориентироваться по заголовкам и найти необходимую информацию, вызывает у большинства учащихся проблемы. Следующее умение - интерпретировать текст, особенно научный сопровождается проблемами примерно у 40% учащихся. При ответе на вопросы учащиеся часто пишут цитатами из текста, изложить суть вопроса своими словами затрудняются. В классе есть учащиеся (от 8 до 15%), которые не справляются с данными заданиями, что ведет к проблемам в учебе. В этом учебном году работа над формированием познавательных универсальных учебных действий продолжается. Современный мир меняется все более быстрыми темпами. Каждый год объем информации увеличивается, ее потоки обрушиваются на учеников. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки и хранения. В этом учебном году проведена диагностика умений учащихся осуществлять расширенный поиск информации по заданной теме с использованием ресурсов библиотек и интернета. Задания на поиск информации даю учащимся по всем предмета. Надеюсь, что целенаправленная работа по развитию у учащихся умений продуктивного чтения приведет к повышению успеваемости, повышению познавательного уровня учащихся.





© 2010-2022