- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по математике 3 класс (ОС «Школа – 2100») на тему: Решение задач по формулам
Конспект урока по математике 3 класс (ОС «Школа – 2100») на тему: Решение задач по формулам
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хайбрахманова Е.И. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по математике
3 класс (ОС «Школа - 2100»)
Тема: Решение задач по формулам
Цель: формирование умения решать задачи на нахождение площади и периметра фигур.
Задачи: совершенствовать умение решать задачи на нахождение площади и периметра геометрических фигур; развивать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации; способствовать формированию навыков учебного, делового общения.
Технология: деятельностный подход, проблемное обучение.
Структура урока:
-
Организационный момент 1 мин.
-
Мотивация учащихся 2 мин.
-
Актуализация ЗУН 10 мин.
Постановка учебной задачи.
-
Открытие детьми нового знания 15 мин.
-
Физкультминутка 2 мин.
-
Первичное закрепление 10 мин.
-
Самостоятельная работа с проверкой в классе 3 мин
-
Домашнее задание. 1 мин.
-
Итог урока 1 мин.
Рефлексия.
Вид доски:
S = a b
P = (a + b) 2
9 y = 72
a 2 + b 2
V = a b c
a = b c + r
(24 + x) 2 = 80
b 7 + 4 = 25
21 февраля.
Классная работа.
«Решение задач по формулам».
Задача:
Стороны прямоугольника равны 24 м и 16 м. Чему равен его периметр?
Решение:
S = a b
P = a 4
P = (a + b) 2
S = a a
V = a b c
a = b c + r
V = a a a
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
Орг. момент.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя.
1 мин
Мотивация учащихся.
Ребята, что вы изучали на прошлых уроках математики?
(Что учили дома?)
Как вы считаете хорошо их знаете?
А хотите себя проверить?
формулы
формулы
да
2 мин.
Актуализация ЗУН.
Постановка учебной задачи.
Я диктую название формулы, а вы ее записываете буквенно.
Площадь прямоугольника
Периметр квадрата
Периметр прямоугольника
Площадь квадрата
Объем прямоугольного параллелепипеда
Формула деления с остатком
Объем куба
А сейчас проверьте все ли так вы записали. (открывается доска)
Рассмотрите предложения с переменными, записанные на доске.
Какое из них лишнее?
S = a b
P = (a + b) 2
9 y = 72
a 2 + b 2 - убирается с доски
V = a b c
a = b c + r
(24 + x) 2 = 80
b 7 + 4 = 25
На какие 2 группы можно разбить оставшиеся равенства?
Найдите чем они похожи и чем отличаются.
(разбиваю с помощью детей на 2 столбика)
S = a b 9 y = 72
P = (a + b) 2 (24 + x) 2 = 80
a = b c + r b 7 + 4 = 25
V = a b c
Как можно назвать равенства, записанные в 1 столбике?
А во втором? Вспомните, что такое уравнение?
Молодцы! А кто из вас самый внимательный?
Скажите, есть ли среди наших уравнений такие, которые вам чем - то напоминают формулы?
Отлично! А как вы думаете, может ли формула «превратиться» ы уравнение?
В каком случае?
Давайте поставим перед собой цель - разобраться, как формулы могут «превращаться» в уравнения и как это помогает в решении задач.
Тема нашего урока : «Решение задач».
S = a b
P = a 4
P = (a + b) 2
S = a a
V = a b c
a = b c + r
V = a a a
a 2 + b 2 - выражение, а остальные - равенства)
Формулы
уравнения
Первое похоже на формулу площади прямоугольника, второе - на формулу периметра прямоугольника, а третье - на формулу деления с остатком.
Дети предлагают свои версии, но у них возникает трудность в обосновании этой взаимосвязи.
10мин.
«Открытие» детьми нового знания.
Физкультминутка
Решите задачу:
Стороны прямоугольника равны 24 м. и 16 м. Чему равен его периметр?
Какой формулой будем пользоваться?
Что обозначают в формуле a и b?
Нам они известны?
Давайте запишем.
Изменим краткую запись:
a = 24 м,
b = ? м,
P = 80 м
А теперь составьте обратную задачу по ее краткой записи.
Запишите краткую запись задачи и решите ее.
Проверим, что у вас получилось.
Поднимите руку, кто нашел ширину?
А как нашли?
(к доске вызвать записать решение)
А хотите узнать легкий способ решения задачи?
Давайте в формулу периметра прямоугольника поставим известные данные.
х - запишем неизвестное.
Поменяем местами левые и правые части равенства.
Ничего вам не напоминает такое равенство? Как оно называется?
Вы уравнение умеете решать?
Давайте решим.
С чего начнем?
Какой второй шаг алгоритма?
Что дальше?
Какой компонент неизвестен и как его найти?
Применяем правило.
Решаем
А что было неизвестным?
Мы ее нашли?
Пишем ответ.
Оказывается это удобно пользоваться формулой и решать задачи.
P = (a + b) 2
Длину и ширину
1 ученик у доски:
a = 24 м,
b = 16 м,
P = ? м
(24 + 16) 2 = 80 (м)
Ответ: 80 м.
Длина прямоугольника рана 24 м, а периметр - 80 м. Найди вторую сторону.
P = (a + b) 2
80 = (24 + х) 2
(24 + х) 2 = 80
уравнение
да
Расставим порядок действий (24 + х) 2 = 80
Найдем последнее действие - умножение.
Выделяем неизвестный компонент. (24 + х) 2 = 80
Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на другой множитель.
(24 + х) = 80 : 2
(24 + х) = 40
х = 40 - 24
х = 16
ширина прямоугольника
да
Дети хлопают, топают, приседают, крутятся вокруг себя.
15 мин.
Первичное закрепление
Работа с учебником
Стр. 96 № 5 (а)
Прочитайте задание
Определите, что обозначает каждое число в задаче.
Что нужно найти?
Какая формула нам поможет решить задачу?
Давайте подставим известные значения, а что неизвестно - обозначим х.
Перепишем в удобной форме.
С чего начнем?
Какой второй шаг алгоритма?
Что дальше?
Какой компонент неизвестен и как его найти?
Применяем правило.
А что было неизвестным?
Мы его нашли?
Пишем ответ.
82 - делимое
7 - частное
5 - остаток
делитель
формула деления с остатком.
a = b c + r
82 = х 7 + 5
х 7 + 5 = 82
Расставим порядок действий х 7 + 5 = 82
Найдем последнее действие - сложение.
Выделяем неизвестный компонент. х 7 + 5 = 82
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно от суммы отнять известное слагаемое.
х 7 = 82 - 5
х 7 = 77
х 77 : 7
х = 11
делитель
да
Ответ: делитель равен 11.
10 мин.
Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Самостоятельная работа.
А теперь самостоятельно выполните под буквой б.
А затем проверим.
б)
46 = х 3 + 10
х 3 + 10 = 46
х 3 = 46 - 10
х 3 = 36
х = 36 : 3
х = 12
Ответ: 46 надо разделить на 12
3мин.
Домашнее задание
Стр.96 № 4, 5 (б)
1 мин.
Итог урока.
Рефлексия.
Что мы делали на уроке?
Что нового вы узнали?
Что было самым трудным на уроке? А самым легким?..
1 мин.