Конспект по математике на тему Умножение числа на единицу (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 3 классе.

Тема урока: «Умножение числа на единицу».

Цели урока: Деятельностные:

  • тренировать способность к исследованию ситуации;
  • формировать способность к выявлению причины затруднения в учебной деятельности.
Образовательные:
  • ввести случаи умножения на 1,
  • закрепить смысл умножения и свойство переместительного закона умножения,
  • закрепить умения читать и применять буквенные выражения,
  • отрабатывать вычислительные навыки.
Развивающие:
  • развивать внимание, память, мышление, речь, творческие способности, интерес к математике.
Воспитательные:
  • формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную деятельность группы,
  • воспитывать любовь к природе, жизни.

Оборудование:

  • учебник М.И.Моро «Математика»3 класс, часть 1,

  • таблицы с правилами и законами,

  • карточки для групповой работы,

  • карандаши трех цветов (зеленый, синий, красный) для рефлексии,

  • компьютер, интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент.


- Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Это учителя нашей школы. Повернитесь и поприветствуйте их кивком головы. Развернитесь. Конспект по математике на тему Умножение числа на единицу (3 класс) Садитесь. Я принесла картину, которую специально нарисовала для вас. Красивая картина у меня получилась? Ой, а где же мой рисунок? Я, кажется, знаю. Белый лист мой, Белый лист мой. Весь под белым полотном. Очевидно белый лист мой Околдован колдуном. Всё на свете в белом цвете, Это грустно и смешно. Я ведь так старалась, дети, Рисовала вам панно. Посмотрите на картину, Здесь белым-бело везде. Вы ведь смелы и умелы И поможете беде. Мы отлично всё исправим, Разукрасим целый свет. И проблему мы поставим И сумеем дать ответ. - Согласны помочь восстановить мою картину? Итак, за работу. 2. Актуализация знаний и мотивация. - Сегодня мы будем с вами художниками, а каждый художник, прежде чем начать рисовать, накладывает краски на палитру. Я уже начала эту работу, давайте ее завершим. А поможет нам голубой карандаш и слово «художники».

(На доске: 10, 5, 7, 6, 8, 5.) четные - синий

Нечетные - красный - Следующее число соответствует количеству слогов в слове «художники». (4) - Сколько в этом слове мягких согласных - будет следующим числом. (2) - Определив количество твердых согласных, мы узнаем последнее число.(3) - Посмотрите внимательно на цвета и числа на палитре. Что вы заметили? (Чётные - нечётные.) - Какое из этих чисел может быть лишним? Почему? (10,5)

(Лишние числа убрать.) - Найдите сумму всех чётных чисел удобным способом, запишите только ответ. 6 + 8 + 4 + 2 = 20 - Найди сумму всех нечётных чисел, запишите через клетку. 5 + 7 + 3 =15 - На сколько сумма чётных чисел больше суммы нечётных? 20 - 15 = 5 - Каким действием искали? (Вычитанием). - Назовите компоненты вычитания. (уменьшаемое, вычитаемое, разность) - Найдите сумму первого и второго числа в этом ряду. Какое действие выполняли? (Сложение.) 5+7=12 - Назовите компоненты сложения. (Ответы детей.) (слагаемое, слагаемое, сумма) - С каким новым действием вы недавно познакомились? (С умножением.) - Что называется умножением? (Сложение одинаковых слагаемых.) - Вспомним, как заменить сложение одинаковых слагаемых умножением. 2+2+2+2=2● 4

  • Что обозначает первый множитель? (Ответы детей.) - какое слагаемое взять
  • Что обозначает второй множитель? (Ответы детей.) - сколько раз взяли слагаемое
(С доски убираются числа 7, 8. Остаются 3, 5, 6, 4, 2.) - С данными числами составьте все возможные произведения, в которых 1-й множитель нечётное число, а другой - чётное. 5 ● 2 5 ● 4 5 ● 6 3 ● 2 3 ● 4 3 ● 6 - Замени следующее произведение суммой:

5 ● 4 = 5+5+5+5 - Подберите произведение, соответствующее данной сумме:

3+3+3+3+3+3=3 ● 6 - Смогу ли я заменить эту сумму чисел произведением? (нет) Почему? (Разные слагаемые)

21+22+23+24 - Не выполняя действий, смогу ли я сравнить эти выражения? (да) 3 ● 4 > 3 ● 2 (в 1 выражении слагаемое 3 взяли 4 раза, а во 2 выражении тоже слагаемое 3 взяли 2 раза)

  1. 3 = 3 ● 7 (от перестановки множителей произведение не изменяется)
  • На основании какого закона это можно утверждать? (Переместительного).
  • Как он звучит? (Ответы детей.)
  • Вспомним буквенное обозначение этого закона.

a ● b = b • а Работали мы головой, Небо появилось над землей.

(На картине постепенно появляется изображение.) 3. Постановка учебной задачи.

(С доски убираются 6, 4, добавляются 1,0.

На доске: 5, 3, 0, 2, 1.) - Мне понравилось, как вы составляли произведения. Я добавлю красок на нашу палитру и составлю произведения сама. Посмотрите на них, что вы можете о них сказать? 5 ● 3 5 ● 2 5 ● 1 5 ● 0 - Давайте заменим мои произведения суммой чисел и найдем ответ.

(Дети работают в тетрадях, один - на доске.) 5 ● 3 = 5+5+5 = 15 5 ● 2 = 5+5 = 10 5 ● 1 = ? 5 ● 0 = ?
- Смогли ли вы выполнить задание? В чём затруднение? Чем эти выражение не похожи на предыдущие? (Суммы с одним слагаемым или без слагаемых не бывает.) - Какой же вопрос будем исследовать на уроке? (Как умножить число на 1 и на 0.) - Сформулируйте тему нашего урока. (Умножение на 1.)

(Тема вывешивается на доске). - Сегодня мы будем исследовать частные случаи умножения на 1, постараемся сами сформулировать правило умножение на это число. Мы поставили проблему и определили тему. Травка зеленеет под нашим синим небом. 4. Открытие детьми нового знания. - Давайте вернёмся к нашим выражениями. (Гипотезы, версии.) - С помощью какого закона сможем проверить?

(Дети работают в тетради, учитель - на доске.)

5•1=1•5= 1+1+1+1+1= 5 - Давайте убедимся ещё раз, приведите ваш пример. - Сможем теперь вывести буквенное выражение?

а • 1 = 1 • а = а - При умножении числа на 1 или 1 на число, получается то же самое число.

5 • 0 = 0 • 5 = 0+0+0+0+0=0 - Знаете, как запомнить это правило? Если пофантазировать, можно представить, что 1 - это зеркало. Когда число умножается на 1, оно как бы отражается в зеркале и видит самого себя. - Чтобы убедиться в правильности наших выводов, откройте учебник на странице 72. Читают правило в красной рамке. Что можем сказать? Совпали наши выводы? (Да.) - Проговорим еще раз наше правило. Осветило солнце траву, Убедились мы, что правы. 5. Первичное закрепление. - Закрепить полученные знания нам поможет красный карандаш. Это необычный карандаш. Вы заметили его на своих партах. Он объединит вас в группы и обозначит командира, который будет следить за правильностью и дисциплиной в группах. Работайте дружно и помогайте друг другу. ( Алгоритм а• 1 = 1 •а) - Продолжаем работу с учебником. Задание №1 будем выполнять, проговаривая вслух по данной схеме. Проговорили заданья мы по алгоритму, И выполнить его сумели. Тут божьи коровки прилетели И ягоды поспели. 6. Самостоятельная работа с проверкой. - Жёлтый карандаш - это сигнал к тому, что пришло время самостоятельной работы. Работа по карточкам 8 •7 = 15 : 3 = 7 • 9= 54:9= 4•1= 14:2= 8•1 1•3= - Проверьте по образцу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Каждый человек, особенно художник, должен заботиться о своём зрении и мы с вами сейчас это сделаем. Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти лёгкие движения Предлагаю повторить. Вдаль посмотрим и под ноги, Вправо, влево, побыстрей. Удивимся - что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочки часов, Проведем глазами дружно Ну, а дальше, будь здоров! Поработали и отдохнули, Посмотрите, На картине даже бабочки вспорхнули. 7. Включение в систему знаний. Мы все отдохнули, Новая забота: Нужно сделать на «отлично» Групповую работу. - Работа в группах. (23+9) • 1= З 9+(173 • 0) = Д 0• (237-196) = А 21+(0•70) = Ч
32 0 9 0 21 0 3 А Д А Ч А Раздать детям 32 0 9 0 21 0





Какое слово получилось? -Кто быстрее справился? Умение думать и рассуждать Нам поможет задачи решать.
№3 стр 72. Прочитайте условия задачи. Подумайте, как записать задачу кратко. - выберете главные слова для краткой записи. (груши и яблоки) Яблоки - 36 кг Груши - ? в 4 раза меньше На ? меньше - что сказано о грушах? (неизвестно, но сказано что в 4 раза меньше) - что надо узнать в задаче?(на сколько кг груш привезли меньше) - Можно сразу сравнить? (нет, не знаем сколько груш) - Можете узнать, сколько было груш?(да) - Как?(делением) - Вспомните правило. Как узнать, на сколько одно число меньше другого? (надо из большего вычесть меньшее). Решение запишите самостоятельно №5 с 72 устно - что значит в 7 раз дешевле (в 7 раз меньше) - как узнать, сколько стоит блокнот? (делением. Цену книги разделить на 7) Как узнать сколько стоят 4 блокнота? (Полученный результат умножить на 4.)
Поработали мы в группах И задачи все решили. Посмотрите, на картине Все фиалочки ожили. 8. Рефлексия деятельности. - А сейчас при помощи синего карандаша я проверю, как вы усвоили тему урока. Проведём математический диктант «Да-нет». Если ответ «да» - рисуете зеленый квадрат, если «нет» - красный.

  1. От перестановки множителей произведение изменяется. (Нет.)
  2. Если к числу прибавить 1, то получится последующее число.(Да.)
  3. 375 •1 получится 375. (Да.)
  4. Если число умножить на 1, то получится число, следующее за данным. (Нет.)
к з з к
- Проверьте по образцу.
9. Итог урока. Домашнее задание. - Давайте подведем итог. Чему мы научились сегодня на уроке? Каким новым багажом мы пополнили свои знания? Начните свой ответ со слов «я знаю», «я умею», «я могу». С каким правилом мы познакомились на уроке? Где можно использовать наши знания? (Ответы детей.) - А сейчас мы посмотрим, как вы сами оцениваете свою работу на уроке. У вас на парте лежат карандаши разных цветов, а у меня на доске карандашницы. Если вы сделали все задания правильно, положите зеленый карандаш в соответствующую карандашницу, синий - если было трудно, но вы справились, красный - были ошибки, надо еще работать.

(Дети выполняют работу на доске). Мы развеяли все тучи, Будем мы работать лучше. Дома надо не скучать И заданья выполнять. - В учебнике №2, с 72 9(по вариантам: 1 в - 1 строка, 2 в - 2 строка)
Если б всё на свете было Одинакового цвета Вас бы это рассердило? Или радовало это? Видеть мир привыкли люди Белым, жёлтым, синим, красным. Пусть же все на свете будет Удивительным и разным. - Посмотрите, какую картину мы с вами нарисовали! Нравится? Красивая? Мы нарисовали картину природы - пейзаж - на уроке математики. Я думаю, что как в природе существует своя красота и гармония, так и в каждой науке, будь то математика, химия, физика, литература, есть своя красота, своя особенность, свое разноцветие. Красота живет повсюду, надо только её видеть и ценить.

(Звучит песня Ю.Антонова «Живёт повсюду красота».) - Глядя на красоту, которая нас окружает, давайте делать только красивые, добрые поступки. Будем добры к родителям, учителям, товарищам по классу, будем беречь друг друга и заботиться друг о друге, т.е. бережно относиться ко всему, что окружает нас в жизни.

Конспект по математике на тему Умножение числа на единицу (3 класс)

© 2010-2022