• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Интегрированный урок (литературное чтение/внеклассное чтение, музыка, ИЗО) 3 класс. Тема урока: «Здравствуй, гостья-зима! » (по произведениям великих писателей и поэтов о зиме)

Интегрированный урок (литературное чтение/внеклассное чтение, музыка, ИЗО) 3 класс. Тема урока: «Здравствуй, гостья-зима! » (по произведениям великих писателей и поэтов о зиме)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «ОСШ №27 г.Темиртау» учитель нач.классов Корепанова О.В.

Интегрированный урок

(литературное чтение/внеклассное чтение, музыка, ИЗО)


Тема: «Здравствуй, гостья-зима! » (по произведениям великих писателей и поэтов о зиме) Цели: 1. расширение читательского кругозора; через искусство слова, искусство музыки и живописи помочь учащимся увидеть красоту зимней природы; формирование читательской самостоятельности 2. развитие устной речи, интереса к учению, любовь к красоте художественного слова, внимание, познавательный интерес, выразительное и эмоциональное чтение, умение сравнивать 3. воспитание любви к поэзии, бережного отношения к природе, чувства прекрасного, чувства коллективизма, взаимопомощи.
Оборудование: репродукции, карточки, музыкальная пьеса П.А. Чайковского «Времена года».
Тип урока: нестандартный урок (интегрированный)
Методы: наглядные, словесные, практические, частично-поисковые, создание проблемной ситуации

План:

  1. Мобилизующий этап (психологический настрой)
  2. Сообщение целей урока
  3. Аналитическая беседа
  4. Физминутка
  5. Задание на дом
  6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока:
1. Мобилизующий этап (психологический настрой) Цель: включение ребенка в работу Мы приветствуем гостей, Дорогих учителей Всех знакомых, незнакомых И серьезных, и веселых!
2. Сообщение темы и цели урока - Дорогие ребята, сегодня у нас урок необычный. Я приглашаю вас в литературную гостиную. Занимайте свои места. А о чем будет вестись сегодня речь, вы узнаете, отгадав загадку: Тройка - тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Все покрылось серебром (зима) - Мы будем вести беседу о зиме. А чтобы узнать тему урока, вы поможете мне, найдя слова в запутанных буквах (дети подчеркивают и зачитывают) 1 группа а б л ь с з и м а м а с е г д л ч у (зима) 2 группа п е с я г о с т ь я м а р к х н о я (гостья) 3 группа у м з й з д р а в с т в у й к о ч (здравствуй) - Молодцы! Тема сегодняшнего урока «Здравствуй, гостья-зима!» - Сегодня мы с вами окажемся в зимнем царстве, где увидим всю красоту зимней природы. Мы будем говорить не только об искусстве слова, но и об искусстве живописи и искусстве музыки. - Закройте глаза и шепотом произнесите слово «зима». Какое чувство возникло у вас? (радостное, светлое). «Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна». (сопровождается музыкой П. И. Чайковского) - На землю медленно падают прозрачные снежинки и наполняют весь воздух поразительной тишиной. Мы любим зимушку. - Нигде в мире нет такой зимы, как у нас. Зима воспета в народных песнях, музыке различных композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихов. В многочисленных сборниках собраны рассказы и стихи о зиме (выставка книг) - Мы с вами организовали выставку. Сегодня к уроку вы подготовили произведения разных писателей и поэтов: А.С. Пушкина, И.З. Сурикова, А.П. Чехова, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева. - Не только в былинах, песнях, сказках, стихах, рассказах говорится о зиме, но и пословицах, загадках, скороговорках. - Прочитайте пословицы, как вы их понимаете? Мороз невелик, да стоять не велит. Февраль - месяц лютый: спрашивает, как обутый
3. Аналитическая беседа. - Сегодня мы увидим, как великие писатели и поэты любят это прекрасное время года - зиму. Перед нами стоит задача показать, как описывают поэты и писатели красоту зимней природы. - Чтобы мы смогли хорошо читать, отвечать на уроке, выполним дыхательную гимнастику (изображают ветерок, дуют на ленточки) (Учитель читает стихотворение наизусть) «Вот север тучи нагоняя, Дохнул, завыл, И вот сама - Идет волшебница - зима». - Мы должны сначала представить себе зиму так, как мы ее видим, чувствуем. а) - Как писатели называют зиму? Какие образные выражения можно употребить, сказав о зиме? (чудесница, чародейка, волшебница, старуха, невидимка) - Как описывают авторы приход зимы? Как это сказано у А.С. Пушкина? (пришла, рассыпалась) - Послушайте стихотворение А.Асылбекова «Зима» (читает ученик) - Обратите внимание, что зима изображена как живое существо. Как называется такой прием в литературе? (олицетворение) - Какое настроение вызывает у вас приход зимы? (чувство радости, ожидание чуда). Не у всех людей одинаковые чувства. - Постарайтесь передать интонацией голоса следующее предложение: «Зима идет» - как произнесет эти слова человек, которому безразличен приход зимы? - как произнесет тот, кому не нравится приход зимы? - как произнесете эту фразу вы, дети, которые соскучились по снегу, катанию на лыжах, санках, играм в снежки? б) - Все люди по- разному воспринимают приход зимы, но первый снег не может оставить равнодушным никого, потому что все кругом сразу же преображается, становится светлым, чистым, праздничным. - Послушайте, как писал о первом снеге великий русский писатель А.П. Чехов. (ученик читает отрывок из произведения А.П. Чехова «Первый снег»). - Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать, как падал первый снег? - Найдите в тексте слова, которые помогут представить, как первый снег преобразил землю. Каким можно назвать снег? (пушистый, как сахар - белый). Обратитесь к тексту, если есть затруднения. - Какие слова можно подобрать, чтобы описать, как идет снег? (идет, валит, сыплет, падает) - Ведь не только писатели пишут о первом снеге, но и поэты. (ученик читает стихотворение И.З. Сурикова «Белый снег») Вывод: Какое чувство вызывает у вас появление первого снега? в) - Снег покрыл не только землю, но и деревья (репродукция картины). Деревья стоят голые, но зима подарила им прекрасные зимние шубки. - Вспомните, как поэты изобразили красоту леса в стихах (ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою»). - Какое стихотворение позволяет увидеть всю красоту деревьев одетых в зимний наряд? (ученик читает стихотворение С.А. Есенина «Белая береза»). - Почему поэт березу сравнивает с невестой? (дерево с белой корой) Вывод: Какие ассоциации вызывают у вас зимние деревья?
4. Физминутка
А сегодня у зимы - новоселье, Мы с тобой приглашены на веселье. Чтобы сильным стать и ловким, Приступаем к тренировке. Дом построим из сугроба. А какой вышины? Вот такой вышины. Белый коврик у порога. А какой ширины? Вот такой ширины. Погляди-ка, потолки ледяные Высоки-превысоки, кружевные! Мы по лестнице шагаем. Выше ноги, топ-топ. Двери комнат отворяем, Справа - хлоп, слева - хлоп. - Здравствуй, зима! Ты хозяйке поклонись-ка: - Здравствуй, зима!
- Зима приносит нам радость и огорчение. Какая же зима без снежной бури и вьюги. - Кто помнит, в каком стихотворении описана снежная буря? (ученик читает стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер») - С помощью каких сравнений поэт дает нам возможность представить картину бури? (завоет как зверь, заплачет как дитя, зашумит соломой, застучит как путник). - Как завывание бури влияло на настроение поэта? Как долго бушевал буран? Как он затихал? - Да, прошла еще ночь. Утих буйный ветер, и наступило ясное тихое зимнее утро. Кто готов прочитать отрывок их стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»? - Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Вывод: Итак, у зимы два настроения: «злая старуха» и «прекрасная волшебница»
Задание в группах (составление буриме) (дети рассаживаются за два стола по группам: «Солнышко» и «Снежинка») - Вам известны многие произведения о зиме. Используя свои знания, выполните следующие задания:



«Солнышко» - По данным строчкам из стихотворения И. Никитина составить четверостишие. «Снежинка» - Вставить пропущенные слова в стихотворение А.С. Пушкина.
- Мы говорили, что и музыке удается прекрасно изображать природные явления. Вы заметили, что весь урок сопровождала музыка. У гениального русского композитора П.И. Чайковского написано даже большое музыкальное произведение, где каждая отдельная музыкальная пьеса посвящена одному месяцу года. Это произведение так и называется: «Времена года». - Послушайте произведение П.И. Чайковского, какие чувства пробудила в вас музыка? - Что заставило испытать такие чувства? (приход зимы) - Посмотрите, можно передать свои ощущения с помощью слов, с помощью музыки… - А как еще можно передать свои ощущения, чувства? (с помощью рисунка). - Если бы вам довелось нарисовать картину, как бы вы изобразили зиму? (обсуждение) - Я предлагаю вам закончить работу, начатую на прошлом уроке ИЗО. Мы говорили о холодных и теплых тонах, о линии горизонта, рисовали фон и деревья. - Давайте закончим пейзаж. - Нарисуйте снег и покажите разный характер зимы, передайте в своих рисунках свои ощущения и представления. Самостоятельная работа учащихся (под музыку П.И. Чайковского). Вывод: Как вы думаете, что помогло вам нарисовать вашу картину? (стихи, музыка)
5. Задание на дом. На доске предложена рекомендованная литература по теме «Зима». - Выберите то произведение, которое вы не читали и приготовьте к следующему уроку внеклассного чтения
6. Итог. - Дорогие ребята, мы сегодня побывали в литературной гостиной. Вы видели много картин, беседовали о чувствах, эмоциях, которые вызывало то или иное произведение, слушали музыку. Мы увидели всю красоту зимней природы. Все это пронесли через свою душу. - Что понравилось на уроке? Что нового узнали? - Давайте еще раз вспомним, какими словами мы используем, когда говорим о зиме, и о том, что с ней связано (ключевые слова) - Составьте пятистишие о зиме (памятки по работе с пятистишиями лежат на столе)
Рефлексия. - У вас на столах лежат снежинки разной формы и цвета. Давайте сейчас украсим елочку снежинками. - Если урок вам понравился и вы были активны на уроке, то выберите резную блестящую снежинку. - Если урок вам понравился и вы работали не в полную силу, то выберите снежинку белого цвета. - Если урок вам не понравился и вы были неактивны, то выберите снежинку синего цвета. (дети выбирают снежинки и украшают ими елочку) - Молодцы! (выставление оценок) - Как прекрасен этот мир! Посмотри! Необъятно пространство! Течет время бесконечно. Мир вокруг нас прекрасен. Красота его бездонна! Вот разгадка всей вселенной!


© 2010-2022