Рабочая программа УМК Перспективная начальная школа Окружающий мир 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ « СОШ № 9

__ ___/Белова С.Н./ по УВР МБОУ «СОШ № 9 им.И.Баркова»

Протокол № ___от имени М.И.Баркова» _____/ Антонцева И.Г.

«____»____________2015г. ______/Матюхова Г.Я. Приказ №_________от

«____»_______________2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Пономарева Юлия Валентиновна, Iквалификационная категория

Ф.И.О., категория



«Окружающий мир» (окружающий мир) 1 «б» класс

название, предмет, класс



УМК «Перспективная начальная школа»

2015-2016 учебный год

Аннотация к рабочей программе «Окружающий мир»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, общий объем часов составляет 66 в том числе:

Количество проектов- 4

Экскурсий - 5 В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1-го по 4-й класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Программа для 1 класса рассчитана на 66 часов в год (по 2 часа в неделю). Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя. Цель: формирование целостной картины мираи осознание места в нем человека на основе единства рационально -научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой. Задачи: формирование уважительного отношения к семье, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни, осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира. Структура рабочей программы: пояснительная записка, учебно -тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематическое планирование.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по «Окружающему миру» и на основе программы разработанной О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова (УМК «Перспективная начальная школа»)

Общая характеристика учебного предмета Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Предмет «Окружающий мир» имеет ярковыраженный интегрированный характер и соединяет в равной степени природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания, и дает обучающимся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др. Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных). Цель изучения курса Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младших школьников опыта общения с людьми, обществом, природой Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы: - мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; - ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья); - базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них); - любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников; - базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей); - учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни». Программными предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин, являются: - усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками); - сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии; - сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);

- сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей; - способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план- карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений; - способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту. - умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов; - способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения; - способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»). Основные учебно-воспитательные задачи курса: 1. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни - с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни - с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации. 2. Последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений - работы с научно-популярной, справочной литературой. 3. Проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений. 4. Изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин. 5. Воспитание у школьников бережного отношения к объектам Природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе. 6.Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Основные содержательные линии Основные содержательные линии Окружающего мира определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край - малая Родина», «Земля - планета жизни».

Место предмета в базисном учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с I по IV класс по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.



Результаты освоения учебного предмета окружающий мир Личностные результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • осознание себя элементом общества и государства;
  • осознание и принятие общечеловеческих ценностей, культуры поведения и взаимоотношений с окружающим миром;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни, ежедневную физкультуру и закаливание;
Метапредметные результаты изучения курса:
  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья)
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
Предметные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности.
В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Содержание курса, тематическое планирование, характеристика деятельности учащихся.



1 класс(66ч)




тема

Часы

1

Человек и природа

46

2

Человек и общество

15

3

Правила безопасного поведения

5

Содержание начального общего образования по учебному предмету

«Окружающий мир»

66 часов

Человек и природа (46 ч)

Природа, это то, сто нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая (на примерах различия объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, ухо, язык, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха, ощущение тёплого, холодного, гладкого, шершавого. Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают)

Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды( жидкое и твёрдое - лёд, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.

Растения - часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений.(свет, тепло, воздух, вода) части растений: стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений (по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавание растений своего края( по листьям, плодам, кронам и т.д.) на основе наблюдений.

Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.

Животные, как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, птицы, рыбы, звери. Дикие и домашние животные.

Примеры явлений природы. Смена времён года.

Осень. Осенние месяцы (сентябрь октябрь, ноябрь) признаки осени( созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлёт перелётных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) признаки зимы (низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды) жизнь деревьев, кустарников и трав в зимний период. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время. Помощь животным в зимнее время. Зимние игры.

Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май) признаки весны( тепло, высокое солнце, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилёт птиц)жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о потомстве)

Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август) признаки лета (высокое солнце, продолжительность дня, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.

Человек и общество (15 ч)

Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.

Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на уроках, на перемене, в столовой. Правильная осанка при письме. Правила подъёма и спуска с лестницы. Спортивная и сменная обувь.

Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России. Разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.

Труд людей в осенний период.

Наша Родина - Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия - многонациональная страна. Москва - столица России. Достопримечательности Москвы - Кремль, метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный гимн, Государственный Флаг. Правила при прослушивании гимна.

Правила безопасного поведения(5 ч)

Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома до школы. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице.

Правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лёд, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег не съедобен)

Ознакомление с внешним видом наиболее распространённых шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов (не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы)

Правила поведения при сборе лекарственных трав.

Первая помощь при укусе насекомых (пчелы, осы)

Учебно-тематическое планирование

Предмет


Окружающий мир

Класс


1 «б»

Количество часов

всего


66

в неделю


2

Плановых

контрольных уроков

1

зачётов

-

тестов

-

Административных контрольных уроков


1

Планирование составлено на основе


Программы О. Н. Федотовой, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова «Окружающий мир» издательство «Академкнига/Учебник», Москва, 2011

Учебник

О. Н. Федотовой, Г.В. Трафимова, С. А. Трафимов «Окружающий мир» 1 класс: Учебник по окружающему миру. - М.: Академкнига/Учебник, 2011

О. Н. Федотовой, Г.В. Трафимова, С. А. Трафимов «Окружающий мир» 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы - М.: Академкнига/Учебник, 2011

О. Н. Федотовой, Г.В. Трафимова, С. А. Трафимов «Окружающий мир» 1 класс: Хрестоматия - М.: Академкнига/Учебник, 2011

Дополнительная литература

О. Н. Федотовой, Г.В. Трафимова, С. А. Трафимов «Окружающий мир»: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2011

чебно-тематическОЕ планИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

УУД

Формы

контроля

Дата

1

2

3

4

5

6


7

8

1



Наблюдение как способ получения ответов

на вопросы об окружающем нас мире




Где живет семья Ивановых

(с. 3-5)

1

Изучение нового

Знать адрес: название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы.

Уметь описывать дорогу от дома до школы

Наблюдать объекты и явления окружающего мира.

Фронтальная беседа

04.09

2

Где живет семья Ивановых

(с. 3-5)

1

Урок-игра

Знать адрес: название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы.

Уметь описывать дорогу от дома до школы

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.

Текущий

07.09

3

Мы познаем мир

(с. 6-7)

1

Изучение нового

Знать правила поведения в природе.

Уметь определять признаки различных объектов природы; проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях

Наблюдать объекты и явления окружающего мира;

обнаруживать изменения, происходящие с объектами явлениями

Практическая работа

11.09

4

Мы познаем мир

(с. 6-7)

1

Комбинированный

Знать правила поведения в природе.

Уметь определять признаки различных объектов природы; проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

14.09

5



Наблюдение как способ получения ответов

на вопросы об окружающем нас мире


Мы познаем
окружающий мир с помощью органов чувств
(с. 8-9)

1

Практикум

Знать название органов чувств и их функции.

Уметь изучать окру-
жающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); выполнять прос-
тейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями.

Текущий. Индивидуальный опрос

18.09

6

Мы познаем
окружающий мир с помощью органов чувств

(с. 8-9)

1

Комбинированный

Знать название органов чувств и их функции.

Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); выполнять прос-
тейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

21.09

7

Что нас окружает

(с. 10-11)

1

Изучение нового

Уметь различать объекты неживой и живой природы; выделять

из объектов неживой природы изделия человека.

Иметь представление

о животных

Наблюдать объекты и явления окружающего мира.

Текущий. Индивидуальный опрос

25.09

8

Что нас окружает

(с. 10-11)

1

Комбинированный

Уметь различать объекты неживой и живой природы; выделять

из объектов неживой природы изделия человека.

Иметь представление

о животных

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

28.09

9

10



Живая природа




Животные - часть природы

(с. 12-13)

2

Комбинированный

Знать признаки живых организмов; отличительные признаки зверей.Уметь приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

02.10

11

Дикие и домашние животные

(с. 14-15)

1

Урок-
путешествие

Знать названия и внешние отличительные признаки 8-10 животных.Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных

Обосновывать высказанное суждение.

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях.

Текущий. Индивидуальный опрос

05.10

12

Дикие и домашние животные

(с. 14-15)

1

Комбинированный

Знать названия и внешние отличительные признаки 8-10 животных.Уметь раскрывать
особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

09.10

13

Насекомые - часть природы

1

Изучение нового

Знать отличительные признаки насекомых.

Обосновывать высказанное суждение.

Проверочная работа

12.10

14

Насекомые - часть природы

(с. 16-17)

1

Комбинированный

Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения.

Текущий. Индивидуальный опрос

16.10

15



Живая природа




Растения - часть живой природы

(с. 18-19)

1

Изучение нового

Знать общие признаки для всех растений; название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода) Уметь различать части растений, отображать их в рисунке

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать .результаты сравнения

Текущий. Индивидуальный опрос

19.10

16

Растения - часть живой природы

(с. 18-19)

1

Комбинированный

Знать общие признаки для всех растений; название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода)

Уметь различать части растений, отображать их в рисунке

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

23.10

17

Что общего у деревьев, кустарников и трав (с. 20-21)

1

Комбинированный

Знать общие признаки для всех растений; название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода)

Уметь различать части растений, отображать их в рисунке

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

Текущий. Индивидуальный опрос

02.11

18

Как растения
расселяются
на новые места

(с. 22-23)

1

Изучение нового

Знать способы распространения семян.

Уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

06.11

19



Природа и ее сезонные изменения




Природа и ее сезонные изменения

(с. 24-25)

1

Изучение нового

Знать основные при-
знаки времен года,
название каждого вре-
мени года и их последовательность; правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.

Иметь представление о сезонных изменениях в природе

Обосновывать высказанное суждение.

Тест

(9 минут)

09.11

20

Путешествие в осеннее царство

1

Урок-праздник

Закрепить знания об осенних изменениях

в природе

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями.

13.11

21

Жизнь растений осенью

1

Изучение нового

Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период

Уметь анализировать изменения природы
осенью

Обосновывать высказанное суждение

Текущий

16.11

22

Жизнь растений осенью

1

Урок-экскурсия

Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период

Уметь анализировать изменения природы
осенью

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

20.11

23

24



Природа и ее сезонные изменения




Труд людей осенью

2

Урок-практикум

Знать о труде людей осенью в саду, огороде, поле.

Уметь различать овощи и фрукты; выполнять работу в огороде осенью

Наблюдать объекты и явления окружающего мира

Текущий.

23.11

27.11

25

Как животные готовятся к зиме

(с. 30-31)

1

Изучение нового

Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду

Обосновывать высказанное суждение.

Текущий. Индивидуальный опрос

30.11

26

Как животные готовятся к зиме

(с. 30-31)

1

Комбинированный

Знать особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду.

Уметь анализировать изменения природы

зимой

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

04.12

27

Пришла зима

(с. 32-33)

1

Экскурсия (заочная)

Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на льду в зимнее время

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления.

Текущий. Индивидуальный опрос

07.12

28

Пришла зима

(с. 32-33)

1

Комбинированный

Знать правила безопасности при катании с гор в зимнее время

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках. каталоге библиотеки

Текущий.

Заполне-
ние днев-
ников наблюдений

11.12

29

Снежные загадки

(с. 34-35)

1

Комбинированный

Знать правила наблюдения и проведения опытов.

Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе с приходом зимы. Иметь элементарное представление об образовании снежинок

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями.

Наблюдение

14.12

30



Природа и ее сезонные изменения




Жизнь лесных
зверей зимой

(с. 36-37)

1

Изучение нового

Знать о зимовке животных; о работе лесника зимой.

Уметь оказывать помощь животным зимой

. Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

18.12

31

Жизнь лесных
зверей зимой

(с. 36-37)

1

Комбинированный

Знать о зимовке животных

Наблюдать объекты и явления окружающего мира.

Текущий. Индивидуальный опрос

21.12

32

Как помочь
птицам зимой

(с. 38-39)

1

Изучение

нового

Знать признаки,
по которым из всех
животных выделяется особая группа - птицы; виды зимующих птиц

Уметь оказывать помощь зимующим птицам; обобщать жизненные наблюдения

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями объектами

Текущий.

Заполнение

дневников наблюдений

25.12

33

Как помочь
птицам зимой

(с. 38-39)

1

Комбинированный

Уметь оказывать помощь зимующим птицам; обобщать жизненные наблюдения

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами

художественными и

научно-популярными

текстами.

Текущий. Индивидуальный опрос

11.01

34

35

Есть ли жизнь в воде подо льдом?

(с. 40-41)

2

Изучение

нового

Знать признаки рыб; о жизни некоторых животных и растений подо льдом

Обосновывать высказанное суждение

высказанное суждение.

Текущий. Индивидуальный опрос

15.01

18.01

36

37



Природа и ее сезонные изменения




Как зимуют травы, кустарники
и деревья

(с. 42-43)

1

Комбинированный

Знать о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюдений.

Иметь представление о внутреннем строении почки

Выполнять инструкции четко следовать образцу и простейшим алгоритмам.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу, простейшим алгоритмам

алгоритмам.

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

22.01

25.01

38

Учимся различать деревья
и кустарники

1

Изучение

нового

Знать отличия деревьев и кустарников
зимой.

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.

Текущий. Индивидуальный

29.01

39

Учимся различать деревья и кустарники зимой

1

Урок-экскурсия

Знать названия кустарников и деревьев родного края. Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

01.02

40

Труд людей зимой

1

Комбинированный

Знать особенности труда людей весной.

Уметь обобщать жизненные наблюдения за трудом людей зимой

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления.

Текущий. Индивидуальный опрос

05.02

41

Пришла весна

1

Экскурсия

Знать правила поведения на экскурсии; названия животных и растений родного края; раннецветущие растения.

Уметь анализировать наблюдения за изменениями, происходящими в природе с приходом весны

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями.

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

08.02

42



Природа и ее сезонные изменения




Пришла весна

1

Комбинированный

Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на воде и на льду в весеннее время

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.

Текущий. Индивидуальный опрос

12.02

43

Какие растения весной цвести торопятся)

1

Изучение нового

Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растения. Уметь отличать раннецветущие растения от остальных растений

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления.

Наблюдение

22.02

44

Какие растения весной цвести торопятся

1

Комбинированный

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в весеннее время; оберегать редкие и исчезающие растения родного края

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения

признаки объекта или

или явления, анализировать результаты

результаты сравнения.

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

26.02

45

Как животные весну

встречают

1

Изучение

нового

Знать об изменениях в жиз-

ни животных весной.

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе; анализировать и отвечать по рисунку

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами

художественными и

научно-популярными текстами.

Текущий.

Индивидуальный опрос

29.02

46



Природа и ее сезонные изменения




Как животные весну

встречают

1

Комбинированный

Выполнять правила охраны животных в весеннее время.

Иметь представление

о гнездовании птиц

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления

признаки явления,

анализировать

результаты.

Наблюдение

за птицами

04.03

47

Про больших и маленьких

(с. 52-53)

1

Комбинированный

Знать, как появляется потомство у животных.

Уметь сравнивать потомство и животных-родителей

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами

художественными и

научно-популярными текстами.

популярными

текстами.

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

07.03

48

Лето пришло

(с. 54-55)

1

Комбинированный

Знать об основных изменениях с приходом лета в неживой и живой природе.

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в летний период

Наблюдать объекты

и явления окружающего

окружающего мира,

обнаруживать

изменения.

Текущий.

Индивидуальный опрос

11.03

49

Лето пришло

(с. 54-55)

1

Экскурсия

Знать правила поведения

в природе во время экскурсии. Уметь анализировать и обобщать полученную информацию при наблюдении.

Иметь представление

об оздоровительных и закаливающих процедурах

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями

явления окружающего мира, обнаруживать изменения, происходящие с объектам

объектами или

явлениями.

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

14.03

50



Природа и ее сезонные изменения




В лес по ягоды пойдем

(с. 56-57)

1

Изучение

нового

Знать питательные и целебные свойства ягод.

Уметь приводить примеры

ядовитых ягод своего края.

Иметь представление

о правилах сбора ягод

Обосновывать высказанное суждение

высказанное

суждение.

Текущий.

Индивидуальный

опрос

18.03

51

В лес по ягоды пойдем

(с. 56-57)

1

Комбинированный

Знать питательные и целебные свойства ягод.

Уметь приводить примеры

ядовитых ягод своего края.

Иметь представление

о правилах сбора ягод

Работать с учебными,

художественными и

научно-популярными

текстами.

Текущий.

Заполнение дневников

наблюдений

01.04

52

С лукошком за грибами

(с. 58-59)

1

Изучение

нового

Знать признаки и названия грибов, правила сбора грибов.

Уметь различать съедобные

и несъедобные грибы, приводить примеры съедобных

грибов своего края

Обосновывать

высказанное

суждение.

Искать (проверять)

необходимую

информацию в

справочниках,

художественной

литературе.

Текущий.

Индивидуальный опрос

Наблюдение

04.04

53

С лукошком за грибами

(с. 58-59)

1

Урок-

игра

Знать признаки и названия грибов, правила сбора грибов.

Уметь различать съедобные

и несъедобные грибы, приводить примеры съедобных

грибов своего края

Обосновывать

высказанное

суждение.

Искать (проверять)

необходимую

информацию в

справочниках.

Текущий.

Индивидуальный опрос

Наблюдение

08.04

54

Зеленая аптека

(с. 60-61)

1

Изучение

нового

Знать лекарственные

растения, о целебной силе растений, правила сбора.

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.

Текущий.

Заполнение дневников наблюдений

11.04

55



Природа и ее сезонные изменения




Зеленая аптека

(с. 60-61)

1

Урок-

викторина

Иметь представление

о приемах использования

лекарственных растений

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.

Текущий.

Индиви-

дуальный

опрос

15.04

56

Природа и мы

(с. 62-63)

1

Изучение

нового

Знать, что обозначает термин «экология», что человек и его отношение к природе влияет на то, будут ли жить или исчезнут растения, животные

Выполнять инструкции

инструкции,

точно следовать

образцу и

простейшим

алгоритмам.

Тест. З-е задание

(5 минут)

18.04

57

Природа и мы

(с. 62-63)

1

Экскурсия

Уметь соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий

Знать виды и формы помощи человека природе

Наблюдать

объекты и

явления окружающего

окружающего

мира, обнаруживать

изменения.

Текущий.

Заполнение дневников

наблюдений

25.04

58

Природа и мы

(с. 62-63)

1

Комбинированный

Уметь соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий

Знать виды и формы помощи человека природе

Сравнивать

отдельные признаки

объекта или

явления,

анализировать

результаты.

Текущий.

Индивидуальный опрос

29.04

59

Красная книга

1

Изучение нового

Знать растения и животных родного края, занесенных в Красную книгу.

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

02.05

60



Наша родина - Россия




Родной край

1

Комбинированный

Знать название нашей планеты, родной страны, региона, где живут обучающиеся, родного города. Уметь описывать достопримечательности родного края.

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

06.05

61

Наша родина - Россия (с. 64-65)

1

Комбинированный

Знать название государства, его столицы, главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль). Уметь описывать достопримечательности столицы России

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.

Текущий. Индивидуальный опрос

09.05

62

Государственная символика (с. 66-67)

1

Изучение нового

Знать государственную символику России; первый куплет и припев гимна России.

Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов России

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

13.05

63

Москва - столица нашего государства

(с. 68-71)

1

Изучение нового

Знать столицу государства, сердце Москвы - Кремль,

главную площадь столицы.

Уметь описывать досто-

примечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы

Обосновывать высказанное суждение

Текущий. Заполнение дневников наблюдений

16.05

64

Москва - столица нашего государства (с. 68-71)

1

Урок-путешествие

Знать столицу государства, сердце Москвы - Кремль,

главную площадь столицы.

Уметь описывать досто-

примечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы

Работать с художественной и учебной литературой.

Текущий. Индивидуальный опрос

20.05

65



Наша родина - Россия




Экскурсия в город (с. 72-73)

1

Экскурсия

Знать правила поведения во время движения по городу; виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус).

Иметь представление об основных достопримеча-

тельностях своего края

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

информацию в

справочниках,

художественной

литературе.

Текущий. Индивидуальный

опрос

23.05

66

Обобщение «Мы

и окружающий

мир»

1

Урок-

отчет

Знать правила членов клуба

«Мы и окружающий мир».

Уметь подписывать конверт и писать письмо

Обосновывать высказанное суждение

высказанное

суждение.

Тематический

25.05























Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающие научатся:

  • Сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

  • Различать предметы и выделять их признаки;

  • Проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;

  • Объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;

  • Сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

  • Называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

  • Проводить несложные наблюдения за природными изменениями и проявлениями, как смена дня и ночи, смена времён года;

  • Называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;

  • Описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений)

  • Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времён года;

  • Приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;

  • Приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений)

  • Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»

Обучающие получат возможность научиться:

  • Различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;

  • Называть органы чувств человека и их основные признаки;

  • Называть и характеризировать условия, необходимые для жизни растений и животных;

  • Проводить индивидуальные наблюдения и опыты исследования на выявление признаков предметов;

  • Оказать помощь птицам в зимнее время года;

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающие научатся:

  • Проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и своё место в классе;

  • Различать и оценивать формы поведения, которые допустимы и недопустимы в школе: до урока, на уроке, на перемене;

  • Оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;

  • Называть имя своего города (села, посёлка) и название своей улицы;

  • Называть столицу России, приводить примеры её достопримечательностей;

  • Узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;

  • Выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна;

Обучающие научат возможность научиться:

  • Выполнять правила поведения, которые допустимы в школе( до уроков, на уроке, на переменах) и в других общественных местах;

  • Подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;

  • Называть имя своего края, посёлка (села, города), название своей школы, адрес школы;

  • Называть столицу России, рассказывать о её достопримечательностях;

  • Узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;

  • Рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, посёлку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного села;

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающие научатся:

  • Называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер (адрес) школы;

  • Использовать мобильный телефон для связи с родителями;

  • Выполнять правила перехода проезжей части улицы;

  • Называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;

  • Называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул( тонкий лёд, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба)

  • Проводить примеры распространённых шляпочных несъедобных грибов своего края;

  • Рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы;

Обучающие получат возможность научиться:

  • Называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;

  • Использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или родителями;

  • Соблюдать правила перехода проезжей части улицы;

  • Соблюдать правила безопасного поведения на улице;

  • Соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лёд, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба)

  • Проводить примеры распространённых шляпочных несъедобных грибов своего края;

  • Соблюдать привила сбора лекарственных растений;

  • Оказывать первую помощь при укусе пчелы или осы;







Дополнительная литература

О. Н. Федотовой, Г.В. Трафимова, С. А. Трафимов «Окружающий мир»: Методическое пособие. -

М.: Академкнига/Учебник, 2011



© 2010-2022