- Преподавателю
- Начальные классы
- Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузекина Е.В. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Общая характеристика учебного предмета
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
-
Описание места предмета «Основы светской этики» в учебном плане
Предмет «Основы светской этики изучается как модуль в предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4-ом классе (1 час в неделю, 34 часа).
Право выбора предмета предоставляется родителям обучающихся или лицам, официально их заменяющим.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Основы светской этики»
Ожидаемые результаты формирования УУД В области познавательных общих учебных действий обучающиеся получат возможность совершенствовать: - умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; - навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; - логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. В области коммуникативных общих учебных действий обучающиеся получат возможность: - совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; - адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; - совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; - совершенствовать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов. В области регулятивных общих учебных действий обучающиеся получать возможность: - совершенствовать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения; - формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. В области личностных общих учебных действий обучающиеся получат возможность: - формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину; - формировать образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; - развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре; - развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе; - развить этические чувства как регулятор морального поведения; - воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание; - развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии; - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов; - развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности; - формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям. Формы и виды организации учебной деятельности на уроках Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:
- словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
- наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
- практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
- репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
- индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
- презентация творческой работы;
- итоговая контрольная работа в виде теста.
6. Содержание учебного предмета по учебному плану
Урок 1. Россия - наша Родина
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.
Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.
Урок 2. Что такое светская этика?
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: культура, мораль, этика
Урок 3. Мораль и культура
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: мораль, культура.
Урок 4. Особенности морали
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: культура, материальная культура, духовная культура, мораль.
Урок 5-6. Добро и зло
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия, гуманность.
Урок 7-8. Добродетель и порок
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.
Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного достоинства.
Урок 9. Свобода и моральный выбор человека
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.
Урок 10. Свобода и ответственность.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.
Основные термины и понятия: Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.
Урок 11. Моральный долг.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: Моральный долг. Моральная обязанность.
Урок 12. Справедливость.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа.
Основные термины и понятия: Справедливость. Моральные правила справедливого человека.
Урок 13 Альтруизм и эгоизм.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: Эгоизм. Альтруизм. Разумный эгоизм .
Урок 14. Дружба.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.
Основные термины и понятия: Добродетельные отношения. Дружба.
Урок 15. Что значит быть моральным?
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.
Основные термины и понятия: Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.
Урок 16-17 . Подведение итогов. Презентация проектов.
Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему.
Средства наглядности: выставка творческих работ.
-
Организация деятельности учащихся
-
Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание
-
Подведение итогов урока.
Задание на дом: редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала.
Урок 18. Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
Средства наглядности: образец родового древа, родового герба.
Основные термины и понятия: Род. Семья. Фамилия. Родословная.
Урок 19. Нравственный поступок.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Средства наглядности: иллюстрации в пособи для учащихся.
Основные термины и понятия: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.
Урок 20. Золотое правило нравственности.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Средства наглядности: иллюстрации в пособии для учащихся.
Основные термины и понятия: Золотое правило нравственности.
Урок 21. Стыд, вина и извинения.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи
Средства наглядности: иллюстрации в пособии для учащихся.
Основные термины и понятия: Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.
Урок 22. Честь и достоинство.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: Честь. Достоинство. кодекс чести .
23. Совесть
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля.
Урок 24-25. Нравственные идеалы: образ богатыря, рыцарей, джентльменов.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.
Средства наглядности: картина В.М. Васнецова «Три богатыря»Урок 25. Джентльмен и леди
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: джентльмен, леди
Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.
Средства наглядности: фрагменты видеофильмов.
Урок 27 Этикет.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: Этикет. Образец. Правила этикета.
Средства наглядности: иллюстрации в пособии для учащихся.
Урок 28. Семейные праздники.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.
Средства наглядности: фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов семейных праздников).
Урок 29. Жизнь человека - высшая нравственная ценность.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Основные термины и понятия: государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.
Урок 31. Презентация проектов по теме «Моя семья - моя опора».
Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом.
Выбор тем для индивидуальных творческих работ.
Урок 32. Презентация проектов по теме «Моя родина - Россия»
Выступление обучающихся со своими творческими работами.
Урок 33. Презентация проектов по теме «Этикет в моей жизни», «Семейные праздники».
Выступление обучающихся со своими творческими работами.
Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
Выступление обучающихся со своими творческими работами.
7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
«Основы светской этики»
№
Тема урока
Основное содержание
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Планируемые результаты
Дата
план
дата факт.
1
Россия - наша Родина.
Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса.
Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»
Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
2
Что такое светская этика?
Дискуссия Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.
Творческая работа «Составление предложений со словами культура».
Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. Уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
3
Мораль и культура.
Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
Знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Развитие навыков сотрудничества
4
Особенности морали.
Беседа, режиссёрская игра «Смотритель за моралью»
Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно- нравственной культуры»
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
5
Добро и зло.
Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Дискуссия
Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»
Понимать и сопереживать чувствам других людей, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
6
Добро и зло.
7
Добродетели и пороки.
Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали
Групповая работа «Работа со словарями»
Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их»
Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов.
8
Добродетели и пороки
9
Свобода и моральный выбор человека.
Дискуссия «Главная добродетель в жизни человека....» Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей
Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор».
Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.
10
Свобода и ответственность.
Диспут « Условия, при которых возможно ответственное поведение»
Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности»
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
11
Моральный долг.
Моральные и этические требования,
предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях.
Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг»
Уметь осознавать ценности человеческой жизни. излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
12
Справедливость.
Моральные и этические требования,
предъявляемые к человеку в светской культуре Развивают представление о морали и нравственности.
Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия»
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
13
Альтруизм и эгоизм.
Моральные и этические требования,
предъявляемые к человеку в светской культуре Развивают представление о морали и нравственности.
Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма»
Работа в группах над содержанием сказок.
Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
14
Дружба.
Моральные и этические требования,
предъявляемые к человеку в светской культуре Развивают представление о морали и нравственности.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, избирательность, порядочность, доверие, честность, ответственность.
Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
15
Что значит быть моральным?
Важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.
Самостоятельная работа Продолжить предложение «Быть моральным - это значит ...»
Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
16
Итоговая презентация творческих работ
Моральные и этические требования,
предъявляемые к человеку в светской культуре Развивают представление о морали и нравственности.
Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы. Творческая деятельность учащихся
Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную
17
Обобщение по теме: Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
18
Род и семья - исток
нравственных
отношений
Взаимосвязь родственных отношений.
Ответы на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету
Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи;
19
Нравственный поступок
Взаимосвязь между мотивом и целью поступка.
Беседа «Проделки Карлсона» с точки зрения признаков нравственного поступка». Игровые ситуации.
Самостоятельная работа: выписать из пособия пять компонентов нравственного поступка
Иметь представление о понятиях: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.
20.
Золотое правило нравственности
Дискуссия. Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества Игровые ситуации по сюжету сказки А.Толстого «Золотой ключик»
Самостоятельная работа: выписать из пособия золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке
Ориентироваться в ситуациях морального выбора Уметь применять золотое правило нравственности.
21.
Стыд, вина и извинения
Дискуссия. Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.
Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу). Учатся толерантному отношению друг к другу. Беседа по произведению Ф.Решетникова «Опять двойка»
Уметь анализировать понятие с выделением существенных и несущественных признаков. Усвоение понятий «стыд», «вина». Умение оценивать поступки героев произведений
22
Честь и достоинство
Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики. Проект «Спортсмены России»
Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу Словарный диктант с элементами игры: кто больше вспомнит понятий, изученных на предыдущих уроках.
Уметь формулировать собственное мнение о достоинстве, кодексе чести
23
Совесть
Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики.
Ролевая игра.
Самостоятельная работа: составить план статьи
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Уметь различать понятия стыд и совесть.
24
Нравственные идеалы
Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики
Работа в группах.
Самостоятельная работа: составить 5-6 предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей
Умение анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами светской этики
25
Нравственные идеалы
26.
Образцы нравственности в культуре Отечества
Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики. Анализ отрывков из литературных произведений
Ролевая игра : Рыцари, джентльмены, леди.
Знание норм-образцов нравственного поведения в культуре России. Умение работать с источниками информации
27.
Этикет
Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики. Анализ отрывков из литературных произведений
Работа в парах. Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов построения высказывания. Работа в группах.
Совершенствуют умения в области коммуникации
Иметь представление о понятии этикет, о значении речи для этикета
Знать правила этикета, которые должен соблюдать школьник
28
Семейные праздники
Появление праздников, их значение в семье и в стране. Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики.
Творческая работа «Подарок»
Иметь представление о понятиях Праздник, подарок, праздничный ритуал.
Понимать значение праздников в стране и в семье.
29
Жизнь человека - высшая нравственная ценность
Жизненные ситуации, нравственные проблемы в истории, повседневной жизни и сопоставлять их с нормами светской этики.
Работа в группах. Совершенствуют умения в области работы с источниками информации.
Понимать значение нравственных ценностей человека Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
30
Любовь и уважение к Отечеству
Многообразие национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.
Работа в парах. Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов построения высказывания. Работа в группах.
Совершенствуют умения в области коммуникации
Иметь представление о понятиях государство, гражданин. Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
31
Духовные традиции многонационального народа России
32
Итоговая контрольная работа
Проверка усвоения предметных знаний и умений.
Самостоятельная деятельность
33-34
Тематические творческие работы учащихся
Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.
Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы
Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную
8 . Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
«Основы светской этики» Пособие для учащихся. - М., 2011
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. - М., 2009
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. - М., 2009
Йоффе А.Н., Мишина И.А. «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Учебно-методическое пособие. - М. АПКиППРО, 2012.